Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:13, реферат
Православная императрица Екатерина Алексеевна, рожденная в семье прусского генерала, принцесса двух маленьких княжеских домов Северо-Западной Германии, волею судьбы стала последней «случайностью» в череде дворцовых переворотов пост-петровской эпохи. Тернистый путь к этому чудесному «превращению» был под силу только незаурядной личности.
Начало ее царствования было скандальным, и на то были веские причины. Много лет спустя она станет признанным всей Европой монархом, в народе ее будут величать не иначе, как "матушкой", а в истории – императрицей Екатериной Великой. А тогда правители Европы – Людовик XV, Фридрих II Прусский, Мария Терезия Австрийская смотрели свысока на "выскочку" из далекой германской провинции и предрекали ей недалекое политическое будущее.
Введение 3
I. Екатерина 4
1.1. Происхождение 4
1.2. Детство, образование и воспитание 4
1.3. Брак с наследником российского престола 4
1.4. Переворот 28 июня 1762 года 5
II. "Золотой век" России 6
2.1. Внутренняя политика 6
2.1. Внешняя политика 10
III. Конец правления «царицы-матушки» 13
Заключение 14
Список литературы 15
Тем не менее, работа Уложенной Комисии имела важное значение, так как императрица смогла ознакомиться с мнениями и пожеланиями русского общества, которые она учитывала в своей дальнейшей политике.
Отношение Екатерины к крепостному праву. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью - огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.
Крестьянская война под управлением Е.И. Пугачёва (1773 - 1775 гг.). В 60 - 70-е гг. по стране прокатилась мощная волна выступлений крестьян, казаков, работных людей. Особое беспокойство императрицы вызывали выступления казаков. Со времён Ивана Грозного на окраинах империи стали образовываться поселения вольных людей - казаков. Со временем казаки стали консолидироваться в особый слой русского общества, живущий по своим законам. Казаки причиняли много беспокойства властям, так как значительную роль в их жизни играл разбой. Пытаясь добиться стабильности на границах государства, Екатерина II начала наступление на казачество. Ограничивалось казацкое самоуправление, правительство стало вводить армейские порядки в казацких частях. В частности, яицкие (уральские) казаки были лишены права беспошлинного лова рыбы, добычи соли. Тогда яицкие казаки отказались подчиняться властям.
В 1773 -1775 гг. в России началась самая мощная крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва. Е.И. Пугачёв родился в станице Зимовейской на Дону. Он был участником Семилетней и русско-турецкой войн, имел первый офицерский чин хорунжего. Е.И. Пугачёв выступал в роли челобитчика о нуждах казаков. За это он был арестован, затем бежал из казанской тюрьмы к яицким казакам. Яицким казакам он представился как уцелевший император Пётр III. С отрядом в 80 чел. он двинулся к Яицкому городку - центру яицкого казачества. Вскоре его отряд превратился в 30 - 40 тыс. армией, оснащённой артиллерией. Социальный и национальный состав пугачёвцев был разнообразным: казаки, крепостные крестьяне, рабочие уральских заводов и мануфактур, русские, татары, калмыки, башкиры и др. Е.И. Пугачёв создал Военную коллегию, в которую входили его соратники И. Чика-Зарубин, Хлопуша, И. Белобородов, С. Юлаев. Войска пугачёвцев 6 месяцев осаждали Оренбург. Против восставших были двинуты правительственные войска, во главе которых Екатерина II поставила бывшего руководителя Уложенной Комиссии генерала А.И. Бибикова. 22 марта 1774 г. у крепости Татищевой Е.И. Пугачёв потерпел поражение. Осада Оренбурга была снята.
