Византийская цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:41, реферат

Описание работы

Уникальность Византийской цивилизации проявляется уже в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которой известны с точностью до дня. Родилась Византия 8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь, а завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками. Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей. Сами подданные называли свою цивилизацию ромейской, а себя ромеями. Лишь в эпоху возрождения итальянские гуманисты придумали название византийская цивилизация, по имени древней греческой колонии Византий, на месте которой возник Константинополь.

Содержание

1.Византийская модель цивилизационного развития
2. Роль религии в Византийской цивилизации

Работа содержит 1 файл

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ КСР2.docx

— 33.55 Кб (Скачать)

     
В отечественной историографии проблемам истории и культуры Византии всегда уделялось огромное внимание в силу того, что в древности Русь и Византийскую империю связывали политические, экономические, торговые интересы. Из Византии на Русь пришло православие, византийское влияние проявилось во всех видах культуры. В связи с этим в исторической литературе получили разработку факторы, обусловившие особенности Византии, в частности оценка этой цивилизации как результата синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира, особенности восточного христианства, трактуемые как выражение своеобразной духовности, догматические расхождения с Западом, особая роль монашества.

    Не  менее актуальными являются проблемы византийской эстетики, своеобразия  византийской литературы и искусства, получившие освещение в трудах С.С. Аверинцева, В.Д. Лихачевой, В.В. Бычкова, З.В. Удальцовой, В.Н. Лазарева и др. 

    Роль  религии в Византийской цивилизации

    Духовное  наследие, оставленное Византией, до сих пор поражает своим разнообразием  и богатством. В средние века Византия была "наставницей" славянского  мира: южные и восточные славяне  ей обязаны появлением письменности, у Византии перенимали они политические и богословские идеи, моральные нормы, у византийских мастеров учились  строить храмы и писать иконы. Плодами византийской культуры пользовалась и Западная Европа.

    Один  из характерных признаков средневековых  цивилизаций господство мировых  религий. Впервые идеология в  ее религиозной форме становится доминирующим фактором развития цивилизации, ее ведущим компонентом. Господствующей идеологией Византийской цивилизации  стало христианство - одна из религий  спасения. В IV в. оно было признано в империи ромеев государственной религией, но первоначально его приверженцы были не слишком многочисленны. Наиболее ревностные среди них искали спасения в пустынях Египта или Палестины - становились отшельниками. И все-таки в начале своего существования (IV-V вв.) Византия, в сущности, оставалась еще полуязыческой страной, в которой было немало тайных или явных поклонников старых верований. Была даже произведена попытка на государственном уровне вернуться к язычеству: знаменитый император Юлиан (361-363), прозванный Отступником, философ и храбрый полководец, хотел восстановить прежнюю религию, однако потерпел неудачу.

    Однако  влияние христианства неуклонно  возрастало. Этот процесс был далеко не всегда мирным. Так, в конце IV в. в Александрии был разрушен Серапеум - центр языческого культа, и сожжена знаменитая библиотека, жертвой обезумевшей толпы пала женщина-философ Ипатия. Примерно в это же время запрещено было проведение Олимпийских игр. Уничтожались или закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. Тем не менее, распространение христианства было связано не только с гонениями на язычников или с официальными запретами. Постепенно умирало языческое сознание, сменяясь новым, христианским - более трагическим и дисгармоничным, но обращенным к внутреннему миру человека, дающим ему надежду на спасение, на обретение божественной сущности.

    Путь  формирования этого сознания был  отнюдь не прост. Утверждению христианства в Византии сопутствовало не только преодоление язычества, но и борьба с ересями различными недогматическими толкованиями христианских истин. Стремясь укрепить свой авторитет, церковь не допускала инакомыслия, предписывала постигать Божественные истины, но не менять их значение. Предметом споров ортодоксов и еретиков стали самые  изначальные постулаты христианства: догмат о Святой Троице, постижение природы Христа, соотношение духовного  и физического в человеке. Наиболее распространенными были ереси ариан, несториан, монофизитов, павликиан, богомилов, чье понимание веры шло вразрез с ортодоксальной церковью. Ереси нередко выступали и идеологической формой выражения социального протеста, с чем не могли уже смириться не только церковь, но и государство.

