Великая депрессия в США 1929-1933 гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 21:47, реферат

Описание работы

Промышленный подъем 1920-х гг. стал основой появления и распространения идеи об «американской исключительности», об устойчивом процветании («просперити»). Американцам внушалось, что это процветание будет вечным, незыблемым и стабильным. Годы стабилизации ознаменовались дальнейшем развитием процесса концентрации производства. Особенно высоким был уровень концентрации в автомобильной, металлургической, электротехнической, резинотехнической, химической, газовой, нефтяной и некоторых других отраслях промышленности.

Содержание

1.Причины экономического кризиса в США
2. Общая характеристика кризиса
3. «Новый курс» Ф. Рузвельта
4. Антикризисные меры
5. Экономический кризис в мире
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат история.doc

— 88.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 
 
 
 

 

1.Причины  экономического кризиса  в США

 

     Экономический подъем 1920-х гг. окончился в 1929 г., когда американская экономика оказалась в самом глубоком и разрушительном кризисе за всю историю страны.

     Промышленный  подъем 1920-х гг. стал основой появления  и распространения идеи об «американской исключительности», об устойчивом процветании («просперити»). Американцам внушалось, что это процветание будет вечным, незыблемым и стабильным. Годы стабилизации ознаменовались дальнейшем развитием процесса концентрации производства. Особенно высоким был уровень концентрации в автомобильной, металлургической, электротехнической, резинотехнической, химической, газовой, нефтяной и некоторых других отраслях промышленности.

     Экономический бум способствовал колоссальному  росту прибылей монополий и вместе с тем усиливал кризис перепроизводства. Особенно сильное влияние на рост производительности труда оказало развитие электроэнергетики.

     На  фоне экономической стабилизации продолжалось укрепление внешнеэкономических позиций. По объему внешнеторгового оборота  США оттеснили Англию на второе место  в мире.

     К 1929 г. американские инвестиции за рубежом выросли в 5 раз по сравнению с довоенным уровнем. При этом основной формой вывоза капитала стали прямые инвестиции частных компаний. Известно, что в конце 1920-х годов американские капиталы господствовали в Западном полушарии. В зону экономических интересов США попали не только слаборазвитые страны Латинской Америки, но и многие европейские государства, в том числе и Германия.

     Вместе  с тем экономическая стабилизация затронула далеко не все отрасли и секторы сельского хозяйства. Многие традиционные отрасли (угледобывающая, текстильная, швейная, судостроительная) не только не увеличили свои мощности, но напротив – сократили выпуск продукции.

     Существовавший  разрыв между средней часовой  выработкой на одного рабочего и номинальной  почасовой оплатой труда сокращал возможности дальнейшего расширения потребительского рынка. Чтобы выйти из этого положения, производители пошли на широкое внедрение потребительского кредита.

     Большие трудности испытывало сельское хозяйство, почто не затронутое стабилизацией. Во многих штатах страны наблюдался кризис перепроизводства сельскохозяйственной продукции, которую было очень трудно реализовать.

     Таким образом, в условиях высоких цен  и растущей безработицы, перепроизводства товаров, значительного падения сельскохозяйственного производства и разорения фермерских хозяйств происходило сокращение внутреннего рынка.

     В эти годы быстро развивался рынок  ценных бумаг. Все увеличивающаяся часть прибылей крупных монополий обращалась в ценные бумаги, которые затем становились предметом спекуляции на бирже, поглощавшей все большую долю нераспределенных доходов. Ежедневно через неё менял владельцев огромный фиктивный капитал. Миллионы американцев были охвачены азартом игры на бирже, стремясь быстро и легко разбогатеть. К 1929 г. в игре на бирже принимали участие не менее 1 млн. человек; 90% всех сделок носило спекулятивный характер. Это привело к тому, что денежные средства, обычно обращавшиеся на рынке промышленных товаров и продовольствия, все в большей степени устремлялись на биржу и в конечном итоге оседали на банковских счетах спекулянтов.

     Эпоха «вечного американского процветания» окончилась внезапно. Надвигающуюся  катастрофу ни политики, ни экономисты не смогли заметить или предотвратить.

2. Общая характеристика кризиса

 

     Начало  кризиса ознаменовалось внезапной  биржевой паникой 24 октября 1929 г. и стремительным падением курса акций на Нью-Йоркской бирже, за что этот день получил название «черный четверг». В этот день на Нью-Йоркской бирже было продано 12,8 млн. акций, т.е. в 1,5 раза больше, чем когда-либо. Через несколько дней, 29 октября, был достигнут новый пик спекулятивного ажиотажа, когда из рук в руки перешли 16,4 млн. акций.