После этого Е.И. Пугачёв двинулся на территорию Башкирии и горнозаводского Урала. Оттуда пугачёвцы двинулись к Волге и в июле 1774 г. взяли Казань. 31 июля 1774 г. Е.И. Пугачёв объявил манифест, который позже историки назовут "Жалованной грамотой крестьянству". Е.И. Пугачёв "жаловал" крестьян "вольностью и свободой", землями и угодьями, освобождал их от рекрутских наборов, подушных податей, призывал крестьян "ловить, казнить и вешать" дворян, помещиков. К Казани подошли правительственные войска под управлением полковника И.И. Михельсона. Они освободили Казань от восставших. С отрядом в 500 чел. Е.И. Пугачёв перешёл на правый берег Волги. Пугачёвцы захватили ряд городов: Саратов, Пензу, Алатырь, Саранск. В охваченных восстанием областях пугачёвцы истребляли дворян, помещиков, офицеров, служилых людей. Екатерина II приняла энергичные меры. Во главе правительственных войск вместо умершего А.И. Бибикова был поставлен П.И. Панин. С театра русской - турецкой войны был вызван А.В. Суворов. Попытка Е.И. Пугачёва взять Царицын окончилась неудачей. С небольшим отрядом он переправился на левый берег Волги, где рассчитывал укрыться у яицких казаков. Но зажиточные казаки, опасаясь гнева императрицы, схватили Е.И. Пугачёва и 12 сентября 1774 г. выдали его И.И. Михельсону. В деревянной клетке Е.И. Пугачёв был отправлен в Москву. 10 января 1775 г. Е.И. Пугачёв и его соратники были казнены в Москве на Болотной площади. К этому времени все очаги восстания были подавлены. Дом Е.И. Пугачёва в станице Зимовейской был сожжён, место дома посыпано солью, чтобы память о нём никогда не возродилась. Река Яик с тех пор была переименована в Урал, яицкое казачество было переименовано в уральское.
В 1775 г. Екатерина II ликвидировала Запоржскую Сечь. Запорожские казаки попросили императрицу оставить их в казачестве. Екатерина II переселила запорожцев осваивать только что присоединённую Кубань, дав им определённые привилегии. Так началась история кубанского казачества.
Губернская реформа. Чтобы в дальнейшем предотвратить крестьянские выступления, Екатерина II решила провести реформу управления на местах.
В
1775 г. было проведено более чёткое
территориальное деление
Самой крупной территориально - административной единицей стала губерния. В каждой губернии должно было проживать 300 - 400 тыс. душ мужского податного населения. Во главе губернии стоял губернатор. Он назначался лично императрицей и был подчинён ей непосредственно. Губернатору в губернии принадлежала вся полнота власти. Он контролировал деятельность всех учреждений и всех должностных лиц. В целях обеспечения порядка в губерниях губернатору были подчинены все воинские части и команды. К середине 90-х гг. в стране насчитывалось 50 губерний.
Губернии делились на уезды по 20 - 30 тыс. душ населения. Всё управление в уездах было отдано дворянам. Дворяне на 3 года избирали капитан - исправника (главу уезда) и заседателей Нижнего земского суда. Капитан - исправник и Нижний земский суд являлись главными органами власти в уезде.
Город
представлял самостоятельную
Екатерина II отделила судебные органы власти от исполнительных. Все сословия, кроме крепостных, должны были принимать участие в местном управлении. Каждое сословие получало свой суд.
После
губернской реформы перестали
Оформление
сословного строя. В правление Екатерины
II произошло окончательное
В 1785 г. году была издана "Жалованная грамота городам". Она определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Всё городское население вносилось в Городскую обывательскую книгу и делилось на 6 разрядов:
Жители города каждые 3 года избирали орган самоуправления - Общую городскую думу, городского голову и судей.
Принятые документы завершили оформление сословного строя в России: всё население России делилось на сословия. Отныне они стали представлять собой замкнутые группы, которые обладали разными правами и привилегиями. Сословная принадлежность стала передаваться по наследству, переход из одного сословия в другое был крайне затруднён.
Оформление сословного строя на тот момент играло положительную роль в обществе, так как принадлежность к сословию давала возможность развития внутри сословия.
Реформа образования. Екатерина II считала, что русский народ духовно не развит. По её мнению, развить русского человека могло воспитание и образование. Воспитанием и образованием императрица решила создать новую "породу людей", которые через семью распространят принципы нового воспитания на всё общество.
