Великая депрессия США

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 00:46, реферат

Описание работы

Проведенные в 1920е годы исследования показали, что "процветание" сопровождалось не сужением пропасти между бедностью и богатством, а ее расширением. Для некоторых категорий населения "процветание" так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Причины Великой депрессии 1928-1933 годов……………………….. 6
2. Последствия Великой депрессии 1928-1933 годов……………………. 9
3. Новый курс Рузвельта……………………………………………………. 12
Заключение…………………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы………………………………………… 24

Работа содержит 1 файл

Великая депрессия. Последняя версия.docx

— 59.50 Кб (Скачать)

Однако прогрессивная  общественность расценивала эти  данные как значительно заниженные. Так, по подсчетам прогрессивной  организации американских экономистов - Ассоциации по исследованию проблем  труда, число безработных в США  к началу 1933 г. составила 16,9 млн. Это  означало, что в период наибольшего  обострения экономического кризиса  каждый третий рабочий был лишен  занятости. Очень широкое распространение  получила частичная безработица. По данным Американской Федерации труда (АФТ, образованная в 1886 г.), в 1932 г. полностью занятыми оставались только 10 % рабочих.

Массы безработных и члены  их семей лишились всяких средств к существованию. И если сюда добавить еще тот факт, что в США отсутствовала система государственного социального страхования и многие банки лопнули, унося с собой вклады граждан, то можно сказать, что у людей не оставалось никаких надежд ни на помощь со стороны государства ни на то, чтобы вернуть свои деньги. Многие люди оказались перед реальной угрозой голодной смерти. Сюда нужно также прибавить психологическое состояние людей. В стране, где было принято работать и самому решать свои проблемы, ни на кого не надеясь, люди не могли реально помочь себе сами. Они оказались как бы в положении слепых котят, тыкающихся носами в поисках пути. Люди теряли веру в себя, свои силы. Начиналась психологическая депрессия, которая была намного хуже экономической.

Однако положение людей, сохранивших работу, было не лучшим. К постоянному гнетущему чувству  неуверенности в завтрашнем дне  и боязни потерять работу, примешивалось  то, что им постоянно понижали зарплату. Это имело место во всех отраслях промышленности. Даже по данным официальной  статистики, среднегодовой заработок  рабочего сократился в 1933 г. по сравнению  с 1929 г. на 30%. Таким образом, сокращался общий фонд заработной платы американских рабочих, который за годы кризиса  сократился реально примерно на 60%. Это означало, что процесс обнищания  вновь возобновился с наступлением кризиса.

Итак, первым делом были приняты  меры к уменьшению цены денег и  увеличению доверия к деньгам. Затем  Рузвельт отнял у населения золото, чтобы не мешать государству самому решать, сколько выпускать денег. Второй важной мерой стало увеличение денег в обороте через государственные  структуры. Деньги же, утраченные во время  депрессии большинством американцев, не просто потерялись. Они перетекли  в руки тех, кто заранее знал о  биржевом крахе и вложил свои деньги в золото перед самой депрессией. Золото же всегда было самым надежным способом сбережения средств.

16 июня 1933 г. Конгресс принял  Закон НИРА о реконструкции  национальной промышленности, который  устанавливал государственную помощь  индустрии и государственный  контроль за честностью взаимоотношений в бизнесе. В условиях отмены анти-трестового законодательства бизнес получил возможность саморегулироваться, а профсоюзы право на коллективную защиту. Главной целью было прекращение конкуренции за счет рабочих, отсюда повышение покупательной способности населения и все это способствовало выходу из кризиса.

Для борьбы с безработицей американское правительство организовало общественные работы, затратив в 1933-1939 годах на их финансирование более 12 млрд. долларов. Рабочие строили  дороги и мосты, которые работают до сих пор. И эта работа давала им возможность не умереть с голоду. Для сокращения молодёжной безработицы  в 1933 году власти создали также полувоенную  организацию Cи-Си-Си: Civilian Conservation Corps. Через трудовые лагеря ССС, размещённые по всей стране, за десятилетие прошло около двух миллионов молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, которые трудились там на общественных работах за 30 долларов в месяц.

