Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:22, реферат
Русское средневековье охватывает длительный период: со времени возникновения Киевской Руси (IX в.) до XVII в. Истоки же средневековой культуры восходят к самобытной культуре восточно-славянских племен докиевского периода.
Введение………………………………………………………………..3
1.Архитектура и исторические памятники Владимирского
княжества…………………………………………………………….…4
2.Владимирский князь Андрей Боголюбский………………………..9
2.1Отношения с церковью …………………………………………...12
2.2Культура при Андрее Боголюбском……………………………..12
3.Всеволод Большое Гнездо и его политика……………………...…15
3.1Отношения князя Всеволода с Новгородом…………………..…18
3.2Отношения князя Всеволода с Волжской Болгарией…………...18
3.3Всеволод и половцы………………………………………………19
4. Православная церковь и ее роль во Владимирском
княжестве………………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………...25
4. Православная церковь и ее роль во
Владимирском княжестве.
События 1237-1240 гг. были едва ли не самыми трагическими в многовековой истории русского народа. В результате истребления и увода в плен массы ремесленников была подорвана важная отрасль материальной культуры- ремесло, основанное на ручной технике. Многие секреты ремесленного производства , передававшиеся от отца к сыну, были утрачены.
В результате погромов, устраиваемых монголо-татарами, и пожаров погибло огромное количество памятников письменности. Пережили упадок живо-
4)http://ru.wikipedia.org/
пись, прикладное искусство и другие области культуры. Однако, монголо-татары, нанеся огромный ущерб русской культуре, не смогли уничтожить ее совсем.
Большую роль в развитии культуры играла церковь. Именно церковь оставалась единой для всех русских земель организацией, православие было знаменем борьбы со всеми «неверными».
В годы монголо-татарского ига положение церкви было неоднозначным. В летописях содержатся известия о поголовном уничтожении черного и белого духовенства во время захвата городов. Естественно, в пылу сражений завоеватели не отделяли лиц духовного звания от остального населения. В частности, во время захвата Суздаля монголо-татары «старых монахов и монахинь, и попов, слепых, и хромых, и горбатых, и больных, и всех людей убили, а юных монахов и монахинь, и попов, и попадей, и дьяконов и жен их, дочерей, и сыновей- всех увели в станы свои». Нашествие было воспринято как грандиозная катастрофа. Церковь объявила его «наказанием Божьим», призывала покаяться и жить «как велит Бог». Среди представителей духовенства были мужественные люди, до конца выполнившие свой долг. В подожженном монголо-татарами Успенском соборе погиб владимирский епископ Митрофан, «погаными» были убиты рязанский и переяславский епископы. ростовский епископ Кирилл пережил страшную зиму 1237-1238 гг. в безопасных северных лесах, на Белоозере.
В это тяжелое для страны время церковь выступала хранительницей национальной культуры. При митрополичьей кафедре, а возможно и при Успенском соборе во Владимире не прекращалось летописание.
Вместе с тем авторитет церкви значительно уменьшился в результате настойчивых обращений духовенства к народу с призывами к терпению и покорности Орде. Падению авторитета содействовало и «неправедное» поведение самих служителей церкви, которые и до татарского нашествия отличались продажностью, пьянством, развратом, занимались ростовщичеством. Борьбу с этим злом и восстановление авторитета церкви и преследовал состоявшийся в 1274 г. во Владимире церковный собор. Сам факт собрания высших иерархов церкви во Владимире свидетельствовал о высоком престиже и большом влиянии этого северо-восточного города на общерусские дела.
На собор прибыли иерархи из Великого Новгорода, Полоцка, Владимиро-Суздальской Руси. Внешним поводом для созыва собора было поставление епископом владимирским , суздальским и нижегородским архимандрита Киево-Печерского монастыря Серапиона. Митрополит Кирилл, выступая на соборе, отмечал, что он много видел и слышал «неустроения и грубости в святых церквах». С попов, дьяконов, игуменов брали деньги за их назначения, наместников и десятинников, занимавшихся церковными сборами, также поставляли «по мзде». На соборе было принято решение выбирать священнослужителей из числа людей достойных, предварительно выяснив, не грешны ли они «блудом, убийством, ростовщичеством».
