Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:24, доклад
Византийская литература — литература Византийской империи, среднегреческая по языку.
Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.
Византийская
литература — литература Визант
Она
оказала большое влияние на евр
Наличие византийской книжности определяется таким образом не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале.
Начало византийской литературы относится к VI—VII векам, когда греческий язык становится господствующим в Византии. История византийской литературы представляет собой одну из мало разработанных областей в мировой литературе. Причину этого приходится искать главным образом в том, что до сих пор остаются ещё неисследованными весьма сложные социально-экономические факторы, которыми характеризуется история Византии, образовавшейся из восточных провинций и областей Римской империи, после того как западная часть последней была в течение IV—V веков захвачена германскими племенами. Памятники народного творчества Византии и вовсе до нас не дошли.
Сохранилась главным образом литература, созданная церковью, игравшей очень крупную экономическую и политическую роль в государственной жизни Византии (церковные соборы ограничивали власть императора, а к VIII веку одна треть всех земель была сосредоточена в монастырях).
Современным исследователям приходится учитывать, что учёные Запада — враги восточной церкви — подходили с большим пристрастием к византийской литературе. Они не признавали её самобытного характера, считали её «архивом эллинизма» (Фойгт) или отождествляли её историю с периодом упадкаантичной литературы. В V-IX веках Византия представляла собой могущественную централизованную монархию, опирающуюся на крупное светское и церковное землевладение и в известной мере на ссудный, торговый и отчасти промышленный капитал.
Она
создала свою самобытную культу
Среди
дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов.
Наиболее крупными представителями её
являются: Роман Сладкопевец (VI
век), сириец,
написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан Великий (527—565), Сергий, пат
Гимны Романа отличаются а
Как
по форме, так и по содержанию эти
гимны родственны семитическим элементам Ветхого Завета,
мотивы которого приспосабливаются Романом
к Новому
Завету (сопоставление
событий и персонажей). Из тысячи гимнов Романа
сохранилось всего 80. Обыкновенно они
представляют собою повествование с
введением свободно сочинённых диалогов.
Нередко в этих гимнах проявляется догматическая и бо
От
эллинистической прозы Византия
унаследовала много. Сюда надо отнести
например египетскую повесть об
Из
прозаических видов в первый период
византийская литература особенно процветает история,
авторы которой подражали манере Геродота, Фукидида, Пол
Лучшими
церковными писателями, воспитанными
в языческих школах на античности,
в IV
веке являются: Афанасий, патри
Колониальный,
преимущественно восточный, элемент
нашёл яркое выражение в
Этот вид монашества развился сначала в Египте, потом в Палестине и Сирии, откуда распространился и по внутренним областям. Соответствовавшие дохристианской культуре тех или других окраин, их верования отражались на исповедании этих монахов, а следовательно и на рассказах патериков.
Чары
и мистерии Египта сказались
в демонологии египетского патерика «Лавсаика» Палладия,
епископа Еленопольского; древнеизраильский
культ — в «Боголюбивой истории» об аскетах
евфратской страны Феодорита Кипрского; арабский и еврейский элементы —
в палестинском патерике «Луге духовном»
(Лимонарь) Иоанна Мосха;
наконец верования готов —
в италийских «Диалогах» Григор
В VII и VIII веках Византия
пережила тяжёлые неудачи военного характера
(авары, славяне, арабы),
социально-политические и религиозные
движения (иконоборчество);
расцветает агиографическая лит
С прекращением иконоборчества, то есть с IX века, появляются краткие руководства по всемирной истории, «хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий Синкелл, Феофан Исповедник, патриарх Никифор, Георгий Амартол).
Для русской древности интереснее всего хроника автора второй половины IX века Георгия Амартола, обобщающая историю «мира» от Адама до 842 (а если считать и её продолжение, то до половины X века). Эта монашеская хроника отличается фанатической нетерпимостью к иконоборцам и пристрастием к богословию. Здесь помещены: обзор интересных для монаха фактов светской истории до Александра Македонского, библейская история до римской эпохи, римская история от Цезаря до Константина Великого, и византийская история.