И в самом деле,
современники хорошо видели,, что неудачи
Андрея под Новгородом и Киевом произошли
не из-за недостатка материальных средств,
а из-за упрямого нежелания вести гибкую
политику. При всем своем уме и изворотливости
Андрей не установил прочного порядка
в русских землях. Современники считали,
что единственным побуждением всей его
деятельности было властолюбие. Прошло
немало лет, прежде чем семена посеянной
им политики уже в новых исторических
условиях дали обильные всходы и привели
к сплочению Русской земли вокруг Москвы.
Пока же непреклонная суровость Андрея
во всех вызывала трепет и ненависть, и
окружавшие его бояре не были тут исключением.
Однажды Андрей казнил одного из ближайших
родственников своей жены, Кучковича.
Тогда брат казненного Яким Кучкович вместе
с зятем своим Петром и некоторыми другими
княжескими слугами решил избавиться
от своего господина. К заговору вскоре
пристали домашние слуги князя - некий
яс (осетин) по имени Анбал и еще какой-то
иноземец по имени Ефрем Моизич. Всего
же заговорщиков было двадцать человек;
они говорили: "Нынче казнил он Кучковича,
а завтра казнит и нас, так помыслим об
этом князе!" Кроме злобы и опасения
за свою участь заговорщиков побуждала
и зависть к любимцу Андрееву, какому-то
Прокопию. 28 июня 1175 года, в пятницу, в обеденную
пору, в селе Боголюбове, где обыкновенно
жил Андрей, собрались они в доме Кучкова
зятя Петра и порешили убить князя на другой
день, 29-го ночью. В условленный час заговорщики
вооружились и пошли к Андреевой спальне,
но ужас напал на них, они бросились бежать
из сеней; зашли в погреб, напились вина
и, пьяные, пошли опять к сеням. Подошедши
к дверям спальни, один из них начал звать
князя: "Господин! Господин!", чтоб
узнать тут ли Андрей. Тот, услышав голос,
спросил: "Кто там?" Ему отвечали:
"Прокопий". "Мальчик, - сказал тогда
Андрей спавшему в его комнате слуге, -
ведь это не Прокопий?" Между тем убийцы,
услыхавши голос Андрея, начали стучать
в двери и выломали их. Андрей вскочил,
хотел схватить меч, который был всегда
при нем (тот меч принадлежал прежде св.
Борису), но меча не было. Ключник Анбал
украл его днем из спальни. В то время,
когда Андрей искал меч, двое убийц вскочили
в спальню и бросились на него, но Андрей
был силен и уже успел одного повалить,
как вбежали остальные и, не различив сперва
впотьмах, ранили своего, который лежал
на полу, потом бросились на Андрея; тот
долго отбивался, несмотря на то, что со
всех сторон секли его мечами, саблями,
кололи копьями. "Нечестивцы, - кричал
он им. - Зачем хотите сделать то же, что
Горясер? Какое я вам зло сделал? Если прольете
кровь мою на земле, то Бог отметит вам
за мой хлеб". Наконец Андрей упал под
ударами; убийцы, думая, что дело кончено,
взяли своего раненого и пошли вон из спальни,
дрожа всем телом, но, как скоро они вышли,
Андрей поднялся на ноги и пошел под сени,
громко стеная; убийцы услыхали стоны
и возвратились назад, один из них говорил:
"Я сам видел, как князь сошел с сеней".
"Ну так пойдемте искать его," - отвечали
другие; войдя в спальню и видя, что его
тут нет, начали говорить: "Погибли мы
теперь! Станем искать поскорее". Зажгли
свечи и нашли князя по кровавому следу:
Андрей сидел за лестничным столпом; на
этот раз борьба не могла быть продолжительной:
Петр отсек князю руку, другие прикончили
его.
Похоронен в
построенной им церкви Богородицы (Успенском
соборе) во Владимире[5].
5)http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
3.Всеволод Большое Гнездо
и его политика.
Всеволод Большое
Гнездо (1154-15 апреля 1212), Великий князь
Владимиро-Суздальский. (Княжил с 1176 по
1212 год) Младший сын Юрия Долгорукого,
внук Владимира Мономаха. сводный брат
Андрея Боголюбского, византиец по матери.
Жёны - дочь половецкого хана Аепы и Ольга
– дочь византийского императора Иоанна
Комнина. Имел большое потомство - 12 детей
(в т.ч. 8 сыновей), поэтому получил прозвище
"Большое Гнездо".