     В результате началось массовое бегство  европейских капиталов с Нью-Йоркской биржи, а курс доллара стал быстро падать, что вызвало панику среди мелких держателей акций. Падение курса акций затронуло от 15 млн. до 25 млн. американцев, большинство которых в одночасье разорилось. Этот процесс не прекращался в течение трех с лишним лет, и за 1929-1933 годы общая стоимость акций снизилась примерно в 4,5 раза.

     Биржевой  крах 1929 г. был лишь одним из первых внешних проявлений глубочайших  кризисных процессов, происходивших  в экономике мира. Уже с лета 1929 г. в США стали сказываться  признаки кризиса перепроизводства, который быстро охватил промышленность, сельское хозяйство, финансовую систему и другие отрасли экономики.

     Общий объем промышленного производства к 1933 г. сократился по сравнению с 1929 годом на 46%, достигнув уровня 1911 г. Особенно сильно кризис сказался в тяжелой промышленности, поскольку в данном секторе уровень монополизации был выше и фирмы, уменьшая объемы производства, стремились не допустить резкого падения цен и соответственно снижения прибыли. Недогрузка производственного аппарата, принявшая в условиях общего кризиса хронический характер, достигла в начале 1930-х гг. огромных размеров.

     Обострение  проблемы кредитования привело к  волне массовых банкротств: в течение 1929-1933 годов разорились более 110 тыс. торговых и промышленных фирм, 19 крупных железнодорожных компаний, потерпели крах более 5,7 тыс. банков и миллионы их вкладчиков. Только в 1932 г. убытки всех корпораций составили в целом 3,5 млрд. долл.

     Наибольший  ущерб кризис причинил аграрному  сектору: к 1934 г. производство пшеницы сократилось на 36%, кукурузы – на 45%. В результате резкого падения спроса на сельскохозяйственную продукцию цены на кукурузу и пшеницу снизились в 2,7 раза, на хлопок – более чем в 3 раза.

     Трудности фермерских хозяйств усугублялись ещё  и тем, что промышленные товары дешевели значительно медленнее, чем продукция сельского хозяйства. В таких условиях становилось все труднее выплачивать налоги и возвращать кредиты.

     Невероятно  тяжелы были социальные последствия  кризиса и в других отраслях экономики. Национальный доход страны, составлявший в 1929 г. 86,8 млрд. долл., упал в 1933 г. до 40,3 млрд. долл., т.е. более чем вдвое. Сильнейшее падение промышленного производства, закрытие десятков тысяч заводов, фабрик, шахт, огромная недогрузка производственного аппарата – все это привело к колоссальному росту безработицы. Поскольку никакой помощи от государства не полагалось, а системы социального страхования в Америке не существовало, то положение многих из безработных было крайне тяжелым, над некоторыми нависала угроза голодной смерти. Резко увеличилось количество бездомных, которых выселяли из квартир за неуплату.

     Резко ухудшилось и положение тех, кому удалось сохранить работу: они постоянно испытывали чувство неуверенности в завтрашнем дне, во всех отраслях промышленности происходило стремительное падение заработной платы. Падение заработной платы было обусловлено давлением огромной армии безработных на рынок труда, что позволяло работодателям существенно снижать ставки заработной платы.

     Тяжесть социально-экономического кризиса усугублялась неуверенными действиями правительства, практически утратившего реальные рычаги воздействия на экономику. Недостаточно решительные действия президента Г. Гувера так и не смогли смягчить накал социальных противоречий. В 1929-1934 гг. в стачках участвовало более 3,5 млн. рабочих.

     Углубление  промышленного и аграрного кризиса  с осени 1931 г. привело к наступлению нового этапа финансового кризиса. Наибольшей остроты он достиг в феврале-марте 1933 г., когда вся банковская система США пришла в полное расстройство. Период с лета 1932 г. до весны 1933 г. стал временем наибольшего углубления кризиса. И только с весны 1933 г. уровень промышленного производства США стал медленно повышаться, знаменуя собой начало перехода экономики из кризиса в депрессию. Именно в этой самой богатой стране мира кризисные явления имели самые разрушительные последствия по сравнению с другими государствами Европы и Азии.

3. «Новый курс» Ф. Рузвельта

 

     Экономический кризис заставил американское правительство  искать пути оздоровления хозяйства и разработать комплексную антикризисную программу. Мировой экономический кризис обусловил оттеснение от политического лидерства консервативной части элиты и выдвижение на ведущую позицию ее либеральной части.

