Византийская литература

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:24, доклад

Описание работы

Византийская литература — литература Византийской империи, среднегреческая по языку.
Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.

Работа содержит 1 файл

Византийская литература.docx

— 42.64 Кб (Скачать)

     Византийская  литература — литература Византийской империисреднегреческая по языку.

     Она оказала большое влияние на европейскую, в том числе и литературу славян, своими памятниками, преимущественно до XIII века. Византийская книжность проникала в Россию в большинстве случаев через юго-славянские переводы в домонгольский период и редко переводилась непосредственно русскими.

     Наличие византийской книжности определяется таким образом не одними греческими рукописями, но и славянскими переводами, которые иногда сохраняли произведения, неизвестные теперь в оригинале.

     Начало  византийской литературы относится  к VIVII векам, когда греческий язык становится господствующим в Византии. История византийской литературы представляет собой одну из мало разработанных областей в мировой литературе. Причину этого приходится искать главным образом в том, что до сих пор остаются ещё неисследованными весьма сложные социально-экономические факторы, которыми характеризуется история Византии, образовавшейся из восточных провинций и областей Римской империи, после того как западная часть последней была в течение IVV веков захвачена германскими племенами. Памятники народного творчества Византии и вовсе до нас не дошли.

     Сохранилась главным образом литература, созданная церковью, игравшей очень крупную экономическую и политическую роль в государственной жизни Византии (церковные соборы ограничивали власть императора, а к VIII веку одна треть всех земель была сосредоточена в монастырях).

     Современным исследователям приходится учитывать, что учёные Запада — враги восточной церкви — подходили с большим пристрастием к византийской литературе. Они не признавали её самобытного характера, считали её «архивом эллинизма» (Фойгт) или отождествляли её историю с периодом упадкаантичной литературы. В V-IX веках Византия представляла собой могущественную централизованную монархию, опирающуюся на крупное светское и церковное землевладение и в известной мере на ссудный, торговый и отчасти промышленный капитал.

     Она создала свою самобытную культуру и литературу. И если приходится говорить об эллинизме в византийская литературе, то лишь как о литературном влиянии, которое надо ставить рядом с влияниями древнееврейскойарабскойсирийской и других литератур, с которыми Византия тесно соприкасалась. Эллинское влияние было, правда, одним из сильнейших.

     Среди дошедшей до нас церковной литературы выделяется церковная поэзия гимнов. Наиболее крупными представителями её являются: Роман Сладкопевец (VI век), сириец, написавший около тысячи гимнов, император Юстиниан Великий (527565), Сергийпатриарх Константинопольский, которому принадлежит акафист богородице по случаю победы над аварами в 626Софронийпатриарх Иерусалимский и другие.

     Гимны Романа отличаются аскетическим характером, наивной искренностью и глубиною чувства. Они написаны в свободной форме, средней междуметрической и прозаической речью, и ближе всего к псалмам.

     Как по форме, так и по содержанию эти  гимны родственны семитическим элементам Ветхого Завета, мотивы которого приспосабливаются Романом к Новому Завету (сопоставление событий и персонажей). Из тысячи гимнов Романа сохранилось всего 80. Обыкновенно они представляют собою повествование с введением свободно сочинённых диалогов. Нередко в этих гимнах проявляется догматическая и богословская учёность, которая грозит задушить горячее чувство, назидательность мешает поэзии и художественности.

     От  эллинистической прозы Византия унаследовала много. Сюда надо отнести  например египетскую повесть об Александре Македонском, полную сказочных эпизодов, которую Византия христианизировала и обработала в разных редакциях. Манеру эллинизма повторяют и многие другие произведения: любовные романы приключений Гелиодора Эфиопики» о Теогене и Хариклее) IV века, Ахилла Татия (о Клитофоне и Левкиппе) V века, Харитона (о Хереасе и Каллироэ), Лонга (о Дафнисе и Хлое) и др.