Разработку реформы образования Екатерина II доверила президенту Академии художеств И.И. Бецкому. По его замыслу в России следовало создать сеть училищ, где в изоляции от дурного влияния общества воспитывались бы дети в возрасте от 6 до 18 - 20 лет. Екатерина II пригласила в Россию одного из лучших педагогов Европы серба Ф.И. Янковича де Мириево. Екатерина II верила, что за внедрением просвещения последует благотворный результат: исчезнут нравственные и социальные пороки, будет положен конец рабству, невежеству, суевериям.
Вскоре были созданы закрытые училища, воспитательные дома, институты для девиц, дворян, горожан, в которых опытные педагоги занимались образованием и воспитанием юношей и девушек. В провинции была создана сеть народных бессословных двухклассных училищ в уездах и четырёхклассных в губернских городах. В школах вводилась классная урочная система (единые сроки начала и конца занятий), разрабатывались методики преподавания дисциплин и учебная литература, создавались единые учебные планы.
В результате реформы образования в России в правление Екатерины II была создана система среднего образования, и к концу века в России насчитывалось 550 учебных заведений с общим числом 60-70 тыс. чел.
Политика
Екатерины II в области просвещения
позже принесла плоды - возникло уникальное
явление мировой культуры - русская дворянская
культура ХIХ века, которая и по сей день
имеет непреходящее значение.
Вопросы внешней политики были для Екатерины II первостепенными. Пётр I завоевал для России выход к морю на Балтике. Но для развития торговли, для защищённости границ на юге России нужны были берега Чёрного и Азовского морей. Это неизбежно должно было привести к столкновению с Османской империей (Турцией)- владычицей Чёрного моря. Усиление России беспокоило крупные европейские страны - Англию, Австрию, Францию, и они стали прилагать усилия, чтобы столкнуть Россию и Османскую империю и тем самым ослабить обеих.
Русско-турецкая война 1768 - 1774 гг. В 1768 г. Турция, поддерживаемая Францией, начала военные действия против России на Украине и на Кавказе. Началась первая в правление Екатерины II русско-турецкая война. В 1770 г. на притоках реки Прут - Ларге и Кагуле - полководец П.А. Румянцев разгромил турецкую армию. Блестящие победы были одержаны на море. Своего флота на Чёрном море у России не было. Немногочисленная русская эскадра под руководством адмирала Г.А. Спиридова вышла из Балтики, обогнула Европу и вошла в Средиземное море. Здесь руководство боевыми действиями взял на себя А.Г. Орлов. Русское командование пошло на военную хитрость. В 1770 г. весь турецкий флот удалось заманить в тесную Чесменскую бухту, запереть и ночью поджечь. Турецкий флот сгорел в Чесменской бухте за одну ночь. В 1771 г. русские войска заняли все основные центры Крыма. (Крым с 1475 г. находился под покровительством Турции. Для России Крым являлся "разбойничьим гнездом" и представлял большую опасность.) В 1772 г. крымский хан Шагин-Гирей провозгласил независимость Крыма от Турции. Это стало первым этапом присоединения Крыма к России.
В правление Екатерины II расцвёл военный талант великого русского полководца А.В. Суворова (1730 - 1800 гг.). Его военная служба началась в 18 лет. Служба всецело поглотила его. Молодого офицера интересовало буквально всё: военная подготовка солдата, его быт, здоровье. В то время системы подготовки солдат (рекрутов) в русской армии не было. От этого солдаты, вчерашние крестьяне, гибли в первых же боях. А.В. Суворов стал первым разрабатывать систему правил поведения в бою специально для солдат. Чтобы донести "соль" (основное содержание) военной науки до неграмотного солдата, правила поведения в бою А.В. Суворов оформил в виде пословиц и поговорок. Стройная система обучения солдат была изложена в знаменитой книге "Наука побеждать". Суворов считал, что победу в сражении приносит не численный перевес, а боевой дух солдата. Укрепляет дух солдата - любовь к родине, гордость национальной принадлежностью, вера в Бога. Сам А.В. Суворов был истинным христианином, и религиозному воспитанию солдат придавал первостепенное значение. Перед боем совершались молебны. Перед решающими сражениями А.В. Суворов заставлял солдат надевать чистое бельё, все участвовали в молебне. После боя прямо на поле по убитым также совершались молебны, причём А.В. Суворов пел сам вместе с певчими.
Информация о работе Великая Екатерина и «золотой век» России