     Решение задач выхода из кризиса связано с именем крупного политического деятеля ХХ в. Франклина Делано Рузвельта, представителя Демократической партии, который одержал победу на выборах 1932 г. Вскоре после прихода к власти он предложил «новый курс», направляемый на радикальное решение проблем страны. Следует отметить, что политика «нового курса» была разработана в течение 100 дней на специальной сессии Конгресса, созванной 9 марта 1933 г.

     Следует подчеркнуть, что «новый курс» не был заранее спланированной и тщательно продуманной программой, его антикризисные мероприятия часто носили прецедентный характер. Это дало основания считать, что правительство Ф. Рузвельта было практически единственным в истории США, воплотившим в жизнь больше реформ, чем обещало в ходе подготовки к выборам.

4. Антикризисные меры

 

     В осуществлении «нового курса» обычно выделяют два этапа: первый, который  продолжался с 1933 по 1935 год, и второй, начавшийся в 1935 году. В целом вся  программа была завершена в 1938 году.

     Экономическая политика «нового курса» развивалась двумя главными путями: глубокие институциональные реформы и дефицитное финансирование. Обе эти магистральные линии тесно переплетались, преобразуя в исторически короткий срок частномонополистические устои в государственно-монополистическом направлении.

     Основным  направлением «нового курса» можно  назвать комплекс мер по оздоровлению финансово-банковской системы, поскольку  состояние этого сектора вызывало наибольшие опасения у нового правительства.

     Уже 6 марта 1933 г., не дожидаясь открытия чрезвычайной сессии конгресса, назначенной им на 9 марта, президент провозгласил чрезвычайное положение и закрыл все банки. В первые же часы своей деятельности конгресс утвердил чрезвычайный банковский закон, который санкционировал меры, принятые после 4 марта, а также предоставил главе исполнительной власти широкие полномочия по контролю международных финансовых сделок.

     В течение недели (так называемых банковских каникул) был прекращен обмен банкнот на золото, и оно изымалось из обращения. За это время был принят чрезвычайный банковский закон, по которому все банки делились на три группы: в первую входили «здоровые» банки, их можно было открывать сразу же; во вторую – требующие небольшой помощи, для того чтобы снова функционировать; третью составляли безнадежные банки, и их следовало ликвидировать.

     Черту под банковским законодательством 1933 г. подвел закон Гласа-Стигалла, принятый 16 июня, в день закрытия чрезвычайной сессии. Этим статусом депозитные и инвестиционные функции банков разделялись. Тем самым ставился барьер спекулятивным операциям. Была создана Федеральная корпорация страхования депозитов. Тем самым государство брало на себя страхование вкладов, чтобы повысить доверие вкладчиков к банкам и предотвратить дальнейшие банкротства в этой сфере.

     В эти же годы происходило реформирование Федеральной резервной системы. По банковскому закону 1935 г. совет управляющих, назначаемый президентом США, получил полномочия по определению  суммы резерва, который должен оставаться в банках – членах ФРС, а также повышать или понижать уровень обязательного резерва. В этот же период было усовершенствовано законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах с целью снизить и даже запретить биржевые спекуляции.

     Особое  место в серии реформ, осуществленных новым правительством, отводилось отмене «сухого закона». XXI поправка к конституции, официально отменившая «сухой закон» были ратифицирована в декабре 1933 г. Свободная продажа алкогольных напитков, обложенных весьма большим федеральным налогом, обеспечила поступление в казну значительных дополнительных средств.

     Для преодоления кризиса в американской индустрии в июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности (NIRA). Одновременно была создана Администрация национального восстановления, куда вошли представители торговой палаты, крупнейших промышленных и банковских корпораций, видные экономисты, деятели Американской федерации труда, а её председателем был назначен генерал Х. Джонсон. Основной задачей данной организации был контроль за разработкой и внедрением в практику трудовых отношений договоров между предпринимателями и рабочими об условиях и оплате труда, которые следовало впредь неукоснительно соблюдать обеим сторонам.

     В соответствии с NIRA правительство стало содействовать картелированию промышленных предприятий. Вся промышленность была разделена на 17 групп, для которых были разработаны «кодексы честной конкуренции», чтобы установить единые цены на однородную продукцию, регламентировать для каждого предприятия объем производства, заработную плату, продолжительность рабочего дня, закреплять при необходимости за конкурентами рынки сбыта и т.д. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений антитрестовского законодательства. Официальное снятие антитрестовских мер было призвано подчеркнуть заинтересованность государства в усилении концентрации производства и капитала. Таким образом, расширялась сфера деятельности государства в экономике.

Информация о работе Великая депрессия в США 1929-1933 гг