Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:41, реферат
Уникальность Византийской цивилизации проявляется уже в том, что это единственная цивилизация, даты рождения и смерти которой известны с точностью до дня. Родилась Византия 8 ноября 324 г., когда на месте древнего городка Византий на берегу Босфора была заложена новая столица Римской империи, получившая название Константинополь, а завершила свой исторический путь 29 мая 1453 г., когда Константинополь был завоеван турками. Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Возникнув в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство, Византия не была каким-то историческим феноменом. На протяжении IV-VII вв. она во многом была продолжением Римской империи, сохранив традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому ее нередко называют Восточной Римской империей. Сами подданные называли свою цивилизацию ромейской, а себя ромеями. Лишь в эпоху возрождения итальянские гуманисты придумали название византийская цивилизация, по имени древней греческой колонии Византий, на месте которой возник Константинополь.
1.Византийская модель цивилизационного развития
2. Роль религии в Византийской цивилизации
В
отечественной историографии проблемам
истории и культуры Византии всегда уделялось
огромное внимание в силу того, что в древности
Русь и Византийскую империю связывали
политические, экономические, торговые
интересы. Из Византии на Русь пришло православие,
византийское влияние проявилось во всех
видах культуры. В связи с этим в исторической
литературе получили разработку факторы,
обусловившие особенности Византии, в
частности оценка этой цивилизации как
результата синтеза античных институтов
и воззрений с восточно-христианской картиной
мира, особенности восточного христианства,
трактуемые как выражение своеобразной
духовности, догматические расхождения
с Западом, особая роль монашества.
Не
менее актуальными являются проблемы
византийской эстетики, своеобразия
византийской литературы и искусства,
получившие освещение в трудах С.С.
Аверинцева, В.Д. Лихачевой, В.В. Бычкова,
З.В. Удальцовой, В.Н. Лазарева и др.
Роль религии в Византийской цивилизации
Духовное наследие, оставленное Византией, до сих пор поражает своим разнообразием и богатством. В средние века Византия была "наставницей" славянского мира: южные и восточные славяне ей обязаны появлением письменности, у Византии перенимали они политические и богословские идеи, моральные нормы, у византийских мастеров учились строить храмы и писать иконы. Плодами византийской культуры пользовалась и Западная Европа.
Один
из характерных признаков
Однако влияние христианства неуклонно возрастало. Этот процесс был далеко не всегда мирным. Так, в конце IV в. в Александрии был разрушен Серапеум - центр языческого культа, и сожжена знаменитая библиотека, жертвой обезумевшей толпы пала женщина-философ Ипатия. Примерно в это же время запрещено было проведение Олимпийских игр. Уничтожались или закрывались языческие храмы, а их имущество отбиралось в пользу казны. Тем не менее, распространение христианства было связано не только с гонениями на язычников или с официальными запретами. Постепенно умирало языческое сознание, сменяясь новым, христианским - более трагическим и дисгармоничным, но обращенным к внутреннему миру человека, дающим ему надежду на спасение, на обретение божественной сущности.
Путь
формирования этого сознания был
отнюдь не прост. Утверждению христианства
в Византии сопутствовало не только
преодоление язычества, но и борьба
с ересями различными недогматическими
толкованиями христианских истин. Стремясь
укрепить свой авторитет, церковь не
допускала инакомыслия, предписывала
постигать Божественные истины, но
не менять их значение. Предметом споров
ортодоксов и еретиков стали самые
изначальные постулаты
Расхождения
между западной (католической) и
восточной (православной) церквями проявились
достаточно рано, в IV-V вв. С течением
времени они возрастали, сопровождаясь
борьбой между папой римским
и константинопольским
Вообще, в Византии церковь утверждала, что путь к спасению, путь к богу мог происходить и без участия церкви, человек мог и напрямую обратиться к богу через молитву, соединившись с ним. Таким образом, в христианстве превалирует эмоциональное индивидуальное начало. Отсюда и система ценностей, и поведение, и несколько иной идеал личности. Он начал формироваться в Византии, а потом она передала эту систему России, и, таким образом, формирование русского типа человека очень эмоционального человека с мистическими взглядами формировалось на протяжении многих столетий.
Религия в Византии выполняла также интегрирующую и стабилизирующую функции. Она являлась единой оболочкой формирования византийской духовности, византийской культуры. Культурные ценности языческой античности византийской церковью не отрицались. Изучение античной литературы и философии поощрялось. Византийская школа, в отличие от западноевропейской, не была подчинена церкви. Система образования была близка к античной. Под сильным влиянием Античности развивалась и византийская наука, стимулируемая потребностями хозяйственного развития и управления страной. В отличие от запада обучение в Византии проходило под влиянием церкви, но оно не было так жестко привязано к церкви. Византийская наука развивалась под сильным влиянием античности и успехи, достижения византийцев были связанны с потребностями хозяйственного развития и управления страны.
Итак,
Византийская цивилизация это христианская
цивилизация, когда доминирующим фактором
в жизни общества стала религия.
Православие выступало
Почти
тысячелетняя история Византийской
цивилизации оставила глубокий след
в истории человечества. Она была
овеяна легендами, а культура ее пользовалась
всеобщим признанием. Ее могли ненавидеть,
но не могли в то же время не уважать
ее и не восхищаться ею. Крестоносцы
громили ее, но они же поражались
ее величием. Мусульмане в течение
веков были ее лютыми врагами, но они
же чтили ее как источник знания.
Двойственность отношения к ней
современников отразили западные хронисты,
путешественники и русские
Литература