Вклад Алексиса Де Токвиля в развитие исторической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:37, реферат

Описание работы

В данной работе будут рассмотрены три аспекта: кратко освещены вехи жизни Алексиса де Токвиля, его основные идеи и эволюция взглядов на его труды. Попытаемся выяснить значение его работ.

Работа содержит 1 файл

Реферат Токвиль.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Но в  работе автор не указывает эти имена. Нам же, исследователям XXI века, теперь доступно широкий круг источников личного происхождения и мы сами можем убедиться в том, что Токвиль действительно использовал авторитетные мнения. Среди его собеседников Альберт Галлатин, видный политик и дипломат времен Джефферсона21, Элам Линдс – изобретатель тюремно-исправительной системы в США22, Джон Теннер, человек который прожил в среде индейцев много лет23, Джон Адамс, бывший президент24, Джосайя Куинси – ректор Гарварда25 и др.

      Помимо  этого доскональное знание права помогло сделать анализ демократии в Америке авторитетным. Многие правоведы обращаются к его трудам вновь и вновь. А в США его работа является хрестоматийной и обязательной для изучения до сих пор.

      Переиздание потребовалось уже в апреле 1835 года. Размышления Токвиля оказались в русле тогдашних идей. Он приступил осенью 1835 года к написанию третьей части, однако ряд событий откладывали завершение работы.

      Летом 1836 года он совершает поездку в  Швейцарию, которая укрепила безразличное отношение к форме государственного устройства, теперь он будет высказываться не за республику в принципе, а за ту форму, которая ему покажется уместной в конкретной ситуации26.

      В ноябре 1837 он выставляет свою кандидатуру  на выборах в палату депутатов. Однако, потерпел поражение. Раззадоренный неудачей, он с двойным усердием взялся за третий том и 19 октября 1838 года сообщил Бомону, что дописал «последнее слово последней главы»27. Но Токвиль перечитал свой труд и отправил на доработку.

      В январе 1839 ему помешало это сделать избрание его в палату депутатов от департамента Ла-Манш. Наконец, во время парламентских каникул в ноябре 1839 года он завершил третий том. Вышел в апреле 1840 года. Его тоже хвалили и раскупали, но заметно сдержаннее, чем предыдущие. От Токвиля ждали большего28.

      В 1848 году во Франции начинается революция. После ее окончания Токвиль в 1849 году принимает приглашение О. Барро занять пост министра иностранных дел. Приступ туберкулеза. Не позволил ему долго занимать этот пост и в этом же году он отходит от политических дел.

      В 1853 г. А. Де Токвиль начинает работу над последней своей крупной  книгой – «Старый порядок и  революция». За поверхностью фактов и  событий  он хочет выявить глубинные  тенденции, помешавшие прочному укоренению во Франции демократической  традиции. Главным препятствием на пути ее развития он всегда считал централизацию, которую французская революция не породила, как полагали многие в то время, но, напротив, заимствовала ее у Старого порядка и довела до совершенства. Особенностью развития французского общества он считает тот факт, что все свободные институты, созданные еще в Средние века, –дворянство, генеральные штаты, парламенты, органы городского самоуправления – оказались ослабленными или вовсе уничтоженными. Образовался своего рода вакуум, в лоне которого монархия смогла установить централизованный режим. То была политическая организация общества, исключающая всякое личное участие индивида, – к какому бы классу он ни принадлежал, – в общественном управлении, а зачастую вмешивающаяся в его личные дела29.

      «Старый порядок и революция», вышедший в  свет в 1856 г.,  стал манифестом против силы авторитарной, деспотической власти. Он был очень тепло принят публикой, однако, радость от положительных  рецензий в прессе и откликов друзей была омрачена смерть матери. Между тем здоровье самого мыслителя  все ухудшалось. Жена увозит его в Канны, где с конца 1858 г. он практически не встает с постели, диктуя письма и послания своим друзьям. 16 апреля 1859 г. Алексис де Токвиль скончался.

      Естественно, что за минувшие полтора столетия со дня появления первого сочинения  Токвиля жизнь и творчество французского мыслителя нередко помещались в  центр внимания зарубежных и отечественных  исследователей. Западная традиция изучения наследия Токвиля, конечно, во много раз богаче отечественной. Характеристика историографии о Токвиле усложняется тем обстоятельством, что к наследию либералов обращаются специалисты в разных областях гуманитарного знания: кроме историков также философы, политологи и социологи...

      С бурным развитием глобальной сети Интернет можно ожидать появления и  роста виртуальных ресурсов, посвященных  Токвилю. С 2001 г. доступен и постоянно  обновляется англоязычный сайт «Ресурсы об Алексисе де Токвиле», подготовленный Кристиной Элис Коркос. Там представлены библиографические сведения об основных работах о Токвиле на западноевропейских языках, а также содержатся гиперссылки на различные тексты Токвиля и исследования о нём, помещённые в Интернете. Материалы сгруппированы по разделам («Биография и политическая карьера», «Общие сочинения», «Влияния на Токвиля и истоки его мысли», «Политическая философия», «Влияние и применение его мысли» и т.д.)30.

