Важным
положением в теории Евсевия
Кесарийского было обоснование
смысла и величия не только
византийской государственности,
но и Византийского государства.
По Евсевию, история человечества
начинается с Библейского Адама,
потомки которого заселяют землю,
дают начало целым народам, создают царства.
Но вся эта история лишь подготовка к последнему,
христианскому периоду, который начался
с появлением Иисуса Христа. Теперь смыслом
истории становится постепенное распространение
христианства на все племена и народы
на Земле, подготовка их ко второму пришествию
Христа. Византия оплот христианства,
она находится под Божественным покровительством
и ведет к спасению все другие народы.
Имперская идея помогла Византии сохранить
целостность, мировую державу. Однако,
имперская идея, византийская авторитарность,
ориентированная на сохранение традиций
и обычаев, сковывали общество. Феодалы
так и не стали сословием. Положение аристократии
оставалось неустойчивым. Заговоры и интриги
были неотъемлемой частью жизни императорского
двора.
Роль религии в
Византийской цивилизации
Один
из характерных признаков средневековых
цивилизаций господство мировых
религий. Впервые идеология в
ее религиозной форме становится
доминирующим фактором развития
цивилизации, ее ведущим компонентом.
Господствующей идеологией Византийской
цивилизации стало христианство
одна из религий спасения. Оно
являлось государственной религией
с IV в., определяя духовную жизнь
Византии. Языческое сознание сменилось
христианским дисгармоничным, трагическим,
обращенным к внутреннему миру
человека.
Путь
формирования этого сознания
был отнюдь не прост. Утверждению
христианства в Византии сопутствовало
не только преодоление язычества,
но и борьба с ересями различными
недогматическими толкованиями
христианских истин. Стремясь
укрепить свой авторитет, церковь
не допускала инакомыслия, предписывала
постигать Божественные истины,
но не менять их значение. Предметом
споров ортодоксов и еретиков
стали самые изначальные постулаты
христианства: догмат о Святой
Троице, постижение природы Христа,
соотношение духовного и физического
в человеке. Наиболее распространенными
были ереси ариан, несториан,
монофизитов, павликиан, богомилов,
чье понимание веры шло вразрез
с ортодоксальной церковью. Ереси
нередко выступали и идеологической
формой выражения социального
протеста, с чем не могли уже
смириться не только церковь,
но и государство.
Теологические
расхождения стали и внешним
фоном разделения церквей (схизмы),
события, произошедшего в 1054 г.
и немало повлиявшего на дальнейшее
развитие двух средневековых
христианских цивилизаций Западноевропейской
и Византийской. Попытка Западноевропейской
церкви дополнить христианский
Символ Веры положением о том, что
Дух Святой исходил не только от Бога-Отца,
но и от Бога-Сына, встретила острое неприятие
Византийской церкви. Однако, это был лишь
финал того многовекового соперничества
за духовное и политическое лидерство,
которое началось между двумя крупнейшими
центрами христианства Римом и Константинополем
еще в IV в. Крайних пределов это противостояние
достигало и ранее. В 858 г. папа Николай
I вступил в острый конфликт c Константинополем,
требуя убрать всех византийских священников
из новоокрещенной ими Болгарии. Он пытался
вмешиваться в византийские дела, потребовал
низложения неугодного ему константинопольского
патриарха, за что на Константинопольском
соборе 867 г. был предан анафеме. Спор 1054
г. имел подоплекой недовольство Рима
успехами Византии в христианизации окружающих
ее земель и народов (вспомним Русь приняла
христианство византийского толка в 988
г.) и претензии папы Льва IX на церковную
юрисдикцию над Южной Италией. Папа отправил
в Константинополь своих легатов, которые
в храме Св. Софии во время богослужения
положили на алтарь папскую буллу, отлучавшую
от церкви константинопольского патриарха
Михаила Керулария и его последователей.