Всеволод Юрьевич Большое Гнездо родился
22 октября 1154 года. В крещении получил
имя Дмитрий. Отец его Юрий Долгорукий
узнал о рождении сына во время большой
охоты на Яхроме. Обрадованный князь повелел
заложить на этом месте город, назвав его
Дмитров, в честь христианского имени
новорожденного. Спустя год Всеволод стал
ростовским князем, но в 1161 году его жизнь
резко изменилась. Старший сын покойного
Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский
(сводный брат Всеволода), унаследовавший
после смерти отца власть над Ростово-Суздальской
землей, древним Залесским краем, изгнал
семилетнего Всеволода вместе с матерью,
"грекыней", византийской принцессой
Ольгой и братом Михалком (Михаилом) Суздальским.
Тогда же изгнан был и епископ Леон. По-видимому,
бояре и духовные лица из окружения младших
Юрьевичей стали претендовать на участие
в управлении страной, что не понравилось
хотевшему быть "самовластцем" Андрею.
До самой смерти Андрея Боголюбского в
1174 году дорога на родину Всеволоду Юрьевичу
была заказана...
В изгнании юный князь жил первоначально
в Константинополе у византийского императора
Мануила, затем в принадлежавших империи
ромеев славянских городах на Дунае, потом
у другого брата, великого киевского князя
Глеба Юрьевича. В эти годы он владел небольшой
крепостицей Городцом Остерским, участвовал
в междоусобной войне суздальских и черниговских
князей с укрепившимися в Киевской земле
Рюриком, Давыдом и Мстиславом Ростиславичами.
Действия и самого Всеволода, и других
союзных князей оказались неудачными.
Лишь однажды в 1173 году всего на пять недель
Всеволоду удалось овладеть золотым киевским
"столом", но затем он вновь был выбит
оттуда Ростиславичами.
На этот раз ему пришлось постичь и горечь
поражения, и даже плена. Потеряв свои
города, Всеволод и Михалк отъехали в Чернигов
к Святославу Всеволодовичу. Здесь тогда
жили и их племянники Ярополк и Мстислав,
также не имевшие своих волостей.
Горек хлеб изгнанника, живущего из милости
у чужого князя, но иного выхода у Всеволода
тогда не было. Ситуация изменилась только
после мученической кончины Андрея Боголюбского
и начавшейся смуты в Суздальской земле.
После смерти Андрея Боголюбского Всеволод
принимает участие в споре за престол
Владимиро-Суздальской земли и вскоре
двадцатитрехлетний князь утверждает
свою власть. В межкняжеском споре решался
вопрос не только, кто станет управителем
в волости, но и какой город – прежняя
столица Ростов или новая Владимир – станет
столицей. Победил Всеволод и поддержавшие
его владимирцы, таким образом, линия Андрея
Боголюбского была продолжена. У победы
Владимира над Ростовом было еще такое
следствие, как ослабление значения вече
и усиление роли князя, как единоличного
правителя, так как вечевые традиции были
сильнее в проигравшем Ростове и слабее
во Владимире. Другим начинанием Всеволода
на столе князя Владимиро-Суздальского
в русле политики Андрея стало изгнание
Всеволодом из пределов княжества своих
племянников.
Южная политика
Всеволода - это отношения с Киевом и Русской
землей (то есть землей вокруг Киева). Это
одна из важнейших сторон политики княжества
конца XII - начала XIV века. Эти отношения
начались со столкновения киевского князя
Святослава Всеволодовича с Всеволодом
Юрьевичем.
В 1180 году Всеволод узнал, что рязанский
князь тяготеет в своей политике к киевскому
князю, в то время как обещал быть младшим
товарищем князю Владимиро-Суздальскому.
Всеволод изгоняет из Рязани зятя киевского
князя Святослава и заковывает в оковы
его сына. Святослав киевский, узнав об
этом, выступает в поход на Владимир, оскорбленный
еще и тем, что оказывал раньше покровительство
Всеволоду, давал ему приют у себя в городах
и помогал в борьбе за власть во Владимире.
Два русских войска сошлись у Переяславля
и приготовились к битве. Южные дружины
отличались своим натиском в чистом поле,
поэтому осторожный Всеволод выбрал оборонительную
тактику – выбрал место, укрепленное природой,
построил дополнительно полевые укрепления,
где и поставил войска. Не решившись нападать,
киевские дружины простояли две недели
и повернули назад. Через два года князья
заключили мир, Владимир отпустил сына
Святослава, тот, в свою очередь, признал
Рязань Владимиро-Суздальской вотчиной.
