Вклад Мюллера в развитие архивного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:17, реферат

Описание работы

Целью данной работы является исследование научной и организационной деятельности Г.Ф. Миллера.
Задачи:
1. рассмотреть сущность реформ Г.Ф. Миллера в архивном деле
2. выяснить значимость деятельности Г.Ф. Миллера для архивоведческой науки

Содержание

Введение 3
1. Исследовательская деятельность Г.Ф. Миллера 4
2. Преобразования Г.Ф. Миллера в архивном деле. Деятельность в Санкт-Петербурге и Москве 11
Заключение 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

библиографияч.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

     Этот  ученый прожил в России с 1725 по 1783 г., и за 58 лет Российское государство  стало его второй родиной. За эти  годы Г.Ф. Миллер внес огромный вклад  в развитие российской науки, в исследование территорий страны в целом и особенно ее азиатской части

     В русской историографии XVIII в. есть историк, который и при жизни,и после  смерти подвергался постоянным нападкам, мнения о котором были очень полярны, но научным наследием которого, несмотря ни на что,активно пользуются многие поколения специалистов, причем не только историков, но и географов, этнографов, лингвистов, - это Герхард Фрид-рих Миллер.

     Миллер  внес существенный вклад в развитие отечественного архивоведения. Им были разработаны принципы систематизации и описания архивных документов, он явился воспитателем первого поколения русских профессиональных архивистов (Бантыш-Каменского Н. Н., В. Ф. Малиновского), фактически основал библиотеку архива (на сегодняшний день одно из ценнейших книжных собраний Москвы), под его руководством архив стал важным научным и культурным центром. Не прекращал он и собственных научных занятий. Московской губернии. Активно занимался Миллер и издательской деятельностью. Под его редакцией вышли труды В. Н. Татищева, А. И. Манкиева, С. П. Крашенинникова, первый русский географический словарь Ф. А. Полунина, ряд изданий исторических источников

     Труды Миллера, хоть они и написаны более  двух веков назад, остаются одни из важнейших источников изучения Сибири, что неизменно отмечается в современной историографии.

     Целью данной работы является исследование научной и организационной деятельности Г.Ф. Миллера.

     Задачи:

     1. рассмотреть сущность реформ  Г.Ф. Миллера в архивном деле

     2. выяснить значимость деятельности  Г.Ф. Миллера для архивоведческой науки

 

1. Исследовательская  деятельность Г.Ф.  Миллера

     Многовековый  опыт российских архивистов вывел простую  истину – любые кардинальные реформы  в жизни страны неизменно ложатся  на их плечи тяжким грузом ответственности  за миллионы архивных дел предшествующего периода.

     За 20-25 лет лет, прошедших после петровских реформ архивы многих городов Сибири пришли в основательное запустение. Это бло отмечено Г.Ф. Миллером. Г.Ф. Миллер был первым исследователем, осуществившим плошное обследование архивов сибирских городов.

     Герхард Миллер родился 29 октября 1705 г. в Герфорде (Вестфалия). Отец его был ректором местной гимназии, где Герхард получил первоначальное образование. Затем будущий российский академик посещал Лейпцигский университет.

     В ноябре 1725г. Миллер приехал в Россию и был определен студентом в только что основанную Академию наук. Поддерживаемый влиятельным Шумахером, он первые годы по приезде преподавал латинский язык, историю и географию в академической гимназии, вёл протоколы академических заседаний и канцелярии, издавал «СПб. Ведомости» с «Примечаниями», рассчитанными на более обширный круг читателей.

     Не  попав в Камчатку, М. объездил главнейшие пункты западной и восточной Сибири в пределах: Березов-Усть-Каменогорск-Нерчинск-Якутск (31 362 версты пути) и тщательно перерыл местные архивы, открыв, между прочим, сибирскую летопись Ремезова. Десятилетнее (1733—1743) пребывание в Сибири обогатило М. массой ценных сведений по этнографии инородцев, местной археологии и современному состоянию края. Особенно важна была вывезенная Миллером громадная коллекция архивных документов, и если сам он использовал только ничтожную часть их, то в течение полутораста лет они служили и продолжают служить доныне важным подспорьем для отдельных учёных и целых учреждений.