Патриарх тотчас созвал собор, где папа
и его сторонники были преданы анафеме.
Взаимные анафемы были сняты только в
1965 г. Таким образом, в XI в. окончательно
оформились два направления христианства:
католическое (на Западе) и православное
(в Византии).
Это
было, однако, и проявлением расхождения
в самой религиозной доктрине.
Католическая церковь своей властью
решала вопрос о спасении души:
отпускала грехи, оценивала добродетели
и недостатки, наставляла на путь
истины. Она определяла этические
нормы и нормы поведения человека,
охватывающие все основные стороны
его жизни. Несомненно, такая строгая
регламентация способствовала выработке
внутренней и внешней дисциплины.
В Византии церковь считала,
что путь к спасению, путь к
Богу может обходиться и без
неизбежной посреднической роли
церкви. Это личностный путь, через
особого рода молитву к мистическому
слиянию с Богом. Церковь давала
человеку достаточно большую
внутреннюю свободу спасение
зависело от него самого. На
такой основе формировалась система
ценностей, идеал личности и
ее поведение.
Религия
в Византии выполняла также
интегрирующую и стабилизирующую
функции. Она являлась единой
оболочкой формирования византийской
духовности, византийской культуры.
Культурные ценности языческой
античности византийской церковью
не отрицались. Изучение античной
литературы и философии поощрялось.
Византийская школа, в отличие
от западноевропейской, не была
подчинена церкви. Система образования
была близка античной. Под сильным влиянием
Античности развивалась и византийская
наука, стимулируемая потребностями хозяйственного
развития и управления страной.
Таким
образом, Византийская цивилизация
это христианская цивилизация,
когда доминирующим фактором
в жизни общества стала религия.
Православие выступало идеологической
основой Византийской империи.
Уникальным свойством Византийской
цивилизации, пополнившим генотип
человеческого общества, было сочетание
в жизни Византии христианской
религии, эллинской культуры и
римской государственности.
Византийская
цивилизация оказала также значительное
влияние на цивилизационное развитие
Руси, формирование русской идеи
всеединства, идей российской
государственности.
Почти
тысячелетняя история Византийской
цивилизации оставила глубокий
след в истории человечества.
Она была овеяна легендами,
а культура ее пользовалась
всеобщим признанием. Ее могли
ненавидеть, но не могли в то
же время не уважать ее и
не восхищаться ею. Крестоносцы
громили ее, но они же поражались
ее величием. Мусульмане в течение
веков были ее лютыми врагами,
но они же чтили ее как
источник знания. Двойственность
отношения к ней современников
отразили западные хронисты, путешественники
и русские летописцы: греки
льстивы, но их столица, дворцы,
храмы, их убранство и литургия
исполнены неземного великолепия.
Однако иностранцев в Византии
должны были удивлять не только
высокие стандарты городского
быта и иные внешние атрибуты
непривычной для них цивилизации.
Не могли не поражать их
и нормы жизни, по которым
жили ромеи полное бессилие
личности перед властью василевса
и его чиновников причудливо
соединялось здесь с официально
признаваемым равенством всех
подданных перед законом, равенством
прав наследования детей, с
существованием опекаемых государством
благотворительных заведений для
сирот и старцев, больниц и
домов для бездомных бедняков.
Высокое
искусство и миролюбие внешней
политики Византийской империи
увенчались созданием особой
системы отношений между странами,
связанными единоверием и близостью
культур.
Роль
религии в Византийской
цивилизации.
Особый
облик общественной и идейной
жизни в Византии придавали специфические
черты, присущие восточному христианству
и византийской церкви. Между восточной
— православной — и западной
— католической церквами с самого
начала наметились существенные различия.
Хотя и та и другая генетически
восходили к единой вселенской церковной
организации, каждая из них уже с
первых столетий их истории пошла
своим особым путем.