      Западная  историография отличается необычайной  пестротой в восприятии теоретического наследия Токвиля. Наиболее интересной работой, которая показывает эволюцию по отношению в Токвилю во Франции, является монография Ф. Мелонио «Токвиль и французы» (1993)31.

      Опираясь  на работу Мелонио и других историков, можно вычленить следующие периоды  в восприятии наследия Токвиля на Западе:

      I. 1835 - конец 1850-х гг.: интерес просвещённой публики к творчеству молодого французского автора. Уже первый трактат Токвиля получил восторженные отклики со стороны П. Руайе-Коллара, назвавшего его преемником Монтескье; Ф.Р. де Шатобриана и др32.

      II. 1860-е годы: период оживления либерализма во Франции, дебатов по вопросу об избирательной реформе в Англии, дискуссий о либерализации и федерализации в Германии. В эти годы Г. де Бомоном предпринимается издание первого собрания сочинений Токвиля в 9 томах (1860-1866); однако этот интерес носит характер скорее публицистический, нежели исследовательский. Мыслителю давались самые высокие оценки, особенно это было характерно для либерально настроенных кругов33.

      III. 1870 - 1930-е: постепенное падение влияния Токвиля на политическую мысль. Уже в 1870-е годы «нет исследований, которые были бы ему посвящены, мало цитирования с трибуны. Республиканцы на него ссылаются редко». Некоторое оживление вызвало появление в 1893 г. «Воспоминаний» Токвиля, но этого было недостаточно. По отношению к межвоенному периоду, как правило, используется термин «забвение Токвиля», но уже изменения социально-политической и экономической атмосферы в 1930-е годы закладывают предпосылки для «токвилевского ренессанса»: Великая депрессия, тоталитарный вызов выживанию либеральных учреждений, Вторая мировая война парадоксальным образом благоприятствовали постепенному возвращению к творческому наследию забытого мыслителя34.

      Нельзя  сказать, чтобы наследие Токвиля  было забыто вообще. К столетию знаменитого трактата парижское издательство «Франция-Америка» выпустило юбилейную брошюру нескольких соавторов. В 36-страничной книжке давался политический портрет А. де Токвиля, описывался его визит в Соединённые Штаты. Андре Шеврийон признавал, что сочинение Токвиля создало новую, интеллектуальную связь между Соединёнными Штатами и Францией. Ф. Стровски отмечал: «Алексис де Токвиль - один из тех редких великих людей, которые сумели достаточно глубоко проникнуть в психологию народа, чтобы просветить его о самом себе и стать одним из его классиков». Наконец, на взгляд Ф. Роз, Токвиль помогает понять Великий кризис 1929 г.: опыт Рузвельта был противоположен «либерализму», доминировавшему в экономической жизни США. Однако верность духу Токвиля требует допустить оптимистичные прогнозы в отношении страны, имеющей все основания для процветания и могущества. «Тогда оптимизм гна де Токвиля не будет обманут»35.

      IV. 1945 - 1980-е: эпоха последовательного нарастания интереса к Токвилю. Дрэшер видит причины этого процесса в поляризации мира и необходимости для Запада выдвинуть альтернативу К. Марксу как пророку социальных перемен на Востоке. Ф. Мелонио связывает перечтение Токвиля (или, точнее, переосмысление его творчества) непосредственно с охлаждением к мессианской идеологии коммунизма, которым отмечены 1955-1965 годы. Токвиль против Маркса это "холодная война" в области идей. Дуэль имеет свои дипломатические формы на высшем уровне: Эйзенхауэр ссылается на Токвиля в своей речи 4 апреля 1959 г., тогда как в "Правде" Хрущёв насмехается над "измышлениями этого французского реакционера прошлого века". Дуэль имеет также свои академические формы или, скорее, свою каноническую форму в параллели между Токвилем и Марксом, к чему сводится часто истолкование Токвиля». Но Мелонио полагает, что это упрощённый подход к творчеству Токвиля и требует от исследователей большей серьёзности и историчности. Она также выделяет три подэтапа «токвилевского ренессанса»:

          1. 1950-е гг.: перечтение первой части  «Демократии в Америке» под влиянием Р. Арона с центральной проблемой рефлексии о политических режимах;  2. 1960-е гг.: преимущественное перечтение второй части «Демократии в Америке» в контексте вопросов о демократической культуре и традиции;

          3. 1970-е гг.: под влиянием Ф. Фюре повышенное внимание к «Старому порядку и революции» на пути к новой интерпретации Французской революции (ревизионистское направление в историографии).