В будущем, в 1194 году, Святослав киевский
уже спрашивает разрешение у Всеволода
покарать Рязань и, получив отказ, отменяет
поход.
После смерти Святослава, Всеволод посылает
в Киев своих бояр, которые сажают там
на княжение лояльного к Владимиро-Cуздальской
земле князя. Однако последовавший союз
киевского князя и галицких князей обеспокоил
Всеволода, и он пытается разжечь распри
внутри нового союза. Всеволод претендует
на часть городов в южных землях, которые
киевский князь уже отдал галицкому. Опасаясь
недовольства могущественного Всеволода,
киевский князь выпрашивает назад у галицкого
князя город Торчевск, описав ему серьезность
положения. Торчевск передают Всеволоду,
который сразу отдает его сыну киевского
князя. Почувствовав себя обманутым, галицкий
князь Роман начинает войну с Киевом, чего
и добивался Всеволод. Поддерживая сначала
Киев, потом Галицкого Романа, Всеволод
устраняет мощного конкурента Владимиро-Суздальской
земле на Юге. Под действиями галицкого
князя и владимиро-суздальского, Киев
окончательно теряет свое значение первого
города Руси.
Рассматривая политику Всеволода по отношению
к Киеву, надо сначала сказать о внутреннем
политическом положении княжества. В чем
оно заключалось? Оно заключалось во взаимоотношениях
князя и боярства, так как бояре всегда
играли отнюдь не последнюю роль в княжестве
и представляли собой довольно мощную
силу. Всеволод III не вступал в открытую
борьбу с боярством, наоборот, даже пользовался
его советами. Однако иногда в источнике
мы встречаем словосочетание «его бояре»
, которое может свидетельствовать о том,
что князь на самом деле подчинил себе
владимирское боярство, сумел обуздать
его, установив в своем княжестве единоличную
власть. А вот народное собрание - вече
- не всегда было довольно поступками князя.
Впрочем, князь.практически всегда уступал
ему. Важным показателем соотношения сил
Киевского и Владимирского княжеств является
случай с поставлением епископа. Всеволод
сам выбирает кандидата и не считается
с мнением Киевского митрополита. Самое
главное то, что Киев уступает Всеволоду.
Из летописей известно,
что раньше таких случаев не было. Испокон
веков киевский митрополит сам назначал
епископов во все епархии (за исключением
Новгорода; впрочем, Новгород всегда был
исключением), как владыка, митрополия
которого находилась в центре великого
княжения, что немаловажно. Интересно,
что если в первый раз митрополит колебался,
то во второй – без возражений поставил
епископом того, кого хотел Всеволод: «
Посла благоверный христолюбивый великий
князь Всеволод… к Киеву Святославу ко
Всеволодичю и к митрополиту Никифору
отца своего духовного Иоанна на епископьство.
Это напоминает именно независимый Новгород,
в котором епископ выбирался без участия
Киева и лишь затем в Киев посылалась просьба
о его хиротонии. Отсюда можно сделать
вывод, что власть Владимиро-Суздальского
князя не слабела и даже не стояла на месте,
а наоборот, усиливалась и крепла.
В киевской междоусобице
при Рюрике Ростиславиче Всеволод внешне
поддерживал Ростиславичей, однако, как
только начиналась война, он сразу же принимал
мирные предложения Ольговичей. Это потому,
что ему нужна была вражда и бессилие князей
Южной Руси. Он не обращал внимания на
свои обязательства. И города Рюрика ему
были нужны только для того, чтобы таким
образом ослабить своих соперников. Всеволод
наводил порядок в Русской земле не всегда
достойными способами. Иногда, чтобы удержать
власть, ему приходилось быть коварным.
Известно, как ловко он поссорил, «стравил»
Рюрика Ростиславича с Романом Волынским.
Тем не менее, несмотря на способы достижения
поставленной цели, задуманное ему удавалось:
Рюрик даже не посмел вступить в свои права
без воли на то Всеволода III, признавая
тем самым его старшинство.
3.1Отношения
князя Всеволода с Новгородом.