Номинально
церковное единство признавалось
и Римом и Константинополем, но
фактически в течение столетий
между папским престолом и
константинопольской патриархией
шла никогда не затухавшая
то подспудная, то открытая борьба
за религиозное и политическое
главенство. Эта борьба изобиловала
драматическими коллизиями, страстной
догматической полемикой. Не раз
церковная рознь между Востоком
и Западом доходила до жестоких
стычек пап и патриархов и
привела в середине XI в. к разрыву
— схизме. Церковный мир, периодически
восстанавливаемый, оказывался столь
шатким, что окончательный раскол
был неминуем. И он действительно
произошел, когда после завоевания
Византии крестоносцами католическая
церковь попыталась провозгласить
папскую супрематию на Востоке,
но натолкнулась на решительное
сопротивление как греческого
духовенства, так и широких
масс населения. В последующие
столетия церковные разногласия
переросли в открытую вражду
«схизматиков»-греков и католического
Запада, и все попытки заключения
церковной унии успеха не имели.
Между
православной и католической
церквами уже очень рано возникли
значительные расхождения как
социально-политического, так догматического
и обрядового характера. Эти
расхождения, разумеется, во многом
отражали различия в общественной
структуре и идейной жизни
Византии и Запада.
В
Византии церковь не имела
той экономической и административной
автаркии, какая сложилась в Западной
Европе. В империи церкви и
монастыри, хотя и были крупными
феодальными землевладельцами, но
так и не превратились в
независимые от государства замкнутые
феодальные княжества, подобно
церковным вотчинам и аббатствам
Запада. Православная церковь и
экономически и политически в
большей степени, чем католическая,
зависела от государства, от
императорских пожалований, теснее
была связана с централизованной
государственной системой.
В
Византийской империи православные
иерархи, за редким исключением,
не претендовали на главенство
над могущественной светской
властью. Православная церковь
в Византии, существовавшая в
условиях централизованного государства,
не являлась носительницей универсалистских
тенденций, а, наоборот, проповедовала
единение церкви и государства.
В противовес этому в феодально-раздробленной
Европе именно папский престол
был провозвестником универсалистских
идей и стремился стать центром
католического мира, независимым
от государства и стоящим над
ним. Именно римская курия неуклонно
отстаивала доктрину о примате
духовной власти над светской.
Если
на Западе сложилась строго
централизованная церковная организация,
и только папа пользовался
непререкаемым моральным авторитетом
и огромной реальной властью,
то на востоке в теории господствовала
система пентархии — одновременного
существования пяти полноправных
патриархий в Риме, Константинополе,
Александрии, Антиохии и Иерусалиме.
Между восточными патриархами
не было единства, и они не
хотели признавать полного главенства
одного из патриарших престолов.
Рим и Константинополь постоянно
спорили из-за первенства, в ранний
же период с подобными притязаниями
выступали и другие патриархии.
В православной церкви церковные
соборы стояли выше патриархов
и лишь они являлись создателями
церковных канонов. Вместе с
тем они сами подчинялись светской
власти, в отличие от Запада, где
церковные соборы, за редким исключением,
выполняли волю папского престола.
Внутренняя
организация католической церкви
носила более аристократический
характер, чем православной. Церковная
иерархия была осуществлена на
Западе строго последовательно,
и корпоративная общность клира
оказалась весьма прочной. В
странах Западной и Центральной
Европы католическая церковь
противостояла мирянам, как особая
сплоченная привилегированная корпорация.
Обособленность католического духовенства
от мирян проявлялась, например,
в причащении клириков вином
и хлебом, а светских лиц только
хлебом, в установлении для всех
католических священников безбрачия
— целибата. В Византии грань
между духовенством и мирянами
проводилась отнюдь не столь
резко: все верующие причащались
под обоими видами, безбрачие
распространялось только на епископов
и монахов. В восточной церкви
в несколько меньшей степени
ощущалась противоположность между
высшим и низшим духовенством.