     Из  прозаических видов в первый период византийская литература особенно процветает история, авторы которой подражали манере ГеродотаФукидидаПолибия и их эпигонов, например в VI веке — Прокопий КесарийскийПётр ПатрикийАгафия (историк и поэт), Менандр ПротекторФеофилакт Симокатта; к тому же времени относится Иоанн Малаламонах из Антиохии Сирийской, составивший всемирную хронику, вульгарную по содержанию, а в плане языка близкую к живой речи. Раннее творчество Византии особенно обнаруживалось в церковном красноречии и догматике.

     Лучшими церковными писателями, воспитанными в языческих школах на античности, в IV веке являются: Афанасийпатриарх Александрийский (писал против язычества иарианства, составил житие Антония Египетского), Василий, епископ Кесарийский, прозванный «Великим» (защитник форм «светской», то есть языческой, литературы, подражатель Плутарха, писал против монахов, об аскетизме, составил литургию), Григорий Назианзинепископ, прозванный «Богословом» (церковный оратор и поэт, наполнявший формы античной лирики христианским содержанием), Иоаннпатриарх Константинопольский, прозванный «Златоустом» (церковный оратор, составил литургию).

     Колониальный, преимущественно восточный, элемент  нашёл яркое выражение в многочисленных сборниках рассказов V-VI веков о пустынниках-аскетах византийских окраин (так называемые «патерики»).

     Этот  вид монашества развился сначала  в Египте, потом в Палестине и Сирии, откуда распространился и по внутренним областям. Соответствовавшие дохристианской культуре тех или других окраин, их верования отражались на исповедании этих монахов, а следовательно и на рассказах патериков.

     Чары  и мистерии Египта сказались в демонологии египетского патерика «Лавсаика» Палладия, епископа Еленопольского; древнеизраильский культ — в «Боголюбивой истории» об аскетах евфратской страны Феодорита Кипрского; арабский и еврейский элементы — в палестинском патерике «Луге духовном» (Лимонарь) Иоанна Мосха; наконец верования готов — в италийских «Диалогах» Григория Двоеслова (VI-VII века), переведённых в VIII веке с латинского на греческий, и т. д. С самого начала византийской литературе известны в ней не признававшиеся официальной церковью книги с легендарными сюжетами и мотивами, прикреплёнными к лицам и событиям Ветхого и Нового Завета и христианского культа вообще. Эти книги частью ложно приписаны известным авторам и называются обычно апокрифами.

     В VII и VIII веках Византия пережила тяжёлые неудачи военного характера (аварыславянеарабы), социально-политические и религиозные движения (иконоборчество); расцветает агиографическая литература (жития святых были собраны в огромные двенадцатимесячные сборники — Минеи (четьи)). Из писателей VII-VIII веков необходимо отметить: Анастасия Синаита, диспутанта с иудеями и монофизитами в Сирии и ЕгиптеКосму, епископа МайюмскогогимнографаАндрея, епископа Критскогопроповедникаи поэта, написавшего «великий канон»; Иоанна Дамаскинаполемиста с иконоборчеством и исламом, проповедника и автора 55 каноновбогослова, построившего свою «Диалектику» по Аристотелю.

     С прекращением иконоборчества, то есть с IX века, появляются краткие руководства по всемирной истории«хроники» с клерикальной тенденцией, основанные частью и на александрийцах и на церковных историках, на предшествующей византийской историографии вообще (Георгий СинкеллФеофан Исповедникпатриарх НикифорГеоргий Амартол).

     Для русской древности интереснее всего  хроника автора второй половины IX века Георгия Амартола, обобщающая историю «мира» от Адама до 842 (а если считать и её продолжение, то до половины X века). Эта монашеская хроника отличается фанатической нетерпимостью к иконоборцам и пристрастием к богословию. Здесь помещены: обзор интересных для монаха фактов светской истории до Александра Македонскогобиблейская история до римской эпохи, римская история от Цезаря до Константина Великого, и византийская история.

Информация о работе Византийская литература