Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 21:47, реферат
Промышленный подъем 1920-х гг. стал основой появления и распространения идеи об «американской исключительности», об устойчивом процветании («просперити»). Американцам внушалось, что это процветание будет вечным, незыблемым и стабильным. Годы стабилизации ознаменовались дальнейшем развитием процесса концентрации производства. Особенно высоким был уровень концентрации в автомобильной, металлургической, электротехнической, резинотехнической, химической, газовой, нефтяной и некоторых других отраслях промышленности.
1.Причины экономического кризиса в США
2. Общая характеристика кризиса
3. «Новый курс» Ф. Рузвельта
4. Антикризисные меры
5. Экономический кризис в мире
Список литературы
Через два года после принятия NIRA стал подвергаться критике со всех сторон. Рабочие выступали против того, что работодатели весьма вольно трактуют некоторые положения этого закона, особенно в сфере трудовых отношений. Мелкий и средний бизнес быстро почувствовал на себе отмену антитрестовских ограничений. Крупные корпорации были недовольны излишним, по их мнению, вмешательством государства в экономику.
В результате летом 1935 г. по распоряжению Ф. Рузвельта кодексы «честной конкуренции» были отменены и во многих отраслях промышленности ликвидированы бюро труда.
Среди мероприятий «нового курса» значительная часть была посвящена аграрной сфере экономики. Аграрная политика «нового курса» прошла в своем развитии несколько этапов.
В мае 1933 г. был принят закон о восстановлении аграрного сектора, в котором предпринималась попытка остановить негативные процессы, охватившие сельское хозяйство. Была создана Администрация регулирования сельского хозяйства (ААА), добивавшаяся повышения цен путем снижения объемом производства сельскохозяйственной продукции.
В первый же год действия этого закона посевные площади под пшеницей были сокращены на 7,5 млн. акров, было запахано 10 млн. акров созревшего хлопчатника. Государство закупило и уничтожило 6,2 млн. свиней, 8 млн. голов крупного рогатого скота.
ААА разработала механизм рефинансирования фермерских долгов, достигших к началу 1933 г. 12 млрд. долл. Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив процент по ипотечной задолженности и удлинив срок погашения долга. С мая 1933-го по октябрь 1937 г. было выдано 2,2 млрд. долл. кредитов, а также принято 37% всех долговых обязательств фермеров.
Все это в какой-то мере позволило улучшить положение в сельском хозяйстве. Доходы фермеров в среднем в 1936 г. повысились на 50%. Однако мелким фермерам уже не могли помочь те меры правительства, которые были направлены на упорядочение фермерского кредита. Льготными кредитами могли воспользоваться лишь хозяйства, не имевшие долгов, чья продукция была конкурентоспособна. По всей стране прокатилась волна аукционов, где распродавалась фермерская собственность.
Формирование
государственно-
В марте 1933 г. был принят закон о помощи безработным, в связи с чем была создана Федеральная администрация по оказанию чрезвычайной помощи во главе с советником президента Г. Гопкинсом. Ему было суждено сыграть важнейшую роль в реализации социальных программ «нового курса». В общей сложности правительство израсходовало на помощь безработным свыше 4 млрд. долл. организовав систему общественных работ.
В эти работы были вовлечены прежде всего молодые люди от 18 до 25 лет, жившие в специальных трудовых лагерях в течение шести месяцев на полном государственном обеспечении. К тому же каждый из них получал 30 долл. в месяц, из которых 25 долл. следовало отправить семье. Молодежь принимала участие в строительстве дорог, плотин, в благоустройстве лесов и парков, строительстве скоростных автострад, аэропортов, мостов и других объектов. Всего в трудовых лагерях работало более 2 млн. человек.
Всей этой трудовой деятельностью руководила Федеральная администрация общественных работ во главе с министром внутренних дел Г. Икесом, которой были выделены государственные средства на сумму более 3,3 млрд. долл.
И все же, несмотря на огромные усилия, предпринятые администрацией Ф. Рузвельта, первые два года реализации «нового курса» не дали заметных результатов – обстановка в стране оставалась напряженной, оздоровление в экономике не наступало. В 1936-1937 гг. Белый дом и Капитолий, уверовав в наступление благоприятной конъюнктуры, сократили социальные расходы. Однако под ударами экономического кризиса 1937-1938 гг. им пришлось вновь пойти на их увеличение.
В целом по стране в 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Все это способствовало юнионизации рабочего движения, т.е. возникновению различных общественных организаций, профсоюзов почти во всех отраслях хозяйства.
Изменилось отношение федерального правительства к профсоюзам: оно стало не враждебным, а благожелательным. В условиях Великой депрессии был принят ряд законов, защищавших интересы рабочих, поскольку правительство надеялось, что сильные профсоюзы помогут ослабить последствия кризиса. Следует отметить, что ещё в 1932 г., т.е. до принятия программы Ф. Рузвельта, был введен в действие закон Норриса—Лагардиа, который по существу открывал дорогу профсоюзам. Согласно этому закону затруднялось получение судебных предписаний против рабочих организаций, объявлялось недействительными «желтые обязательства».
Для урегулирования социальных проблем правительство демократов пошло на ещё большие уступки рабочему движению, что означало переход ко второму этапу «нового курса». В июле 1935 г. был принят национальный закон о трудовых отношениях, получивший название закона Вагнера по фамилии его автора. По этому закону рабочие получила право организовывать профсоюзы, а предпринимателям запрещалось их преследовать за участие в профсоюзах и забастовках, увольнять или притеснять за дачу показаний в суде при решении трудовых споров и т.д.
Для разрешения конфликтов между предпринимателями и профсоюзами (и рабочими) было создано Национальное управление по трудовым отношениям, постановления которого могли быть опротестованы лишь в арбитражных судах. Правда, закон Вагнера не распространялся на многие категории трудящихся: сельскохозяйственных рабочих, домашнюю прислугу, государственных служащих и пр. И все же этот закон расценивался как серьезный успех в деле сглаживания социальных противоречий, поскольку ставил трудовые отношения на правовую основу.
Все
эти и другие социально-экономические
мероприятия, входившие в «новый курс»,
были рассчитаны на то, чтобы обновить
экономику страны, сгладить последствия
невиданных социальных потрясений в году
Великой депрессии, удержать все слои
населения от радикальных шагов, направленных
против традиционных ценностей, сложившихся
в американском обществе. Реформы «нового
курса» заложили фундамент современного
государственного регулирования условий
труда и взаимоотношений организованных
рабочих с предпринимателями.
По своему характеру и происхождению мировой экономический кризис начала 30-х гг. был циклическим кризисом перепроизводства. Однако его исключительная разрушительная сила объяснялась тем, что к действию традиционного механизма циклического развития капиталистического хозяйства присоединились новые факторы долговременного характера, отражавшие глубокие сдвиги в капиталистическом способе производства на стадии империализма. Главным из них был общий кризис капитализма, начавшийся в годы первой мировой войны.
Ускоренное
первой мировой войной развитие государственно-
Всеобщий характер экономического кризиса начала 30-х гг. проявился в двух аспектах. Во-первых, в той или иной степени кризис захватил все капиталистические страны. Во-вторых, он выразился в его универсальности – кризис охватил все сферы капиталистического хозяйства.
Таким
образом, уникальность мирового экономического
кризиса 1929 – 1933 гг. вследствие действия
всех вышеперечисленных факторов была
выражена в редком сочетании ряда черт:
1) его необычайной глубины, 2) его продолжительности
и 3) всеобщего характера.