Версии происхождения славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:17, реферат

Описание работы

Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян (их прародины), хронологических рамок сложения славянской общности, при решения вопросов славянского глоттогенеза, выяснением связей археологических культур со славянскими племенами и преемственности культур.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЕРСИЯ НЕСТОРА 5
2. ЕВРАЗИЙСТВО, АНТИНОРМАНИЗМ, “КЛИНИКА” 9
3. ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН Б.А. РЫБАКОВА 11
4. ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН В.В. СЕДОВА 13
6. ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН М.Б. ЩУКИНА 15
7. ВЕРСИИ ИСТОРИКОВ XX-XXI ВВ. О ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Версии происхождения славян_реферат.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

В самом общем виде концепцию В.В. Седова можно изложить следующим образом. Во II тысячелетии до н.э. в Центральной Европе сформировалась древнеевропейская общность (термин Г. Краэ), из которой позже вышли различные народы, в том числе и славяне. Археологически это — среднеевропейские культуры полей погребальных урн, в том числе — лужицкая (ХII в. до н.э.).

В результате войн, миграций населения, его метисации (смешение разных народов, от которого возникают полукровки — метисы) из древнеевропейцев выделяются италики, германцы, кельты и др., в том числе около 400 г. до н.э. т.н. культура подклешевых погребений (захоронения в глиняных погребальных урнах, которые накрывались специальной крышкой — клешем). В ней присутствует значительная доля славянских древностей. В IV в. до н.э. в Европе начинается длившиеся несколько столетий кельтские войны, вызвавшие перемещения племен. Этот фактор оказал влияние на формирование славянского этноса: во II в. до н.э. в Висло – Одерском междуречье на основе культуры подклешевых погребений складывается пшеворская культура, а в Среднем Поднепровье — зарубинецкая. И та, и другая — праславянские .

Этническая карта Европы изменилась еще раз под влиянием нашествия готов во II в. н.э. Славяне вошли в состав полиэтничного объединения, оставившего после себя черняховскую культуру. Нашествие гуннов в 375 г. смело черняховцев, гунны ушли на запад, и в Восточной Европе возник политический вакуум. В VI в., заполняя его, из Среднего Поднепровья и Висло-Одерского междуречья на историческую арену выходят славяне.

Концепция В.В. Седова серьезно аргументирована и имеет много сторонников. Отметим лишь, что многие названные в ней археологические культуры — полиэтничные, не чисто славянские. Поэтому для полноты картины приведем еще одну гипотезу, М.Б. Щукина. Она базируется как на данных археологии, так и на письменных и лингвистических материалах. [14, С.230]

 

6. ГИПОТЕЗА О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛАВЯН М.Б. ЩУКИНА

 

В 38/39 г. н.э. царем Боспора стал Митридат VIII, мечтавший о славе своего деда, знаменитого Понтийского правителя Митридата VI Евпатора. Он взял курс на достижение независимости от Великой Римской империи. В 45 г. в г. Пантикапее высаживается римский десант, чтобы подавить сепаратистский мятеж. Митридат был свергнут и бежал к варварам, а царем стал его младший брат Котис. На трон его посадили римляне в награду за донос, который он подал на восставших.

Однако этим дело не кончилось. Митридат продолжил воевать с Римом. Он собрал армию, ядро которой составляли сарматы-сираки. Базировавшийся в Пантикапее римский контингент во главе с Юлием Аквилой обратился за военной помощью к сарматам-аорсам. Около 49 г. н.э мятежники были разбиты, Митридат пленен и отправлен в Рим.

Подавление сепаратистского бунта не означало установления спокойствия в регионе. Столкновение сираков и аорсов возымело эффект камня, брошенного в пруд. Круги от него стали шириться. Война вызвала массовые миграции различных племен. Со второй половины I в. н.э. начинается интенсивное сарматское продвижение на запад: из Приазовья в бассейн Днепра и Днестра. На Днепре они столкнулись с племенами зарубинецкой культуры и прогнали их на северо-запад. Зарубинцы укрылись от агрессии в лесах по Верхнему Днестру, Припяти и Десне.

В это же время в районе Польского Поморья также начинается интенсивное перемещение населения. Здесь вспыхивает война между народами, оставившими после себя вельбарскую и пшеворскую археологические культуры. Вельбарцы вытеснили пшеворцев в Верхнее Поднестровье и на территорию современной Словакии. Здесь в середине I в. н.э. пришедшими с севера племенами лугиев (в которых исследователи также склонны видеть носителей полиэтничной пшеворской культуры) было уничтожено римское буферное государство Ванния.

