Великая депрессия США

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Проведенные в 1920е годы исследования показали, что "процветание" сопровождалось не сужением пропасти между бедностью и богатством, а ее расширением. Для некоторых категорий населения "процветание" так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Причины Великой депрессии 1928-1933 годов……………………….. 6
2. Последствия Великой депрессии 1928-1933 годов……………………. 9
3. Новый курс Рузвельта……………………………………………………. 12
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы………………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

Великая депрессия. Последняя версия.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

Решение проблем  безработицы

Регулирующая роль государства  в период осуществления «нового  курса» в наиболее выраженной форме  проявилась в сфере социальной политики. Самой острой оставалась проблема безработицы. С целью организации помощи безработным  была создана федеральная администрация  па оказанию чрезвычайной помощи во главе  с Г. Гопкинсом. На помощь безработным она израсходовала свыше 4 млрд. дол. С апреля 1933 г. стала функционировать система общественных работ. Были созданы специальные лесные лагеря для безработной молодежи в возрасте от 18 до 25 лет, где молодые люди содержались в течение шести месяцев на полном обеспечении с выплатой 30 дол. в месяц, 25 из которых каждый был обязан направить своей семье. Молодежь использовали на строительстве дорог и плотин, на работе по сохранению лесов и парков. Всего через лагеря безработной молодежи прошли 2 млн. человек. Организация общественных работ приняла широкий размах в июне 1933 г. после создания Федеральной администрации общественных работ во главе с Гарольдом Икесом. На ее нужды было ассигновано свыше 3,3 млрд. дол. Она ведала работами на железных дорогах и автострадах, судостроительных верфях, в речных портах и т.д. В преддверии зимы, в ноябре того же года, было создано новое ведомство - Администрация гражданских работ. За четыре с половиной месяца деятельности она израсходовала 933 млн. дол., на ее объектах зимой трудились свыше 4 млн. человек. К концу 1934 г. проблема помощи нуждающимся так и не была окончательно решена. Всего с начала "нового курса" на указанную задачу было израсходовано 2 млрд. долл., поддержку получили примерно 20 млн. американцев, но кардинального изменения уровня занятости так и не произошло - новые рабочие места в частном секторе экономики так и не были созданы. Для изменения этой ситуации президент в начале 1935 г. предложил создать новое агентство - "Управление прогрессивных работ" (Works Progress Administration - WPA), которое должно было создать новые рабочие места, но предоставить работникам условия худшие, чем в частном секторе, для того, чтобы поощрить стремление найти иную, не государственную работу. После трехмесячных дебатов в Конгрессе, "Акт о принятии мер срочной помощи" увидел свет. Он наделял президента полномочиями истратить на помощь нуждающимся до 5 млрд. долл. WPA стало действовать по схеме, предложенной Гарри Гопкинсом: тратить минимум денег на оборудование и материалы и привлечь к работе как можно большее количество людей. WPA продолжало действовать до 1943 г. и предоставила работу 8,5 млн. безработных, потратив в общей сложности 11 млрд. долл.

Тем не менее, и это управление не решило основную задачу, которую  ставила перед собой администрация  Рузвельта: заставить действовать  механизмы рынка. Сам факт столь  длительного существования WPA говорит  о том, что число безработных  продолжало оставаться значительным до самого начала Второй мировой войны.

После двух лет осуществления  «нового курса» политическая ситуация в стране оставалась напряженной. В  преддверии выборов 1936 г. Верховный  суд отменил программу президента в сфере труда и промышленности, лишить Рузвельта своей поддержки  угрожало рабочее движение, о чем  свидетельствовал лозунг создания третьей  партии, поддерживаемый массой избирателей. Оздоровления экономики еще не произошло.

2й этап  Нового Курса. Социальная направленность

Выходом из создавшейся ситуации стал резкий поворот «влево» в  проведении реформ, означавший начало «второго нового курса». Одним из важнейших  законодательных актов стал принятый в августе 1935 г. закон о социальном страховании, который предусматривал страхование двух типов - по старости и безработице. Страхование по безработице  строилось на федерально-штатной  основе. Средства складывались из налогов  на предпринимателей на уровне 1 - 3% с  заработной платы. В среднем пособия  выплачивались 9,4 недели по 11 долларов, что составляло 36% заработной платы. Пенсионное обеспечение было полностью федеральной программой. Фонды создавались за счет как налога с предпринимателей, так и с рабочих и служащих в размере 1% от суммы заработной платы. Получателями пособий становились граждане, достигшие 65-летнего возраста.