     А.Л. Шлёцер, классифицируя различные  поколения ученых-историков, выделял  три основных типа: историк-собиратель, историк-исследователь и историк-повествователь. Г.Ф. Миллер в большей части своих трудов принадлежит к первой группе ученых, чей научный потенциал реализовался в поиске и архивировании разнородного исследовательского материала. Не имея за плечами качественной теоретико-методологической подготовки, или, проще говоря, школы, ему пришлось до многих вопросов доходить в буквальном смысле опытным путем. Он сам признавался, что на первых порах имел весьма смутное представление о том, что ему следовало требовать и о чем спрашивать. В этом случае Миллеру пришлось самому организовать для себя школу, которая посредством анализа повседневной работы приблизила его к пониманию изучаемого предмета. 1

     Примером  становления его этнографического мировосприятия является составленная им, прежде всего для себя инструкция, озаглавленная «О истории народов» предусматривающая изучение происхождения местных народов, их истории, изначальных мест обитания и миграций, религиозных культов, обычаев и обрядов, семейно-брачных отношений, торговых и хозяйственных занятий, ремесел, общественной и военной организации, системы управления, а также графическую фиксацию народной одежды, предметов быта и культовых вещей.

     Перечень  данных исследовательских позиций  указывает на стремление автора к  раскрытию истории, посредством  обращения к информации народоведческого содержания. Дальнейшую методическую разработку принципов полевой работы он продолжил уже в Сибири, подготовив пространную инструкцию из 1287 статей, причем, 923 статьи входят в раздел «Об описании нравов и обычаев». Этнографическая часть его инструкции озаглавлена особо «Наставление о том, на что надлежит обращать внимание при описании народов, в особенности сибирских».

     Практическая  работа самого Миллера с архивами Сибири оставила глубокий след в российском архивововедении. Г.Ф. Миллер ввел в научный оборот такие архивоведческие понятия как «архивные письма», «списки», «архивное дело».Во время экспедиции в Сибирь Г.Ф. Миллер открыл для исторической науки и впервые широко использовал в научных трудах новый вид источника – делопроизводственные материалы сибирских приказных изб XVI в.

     Научной лабораторией, в которой сложилась  его методика, сформировались ХVIII в. взгляды на задачи исторического  труда, были сибирские архивы. С исключительной работоспособностью он извлекал из огромного  количества “архивных писем” необходимые ему данные и на ходу обрабатывал их. На ходу составлял один научный очерк за другим, посылал по дороге из каждого большого города в академию целую кипу ученых “обсерваций” по самым разным вопросам. На живом деле сложился выдающийся исследователь, на непосредственной работе над источником сформировалась отличавшая его техника. Можно сказать, что десять лет Камчатской экспедиции создали Миллера как ученого европейского масштаба.2

     Во  время этой экспедиции вся его  деятельность по собиранию источников по истории, географии и этнографии Сибири была организована согласно требованиям данной ему инструкции. В каждом городе Миллер разбирал архивные документы, снимал копии с интересующих его дел. Работе в архивах предшествовало получение сведений о данном городе и уезде, которые Миллер требовал еще до приезда в город. Анкета, которую Миллер посылал в провинциальные канцелярии Сибири, заключала в себе около 20 вопросов, на которые нужно было дать ответ на основании имевшихся у них дел и переписки. Этот источник получения сведений по географии и истории уезда был расширен собиранием известий при помощи ясачных сборщиков, посылавшихся за сбором ясака и за сведениями, которые были ему необходимы.

     Данная  форма собирания исторических и  географических сведений о местах, которые он не мог сам посетить, иногда заменялась опросом знающих людей, бывавших в тех местах. Миллер применял также личные беседы с представителями местного населения. Общение с разными группами населения давало в руки Миллера не только устные сведения, но и письменные источники. Наряду с собиранием исторических и географических данных Миллер собирал словарные и этнографические материалы, предметы древности, одежду сибирских народов. Он придавал большое значение паралингвистическим средствам, собирал рисунки.

     Результатом десятилетней экспедиции Миллера явился обширный труд по истории Сибири, который он успел довести до 1660 гг. Он создал несколько монографий по отдельным вопросам, являющихся главами незаконченной части его истории, которые выходят далеко за эту хронологическую грань: “История о странах при Амуре лежащих” (1689 г.), “Описание морских путешествий” (до 1749 г.), “Известие о строении крепостей на Иртыше” (до 1720 г.).

     Таким образом, работы Миллера охватывают историю Сибири с периода завоевания. Исходя из своих принципиальных положений, Миллер стремился строить выводы исключительно на показаниях источников и избегал различных догадок, всего того, что “ни по каким историческим известиям доказано быть не может.