Таким образом, в районе верхнего течения Днестра столкнулись два потока: зарубинцы и преследующие их сарматы с юго-востока, пшеворцы и лугии — с северо-запада. В результате, по выражению М.Б. Щукина, заварился так называемый «венедский котел», охватывающий территорию от Прибалтики до верховьев Днестра. В нем «переваривались» различные племена, из смешения которых должны были возникнуть будущие этносы. Этот «котел» кипел во II – III вв. Особенности происходящих в нем процессов «этнической варки» нам известны мало.

Во II в. начинается продвижение готов в Северное Причерноморье. В ходе «готских войн» 230-270 гг. образуется держава Эрманариха, оставившая после себя полиэтничную черняховскую культуру. Готы подавили вступления окрестных племен и почти на сто лет установили мир в регионе. В результате среди народов, живших в Среднем Поднепровье, в IV в. н.э происходит демографический взрыв. Он затронул и «венедский котел». В нем стремительно увеличивается население, которому становится тесно в припятских лесах.

Но в 375 г. гуннское нашествие смело державу Эрманариха. В регионе наступает этническая неясность, усугубившаяся после распада в 450-х гг. державы Атиллы. Вот тут-то и выходят на историческую арену славяне. Под ударами гуннов было как бы «проломлено днище», южная стенка «венедского котла», и его «варево» вылилось из лесов Припяти и Верхнего Днестра на юг. В VI в. мы впервые фиксируем в Поднепровье, Поднестровье, Подунавье чисто славянские (а не смешанные, как раньше) археологические культуры — пражско-корчакская и пеньковская. И тогда же с 525 г. на страницах письменных источников начинает фигурировать раннее неведомый народ «склавины».

Сила концепции М.Б. Щукина в ее стройности. Автор убедительно выстраивает последовательную цепочку исторических событий, связанных друг с другом. Минусы этой теории такие же, как и двух предыдущих – критики данной версии указывают на значительный элемент условности, порожденной недостаточным количеством и спецификой источников.

Проблема поиска славянской прародины и этногенеза славян еще ждет своих исследователей. На сегодняшний день более предпочтительной считается локализация прародины славян в треугольнике Среднее Поднепровье  бассейн р. Припяти  верховья рек Лабы и Вислы. Меньше аргументов в пользу балтийской и придунайско-карпатской теорий.

 

7. ВЕРСИИ ИСТОРИКОВ XX-XXI ВВ. О ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

 

В последние десятилетия проблемам присхождения восточных славян посвящен ряд работ В.В. Седова [14, С.59]. Древнейшей славянской культурой он считает культуру подклешевых погребений (400-100 гг. до н.э.), поскольку именно начиная с этой культуры прослеживаются элементы преемственности в эволюционном развитии древностей вплоть до достоверно славянской эпохи раннего средневековья.

Культура подклешевых погребений соответствует первому этапу истории праславянского языка по периодизации Ф.П. Филина [16, С.172]. В конце II в. до н.э. под сильным кельтским влиянием культура подклешевых погребений трансформируется в новую, получившую название пшеворской. В составе пшеворской культуры выделяются два региона: западный - Одерский, заселенный, главным образом, восточногерманским населением, и восточный - Висленский, где преобладающим этносом были славяне. Хронологически пшеворская культура соответствует, согласно периодизации Ф.П. Филина, среднему этапу развития праславянского языка [16, С.173]. Зарубинецкую культуру, сформировавшуюся при участии пришлых подклешево-поморских племен и местных милоградских и позднескифских, он считает особой в языковом отношении группой, занимавшей промежуточное положение между праславянским и западнобалтским языками. С пшеворской культурой связана своим происхождением славянская пражско-корчакская культура. По мнению В.В. Седова, славяне составляли один из компонентов полиэтничной черняховской культуры.

О.Н. Трубачев в своих работах отвергает и висло-днепровскую гипотезу, и ее висло-одерский вариант [15, С.11]. Как альтернативу он выдвигает так называемую «неодунайскую» гипотезу прародины славян. Местом первичного их расселения он считает Среднее Подунавье – территорию стран бывшей Югославии (Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии и Черногории), юг Чехословакии и земли бывшей Паннонии (на территории современной Венгрии).

