Византийская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:07, реферат

Описание работы

Средневековые цивилизации, как следующая ступень цивилизационного развития, определяли дорогу в будущее, давали толпам одиноких и самых зависимых шанс выжить с помощью религии, общины и социально-правовых институтов. В этом контексте Византийской цивилизации принадлежит особое и, бесспорно, выдающееся место.
Уникальность Византийской цивилизации проявляется уже в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которой известны с точностью до дня. Родилась Византия 8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь, а завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками. Фактически же и история Византии как самостоятельного государства и история Византийской цивилизации началась в 395 г., когда Римская империя разделилась на две части. Ее восточные провинции вошли в состав Восточной Римской империи. Сами подданные называли ее Ромейской (римской), а себя ромеями (римлянами). Лишь в эпоху Возрождения итальянские гуманисты придумали для нее название - Византия - по имени древней греческой колонии Византий, на месте которой возник Константинополь.

Содержание

1.Византийская модель цивилизационного развития.
2.Роль религии в Византийской цивилизации.
3.Список литературы.

Работа содержит 1 файл

КСР №2 Мировые цивилизации.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

 Подобные  различия в структуре церквей  были, естественно, связаны и с  догматическими разногласиями. На  Западе господствовало учение  о том, что спасение человека  якобы зависит от деятельности  особой корпорации — церкви, в  руках которой находится и  оценка заслуг верующего, и  отпущение его грехов. Восточное  же христианство отличалось большим  индивидуализмом, отводило важную  роль в спасении человека индивидуальной  молитве и через ее посредство  допускало мистическое слияние  с божеством. При этом отчетливо  давали себя знать идейные  традиции обеих церквей: на  Западе — влияние юридизма, восходящего  к классическому римскому праву,  на Востоке — спекулятивной  греческой философии, прежде всего  неоплатонизма. 

 Между  восточной и западной церквами  довольно резко обозначились  расхождения, касающиеся церковной  обрядности. Эти различия складывались  в течение веков и являлись  не только результатом догматических  несогласий, но и символическим  выражением церковных традиций  Запада и Востока, на которые  в свою очередь оказывали воздействие  локальные обычаи, принятые в  церковном ритуале той или  иной местности. Языковые различия  и территориальная разобщенность  Запада и Востока, естественно,  усугубляли эти литургические  расхождения. Споры по вопросам  обрядности между католическим  и православным духовенством  чаще всего втягивали в борьбу  широкие народные массы и способствовали  углублению церковной розни. 

 Однако  как в католических странах  Европы, так и в Византии одновременно  с тенденциями к разобщению  церквей всегда находились социальные  силы, поддерживающее не только  экономическое и культурное, но  и церковное единение Запада  и Востока. Но в эпоху средневековья  подобное единство никогда не  было достигнуто.

 Особый  склад общественных отношений  в Византии, специфика расстановки  классовых сил, государственной  и церковной организации и  идейно-политической жизни византийского  общества во многом определили  своеобразие классовой борьбы  в Византийской империи. В свою  очередь, классовая борьба оказывала  постоянное воздействие на самые  различные сферы внутренней жизни  Византийского государства. Сохранение  в ранней Византии социальных  и идейных традиций античного  полиса, особая организация городского  населения по димам, необычайно  большая роль зрелищ в жизни  шумных, многоязычных и многоликих  по этническому составу крупных  городов империи породили в  византийском обществе такое  специфическое явление в истории  классовой борьбы, как движение  димов и столкновения цирковых  партий. Это движение не имеет исторических аналогий и характерно лишь для Византии и отчасти Западной Римской империи. Накакая другая страна Европы и Азии не знал подобных форм социальной борьбы.

 В  движении димов и факций причудливо  переплетались и социальные выступления  народных масс, и столкновения  политических-притязаний руководящих  группировок цирковых партий, и  религиозные разномыслия сторонников  противоборствующих течений в  христианской церкви. Главной же  особенностью борьбы вокруг зрелищ  являлось то, что участники движения  в своих социально-политических  целях использовали прочно сложившиеся  организации городского населения,  выполнявшие политические, военные  и религиозные функции. Именно  это придавало движению известную  сплоченность и согласованность  действий и составляло особую  опасность для византийского  правительства. 

 Значительно  более стихийными и локально-разобщенными  были социальные выступления  крайне пестрого как в классовом,  так и в этническом отношении  сельского населения Византии. В  ранний период особый облик  народным движениям придавали  весьма сложные взаимоотношения  восстававших народных масс с  вторгавшимися в империю варварами.  Чаще всего именно сельское  население — колоны, рабы, зависимые  крестьяне вступали в союз  с варварами и объединялись  в борьбе против общего врага  — византийского правительства  и правящих классов империи.  Однако, как правило, этот союз  был недолговечен и разбивался  о грабительскую политику варварской  знати. Городские же жители  обычно защищали свои города  от сокрушительных нападений  варварских войск. Варварские  вторжения способствовали падению  рабовладельческого общества в  Византии, но одновременно они  несли с собой разорение страны. В Византии, видимо, так и не  сложилось в широком масштабе  единого фронта народных масс  империи и варваров. Это дало  возможность византийскому правительству  консолидировать свои силы и  не только подавить народные  восстания, но и отбросить варваров  от границ Византийского государства. 

