Великий Шелковый путь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 22:46, реферат

Описание работы

Термин «Великий шелковый путь» (Great silk road) вошел в историческую науку в конце 19 в., после публикации в 1877 немецким историком К.Рихтгофеном книги Китай. Этот караванный торговый путь был самым протяженным (более 7 тыс. км) в докапиталистическую эпоху. Он играл роль связующего звена между странами разных цивилизаций и социально-экономических систем.

Работа содержит 1 файл

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.docx

— 24.94 Кб (Скачать)

 

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ –  система караванных торговых путей, соединявших со 2 в. до н.э. до 15 в. страны Евразии – от Западной Европы до Китая.

 

 Термин «Великий  шелковый путь» (Great silk road) вошел  в историческую науку в конце  19 в., после публикации в 1877 немецким  историком К.Рихтгофеном книги  Китай. Этот караванный торговый  путь был самым протяженным  (более 7 тыс. км) в докапиталистическую  эпоху. Он играл роль связующего  звена между странами разных  цивилизаций и социально-экономических  систем.

 

Развитие Великого шелкового  пути. Шелковый путь прошел в своем  развитии ряд этапов.

 

Формирование Шелкового  пути. Хотя единая трансевразийская система  караванных коммуникаций сложилась  только в конце 2 в. до н.э., отдельные  ее сегменты возникли гораздо раньше.

 

 Согласно данным  современной археологии, с 3 тыс.  до н.э. функционировал «лазуритовый  путь», по которому полудрагоценный  камень лазурит перевозился из  предгорий Памира (из района Бадахшан  на территории современного Таджикистана) на очень дальние расстояния  на запад и на юг, до стран  Ближнего Междуречья (Ур, Лагаш) и  Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро). С  конца 2 тыс. до н.э. начал  работать «нефритовый путь» –  торговля самоцветами из Центральной  Азии (из района Куньлунь на  территории современного китайского  Синьцзян-Уйгурского района) по восточному  пути, в обмен на шелк из  Китая.

 

 В середине 1 тыс.  до н.э. эти две караванные  трассы начали сливаться: бадахшанский  лазурит попадает в Китай, а  в Персии и в долине Инда  получают распространение одежды  из китайского шелка. Однако  торговля шла через длинную  цепочку посредников, так что  китайцы и народы Средиземноморья  не имели представлений о существовании  друг друга.

 

 В формировании  Великого шелкового пути как  сквозной трансевразийской магистрали  решающую роль сыграл древнекитайский  чиновник Чжан Цянь. В 138 до  н.э. он отправился с опасной  дипломатической миссией к кочевникам  из племени юэчжей, чтобы убедить  их стать союзниками китайской  империи Хань в борьбе с  кочевниками сюнну, нападавшими  на империю с севера. Чжан Цянь  стал первым китайцем, который  побывал в Средней Азии –  в Согдиане и Бактрии (на  территориях современного Узбекистана,  Таджикистана и Афганистана). Там  он узнал, каким огромным спросом  пользуются китайские товары, и  увидел много вещей, о которых  китайцы не имели представления.  Вернувшись в Китай в 126 до  н.э., он представил императору  доклад о выгодах прямой торговли  между Китаем и государствами  Средней Азии.

 

 Хотя Чжан Цянь  не смог добиться от контролировавших  Бактрию юэчжей военной помощи  в борьбе с сюнну, собранные  им сведения были признаны  исключительно важными. В 123–119 до н.э. китайские войска самостоятельно  нанесли поражение сюнну, обезопасив  путь из Китая на запад. Именно  с конца 2 в. до н.э. можно  говорить о функционировании  Великого шелкового пути как  сквозного маршрута, соединившего  все великие цивилизации Старого  Света – Китай, Индию, Ближний  Восток и Европу. Эта огромная  система караванных путей просуществовала  более полутора тысяч лет –  много дольше, чем другие дальние  сухопутные торговые пути (как,  например, путь «из варяг в  греки»).

 

 Хотя маршруты  Шелкового пути менялись, можно  выделить две основные трассы, соединявшие Восток и Запад:

 

 – южная дорога  – от севера Китая через  Среднюю Азию на Ближний Восток  и Северную Индию;

 

 – северная дорога  – от севера Китая через  Памир и Приаралье к Нижней  Волге и к бассейну Черного  моря.

 

 Между южной и  северной дорогой было несколько  соединяющих и промежуточных  маршрутов. С течением времени  сеть коммуникаций становилась  все более густой, включала все  больше ответвлений. Основные  маршруты сдвигались то на  северную, то на южную дорогу.