В целом, восстановление американской экономики заняло около 20 лет - окончательно США встали на ноги и вышли из депрессии только в 50-е годы. Помог американской экономике принятый 11 марта 1941 года закон о ленд-лизе, в рамках которого США впоследствии смогли осуществить колоссальные по объёмам поставки вооружений и военных материалов Британии, России, Китаю, Бразилии и многим другим странам.

Итак, были приняты все  меры, чтобы успокоить население  реформами в социальной сфере  и не допустить в дальнейшем паники. Были точно определены границы уступок  трудящимся (представители профсоюзов не входили в правительство). Хотя и возникло недовольство крупных  бизнесменов, но оно было устранено.

3.    Новый курс Рузвельта

На президентских выборах 1932 г. победу одержала демократическая  партия во главе с Франклином Делано Рузвельтом, предложившим стране серию либеральных реформ, известных как «Новый курс». Теоретическую основу «Нового курса» составили воззрения английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики для обеспечения бесперебойной работы рыночного механизма.

Ф. Рузвельт пришел к власти, когда кризис в США достиг апогея. В последние недели республиканского правления наступил банковский крах, явившийся прямым результатом потрясений в производственной сфере, приведших  к исчерпанию средств вкладчиков. Он усугублялся также спекулятивной деятельностью банков, которые выбрасывали на рынок огромное количество ничем не обеспеченных «ценных» бумаг. Общее недоверие к банкам привело к тому, что вкладчики изымали золото и доллары, предпочитая держать их у себя дома. За два дня - 2 - 3 марта 1933 г. - из банков страны было изъято 500 млн дол. Закрылись банки Нью-Йорка и Иллинойса - штатов, где находились центры финансовой мощи США. Стало очевидным, что в таких условиях стране как никогда нужно было энергичное правительство, способное остановить дальнейший спад, заставить работать механизм капиталистической экономики, не допустить развития движения социального протеста. 4 марта 1933 г. 32-й президент США занял Белый дом. В инаугурационной речи он сказал: «Единственное, перед чем мы должны испытать страх, - это сам страх. Стране нужны, и если я правильно понимаю ее права, стране требуются дерзкие, непрерывные эксперименты. Ведь это, так естественно: избрать метод и испытать его. Если ничего не получается, надо честно признать это и опробовать другое. Самое важное - что-нибудь пробовать».

Реформа финансовой системы

Экономическая ситуация в  стране диктовала необходимость  начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. 6 марта президент, воспользовавшись предоставленными ему широкими полномочиями, провозгласил чрезвычайное положение  и закрыл все банки страны. Был  принят чрезвычайный банковский закон, в основу которого был положен  дифференцированный подход к открытию банков. Все банки страны делились на три группы. В первую входили «здоровые» банки, которые следовало открывать в первую очередь; во вторую - банки, которые могли функционировать при условии оказания им помощи; в третью - те, которые не способны были функционировать; они должны были быть ликвидированы. Федеральная резервная система должна была выдавать ссуды нуждающимся банкам под залог ценных бумаг и государственных облигаций. Кроме того, банкам было разрешено выпускать привилегированные акции с целью их скупки. Реконструктивной финансовой корпорацией, что дало бы банкам наличность, необходимую для преодоления кризиса доверия. Любой банк мог быть открыт только после специального разрешения правительства, при этом министр финансов был вправе затребовать любую информацию о деятельности банка. Уже к 15 марта приступили к работе банковские учреждения, признанные «здоровыми». Меры по «очищению» банков привели к сокращению их числа. Если в 1932 г. в США насчитывалось 6145 национальных банков, то через год - 4890. В целом за 1933 - 1939 гг. при сокращении числа банков на 15%, объем их активов вырос на 37%.

Для предотвращения утечки золота за границу и его накопления в частных руках с целью  спекуляции 5 апреля 1933 г. был принят закон, запретивший экспорт золота, а также указ об обязательной сдаче  банкам гражданами США золотых запасов  на сумму свыше 100 дол. Одновременно разрешался выпуск новых банкнот, не обеспеченных золотом. Вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбарго на золото, циркулирующее  между США и за границей. Это  означало ликвидацию механизма золотого стандарта в стране и начало стремительного обесценивания доллара по отношению  к золоту; стоимость доллара упала  на 30%.

Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности Гласса-Стигала, принятый 16 июня 1933 г., по которому разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Важным новшеством было введение страхования банковских депозитов в пределах 2500 дол., увеличенное в 1934 г. до 5000 дол. Страхование финансировалось за счет специальных страховых взносов банков. Законом 1934 г. устанавливалось, что депозиты свыше 10 тыс. дол. подлежат страхованию в размере 100 'М суммы вклада, от 10 до 50 тыс. - 75 ',4, а свыше 50 тыс. - 50',4. В 1934 г. около 80',4 всех банков США застраховали свои депозиты. Общественное доверие к банковской системе стало восстанавливаться.

Законодательство 1933 - 1935 гг. реформировало Федеральную резервную  систему. По банковскому закону 1935 г. Совет управляющих ФРС, назначаемый  президентом США, получил полномочия на определенные суммы резерва, который  должен оставаться в банках - членах ФРС. Совет управляющих понижением или повышением уровня обязательного  резерва мог увеличивать или  уменьшать денежную массу, находившуюся в обращении. Кроме того, был создан Федеральный комитет по операциям  на открытом рынке, который, во-первых, устанавливал льготные учетные ставки (т.е. такие процентные добавки, по которым  банки - члены ФРС могли получать кредиты в Центральном банке) и, во-вторых, регулировал покупку и продажу банками ФРС облигаций государственного займа.

В январе 1934 г. была проведена  девальвация доллара, которая установила официальную цену золота на уровне 35 дол. за унцию по сравнению с  прежней официальной ценой 20,67 дол., что снизило его золотое содержание на 41',4. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм.

В тесной связи с банковско-денежными  мероприятиями совершенствовалось законодательство об упорядочении операций на фондовых биржах. В 1933 - 1934 гг. были приняты  законы по регулированию деятельности бирж, имеющие целью упорядочить торговлю акциями и пресечь биржевые спекуляции. Законом 1935 г. вводились довольно жесткие меры регулирования холдинговых компаний.

Девальвация доллара, изъятие  монетарного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту  способствовали повышению цен и  создали механизм инфляционного  развития американской экономики, одновременно давая тем самым в руки государства  средства для проведения реформ в  других отраслях хозяйства.

Оздоровление  промышленности и регулирование  трудовых отношений

Одним из важнейших законов, направленных на государственное регулирование  промышленности и трудовых отношений  с целью выхода из кризиса, стал закон  о восстановлении промышленности, принятый 16 июня 1933 г. В соответствии с ним  предпринимателям в каждой отрасли  промышленности предлагалось добровольно  объединиться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых, устанавливали бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки  сбыта между отдельными конкурентами. На время действия закона, ограниченное двумя годами, приостанавливалось применение к кодифицированным отраслям положений  антитрестовского законодательства. Для  проведения закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности (НРА) во главе с генералом Хью Джонсоном. НРА представляла собой огромную государственную машину федерального масштаба с соответствующими органами в штатах и городах. Через год после создания НРА кодексами были охвачены предприятия с общей численностью около 20 млн. человек. 450 кодексов распространялись на 95% всей промышленности и торговли США. Всего НРА одобрила около 750 кодексов, охвативших самые разнообразные виды производства - от черной металлургии и каменного угля до музыкальных инструментов и кухонной посуды. Каждый кодекс должен был служить своего рода руководством для определенной отрасли хозяйства, средством для избежания перепроизводства и сохранения «мира» в промышленности. Крупные монополии сначала с одобрением восприняли нововведения в промышленности, рассматривая деятельность НРА как возможность убрать с дороги мелкого предпринимателя - аутсайдера, который во время кризиса оказался более гибким и конкурентоспособным, чем некоторые крупные американские монополии. Их устраивало и снятие антитрестовских ограничений. Чистые доходы 200 важнейших промышленных корпораций в 1934 г. увеличились на 60% по сравнению с 1933 г. Закон об оздоровлении промышленности затронул и трудовые отношения. Он предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах. Однако предпринимателям не запрещалось заключать и индивидуальные соглашения с рабочими. В законе регламентировались три основных условия труда: а) минимальная заработная плата в раз мере 12 - 15 дол. в неделю; б) максимальный рабочий день (8 ч); в) запрещение детского труда. Через, два года после введения в действие закона он подвергся критике как со стороны рабочих, так и со стороны предпринимателей. Недовольство рабочих было вызвано произвольной трактовкой хозяевами некоторых пунктов закона. Мелкие предприниматели протестовали против усиления монополий, крупный бизнес критиковал правительство за постоянное вторжение в дела промышленности. В июне 1935 г. Верховный суд США объявил деятельность НРА прекращенной, поскольку она распространялась на местную промышленность, что противоречило Конституции США. По распоряжению Рузвельта 4 июня 1935 г. кодексы, фиксирующие уровень производства и цены, были отменены. Одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, продолжительность рабочего дня и другие условия труда. Бюро труда в различных отраслях промышленности были распущены. Тем не менее, за два года эксперимента в промышленности удалось ликвидировать полный хаос и поднять индекс производства на 10%.