     Центром внимания для Миллера являлся  исторический источник, на основании которого он утверждал тот или иной факт. Из-за этого у него устанавливается к источнику какое-то бережное отношение, почти культ. Миллер являлся убежденным и страстным собирателем материалов, и в этом отношении нельзя отказать ему в большом здравом смысле. Собирание материалов в той стадии российской исторической науки было действительно первоочередной задачей. И эту работу он проделал не только добросовестно, но и с увлечением. Он первый приступил к систематическому обследованию архивных фондов и составил грандиозную коллекцию архивных списков о крае. Материалы из сибирских древнехранилищ он пополнял документами, взятыми из частных архивов. Однако, вскоре убедившись, что архивные материалы не простираются до самых древних времен, Миллер стал собирать и анализировать летописи, хронографы, степенные книги.

     Помимо  письменных источников Миллер придавал большое значение устному преданию. Он является одним из первых собирателей  русского и “туземного” фольклора, в его книге постоянно встречаются ссылки на словесные источники – предания или показания очевидцев. Первым из российских историков Миллер обратился к археологии. Он первый оценил важность изучения археологических древностей, изучал не только туземные, но и русские городища, тем самым, опережая археологов. Далее Миллер ставил историю в тесную связь с этнографией. Он не упускал возможности наблюдать за обрядами и изучать религию народов. Он собрал довольно значительную этнографическую коллекцию, которую он передал в Кунсткамеру3.

     Но  самой значительной стороной “Истории Сибири” Миллера является последовательное стремление автора научным путем  разрешить этногенетические вопросы. В этой области он намечает новые  пути, исходя из научных предпосылок  Лейбница и резко порывая со средневековой этнографией, оперировавшей при определении принадлежности к той или иной группе народов исключительно сходством и единообразием обычаев.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно утверждать, что Миллер привлек для исторических работ по краю обширный и разнообразный материал – архивные акты, татарские и монгольские источники, устные предания, данные археологии, этнографии, лингвистики и генеалогии. Собранные Миллером рукописи и книги после его смерти долгое время оставались без должного внимания и не послужили исследователям русской старины богатым материалом. Само существование Миллеровской коллекции было на время почти забыто в ученых сферах. Известны лишь единичные случаи обращения к этому фонду, которые нашли отражение в печатных трудах академика К.М. Бэра. К “портфелям Миллера” обращались С.М. Соловьев, П.Н. Милюков.

     Задачи, которые Миллер ставил перед собой  в области изучения этнической истории  и этнографии сибирских народов, наиболее отчетливо отражены в его  специальных инструкциях. Именно в  них изложен ряд положений, в частности, принципы по которым следует разделять народы. Миллер разработал ряд принципов, по которым он определял этнический состав народа, что позволило ему сделать ряд открытий, многие из которых остались неизвестными исследователям последующего выявлялись ими заново.

     Второй  аспект работы ученого в составе  Академического отряда Великой Северной экспедиции впоследствии оценят как  архивный подвиг. Хорошо понимая значение документальных источников для исторической науки, привитое известным философом и историком И.Б. Менке в Лейпцигском университете16, Г.Ф. Миллер поставил перед собой цель снять копии с наиболее значимых документов, хранившихся в архивах посещаемых городов и заводов. Они составили 35 томов, из которых 34 находятся в Архиве российской академии наук, а один – в российском государственном архиве

     Это тем более вызывает у исследователей повышенный интерес, так как большинство  подлинников этих документов на сегодня  утрачено безвозвратно.

     Не  оставил без внимания ученый и  историю горнозаводского Урала, о чем он пишет сам: «...Получил я о тамошнем горном состоянии столько известий, что мне уже молено было хоть однако нарочито обстоятельную историю и описание Сибирских и Пермских плавильных заводов сочинить по архивам Екатеринбургского главного горного начальства». К сожалению, эту задачу он не сумел реализовать. Сегодня полная опись собранных историком архивных источников приводится в двух томах книги «Актовые источники по истории России и Сибири XVI - XVIII вв. в фондах Миллера». Материалы по истории Уральского края сосредоточены в первом томе в книгах 1, 2, 3 под названием «Опись Верхотурского архива», а также «Опись Екатеринбургской главной канцелярии рудокопных заводов». Большинство этих документов касается заводов Демидовых и Строгановых, земельных споров между ними, прав и привилегий Строгановых (жалованные грамоты).

Информация о работе Вклад Мюллера в развитие архивного дела