Великие реформы 1860-1870

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 14:59, творческая работа

Описание работы

Презентация на тему реформ 1860-1870 гг.

Работа содержит 1 файл

великие реформы 1860-1870.ppt

— 353.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Великие реформы 1860-1870-х гг. 
 
 
 
 

                                                   Подготовил студент 1 курса:Белов Денис

111 группа.

 
 
 
 
  • Содержание:
  • Введение
  • Подготовка и отмена крепостного права
  • Земская реформа
  • Судебная реформа
  • Военная реформа
  • Реформы в области образования и печати
  • Конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова
  • Заключение
  • Список использованной литературы
 
 
 
 

Введение 

  •    В середине 19 века Россия значительно отставала во всех сферах деятельности от главных держав мира. Подтверждением тому может явиться поражение в Крымской войне 1853-1856 годах, сдача Севастополя, условия Парижского мира 18(30) марта 1856 г., который лишил Россию военного флота и военно-морских баз на Черном море, части Бессарабии и поставил под сомнение престиж России как великой державы. Плохое вооружение, отсутствие железных дорог и телеграфной связи на юге страны, все это указывала на отсталость страны по сравнению с развитыми европейскими странами. Все это и явилось причинами Великих реформ 1860-1870 годов. Для Александра II  было ясно, что отмена крепостного права это главная задача. В те годы выражалось недовольство о положении крестьян, и в широких слоях населения об этом очень много говорилось, но само население к реформам не было готово. Александр II прекрасно понимал, что отмена крепостного права повлечет за собой ряд изменений во всех сферах жизни общества и всего государства в целом. Все государственные институты и сословные структуры основывались на крепостном праве.
 
 
 
 

Подготовка  и отмена крепостного  права  

  •            3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

            

  • Летом 1858 г. Александр  II  предпринял  поездку  по  РоссииОн заявил о своей решимости освободить крестьян  и  призвал  дворян  поддержать другие готовившиеся преобразования.

        

  • Судьбы крестьянства решались в центральных  учреждениях  и  губернских

        комитетов, готовивших реформу. 4 декабря  1858  гГлавный  комитет  принял

        новую программу  реформыпредусматривавшую  предоставление  крестьянам  их

        наделов в собственность посредством выкупа, правительственное  содействие  в

        выкупе путем организации кредита, введение  крестьянского  самоуправления  в

        рамках  общиныЭта  программа  легла  в  основу  разрабатываемого  проекта

        «Положений о крестьянах, выходивших из крепостнической зависимости».

        4 марта 1859 г. в качестве «рабочего» органа при Главном комитете были

       учреждены   Редакционные   комиссии.   На   них   возлагалась   рассмотрение

       материалов, предоставленных губернскими комитетами, и  составление  проектов

       законов   об    освобождении    крестьян.    Это    был    вневедомственный,

        «нетрадиционный»  органкоторый  проделал  основную  работу  в  подготовке

       проекта «Положений о крестьянах».

      

 
 
 
 
  •          10 октября 1860 г. Редакционные комиссии завершили свою работу, проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где он обсуждался. 16 февраля 1861 г. обсуждение проекта «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» было завершено. Подписание «Положений» было приурочено к 19 февраля – 6-й годовщине Александра II на престол.

       

  • В состав «Положений» 19 февраля  1861  г.  вошли:  «Общее  положение»,четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян», «Положение  о выкупе», «Положение об устройстве дворовых людей», «Положение  о  губернских по крестьянским делам учреждениях»,  а  также  ряд  «правил»  -  «О  порядке введения в действие Положений», «О  крестьянах  мелкопоместных  владельцев», «О  приписанных  к   частным   горным   заводам»   и   пр.   Действие   этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

      

  • После отмены крепостного права появилась возможность для экономической модернизации страны и для становления буржуазных отношений. Реформа явилась сложным компромиссом для помещиков и крестьян. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.
 
 
 
 

Земская  реформа 

  •    Так после отмены крепостного права возникла необходимость местного самоуправления. 1 января 1864 года было издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления - земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов: уездных и губернских земских собраний, и исполнительных: уездных и губернских земских управ.
  • Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и другое.
  • Все это требует больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
  • 16 июня 1870 года было издано «Городовое положение», по которому в 509 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую управу, состоявшую из городского головы и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели право только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков - одним словом торгово-промышленная буржуазия).
  • Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении. Компетенция городского самоуправления была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов, т.е. благоустройство городов, устройство базаров и т. п.
 
 
 
 

Судебная реформа 

  •    Одновременно с земской реформой, была подготовлена и судебная. Из всех реформ того времени она была самой последовательной и одной из самых значительных. Судебные уставы 20 ноября 1864 года вводили бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатурой и состязательностью сторон. Присяжные заседатели, участвующие в судебном процессе устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого, меры наказания же определяли сами судьи. Решения, принятые судом с участием присяжных заседателей считались окончательными, в противном случае могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов, в которых принимали участия, присяжные заседатели могли быть обжалованы лишь в том случае, если было совершено нарушение законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат.
  • Для разбора мелких проступков и гражданских дел с иском до 500 рублей в уездах и городах вводился мировой суд с упрощенным судопроизводством. Состав мировых судей избирался на уездных земских собраниях.
  • Судебные уставы 1864 года вводили институт «присяжных поверенных» - адвокатуру, а также институт судебных следователей. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи - Сенатом. После этого они не могли быть уволены или устранены от должности на какое-то время, а лишь в случае совершения какого-либо уголовного преступления, но и тогда решение об их отстранении от должности выносил суд. Таким образом, закон вводил важный принцип несменяемости судей.
 
 
 
 

Военная  реформа 

  •    В 1861-1874 годах была проведена серия военных реформ.
  • В 1874 году был издан устав о всеобщей воинской повинности, который в корне изменил порядок пополнения войск. При Петре Великом все сословия привлекались к военной службе. По законам XVIII века дворянство постепенно было освобождено от воинской повинности, и рекрутчина стала участью не просто низших слоев населения, но беднейших из них, так как те, кто побогаче могли откупиться, наняв за себя рекрута. Такая форма воинской повинности легла тяжким бременем на плечи бедных слоев населения, потому что срок службы в то время был 25 лет, то есть кормильцы, уходя из дома, покидали его практически на всю жизнь, крестьянские хозяйства разорялись со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  • По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет:6 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте - 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу - до 3-х лет, гимназию - до полутора лет, а имевших высшее образование - до полугода.
  • Таким образом, мы можем сделать вывод, что новая система предполагала не только военное обучение солдат, но в то же время проводился ряд мероприятий с целью просвещения, это особенно заметно было во время управления военным министерством графом Д. А. Малютиным.

Информация о работе Великие реформы 1860-1870