Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:29, реферат
Среди всех хартий XII-XIII вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой,представляет собой наиболее обширный список не только материальных, но и отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её юридическим источником можно считать, прежде всего, феодальный обычай, на соблюдении которого настаивают многие статьи Хартии, а также Хартию Генриха I. Основным же отправным документом для Хартии 1215г. являлись так называемые Баронские статьи – петиция баронов, датируемая предположительно 10 июня 1215г. и представляющая собой перечень «статей, о которых бароны просят и на которые король даёт согласие».
Великая Хартия Вольностей.
Среди всех хартий XII-XIII вв. в Англии Хартия 1215г., именуемая Великой,представляет собой наиболее обширный список не только материальных, но и отличающихся новизной политических требований, предъявленных королю. Её юридическим источником можно считать, прежде всего, феодальный обычай, на соблюдении которого настаивают многие статьи Хартии, а также Хартию Генриха I. Основным же отправным документом для Хартии 1215г. являлись так называемые Баронские статьи – петиция баронов, датируемая предположительно 10 июня 1215г. и представляющая собой перечень «статей, о которых бароны просят и на которые король даёт согласие». Окончательная редакция Хартии позволяет судить, что Баронские статьи подверглись значительной редакционной обработке и некоторым дополнениям, хотя основное содержание их осталось неизменным. Оригинальный текст Хартии1215г. изложен на латинском языке, без подразделения на статьи, и не имеет чёткой системы изложения.
Великая Хартия Вольностей представляет прежде всего феодальный договор, определяющий права вассалов и сюзерена. Она в значительной степени повторяет параграфы грамоты Генриха I, однако в ней есть и особенности, которые мы не найдём в той грамоте. Зарождение новых отношений (общества, где граждане
подчиняются одним и тем же законам, состоящего из однородной массы свободных
людей) отразилось на составе Хартии. Некоторые из её параграфов были вызваны
желанием положить предел тому произволу и злоупотреблениям, которые опускал
король, развивая государственный характер своей власти. Эти параграфы не
только не утратили своего смысла с исчезновением феодализма, но даже получили
широкое применение
с развитием новых
основанием нового государственного порядка.
Сама Великая Хартия Вольностей имеет форму королевского пожалования.
«Пожаловали мы, - читаем мы в конце её первой статьи, – всем свободным людям
королевства нашего.» Этот как будто односторонний акт монаршей воли был
внушён королю, по его словам, исключительно внутренними мотивами, мистическим
путём. Не вполне, правда,
согласуются с этими
Хартии, что «принесена была присяга, как с нашей стороны, так и со стороны
баронов, что всё
это вышеназванное будет
злого умысла», а содержание параграфа 61 и вовсе их опровергает, вскрывая
истинное положение вещей. Тут уже идёт речь о «раздоре, произошедшем между
нами и баронами нашими» и о гарантии, которую король даёт баронам,
обеспечивающую им ненарушимое и вечное пользование их вольностями.
Гарантия эта заключалась в следующем. Бароны изберут из своей среды 25
человек и на них возложат обязанность блюстителей «пожалованных» королём
вольностей. Если король или кто-либо из его должностных лиц «нарушит какую-
либо из статей этого мирного договора», то об этом должно быть сообщено
четырём из этих двадцати пяти баронов, и они обратятся к королю или к его
заместителю с требованием в течение сорока дней восстановить нарушенное
право. В случае неисполнения королём этого требования, все 25 баронов вместе
с «общиной всей земли» постараются силой принудить к этому короля, оставляя,
тем не менее, неприкосновенными личность короля, королевы и их детей. Все
обязаны были принести баронам присягу, что будут вместе с ними «принуждать и
теснить короля», а 25 баронов, в свою очередь, присягали, что будут
добросовестно выполнять свои обязанности. Решения в комитете двадцати пяти
принимались большинством голосов.
Великая Хартия Вольностей - это настоящий мирный договор между воюющими
сторонами, настоящая капитуляция. Она содержит статьи, требующие выдачи
королём взятых им заложников, о роспуске наёмных отрядов и т. д. Мы не будем
заниматься этими статьями, носившими чисто временный характер, и прямо
перейдём к основным параграфам Хартии, говорящими о правах и вольностях
английского народа и каждой из составляющих его отдельных групп.
Материальные требования оппозиции, которые сводились в основном к требованиям
ограничить произвол короны в области вассально-ленных и фискальных отношений и
уважать старинные феодальные обычаи в этом вопросе. Вполне естественно, что
бароны как лидеры движения и представители его на окончательных переговорах с
королём, закрепили в Хартии прежде всего свои материальные требования. Другие
же участники оппозиции, выступившие вместе с баронами и доверившие баронам
закрепление своих требований, несмотря на силу и решающую роль этой поддержки,
получили неизмеримо меньше, а кое в чём и понесли ущерб в угоду крупным
феодальным собственникам. При этом следует учесть, что рыцарство не имело своей
программы, существенно отличной от баронской, а баронство, добиваясь
ограничения произвола со стороны короля, не было заинтересовано в ограничении
своих фискальных притязаний
в отношении собственных
ограничилось несколькими весьма абстрактными обещаниями в пользу своих вассалов
и, если иметь в виду рыцарство, своих классовых союзников. Горожане же вообще
принадлежали к другому классу и сословию, и там, где интересы короля и баронов
противоречили интересам горожан, последние были просто обмануты.