 

Зарождение

Основная статья: Древние  контакты между Китаем и Средиземноморьем  

Образцы шёлка династии Хань

 

 

Завоевательные походы Александра Македонского значительно  расширили познания Запада и Востока  друг о друге, создав предпосылки  для установления торговых связей. Китай начал экспортировать шёлк, как только осознал свою потребность  сначала в нефрите и жадеите  из копей Хотана и Яркенда, а потом  в породистых арабских скакунах, которые  значительно превосходили по своим  качествам низкорослых китайских  лошадей.

 

Старая Северная дорога возникла во времена императора У-ди, который под натиском степного народа хунну направил своего сановника  Чжан Цяня на поиски их врагов юэчжей, откочевавших на запад, для установления с ними союзных отношений. Во время  путешествия 138—126 годов до н. э. Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и станью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого  ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен  на прекрасных коней, а также сладкие  плоды, вино и др.

 

В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и  бронзовыми зеркалами направился к  Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и  отрогов Тянь-Шаня. Шёлк на Западе высоко ценили за его способность противостоять  всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Торговля по этому  маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности  в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной  дороге. Кроме того, часть товаров  шла по Индийскому океану (см.: индо-римская  торговля).

[править]

«Золотой век» Шёлкового  пути

Основные статьи: Согды, Рахдониты

 

 Статуэтка западного  купца, изготовленная в китайском  государстве Северная Вэй

 

За время путешествия  с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут  речь о путешествиях именно товаров  и технологий, а не людей. Для транспортировки  использовались главным образом  ишаки и верблюды. Количество верблюдов  в караванах, которые бороздили  пустыню Такла-Макан, варьировалось  от 3 до 300.[1] Благодаря интенсивной  торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и  изделия.[1]

 

В IV—IX веках международную  торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные  тексты буддизма переводились с санскрита  на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию  согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в  сумке в Дуньхуане (начальная  точка пути на запад).[1]

 

Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний.[2] Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности  с доставкой товаров возникали  и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском  сражении, заставившего их покинуть Среднюю  Азию.

 

ВШП и Чингизхан

Следует сказать, что  в периоды политических конфликтов трассы Великого шелкового пути имели  еще одну функцию, весьма неблагоприятную.

 

 Именно Великий  шелковый путь использовал в  своих целях в XIII в. Чингизхан,  покоряя народ за народом. Но  завоевание — это один из  способов, хотя и неблагоприятный,  установления контактов между  народами. Покоряя страны, подчиняя  себе народы, завоеватели не могли  покорить жизнь. Жизнь всё равно  продолжалась. Продолжал существовать  и Великий шелковый путь, хотя  его торговые функции были  ограничены, и он несколько изменил  своё направление.

 

 Когда Чингизхан  покорил Среднюю Азию, Хорезм  разделился на две части; северную  со столицей в Ургенче, . которая  была включена в улус Джучи  (владение старшего сына Чингизхана) и впоследствии ставшая частью  Золотой Орды (территория от Сибири  до Восточной Европы, правителем  которой был внук Чингиз—хана  — Берке): и южную — со столицей  в Кяте, ставшей частью чагатайского  улуса (владение второго сына  Чингиз—хана — Чагатая, территория  Средней Азии).

 

 Монгольское господство  стимулировало караванную торговлю  между Китаем и странами Средиземноморья.  Но выгода от этой торговли  доставалась не Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой Орде. Многие из караванов  обходили стороной Мавераннахр.  проходя прямо к Волге севернее  Каспия, а оттуда шли к Чёрному  морю. Хорезм был южным отрезком  на этом северном пути, он продолжал  играть роль связующего звена  в региональном и межконтинентальном  торговом обмене. Крупным торговым  центром был Ургенч, базары которого  были переполнены.

 

ВШП и А. Темур

 

 Особо покровительствовал  международной торговле Амир  Темур, ставший правителем Мавераннахра  в 1370 году. Он выступал за сохранение  Великого шёлкового пути и  восстановление его трасс через  территорию Мавераннахра.

 

 С присоединением  Хорезма торговля, которая потоком  шла через базары Ургенча, теперь  вновь была направлена через  Самарканд — столицу империи  Амира Темура.

 

 В конце 70-х годов  Темур направляет свой взор  на Хорасан. Через него шёл  магистральный путь из Мавераннахра  и Китая, с которым в Балхе  соединялась дорога из Индии.  Вдоль этих дорог были богатые  рынки, особенно в Герате, где  можно было найти товары Средиземноморья  и Хорасана: шёлк и хлопчатобумажные  ткани, парчу и платки, войлок  и ковры; великолепную бирюзу  из Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и  миндаль; а также сталь, изготавливаемую  в Герате, хорасанское золото  и серебро. рубины и ляпис-лазурь  из Мавераннахра. На этих рынках  можно было купить лошадей,  мулов, овец и верблюдов.