Серапион пробыл во главе владимирской епископии всего год (1274-1275 гг.). В последние годы жизни Серапионом были написаны пять «слов», поучений , в которых отразились бедствия Русской земли: Бог навел на нас народ безжалостный, народ лютый… Кровь отцов и братьев наших, будто вода в изобилье насытила землю, сила наших князей и воевод исчезла, воины наши, страха исполняясь, бежали…». Особо осуждает Серапион тех, кто в час всеобщей скорби остается корыстным, думает только о себе: «Даже язычники, Божьего слова не зная, не убивают единоверцев своих. Мы же считаем себя православными, и заповедь Божью зная, неправды всегда преисполнены: братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем. Окоянный, кого поедаешь? Не такого ли человека, как ты сам?» следуя церковной традиции, Серапион видел путь к нравственному возрождению, прежде всего в покаянии и очищении от злых помыслов: «Не возгордитесь, не воздайте злом на зло».
С 1299 г. Владимир официально становится местом пребывания русских митрополитов, хотя титул их- митрополит киевский- оставался без изменения. Первым митрополитом, похороненным во Владимире, был Максим[2].
Вторая половина XII века была порой расцвета культуры Владимирской Руси, обусловленного прогрессивной политикой «владимирских самовластцев», вступивших, опираясь на союз с горожанами и мелким дворянством, в борьбу за господство на Русской земле против дробивших страну сил феодальной знати. Эта борьба отвечала и интересам крестьянства, истощенного разорительными междукняжескими усобицами. Она определила и блестящее развитие архитектуры и искусства и дала почву для оживленной литературной деятельности.
Доказательству церковного значения Владимирской земли посвящена напряженная литературная работа владимирских соборян по сочинению различных сказаний о «чудесах» Владимирской иконы, произведений, связанных с упрочением культа убитого в XI веке восставшими горожанами рос-
2. учебное пособие
Владимирский институт
товского епископа Леонтия, своего северного «мученика», по составлению церковных слов и служб, новому владимирскому празднику Покрова богородицы, наконец, великолепной по своему трагизму и стилю повести того же попа Микулы об убийстве боярами князя Андрея Боголюбского. Во всех этих сочинениях чувствуется большая художественная культура, опирающаяся на опыт киевской литературы и традиции народного творчества; все они пронизаны единой политической идеей - о правах Владимира на господство во всей Русской земле, идеей ее единства. Но силы феодального дробления взяли верх, и после кончины Всеволода III единство Владимирской земли было нарушено. Это в немалой степени определило неотвратимость надвигавшейся из степей страшной беды.
В 1238 году на Владимир обрушились полчища татар. После упорной осады город был взят, ограблен и сожжен. Однако и после этой катастрофы он остается в сознании людей того времени центром Северо-Восточной Руси и сокровищницей ее политических и культурных традиций[7].
7)http://www.neuch.ru/referat/
1. «История и культура Отечества IX-XX вв.» уч. Пособие в 2 ч/
В.В.Гуляева, И.И.Шулус, Е.В.Попова и др. под редакцией В.В.Гуляевой. Владимирский гос.ун-т; г.Владимир, 2001г. ч.1,
стр.40-45
2. учебное пособие
Владимирский институт
Н.В.Киприянова, часть 2- Д.И.Копылов, часть 3- Е.М.Петровичева,
А.К.Тихонов, В.В.Головкин, стр. 19-23,75-81
3. «Культура
Владимирского края с
Под редакцией В.В.Гуляевой; Владимир.гос.ун-т. Владимир, 2001г.
стр.3 стр. 66-79
4.http://ru.wikipedia.org/
5.http://ru.wikipedia.org/
6. http://www.patriarchia.ru/db/
7)http://www.neuch.ru/referat/
Информация о работе Владимирская земля во второй половине XII начале XIII века