Культурные, духовные,
политические и экономические
связи так же, как системы определенных
караванных дорог, соединяющих
различные страны и историко-культурные
области Ближнего и Среднего
Востока, начали осуществляться,
по-видимому, уже в эпоху неолита,
в период сложения раннеземледельческих
культур и получили широкое
развитие в цивилизациях эпохи
бронзы. Об этом свидетельствуют
разнообразные находки, чаще всего
украшения и предметы утвари,
далеко от мест их происхождения.
С появлением крупных
государств, взявших на себя функции
прокладки дорог и обеспечение
относительной безопасности продвигавшихся
по ним торговых караванов,
дипломатических посольств, можно
говорить о регулярном их строительстве
и использовании. Создание великой
Ахеменидекой державы, объединившей
гигантскую территорию от Греции
и Египта до Средней Азии
и Индии, несомненно, способствовало
более тесному знакомству и
общению между населявшими её
многочисленными племенами и
народами, исследованию ранее неизвестных
территорий. Согласно Геродоту (V в.
до н.э.), "... большая часть Азии
стала известна при Дарии I
(521-489 г.г. до н.э.). Царь хотел
узнать, где Инд впадает в море
... Дарий послал для этого на
кораблях людей, правдивости которых
он доверял". Войны, которые
вели Ахемениды, также способствовали
знакомству тех или иных народов
с дальними странами. Известно, что
в составе войск имелись воинские
контингенты среднеазиатских народов:
бактрийцев, согдийцев, саков, дахов,
сражавшихся непосредственно на
территории материковой Греции
в Элладе, Аттике, Беотии, Фивах, принимавших
участие во взятии Афин.
Фрагментарные описания
дорог, ведущих с Запада на
Восток, встречаются и в некоторых
греко-римских и парфянских источниках.
Вместе с тем
первое подробное описание пути
из Восточного Средиземноморья
от города Гиерополя до Серики
было составлено македонянином
Маем. Он не был в стране
серов (китайцев), а пользовался
донесениями своих агентов, которые
в свою очередь собирали сведения
о восточном участке пути у
жителей Средней Азии.
Согласно этим
источникам и археологическим
данным, в первые века до новой
эры - первые века новой эры
Запад и Восток соединяли три
основные трансконтинентальные
дороги: Южная, Морская, вела из
Египта в Индию. Она начиналась
в портах Миос Хормос и Береника
на Красном море и вела в
обход Аравийского полуострова
к трем главным портам, расположенным
на западном побережье Индии:
Барбарикон в дельте Инда, Баригаза
на реке Нармада и гавани
Мимирика на юге полуострова
- от Нила до Суэца по каналу
корабли выходили в Средиземное
море и далее к Риму. Этот
канал, шириной 45 м, был построен
еще при фараоне Нехо (610-595 г.г.
до н.э), а затем восстановлен
по распоряжению Дария I. Из
индийских портов дороги расходились
как в глубь полуострова Индостан,
так и на север, в Бактрию.
Из Индии Морской путь шел
далее в обход полуострова
в страны Юго-Восточной Азии.
: «История первых университетов
Европы».