Византийская литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:24, доклад

Описание работы

Византийская литература — литература Византийской империи, среднегреческая по языку.
Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.

Работа содержит 1 файл

Византийская литература.docx

— 42.64 Кб (Скачать)

     Главными  источниками Амартола были хроники Феофана Исповедника и Иоанна Малалы. У Амартола есть также извлечения из ПлатонаПлутархаИосифа Флавия (I век),Афанасия АлександрийскогоГригория БогословаИоанна ЗлатоустаФеодора Студита, из житий, патериков и т. д.

     Язык  монашеских хроник IX века близок к языку греческой Библии и не чужд элементов живой речи. В этом столетии было написано около 500 канонов в честь святых (Феофан и Иосиф песнописцы), то есть почти половина всех византийских канонов. Вместе с восстановлением иконопочитания монашество энергично принялось за составление житий защитников православия. В Константинополе создаётся даже особая школа, где преподавались агиографические приёмы и шаблоны, основанные на образцах классических биографов. Исторический элемент в этих житиях весьма скуден, искажён и скрыт введением обязательных тем смиренномудрия и растроганности. Все жития составлены по одной программе прославления.

     Вторую  половину IX века византийской литературы называют веком учёных энциклопедий; в его сборниках и переработках сохранился драгоценный материал древности, заимствованный из утраченных ныне писателей. В первом ряду деятелей IX-X веков следует назвать Константинопольского патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного.

     Происходя из патрицианской семьи, Фотий отличался исключительной образованностью в типичной для Византии форме. Блестящий филолог не без педантизма, знаток греческого языка и литературы всех периодов, почитатель Аристотеля, философ с богословским оттенком, обычным для Византии, и страстный педагог, Фотий собрал вокруг себя массу учеников, обратив своей дом в своеобразную академию, в учёный салон, где читались и обсуждались книги, начиная от классической древности до последних новинок.

     Он  заставил своих учеников составить  огромный лексикон на основании как  предшествующих словарей, так и выдающихся произведений античности и византийской литературы. Самое выдающееся произведение Фотия — это его «Библиотека» или «Многокнижие» (Мириобиблон), состоящая из 280 глав. Она заключает в себе сведения о греческих грамматикахораторах (особенно аттических), историкахфилософахестествоиспытателях и врачах, о романахагиографических произведениях и т. д. Из «Библиотеки» Фотия становится понятно, как много не дошло до нас выдающихся произведений; только отсюда они и становятся известными.

     Внук Василия IКонстантин VII Багрянородныйимператор номинально с 912, в действительности с 945 по 959, распорядился составлять за свой счёт обширные сборники, энциклопедии из произведений старой литературы, ставших редкостью; пользуясь простой византийской речью, писал сам и в соучастии. Из произведений Константина известны: история царствования его деда Василия; сочинение об управлении государством, написанное для сына, Романа (главным образом об отношениях с соседями Византии, быт которых описывается в этих сочинениях); о военном и административном делении империи (обстоятельная география, как и в предыдущем сочинении, с фантастическими рассказами о происхождении городов и колкими эпиграммами на их жителей); о церемониях византийского двора (среди описаний придворного этикета, поражавшего варваров, в литературном отношении интересны стихотворные кликиоды и тропари в честь императора, — в особенности весенняя песня в народном стиле и гимн готской рождественской игры).

     По  приказанию Константина составлена историческая энциклопедия. Сюда вошла  в извлечениях почти вся историческая литература греков всех периодов; есть извлечения и из литературных произведений (например, романов). Из числа учёных, окружавших Константина, следует назвать историка Византии IX века Генесия, любителя народных преданий и почитателя классической литературы, которую он однако безвкусно использовал.

     Позднее византийскую историю третьей четверти X века описал Лев Азиец, прозванный ещё Дьяконом, плохой стилист, пользовавшийся и высокопарной риторикой и словарём церковных произведений. Всемирную хронику составил в это время Симеон Магистр, или Метафраст, прозванный так, потому что он риторически переработал массу прежних житий святых, ослабив в них фантастический элемент.