Еще сложней и необычней складывались
отношения Всеволода III и Новгорода. На
протяжении практически всей истории
существования этого княжества не находилось
такого князя, которому хоть в какой-то
степени удалось бы подчинить его. Это
государственное образование все время
было самостоятельным и независимым. Высшим
органом власти в Новгороде в то время
было вече, а не князь, как в Северо-Восточной
Руси. Вече имело право пригласить понравившегося
князя, а могло и изгнать его. И вот, князь
Всеволод сделал то, что до него не удавалось
сделать никому, даже мечтавшему об этом
Андрею Боголюбскому. Он в какой-то мере
подчинил себе на несколько лет Новгород.
Два раза в 1178 и 1187
годах Всеволод ходил на Новгород, сжигал
город Торжок, собирая большую добычу
и пленных. Новгород был вынужден подчиниться
и взять себе на княжение указанного Всеволодом
князя.
Однако, конечно же, это подчинение не
было полным. Новгородцы пытаются противостоять
Всеволоду, нарушают крестоцелование.
Старые традиции продолжают существовать,
как бы послушна Новгородская земля не
была.
Уже после того, как новгородцы целовали
крест, летопись говорит нам о призвании
нового князя. В 1195 году Новгородцы вновь
ослушались и выгнали князя, однако уже
через два года они были вынуждены ехать
к Всеволоду во Владимир мириться и вернулись
назад со старым князем. Это происходило
потому, что свободолюбивым гражданам
Новгорода, привыкшим к самостоятельности,
в тягость было ощущать над собой могучую,
властную руку Всеволода III или кого-нибудь
другого. Однако Всеволод и не претендовал
на полное владычество над Новгородом.
Он пытался сохранить стабильность и относительное
спокойствие в Русской земле. Как мудрый
князь, Всеволод понимал, что для этого
ему необходимо считаться с мнениями и
желаниями новгородского боярства, которое
«привыкло участвовать в общественных
процессах». Однако спокойное подчинение
тоже было не простым. Оно было корыстным
со стороны новгородской знати. Скорее
всего, тесная связь с великим князем была
просто выгодна новгородцам в плане внутренней
и внешней торговли.
И все-таки Всеволод привел
новгородцев к тому, что они сами начали
просить у него князей.
Новгородцы
смогли вернуть себе прежнюю вечевую
и боярскую самостоятельность только
за год до смерти Всеволода, когда князь
стал немощен из-за старости и болезни.
3.2Отношения
князя Всеволода с Волжской
Болгарией.
Внешняя политика Владимиро-Суздальского
князя – это отношения с половцами и Волжской
Болгарией. Вообще, особой динамичностью
в эти века внешняя политика не отличалась.
Вот, например, отношений с Византией источники
не касаются. Возможно потому, что на этом
направлении было спокойно и никаких важных
действий ни с одной, ни с другой стороны
не происходило.
В целом, восточная
(по отношению к Волжской Болгарии) политика
– это не завоевания. Она связана с задачами
владимирской торговли.
Первый поход 1184 года
– грандиозный по размерам. Болгар разгромили
в двух сражениях, как, впрочем, и в последующем
походе 1185 года. Участие в этом походе
свидетельствует об огромном значении
для Владимиро-Суздальской земли «волжского
пути вниз от Ярославля к Городцу Радилову».
То есть, эти отношения хоть и были важны,
но имели чисто торговый характер. И завоевания
были только с этой целью. Ничего нового
мы в этой политике Всеволода не видим.
Можно сказать, что
эти завоевания приносили немалые успехи,
так как территория княжества активно
расширялась на восток.
Однако для нас важным
в этом походе является состав войска,
так как он показывает нам сферу влияния
владимирского князя. Каков он? Это был
объединенный поход нескольких русских
князей под командованием Всеволода III,
в числе которых муромо-рязанские и смоленские
князья: « Пошел князь Всеволод на болгары
с Изяславом Глебовичем, племянником своим,
и с Владимиром с Святославичем, и с Мстиславом
Давыдовичем, и с Глебовичами рязанскими:
с Романом, и с Игорем, и с Всеволодом, и
со Володимером, и с Муромским Володимером;
и пришли в землю Болгарску». То есть, опять
мы видим стремление к подчинению себе
других князей. Ведь скорее всего – это
не добровольные действия; вероятней всего
князья служат Всеволоду по принуждению,
посылают свои полки по его приказу. А
если он подчинил себе рязанских князей,
значит, полновластно распоряжался их
территориями, соответственно, брал на
себя оборону муромо-рязанских пределов.
Кроме того, здесь
можно говорить об умении Всеволода объединяться
с другими князьями против общего врага,
преследуя при этом общие интересы в плане
торговли, что напоминает отдаленно борьбу
с половцами Владимира Мономаха.