 Византия, как и Иран, была колыбелью  многих ранних народно-еретических  движений. Пестрота их необычайна: среди них мы встречаем сторонников  множества различных учений от  самых радикальных дуалистических  сект демократического характера,  подобных манихеям, монтанистам,  мессалианам, до гораздо более  умеренных религиозных течений,  не согласных с догматами господствующей  церкви, как ариане, несториане или  монофиситы. Наибольшее распространение  радикальные еретические движения имели среди сельского населения Византии, хотя еретические идеи широко проникали и в среду горожан. К социальным мотивам народно-еретических учений зачастую примешивались самые разнообразные политические интересы различных племен и социальных групп, участвовавших в религиозно-догматической борьбе.

 Нередко  с ними были связаны и соперничество  различных группировок господствующего  класса и сепаратистские тенденции  отдельных провинций. Но несмотря  на наличие весьма существенных  оттенков и градаций в характере  и направленности еретических  течений в Византии, в эти движения, разумеется, в разной степени  всегда были вовлечены народные  массы. Это неизбежно придавало  ересям не только религиозную,  но и социальную окраску. Некоторые  из восточных вероучений, например  арианство, получили распространение  и в варварских королевствах  Запада. Необычайно широкий размах  народно-еретических движений характеризует  классовую борьбу в Византии  в течение всего раннего средневековья. 

 Религиозная  экзальтация, граничащая с мистическим  экстазом, жажда мученичества, страстный  протест против всех погрязших  в пороках земных правителей, бунтарский дух, соединенный с  бескомпромиссным аскетизмом, порожденным  верой в извечную противоположность  добра и зла, духа и плоти,  полное отречение от земных  радостей — вот черты, отличавшие  некоторые наиболее радикальные  еретические учения в Византии.

 Идейные  истоки религиозно-философских и  морально-этических представлений,  легших в основу догматики  подавляющего большинства византийских  ересей, следует искать на Востоке.  Однако в Византии под влиянием  своеобразных общественных условий  и чрезвычайно насыщенной духовной  жизни самых различных социальных  слоев общества, еретические учения, пришедшие с Востока, значительно  видоизменялись, принимая зачастую  совершенно новые формы. Вместе  с тем сама Византия сыграла  весьма важную роль посредника  в распространении народноеретических  учений в Юго-Восточной, а затем  и в Западной Европе. Это можно  наиболее ясно проследить на  примере судеб павликианского  движения. Зародившись в Армении,  впитав немало восточных философско-этических  доктрин, сочетающихся с идеями  раннего христианства, павликианство  расцвело на византийской почве  и постепенно из замкнутой  еретической секты превратилось  в массовое антифеодальное движение. Позднее учение павликиан распространилось  на Балканах и в близких,  хотя несколько модифицированных, социальных условиях слилось  с богомильством, — одним из самых мощных антифеодальных народноеретических движений, какие только знала Юго-Восточная Европа в эпоху средневековья.

 В  свою очередь, дуалистические  идеи богомильского учения, семена  которых были занесены на социально-родственную  почву Запада, были восприняты  последователями некоторых западноевропейских  ересей, в частности катарами (альбигойцами) Южной Франции, Северной Италии  и отчасти Германии.

 Антифеодальные  крестьянские восстания в Византии  отнюдь не всегда принимали  форму религиозных ересей. Видную  роль в них играли наряду  с социальными, религиозными и  этнические противоречия. В этих  восстаниях нередко находила  выход ненависть к Византийскому  государству со стороны покоренных  империей племен и народов,  которые, став подданными Византии, все же сохранили в известной  мере самобытные черты — свои  национальные языки, военную организацию,  культуру, быт и нравы. Постоянная  борьба этих народов против  нивелирующего воздействия империи  — характерная особенность истории  Византии. Ярким примером ее являются  восстания славянского и валашского  населения Балкан против византийского  господства в XI—XII вв. Можно отметить  еще одну специфическую черту,  присущую классовой борьбе в  Византии. При наличии в Византийской  империи сильного государства,  разветвленного налогового аппарата  и ренты-налога крестьянские выступления  в Византии, естественно, часто  принимали форму восстаний против  гнета налоговых сборщиков. В  субъективном представлении крестьянства  именно податный сборщик выступал  как злейший и наиболее опасный  эксплуататор. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. http://www.kuvshinka.net/publ/vizantija_kak_civilizacionnoe_prostranstvo/18-1-0-224

2. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000075/st019.shtml 

Дата  доступа: 10.10.2011

Информация о работе Византийская цивилизация