     Также к X веку или несколько позднее относятся объёмистые сборники изречений (например «Мелисса», то есть «Пчела», «Антония»). В первой половине XI века расширилась высшая школа в Константинополе, распавшись на две — философскую (то есть общеобразовательную) и юридическую. Сюда стали ездить учиться и из Западной Европы и из Багдадского и Египетского халифатов. Талантливейшим и влиятельнейшим руководителем школы был Михаил Пселл, философ (платоник) и ритор, учитель нескольких императоров, которые сами стали литераторами, впоследствии первый министр.

     Литературная  деятельность его была весьма обширна. Он оставил много сочинений по философиибогословию и естественным наукамфилологииистории, был поэтом и оратором. Находясь под сильным влиянием эллинизма, он писал стихами и медицинские трактаты и христианские гимны; исследовал также стилистику Гомера, пересказал«Илиаду», дал комментарии к комедиям Менандра и т. д.

     В XII веке наблюдается расцвет литературной деятельности и у церковников, писавших по богословию и философии, грамматике и риторике — и не только в столичном центре, но и на территории древней Эллады, где, например, Николай, епископ Мифонский (середина XII века), спорил с неоплатонизмом, грамматизировал Коринфский митрополит Григорий; следует ещё назвать комментатора Гомера Евстафия, архиепископа Солунского, и его ученика, архиепископа Афона, Михаила Акомината, изучившего Гомера, ПиндараДемосфенаФукидида и многих других, писавшего ямбом и гекзаметром. Характерными для этой эпохи являются следующие фигуры: ЦецПродромГлика, Константин МанассияАнна КомнинаНикита Евгениан.

     Иоанн Цец был одно время педагогом, потом нуждающимся профессионалом-литератором, зависевшим от милостей вельмож и принцев, которым он посвящал свои произведения. Он отличался знанием в античных поэтов, ораторов, историков, хотя не всегда пользовался ими из первых рук и допускал их неточную интерпретацию. Цец собрал и издал свои письма к действительным адресатам — вельможам и друзьям, а также фиктивные эпистолы, полные мифологии и литературно-исторической мудрости, окрашенные своенравным самовосхвалением. К этим письмам он составил громадный версифицированный комментарий.

     Известны  также его комментарии к Гомеру (например "аллегории к «Илиаде» и «Одиссее» занимают около 10 000 стихов), Гесиоду и Аристофану, трактаты о поэзии, метрике и грамматике, грамматические ямбы, где крестьянин, хор и музы прославляют жизнь учёного как счастливую, а мудрец жалуется на печальное положение мудрого, которому счастье отказывает в милости, наделяя ею невежд.

     Интересно «ступенчатое» стихотворение Цеца на смерть императора Мануила Комнина (1180), где заключительное слово каждого стиха повторяется в начале следующего. Таким же профессиональным стихотворцем был Фёдор Продром, прозванный «Бедным» (Пуохопродром), вечно жалующийся самохвал и льстец, выпрашивающий подачки у знати хвалебными песнями, речами, эпистолами; писал и сатиры, эпиграммы и романы (о Роданфе и Дочиплее), подражая в прозе стилю Лукиана. Он был талантливее и оригинальнее Тцетцаса, осмеливаясь выступать с шуточными стихотворениями на простонародном язык Из драматических произведений Продрома лучшее — пародия«Война кошек и мышей». Михаил Глика — подобный литератор, но сверх бедности испытавший и тюрьму, а также и казнь ослеплением. По этому поводу он обращался к императору Мануилу с просительным стихотворением на народном язык (наподобие русского «Моления Даниила Заточника»).

     Важнейшим произведением Глика считают  «Всемирную хронику» (до смерти Алексея  Комнина). Ранее Глика в XII века писали также хроники: КедринЗонараСкилица и Манассия, которые Глика и использовал. Константин Манассия написал много произведений, как в прозе, так и стихами. Его хроника состоит из 6 733 стихов. Манассия — собственно историк-романист; он пробует сообщить своей хронике поэтический подъем цветами красноречия, мифологическими намёками и метафорами. Стиль его рассказа отдалённо напоминает некоторые черты «Слова о полку Игореве».

     Анна  Комнина, дочь императора Алексея, отличалась исключительной образованностью, — читала Гомера, Фукидида и АристофанаПлатона и Аристотеля, была сведуща и в церковной литературе.

     Вскоре  после смерти отца (1118) она удалилась в монастырь «Обрадованной», где и написала к 1148 историю царствования отца — «Алексиаду». Идеал формы для Анны —аттицизм.

Информация о работе Византийская литература