В июле 1935 г. был принят статус о трудовых отношениях, известный как закон Вагнера. Впервые в истории США рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в создание рабочих организаций, осуществлять дискриминационные меры против членов профсоюза, увольнять или притеснять рабочего за дачу показаний в суде, отказываться от ведения коллективных переговоров с избранными представителями рабочих. Для расследования жалоб профсоюзов и рабочих и пресечения злоупотреблений предпринимателей было создано Национальное управление по трудовым отношениям, решения которого могли быть опротестованы лишь в судебном порядке. Принятие закона Вагнера существенно меняло правовой аспект трудовых отношений в сторону их демократизации. Одним из результатов принятия закона Вагнера стало объединение всех рабочих организаций страны в Рабочий Альянс Америки в 1936 г. Спустя два года в США принимается закон о справедливых условиях труда, который регламентировал продолжительность рабочей недели (44 часа), определял минимальный и максимальный пределы зарплаты на предприятиях федерального значения, запрещал использование детского труда. Социальная политика «нового курса» касалась не только рабочих и фермеров, но и городских средних слоев, интеллигенции. Ее целью было удержать эти группы населения в рамках несколько подновленных традиционных ценностей и не дать им увлечься революционными идеями.

 

 

 

Заключение

 

Осуществляя реформы «Нового  курса», администрация Рузвельта  рассчитывала возродить экономику  страны и избавить ее от подобных «Великой депрессии» потрясений и кризисов. Однако эти цели полностью достигнуты не были. Наступление экономического кризиса в 1937 г. явилось неожиданным. Лишь в 1939 г. экономика США справилась с его последствиями, но до Второй мировой войны стране так и  не удалось достичь докризисного уровня производства. Индекс промышленного  производства в 1939 г. составил 90% от уровня 1932 г. Уровень безработицы в 6 раз  превышал уровень 1929 г. и составил 17% рабочей силы.

До сих пор является спорным вопрос, насколько успешен  был "Новый курс". Правда, что "Новый  курс" смог смягчить, но не устранить  безработицу и нужду, а социально-политические законы не пошли дальше скромных начал. Только война принесла полную занятость  и побивающее все рекорды производство. Неорганизованные группы населения  и социально деклассированные меньшинства, а также черные, остались на краю "Нового курса", неодинаковая структура  возможностей и дохода изменилась незначительно, монополии и концерны потеряли во влиянии, но не в размере. Никто не знал границ «Нового курса» лучше, чем  сам Рузвельт, ведь он на свой второй срок провозгласил борьбу против нищеты низшей трети нации. То, чего он не достиг, зависело не от него, а от непреодолимых  барьеров, которые политико-экономическая  система США ставила даже перед  сильными президентами. Его оба тяжелых  внутриполитических поражения, попытка  реорганизации Верховного суда, который  оказывал сопротивление централизующим тенденциям "Нового курса", и исключение консервативной оппозиции в собственной  партии после выдающейся победы на выборах 1936 года являются яркими тому примерами. Обе попытки, которые, по мнению Рузвельта, должны были обеспечить и продвинуть вперед "Новый курс", не удались, потому что он переоценил возможности и власть президента. Решающим было то, что Рузвельт дал новую надежду упавшей духом, неуверенной в себе и не имеющей направления нации.

Вместе с тем реформы  «Нового курса» имели важное значение для развития как американского, так и мирового хозяйства. Они продемонстрировали роль государственного регулирования в системе капиталистического хозяйства и показали, что гибкое и умеренное регулирование экономики, особенно в трудные периоды ее развития, является жизненно необходимым. Со времени «нового курса» государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, применяемое в разных формах, стало неотъемлемой частью рыночного механизма США. Важнейшим итогом реформ было и то, что они ознаменовали серьезный сдвиг в социальном развитии страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. «История мировой экономики» под ред. Академика Г.Б. Поляка, М., «Юнити», 2002, 727 с.
  2. «Экономическая история зарубежных стран» под ред. Проф. В.И. Голубовича, Минск, «Интерпрессервис», 2002, 590 с.
  3. В.Л. Мальков «Франклин Рузвельт», М., «Мысль», 1988, 350 с.
  4. История новейшего времени стран Европы и Америки: 1918 – 1945 гг.: Учебник для студентов историч. спец. вузов / Под ред. Е. Ф. Язькова. М.: Высшая школа, 1989. С. 204 – 299. Экономическая история капиталистических стран: Учебное пособие для эконом. спец. вузов / Под ред. В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. — М.: Высшая школа, 1985. С. 152 – 183.
  5. История США . Т. 3, 1918 – 1945 / Под ред. Г. Н. Севостьянова. — М.: «Наука», 1985. С. 151 – 176, 213 – 283.
  6. Козенко, Севостьянов История США: Учебное пособие. — М.: 1994.
  7. Мальков В. Л. Франклин Рузвельт. Проблемы внутренней политики и дипломатии. — М.: «Мысль», 1988. С. 3 – 102.
  8. Монографии:
  9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие / Под ред. проф. З. М. Черниловского. — М.: Фирма Гардарика, 1996. С. 321 – 330.
  10. Э.А. Иванян «История США», М., «Дрофа», 2004, 571 с.
  11. Экономическая история капиталистических стран: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. В. Т. Чунтулова, В. Г. Сарычева. — М.: Высшая школа, 1985. С. 148 – 183.
  12. Яковлев Н. Н. ФДР – человек и политик. Загадка Перл-Харбора: Избранные произведения. — М.: «Международные отношения», 1988.
  13. Яковлев Н. Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. — М.: «Международные отношения», 1981.

Информация о работе Великая депрессия США