Реформирование сельского хозяйства

К самым глубоким вмешательствам государства в рыночную экономику  относятся вспомогательные мероприятия  в сельском хозяйстве, которое бесспорно  являлось наиболее пострадавшей отраслью экономики.

12 мая 1933 г. вошел в  силу билль о помощи фермерам. Его основной раздел - закон о  регулировании сельского хозяйства  - ставил главной целью поднять  уровень цен с тем, чтобы  их паритет на реализацию и  покупаемую фермерами продукцию  соответствовал соотношению цен  за пятилетие, предшествовавшее  Первой мировой войне (1909 - 1914). Фермеры, которые добровольно  соглашались ограничить объемы  производства или уничтожить  часть продукции, получали премии. Средства для компенсации черпались  из фонда, созданного из налога  на первичную переработку сельскохозяйственной  продукции. Ключевыми мерами осуществления  программы регулирования сельского  хозяйства были сокращение посевных  площадей и уничтожение произведенной  продукции. За первый год действия  этого закона площадь под пшеницей  была сокращена на 7,5 млн. акров, 10 млн. акров под хлопком было  перепахано, 6,2 млн. поросят были  истреблены. В 1934 г. сбор хлопка  в США сократился по сравнению  с 1933 г. более чем на 25%, урожай  кукурузы - более чем на 40%. Все  эти мероприятия проводились  в то время, когда десятки  миллионов людей голодали, были  разуты и раздеты.

Закон о помощи фермерам создавал механизм рефинансирования фермерских долгов, сократив проценты по ипотечной  задолженности и удлинив срок погашения долгов. С мая 1933 г. по октябрь 1937 г. федеральные земельные банки  выдали 2,2 млрд. дол. кредитов, приняли на себя 37% всех долговых обязательств фермеров. Эти меры улучшили положение фермерства, хотя государственными дотациями в большей степени воспользовались собственники крупных хозяйств, чем владельцы мелких и средних ферм, которые не в состоянии были прибегнуть к хозяйственному маневрированию. В апреле 1936 г. Верховный суд США признал закон о регулировании сельского хозяйства незаконным.

Второй этап в аграрной политике «нового курса» ознаменовался  принятием в марте 1936 г. закона о  сохранении плодородия почв и о квотах для внутреннего рынка. Цель правительства  осталась прежней - поднять цены на продукцию, поставляемую на рынок крупными фермерами, однако способ ее достижения изменился. Учитывая предыдущий опыт, когда крупные фермеры часто  злоупотребляли правительственными субсидиями, премии были дифференцированными в  зависимости от плодородия изъятой  из обработки почвы, а не только от размера сокращаемой площади. Средства для выплаты аккумулировались уже  не за счет особого налога, а выделялись из общего бюджета в размере 500 млн. дол. Завершающим в аграрной политике «нового курса» стал закон 1938 г., который, усилив регулирующие функции государства, ввел концепцию «всегда нормальной житницы», согласно которой поддержание  цен достигалось не путем уничтожения  излишков продукции, а ее сохранения и сопровождалось выплатами фермерам в счет еще не проданной продукции. Одновременно правительство США, проводя  политику демпинга за границей, стимулировало  экспорт пшеницы и хлопка выдачей  ввозных премий. В итоге мероприятий  «нового курса» процесс разорения  ферм затормозился, ипотечная задолженность  уменьшилась на 2 млрд. дол., денежные доходы фермеров, включая государственные  премиальные платежи, выросли с 4,7 млрд. дол. в 1932 г. до 8,5 млрд. дол. в 1939 г. Паритет цен в 1936 - 1937 гг. поднялся до 92% от уровня 1909 - 1914 гг.

Информация о работе Великая депрессия США