 

 В 80-е годы XIV века  Хорасан и Герат вошли в  состав империи Амира Темура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил  три 'похода против хана Золотой  Орды Тохтамыша, & результате которых  была разрушена столица Золотой  орды — Сарай Берке (город  в низовье Волги), а караванные  пути, проходившие через её территорию, перестали функционировать. После  падения Сарая Берке северная  межконтинентальная дорога была  практически заброшена. Вместо  дороги через Сарай, Ургенч  и Отрар. караваны вновь взяли  путь через Герат, Балх и  Самарканд.

 

 Все последующие  походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в Индию и Турцию  были направлены на восстановление  торговых магистралей Великого  шёлкового пути, которые действовали  в до монгольское время (т.е.  до Чингиз—хана).

 

 В годы правления  Амира Темура происходит укрепление  торговых отношений с Китаем. Караванная торговля между Средней  Азией и Китаем получила новый  стимул. По данным, содержащимся  в китайском источник: "Мин  шилу" ("Записки о событиях  в годы правления минских императоров"), в период между 1368—1398 гг. посольства  от Амира Темура прибыли в  Китай девять раз. В качестве  даров в Китай были отправлены  лошади, верблюды, бархат, мечи и  доспехи. Со своей стороны китайский  император отправил подарки из  драгоценных камней. Также известно, что в 1394 г. Амир Темур отправляет  императору Китая письмо с  добрыми пожеланиями в сопровождении  "подарка" в качестве 200 лошадей.

 

 В 1404—1405 гг., когда  Темур предпринял поход на  Китай, обстановка несколько обострилась.  Однако уже при его преемниках  Шахрухе и Улугбеке наметилось  восстановление и активное развитие  дипломатических отношений. Правители  в своих посланиях Друг Другу  подчеркивали необходимость укрепления  дружеских отношений, развития  взаимовыгодной торговли и обеспечения  безопасности торговых путей.  За период 1403—1449 гг. в Китай прибыли  33 посольства из Самарканда и  14 из Герата.

 

Прибывавшие в Китай  послы различных государств освобождались  от уплаты пошлин, кроме того, им бесплатно  предоставлялся ночлег, оказывались  необходимые услуги и устраивались различные увеселения в течение  всего времени их пребывания в  Китае.

 

 Даже тогда, когда  в результате открытия морских  путей основная часть товаров  из Китая и Индии стала поставляться  по морю, участие среднеазиатских  купцов в торговле между Дальним  Востоком и странами Передней  Азии продолжалось, хотя в значительно  меньших объемах. В Среднюю  Азию и в период позднего  феодализма продолжали поступать  китайская шелковая одежда, шелковая  ткань и фарфоровые изделия.

 

 По данным Р.Г.Мукминовой, одним из предметов экспорта  из Средней Азии по Великому  шёлковому пути в этот период  являлась ткань занданачи —  продукция мастерской, располагавшейся  в селении Зандана недалеко  от Бухары. Получившая название  по месту выработки, она поставлялась  Через Бухару в ряд стран,  в том числе на Кавказ и  в Россию.

 

 С XVI в. торгово-дипломатические  связи Средней Азии и Китая  начали заметно ослабевать. Причинами  тому явилось открытие морских  путей, усиление межфеодальных войн, обострение политических отношений между государствами Шейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье. Изоляция среднеазиатских городов от торговых центров других стран имела последствием значительный упадок караванной.

Выдающуюся роль в  соединении двух великих цивилизаций - западной и дальневосточной сыграли  народы Средней Азии (Центральной  Азии), которые, несомненно, являлись проводниками, как той, так и другой стороны. Спустя некоторое время по Великому шелковому пути пойдут, как об этом свидетельствуют китайские и  греко-римские источники, торговые караваны и дипломатические посольства.

 Название "Великий  шелковый путь" связано с драгоценным  в те времена для стран Запада  товаром - шелком. В конце II-го  века до н. э. шелк познакомил  два мира - Запад и Восток по  первой в истории человечества  трансконтинентальной дороге. Но  было бы несправедливо сводить  значение Великого шелкового  пути в истории мировой цивилизации  исключительно к торговле шелком. Его роль была значительно  шире и разнообразнее, ибо по  нему проходили караваны не  только с различными восточными  и западными товарами, но проникали  и духовные ценности, религиозные  идеи.

Информация о работе Великий Шелковый путь