      В течение последних пятидесяти лет  во Франции предпринимается фундаментальное  издание полного собрания сочинений Токвиля (с 1951 г. в парижском издательстве «Галлимар» под редакцией Ж.П. Майера) - корпуса сочинений, писем, речей, заметок мыслителя. В редакционную комиссию издания входят все крупные западные специалисты по Токвилю - Ф. Фюре, Л. Диез дель Корраль, А. Жарден, Ж.К. Ламберти, Дж. Пирсон, Ф. Мелонио и др. Тщательное комментирование, привлечение массы архивных материалов характеризуют это издание, без использования которого невозможно адекватное понимание роли и места Токвиля как в политической истории Франции, так и в истории политической мысли Европы Нового времени36.

      На  основе этого собрания материалов издаются многочисленные биографии Токвиля. Необходимо выделить ставший уже  классическим труд Андре Жардена  «Алексис де Токвиль. 1805-1859» (1984)5" - наиполнейшее биографическое исследование, основанное как на опубликованных материалах, так и на архивных документах. Среди последних нужно отметить монографию Л. Зидентопа «Токвиль» - жизнеописание Токвиля, выстроенное в соответствии с хронологией написания его произведений37.

      V. 1990-е - начало 2000-х: можно выделить ещё один, пятый период в истории восприятия Токвиля на Западе. Качественное изменение связано с революцией 1989 г. в восточноевропейских странах, распадом Советского Союза и окончанием «холодной войны». Вышеуказанные события были, разумеется, истолкованы западными исследователями однозначно как победа Токвиля над Марксом, причём не только как победа либерализма над социализмом, но и как торжество методологии Токвиля. И раньше историки пытались интерпретировать, скажем, большевистскую революцию 1917 г. с точки зрения концептуального подхода Токвиля. Предпринимаются попытки объяснить восточноевропейские демократические революции в рамках дискурса Алексиса де Токвиля , что, конечно, несёт на себе отпечаток постструктуралистского прочтения текстов Токвиля и применения его методологических принципов к социальнополитической реальности конца XX века.

      На  этом фоне проблематика жизни и творчества Токвиля в отечественной историографии  представляется малоразработанной. Предлагается следующая периодизация российской историографии:

      1. 1835 - 1850-е гг.: интерес к Токвилю в среде интеллектуалов, знакомых с оригиналами его сочинений (А.И. Тургенев, А.С.Пушкин115, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен и др.). Токвиль с разных флангов подвергался резкой критике Н.Г. Чернышевского и Б.Н. Чичерина; проблематика Токвиля (распад феодальных отношений и модернизация сословного общества) была чрезвычайно актуальна в дореформенной России38.

      2. 1860 - 1917 гг.: угасание интереса к Токвилю, вызванное неприменимостью его теории к процессам социально-политического развития в России. А. Исаев с этим связывает и то обстоятельство, что в 1898-1917 гг. гг. «все три главные книги Токвиля были переведены, но мало кого в России интересовали», разве лишь идейных наследников либеральных западников - легальных марксистов и кадетов. Среди последних активно разрабатывал тему теоретического наследия Токвиля В.А. Бутенко ценивший, впрочем, прежде всего заслуги Токвиля в историографии Французской революции. Статья Бутенко о Токвиле в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона подробно излагала либеральные взгляды французского мыслителя. В России она, соответственно, как справедливо отмечает В.П. Золотарёв, «служила политическому воспитанию народов страны»39.

      Важную  роль Токвиля в историографии  признавали все историки, хотя его  небесспорные положения вызывали серьёзные  дискуссии между М.Н. Петровым, В.И. Герье, И.В. Лучицким, Н.М. Лукиным, П.Г. Виноградовым. Особое место в этом ряду принадлежит Н.И. Карееву40.

      3. 1920-е - 1940-е: в начале периода Токвиль — стараниями учёных старой школы, в том числе Кареева - ещё входил в сонм основателей историографии истории Франции нового времени, но в условиях принципиально «антитоквилевской» реальности советской России оказался списанным в архив. Господство исторического материализма в историографии перечёркивает его работу на историческом поприще; монополия государственной идеологии марксизма исключает возможность воспроизведения опасных для этой монополии политических идей. О французском мыслителе просто замолчали: на этом фоне удивительным выглядит появление небольшой энциклопедической статьи А.К. Дживелегова в 1937 г., в которой содержится достаточно объективное изложение взглядов А. де Токвиля41.

      4. 1949 - конец 1970-х: перелом в отечественной историографии наступил с выходом в свет в 1949 г. крупной работы М.А. Алпатова «Политические идеи французской буржуазной историографии XIX века». Наряду с критикой Ф. Гизо, О. Тьерри и других историков Алпатов уделяет целую главу Токвилю (гл. 4). Он последовательно анализирует три его главных сочинения, излагая основные идеи мыслителя и полемизируя с ними с позиций исторического материализма. Главная задача Алпатова - вскрыть классовую природу взглядов Токвиля. Главный вывод Алпатова о Токвиле - идеологе дворянства был унаследован всей последующей официальной советской историографией42

Информация о работе Вклад Алексиса Де Токвиля в развитие исторической мысли