    Расхождения между западной (католической) и  восточной (православной) церквями проявились достаточно рано, в IV-V вв. С течением времени они возрастали, сопровождаясь  борьбой между папой римским  и константинопольским патриархом во имя политического и религиозного первенства за сферы влияния. Теологические расхождения стали и внешним фоном разделения церквей (схизмы), события, произошедшего в 1054 г. и немало повлиявшего на дальнейшее развитие двух средневековых христианских цивилизаций Западноевропейской и Византийской. Причин для раскола было много, и, конечно, они были связаны не только с догматикой. Разным было положение католической и православной церкви в государстве, степень вмешательства в мирские дела. И, наконец, существовали тонкие, но очень значительные для культурно-религиозной жизни Византии и Западной Европы различия в системе ценностей, на которые должна была ориентироваться паства. Попытка Западноевропейской церкви дополнить христианский Символ Веры положением о том, что Дух Святой исходил не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына, встретила острое неприятие Византийской церкви. Однако, это был лишь финал того многовекового соперничества за духовное и политическое лидерство, которое началось между двумя крупнейшими центрами христианства Римом и Константинополем еще в IV в. Крайних пределов это противостояние достигало и ранее. В 858 г. папа Николай I вступил в острый конфликт c Константинополем, требуя убрать всех византийских священников из новоокрещенной ими Болгарии. Он пытался вмешиваться в византийские дела, потребовал низложения неугодного ему константинопольского патриарха, за что на Константинопольском соборе 867 г. был предан анафеме. Спор 1054 г. имел подоплекой недовольство Рима успехами Византии в христианизации окружающих ее земель и народов (вспомним Русь приняла христианство византийского толка в 988 г.) и претензии папы Льва IX на церковную юрисдикцию над Южной Италией. Папа отправил в Константинополь своих легатов, которые в храме Св. Софии во время богослужения положили на алтарь папскую буллу, отлучавшую от церкви константинопольского патриарха Михаила Керулария и его последователей. Патриарх тотчас созвал собор, где папа и его сторонники были преданы анафеме. Взаимные анафемы были сняты только в 1965 г. Таким образом, в XI в. окончательно оформились два направления христианства: католическое (на Западе) и православное (в Византии).

    Вообще, в Византии церковь утверждала, что путь к спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и напрямую обратиться к богу через молитву, соединившись с ним. Таким образом, в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России, и, таким образом, формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжении многих столетий.

    Религия в Византии выполняла также интегрирующую  и стабилизирующую функции. Она  являлась единой оболочкой формирования византийской духовности, византийской культуры. Культурные ценности языческой  античности византийской церковью не отрицались. Изучение античной литературы и философии поощрялось. Византийская школа, в отличие от западноевропейской, не была подчинена церкви. Система  образования была близка к античной. Под сильным влиянием Античности развивалась и византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной. В отличие от запада обучение в Византии проходило под влиянием церкви, но оно не было так жестко привязано к церкви. Византийская наука развивалась под сильным влиянием античности и успехи, достижения византийцев были связанны с потребностями хозяйственного развития и управления страны.

    Итак, Византийская цивилизация это христианская цивилизация, когда доминирующим фактором в жизни общества стала религия. Православие выступало идеологической основой Византийской империи. Уникальным свойством Византийской цивилизации, пополнившим генотип человеческого  общества, было сочетание в жизни  Византии христианской религии, эллинской  культуры и римской государственности. 

    Почти тысячелетняя история Византийской цивилизации оставила глубокий след в истории человечества. Она была овеяна легендами, а культура ее пользовалась всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть, но не могли в то же время не уважать  ее и не восхищаться ею. Крестоносцы  громили ее, но они же поражались ее величием. Мусульмане в течение  веков были ее лютыми врагами, но они  же чтили ее как источник знания. Двойственность отношения к ней  современников отразили западные хронисты, путешественники и русские летописцы: греки льстивы, но их столица, дворцы, храмы, их убранство и литургия исполнены  неземного великолепия. Однако иностранцев  в Византии должны были удивлять не только высокие стандарты городского быта и иные внешние атрибуты непривычной  для них цивилизации. Не могли  не поражать их и нормы жизни, по которым жили ромеи: полное бессилие личности перед властью василевса и его чиновников причудливо соединялось здесь с официально признаваемым равенством всех подданных перед законом, равенством прав наследования детей с существованием опекаемых государством благотворительных заведений для сирот и старцев, больниц и домов для бездомных бедняков. Высокое искусство и миролюбие внешней политики Византийской империи увенчались созданием особой системы отношений между странами, связанными единоверием и близостью культур.  
 
 

Литература

  1. Свободная электронная энциклопедия «Википедия»
  2. Сайт http://evolutsia.com/ дата входа 04.11.11
  3. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца ХХ века, Хачатурян В. М.

Информация о работе Византийская цивилизация