Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:16, практическая работа
На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя....
2. Социологические
объяснения. Начало этому положил
крупнейший русский историк XIX
в. С.М. Соловьев, считавший, что
в деятельности Ивана Грозного
нашла отражение борьба нового
государственного порядка со
старым родовым строем. Объективно
неизбежной борьбой
Позднее было доказано,
что в ходе опричных расправ пострадали
не только бояре и старые княжата,
но и многие дворяне, более того боярское
землевладение только расширилось.
Академик С.Б. Веселовский был уверен,
что Иван Грозный действовал исключительно
в интересах укрепления собственной
власти, совершенно не заботясь о каких-то
других интересах. Появилась точка
зрения А.А. Зимина, который указывал
на то, что царь боролся с Церковью.
В целом, в 1950-1980-е гг. утвердилось
то самое «объективистское»
3. Религиозные
объяснения. Начало этому положил
опять же А.М. Курбский, который
был уверен, что причины изменений,
произошедших в Иване Грозном,
лежат в области его
Позднее значение религиозного фактора для Ивана Грозного особо отметил В.О. Ключевский, но не сконцентрировал на этом своего внимания. Уже в XX в. Г.П. Федотов, крупный мыслитель Русского Зарубежья, выделил религиозные идеи Ивана Грозного, как одни из ведущих в его деятельности. Однако Федотов, вслед за Курбским, был уверен, что царь изменил христианству, а его деяния были, скорее, антихристианскими. В советской историографии роль религиозного фактора отрицалась.
Только в последние годы значительная часть специалистов и публицистов стали обращать внимание на роль религиозного фактора в деятельности царя Ивана Грозного (А.Л. Юрганов, С.В. Перевезенцев, А.И. Филюшкин, митрополит Иоанн, И.П. Фроянов и др.). Более того, стремление объяснить деяния Ивана Грозного через призму его религиозных воззрений -- это сегодня, наверное, самая популярная и самая влиятельная точка зрения.
Особо следует сказать о мнении Русской Православной Церкви. Дело в том, что в последние пятнадцать лет было развернуто массовое общественное движение за канонизацию Ивана Грозного. Церкви пришлось отвечать на эти требования -- Архиерейский Собор 2004 года решительно отверг возможность канонизации первого русского царя.
Таким образом, стоит еще раз подчеркнуть, что ни в научной, ни в художественной литературе, ни в публицистике до сего дня нет общепринятой точки зрения на личность и деятельность царя Ивана Грозного.
Детство и юность Ивана Грозного.
Двадцатилетний
брак великого князя Московского
Василия III с Соломонией Сабуровой был
бесплоден. Винить в этом только Соломонию
нет достаточных оснований. Известный
оппонент Ивана Грозного - изменник князь
Андрей Курбский написал, что отец его
врага Василий III искал знахарок и колдунов,
которые помогли бы ему приобрести мужскую
силу. В конце концов великому князю с
помощью митрополита Даниила и покорной
части духовенства удалось отправить
законную жену в монастырь против ее воли
и жениться на юной обворожительной литовской
княжне Елене Глинской.
Свадьба состоялась в 1526 году. Иван IV, прозванный
впоследствии Грозным, появился на свет
в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было
уже за пятьдесят. Он был ребенком очень
желанным, и его рождения ожидала вся страна.
Однако, вопреки ожиданиям, она не имела
детей ещё 3 года.
Этот промежуток
доставил стареющему князю немало хлопот.
И вот, наконец, Елена оказалась
беременной. Какой-то юродивый Домитиан
объявил ей, что она будет матерью Тита,
широкого ума, и 25 августа 1530 года в 7-ом
часу ночи действительно родился сын,
названный затем Иваном. Пишут, что в ту
самую минуту земля и небо потряслись
от неслыханных громовых ударов. Но это
было воспринято как добрый знак. Все города
отправили в Москву послов с поздравлениями.
Но царь после рождения сына прожил совсем
недолго. Он умер в 1534 году, и власть перешла
к Елене Глинской. В 1538 году и она скончалась,
отравленная, как принято считать, крамольными
боярами. Власть захватили бояре во главе
с Шуйскими. Ивана воспитывали великие
и гордые бояре на свою и на детей своих
беду, стараясь угодить ему во всяком наслаждении.
Иван рос беспризорным, но зорким сиротой
в обстановке придворных интриг, борьбы
и насилия, проникавших в его детскую опочивальню
даже ночью. Детство осталось в памяти
Ивана как время обид и унижений, конкретную
картину которых он лет через 20 дал в своих
письмах к князю Курбскому. Особенно были
ненавистны Иоанну князья Шуйские , захватившие
власть после смерти великой княгини Елены.
Устранены были князья Иван Федорович
Овчина-Телепнев-Оболенский , пользовавшийся
влиянием при Елене, сестра его, мамка
Ивана, Челяднина, князь Иван Федорович
Бельский , сведен с кафедры митрополит
Даниил , противник переворота. Бесконтрольное
распоряжение государственным достоянием,
крайне невнимательное и оскорбительное
отношение к маленьким великим князьям
Ивану и Юрию характеризуют двухлетнее
господство Шуйских.
В 1540 году по инициативе митрополита Иоасафа , освобождены были князь Бельский, занявший место князя Ивана Шуйского, удаленного на воеводство, и удельный князь Владимир Андреевич Старицкий с матерью. В 1542 году - новый переворот в пользу Шуйских, в котором погиб Бельский, поплатился кафедрой митрополит Иоасаф, замененный архиепископом новгородским Макарием . Глава кружка, князь Андрей Михайлович Шуйский, устранял возможные на Ивана влияния со стороны не принадлежавших к кружку лиц в крайне грубых формах (расправа с Семеном Воронцовым во дворце на глазах Ивана). В 1543 году царь впервые показал свой характер, велев схватить главного из Шуйских - Андрея. В 1543 году 13-летний Иван восстал против бояр, отдал на растерзание псарям князя Андрея Шуйского, и с тех пор бояре начали бояться Ивана. Власть перешла к Глинским - Михаилу и Юрию, дядям Ивана, устранявшим соперников ссылками и казнями и вовлекавшим в свои меры юного великого князя, играя на жестоких инстинктах, и даже поощряя их в Иване. Не зная семейной ласки, страдая до перепуга от насилия в окружавшей среде в житейские будни, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха в церемониях и придворных праздниках: превращение собственной позы сопровождалось таким же превращением ненавидимой среды - первые наглядные и незабываемые уроки самодержавия. Направляя мысль, они воспитывали литературные вкусы и читательскую нетерпеливость. В дворцовой и митрополичьей библиотеке, Иван книгу не прочитывал, а из книги вычитывал все, что могло обосновать его власть и величие прирожденного сана в противовес личному бессилию перед захватом власти боярами. Ему легко и обильно давались цитаты, не всегда точные, которыми он пестрил свои писания; за ним репутация начитаннейшего человека XVI века и богатейшей памяти.