Реформы
в области образования
и печати
- Еще в
начале своего царствования Александр
II отменил некоторые стеснительные меры
в отношении учебных заведений, принятых
императором Николаем I. Преподавание
в университетах получило больше свободы,
они стали доступны для вольнослушателей,
как мужчин, так и женщин. Однако новизна
положения привела в 1861 году к некоторым
беспорядкам, после чего свободу университетов
пришлось несколько ограничить. В 1863 году
был издан устав, согласно которому профессорская
корпорация получила самоуправление.
Студенты же не получили права влиять
каким-либо образом на порядок в университете,
что являлось поводом для частых «студенческих
беспорядков». Под влиянием таких настроений
граф Д. А. Толстой решил осуществить реформу
средней школы. В начале царствования
императора еще при министре А. В. Головине,
доступ в гимназии был открыт для детей
всех сословий. Гимназии же были двух типов:
классические, с изучением древних языков
и реальные, соответственно без них, но
с преобладанием естествознания. Граф
Толстой, поддерживаемый М. Н. Катковым,
в 1871 году составил новый устав гимназии,
одобренный государем. Классическая гимназия
была сделана единственным типом общеобразовательной
и всесословной средней школы, выпускники
которой имели право поступления в университет.
Реальные гимназии заменили «реальными
училищами»; цель их была в том, чтобы давать
образование людям всех сословий, но приспособленное
к практическим потребностям и к приобретению
практических познаний.
- Этой реформой
было создано полное преобладание классической
школы. Но граф Толстой упустил из вида
несколько моментов, а именно: из-за отсутствия
достаточного количества преподавателей
латыни и греческого языка, пришлось выписывать
специалистов из-за границы. Естественно,
их преподавание не нравилось студентам,
так как первые не знали ни русского языка,
ни русской литературы.
- Таким образом,
несмотря на то, что реформа графа Толстого
имела в основе правильную идею о значении
классицизма, она не вошла в нравы нашего
общества. Одновременно с реформой мужской
средней школы, реформировалась и женская.
До правления Александра II существовали
только институты и частные пансионы,
в которых обучались в основном дворянки.
С конца 50-х годов появляются женские гимназии
для всех сословий. Параллельно стали
открываться женские епархиальные училища.
Через некоторое время успешно разрешился
вопрос о высшем женском образовании.
Также были сделаны большие успехи в плане
начального или народного образования.
Но, несмотря на усилия, народная грамотность
в эпоху реформ стояла еще на низком уровне.
Конституционный
проект М.Т.Лорис-Меликова
- Проект
Лорис-Меликова М.Т. по которому император
обещал "призвание общества к участию
в разработке необходимых мероприятий"
для "закончения реформ" и "разрешения
стоящих на очереди вопросов". Документ
значительно ограничивал привлечение
земских и думских представителей к рассмотрению
законопроектов. Поддержка со стороны
прессы была ему обеспечена надолго. Лорис-Меликов
представил императору доклад, в котором
предложил программу преобразований,
включавшую проекты податной реформы,
перестройку местного управления, расширение
прав старообрядцев, пересмотр паспортной
системы, урегулирование отношений предпринимателей
и рабочих, изменения в системе народного
образования, привлечение "сведущих
людей" (выборных представителей дворянства,
земств и органов городского самоуправления)
к обсуждению проектов некоторых правительственных
распоряжений. Александр II одобрил проекты
Лорис-Меликова и по его ходатайству
уволил слывшего реакционером министра
народного просвещения графа Толстого
Д.А. Это в ещё большей степени способствовало
популярности Лорис-Меликова в либеральных
кругах. Александр II согласился на реализацию
проекта в день своей гибели, но Александр
III отверг его.
Заключение
- Александр
II оставил глубокий след в истории, ему
удалось сделать то, за что боялись взяться
другие самодержцы - освобождение крестьян
от крепостного гнета. Плодами его реформ
мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели
основные преобразования и реформы, проведенные
Александром II. Основная реформа его царствования
- освобождение крестьян - в корне изменила
порядок, существовавший до этого, и повлекла
за собой все остальные реформы.
- Внутренние реформы
Александра II сравнимы по своему масштабу
разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор
совершил действительно грандиозные преобразования
без социальных катаклизмов и братоубийственной
войны. С отменой крепостного права «воскресла»
торгово-промышленная деятельность, в
города хлынул поток рабочих рук, открылись
новые сферы для предпринимательства.
Между городами и уездами восстановились
былые связи и создались новые.
- Падение крепостной
зависимости, выравнивание всех перед
судом, создание новых либеральных форм
общественной жизни привели к свободе
личности. А чувство этой свободы пробудило
желание развить ее. Создавались мечты
об установлении новых форм семейной и
общественной жизни
Список
использованной литературы
- 1.
С.Ф.Платонов «Лекции по русской
истории», Москва, издательство
«Высшая школа», 1993 год.
- 2.
В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров
«История России с древнейших времен до
1917 года», Москва, издательство «Русское
слово», 1998 год.
- 3.
«История России с древности до наших
дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва,
«Высшая школа», 1998 год.
- 4.
«Пособие по истории Отечества для поступающих
в ВУЗы» под редакцией А.С.Орлова, А.Ю.Полунова
и Ю.А. Щетинова, Москва, издательство «Простор»,
1994 год.
- 5.Литвак.Б.Г. Переворот
1861 г. в России:почему не реализовалась
реформаторская альтернатива.М.. 1991.