Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:46, реферат
Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. до н.э. до 15 в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая.
Термин «Великий
шелковый путь» (Great silk road) вошел
в историческую науку в конце
19 в., после публикации в 1877 немецким
историком К.Рихтгофеном книги
Китай. Этот караванный
Развитие Великого шелкового пути. Шелковый путь прошел в своем развитии ряд этапов.
Формирование Шелкового пути. Хотя единая трансевразийская система караванных коммуникаций сложилась только в конце 2 в. до н.э., отдельные ее сегменты возникли гораздо раньше.
Согласно данным
современной археологии, с 3 тыс.
до н.э. функционировал «
В середине 1 тыс.
до н.э. эти две караванные
трассы начали сливаться:
В формировании
Великого шелкового пути как
сквозной трансевразийской
Хотя Чжан Цянь
не смог добиться от
Хотя маршруты Шелкового пути менялись, можно выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:
– южная дорога
– от севера Китая через
Среднюю Азию на Ближний
– северная дорога – от севера Китая через Памир и Приаралье к Нижней Волге и к бассейну Черного моря.
Между южной и
северной дорогой было
Зарождение
Основная статья: Древние контакты между Китаем и Средиземноморьем
Образцы шёлка династии Хань
Завоевательные походы
Александра Македонского значительно
расширили познания Запада и Востока
друг о друге, создав предпосылки
для установления торговых связей.
Китай начал экспортировать шёлк,
как только осознал свою потребность
сначала в нефрите и жадеите
из копей Хотана и Яркенда, а потом
в породистых арабских скакунах, которые
значительно превосходили по своим
качествам низкорослых
Старая Северная дорога
возникла во времена императора У-ди,
который под натиском степного народа
хунну направил своего сановника
Чжан Цяня на поиски их врагов юэчжей,
откочевавших на запад, для установления
с ними союзных отношений. Во время
путешествия 138—126 годов до н. э. Чжан
Цянь увидел в Ферганской долине поразивших
его своей красотой и станью коней.
Он доложил императору об отсутствии
в других странах шёлкоткацкого
ремесла и посоветовал
В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. Шёлк на Западе высоко ценили за его способность противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Торговля по этому маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге. Кроме того, часть товаров шла по Индийскому океану (см.: индо-римская торговля).
[править]
«Золотой век» Шёлкового пути
Основные статьи: Согды, Рахдониты
Статуэтка западного
купца, изготовленная в
За время путешествия
с востока на запад шёлк и специи
проходили через десятки рук.
В связи с этим историки ведут
речь о путешествиях именно товаров
и технологий, а не людей. Для транспортировки
использовались главным образом
ишаки и верблюды. Количество верблюдов
в караванах, которые бороздили
пустыню Такла-Макан, варьировалось
от 3 до 300.[1] Благодаря интенсивной
торговле в Танской державе
В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).[1]
Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний.[2] Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.
ВШП и Чингизхан
Следует сказать, что в периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути имели еще одну функцию, весьма неблагоприятную.
Именно Великий
шелковый путь использовал в
своих целях в XIII в. Чингизхан,
покоряя народ за народом. Но
завоевание — это один из
способов, хотя и неблагоприятный,
установления контактов между
народами. Покоряя страны, подчиняя
себе народы, завоеватели не могли
покорить жизнь. Жизнь всё
Когда Чингизхан
покорил Среднюю Азию, Хорезм
разделился на две части;
Монгольское господство
стимулировало караванную
ВШП и А. Темур
Особо покровительствовал
международной торговле Амир
Темур, ставший правителем
С присоединением
Хорезма торговля, которая потоком
шла через базары Ургенча,
В конце 70-х годов
Темур направляет свой взор
на Хорасан. Через него шёл
магистральный путь из
В 80-е годы XIV века
Хорасан и Герат вошли в
состав империи Амира Темура.
А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил
три 'похода против хана
Все последующие
походы Амира Темура в Иран,
на Кавказ, в Индию и Турцию
были направлены на
В годы правления
Амира Темура происходит
В 1404—1405 гг., когда
Темур предпринял поход на
Китай, обстановка несколько
Прибывавшие в Китай послы различных государств освобождались от уплаты пошлин, кроме того, им бесплатно предоставлялся ночлег, оказывались необходимые услуги и устраивались различные увеселения в течение всего времени их пребывания в Китае.
Даже тогда, когда
в результате открытия морских
путей основная часть товаров
из Китая и Индии стала
По данным Р.Г.Мукминовой,
одним из предметов экспорта
из Средней Азии по Великому
шёлковому пути в этот период
являлась ткань занданачи —
продукция мастерской, располагавшейся
в селении Зандана недалеко
от Бухары. Получившая название
по месту выработки, она
С XVI в. торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая начали заметно ослабевать. Причинами тому явилось открытие морских путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье. Изоляция среднеазиатских городов от торговых центров других стран имела последствием значительный упадок караванной.
Выдающуюся роль в соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли народы Средней Азии (Центральной Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.
Название "Великий
шелковый путь" связано с драгоценным
в те времена для стран Запада
товаром - шелком. В конце II-го
века до н. э. шелк познакомил
два мира - Запад и Восток по
первой в истории человечества
трансконтинентальной дороге. Но
было бы несправедливо сводить
значение Великого шелкового
пути в истории мировой