[11]
На первом месте Великой Хартии Вольностей находились церковь и бароны. Своим
первым параграфом Хартия объявляет свободной английскую церковь и
неприкосновенными
её права и вольности и
Иоанном хартию о свободе церковных выборов (п. 1). Согласно этому документу,
выборы высших и низших иерархов церкви должны были производиться свободно во
всех церквях и король должен утверждать их, если только для отказа не будет
основательной причины. В этом Хартия была сходна с грамотой Генриха I,
которая точно так же раньше всех других уступок обеспечивала права и мир
церкви. Церковь, как самая могущественная часть феодального общества, всегда
стоявшая во главе недовольных, естественно, требовала освящения своих прав
прежде всего.
Непосредственно следующие за этим 7 параграфов (п.п. 2 – 8) заняты исключительно
феодальными вопросами (о релифах, которые уплачивали королю вступающие во
владение своими ленами наследники его военных держателей, о принадлежащих
королю правах опеки
над несовершеннолетними
держателей, о правах их наследниц и вдов). Великая Хартия Вольностей
устанавливает размер релифа (с графов и баронов – по 100 фунтов стерлингов, с
рыцарей – по 100 полновесных шиллингов – п.2), что является продолжением
грамоты Генриха I. Хартия требовала, чтобы сюзерен во время опеки держал в
хорошем состоянии опекаемые владения, а также подтверждала наставление о вдове
вассала, которая должна была получать определённую часть владения после смерти
мужа (п.п. 4 – 5; 7 – 8).[12]
Чисто феодальными отношениями занято ещё более двенадцати параграфов Хартии,
трактующих о повинностях держателей рыцарских ленов, о землях осуждённых
преступников, которые оказались во владении короля, о правах феодальной опеки
(п.п. 16, 29, 32, 37, 43, 46). Всё это простое констатирование главных
пунктов феодального права, необходимое в виду их постоянного нарушения
Иоанном Безземельным, но едва ли вносящее в них что-либо новое. Ещё хартия
вольностей Генриха I формулировала эти пункты, хоть и с несколько меньшей
детальностью.
Иной характер имеют п.п. 12, 14 и 34. Параграф 34 постановляет, что впредь
королевская курия никому не будет выдавать приказов для перенесения иска о
собственности на то или иное держание из феодальной курии в королевскую,
нанося тем самым ущерб свободному человеку (!). Здесь бароны пытаются
остановить планомерную объединительную работу центральной власти в сфере
юрисдикции, начатую Генрихом II, так решительно урезавшим своими ассизами
гражданскую юрисдикцию феодалов. Это была со стороны баронов попытка
затормозить тот путь, по которому шло политическое развитие Англии с
нормандского завоевания.
Ещё более знаменательными в этом отношении являются параграфы 12 и 14 Великой
Хартии Вольностей. Параграф 12 гласит, что ни щитовые деньги, ни какие-либо
вспомоществования не должны взиматься в английском королевстве, кроме как с
согласия общего совета королевства. В этом параграфе мы читаем: «.а чтобы
иметь этот общий совет королевства, мы повелим позвать архиепископов,
епископов, аббатов, графов и старших баронов нашими письмами за печатью и,
кроме того,. повелим позвать. всех тех, кто держит от нас непосредственно. к
определённому дню. и в определённое место; и во всех письмах объясним причину
созыва».
Вопрос о субсидиях королю был самым больным вопросом английского общества
этой поры. Финансы были как раз той сферой, в которой обществу больше всего
приходилось страдать от произвола короля. Тут все были равны, без различия
классов и состояний и было вполне естественно, что поднявшие восстание бароны
прежде всего должны были озаботиться изысканием способов оградить на будущее
себя и других от бесцеремонного хозяйничанья правительства. Это, в сущности,
был едва ли не самый главный вопрос, поставленный перед английским обществом
правлением Иоанна Безземельного.
12 и 14 параграфы
Хартии ставят себе целью
учреждение, которое авторитетно и планомерно ограничивало бы королевскую волю
и тем отнимало бы у неё возможность свободно распоряжаться средствами
общества. Но достаточно самого близкого знакомства с этими параграфами, чтобы
сразу бросилась в глаза чисто феодальная постановка этой цели. Речь здесь
идёт исключительно о феодальном налоге (щитовых деньгах) и о феодальных
пособиях, взимавшихся королём со своих непосредственных вассалов. Ни словом
не упомянуты всякие другие взимания, от которых особенно страдали, например,
города.
Что касается порядка созыва Великого Совета, то при внимательном прочтении
параграфа 14, мы понимаем, что это настоящий феодальный сейм. Бароны совершенно
игнорировали все те условия, которые были созданы нормандским завоеванием и
трактовали Англию как чисто феодальное государство. Это был очень серьёзный
шаг, настоящая феодальная реакция. Победив королевскую власть, бароны получили
возможность сообщить своим политическим тенденциям форму непререкаемого
основного закона королевства и они этой возможностью воспользовались.
[13]
Делу правосудия Великая Хартия Вольностей отводит весьма видное место, не