На какое-то время около I  в.н.э. славяне были вытеснены кельтами и уграми на север, в Повисленье, и на восток, в Поднепровье. Связано это было с великим переселением народов. Однако уже в середине I тыс.н.э. славяне, «храня память о своих прежних местах обитания», «снова занимают Подунавье, земли за Дунаем, Балканы». Таким образом, «движение славян на юг было возвратным» [15, С.11].

Свою гипотезу О.Н.Трубачев аргументирует лингвистическими и экстралингвистическими фактами. Он считает, что, во-первых, продвижение славян сначала на север, а затем на юг вписывается в общий процесс переселения народов в пределах Европы. Во-вторых, подтверждается записями летописца Нестора: «По мнозэхы же времянэхы». В-третьих, именно у южных славян, которые жили по р. Дунаю, раньше всех появилось самоназвание slověne – словэне, которое постепенно утверждается в трудах византийских историков VI в., готского историка VI в. Иордана (склавины). В то же время западных и восточных славян они именуют венедами и антами, то есть чуждыми славянам названиями. Сам этноним славяне О.Н. Трубецкой соотносит с лексемой слово и толкует его как «ясно говорящие», то есть говорящие на понятном, не чуждом языке. В-четвертых, в фольклорных произведениях восточных славян  очень часто упоминается р. Дунай, что О.Н. Трубачев считает сохранившейся живой памятью о Подунавье [15, С.11]. В-пятых, он считает, что Угры, придя на территорию Подунавья и основав в I в.н.э. свое государство, застали там славянское население и славянские топонимы: sopot, rěčina, bystica, foplica, kaliga, belgrad, konotopa и др. [16]

Таким образом, О.Н.Трубачев считает, что «южный висло-одерский ареал… приблизительно совпадает с северной периферией среднедунайского ареала» [15, С.11], а район первичного расселения славян совпадает с районом первичного расселения носителей общеиндоевропейского языка.

Вопрос о прародине славян продолжает оставаться открытым. Ученые выдвигают все новые и новые доказательства в пользу той или иной гипотезы. В частности Г.А. Хабургаев полагает, что праславянские племена возникли в результате скрещивания западнобалтийских племен с италиками, фракийцами (в районе современной северной Польши) и иранскими племенами (на р. Десне).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропейских народов, издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии включительно). В индоевропейскую семью языков входят несколько групп родственных языков: славянская, балтийская, германская, романская, иранская, индийская и др. Среди индоевропейских народов к славянам наиболее близки народы балтийской группы: литовцы, латыши и древние пруссы.

Проблема происхождения и расселения восточных славян до сих пор остается дискуссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, антропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую картину ранней истории славянских народов: областью расселения славянских племен большинство историков считает Среднюю и Восточную Европу.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Агеева, Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. Словарь-справочник / Р.А. Агеева. – М.: Эксмо, 2000.
  2. Алексеева, Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологий / Т.И. Алексеева. – М.: Мысль, 1973.
  3. Андреев, А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии / А. Андреев. – СПб.: Питер, 2000.
  4. Артамонов, М.И. Вопросы расселения восточных славян и советская     археология / М.И. Артаманов. – Л., 1967.
  5. Асов, А.И. Анты, арии, славяне А.И. Асов. – М.: Юнити, 2000.
  6. Дворник, Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации / Ф. Дворник. – М.: Гардарики, 2001.
  7. Демин, В.Н. Заветными тропами славянских племен / В.Н. Демин. – М.: Гардарики, 2002.
  8. Иванов, В.В. Исследования в области славянских  древностей. Лексические и фразеологические вопросы реконструкции текстов / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. – М.: Просвещение, 1974.
  9. Калашников, В.Л. Славянская цивилизация / В.Л. Калашников. – М.: Эксмо, 2000.
  10. Кобычев, В.П. В поисках прародины славян / В.П. Кобычев. – М.: Мысль, 1973.
  11. Мыльников, А.С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Представления об этнической номинации и этничности XVI – начала XVIII века / А.С. Мыльников. – СПб.: Лань, 1999.
  12. Нидерле, Л. Славянские древности / Л. Нидерле. – М., 1956.
  13. Петрухин, В.Я. Славяне / В.Я. Петрухин. – М.: Гардарики, 1999.
  14. Седов, В.В. Славяне в древности / В.В. Седов. – М.: Просвещение, 1994.
  15. Трубачев, О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики / О.Н. Трубачов // Вопросы языкознания. – 1981. - № 4. – С.11.
  16. Филин, Ф. П. Образование языка восточных славян / Ф.П. Филин. - М. - Л., 1962.

 



Информация о работе Версии происхождения славян