Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.
Введение
Глава 1 Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи
1.1 Сельское хозяйство
1.2 Садоводство
1.3 Скотоводство
1.4 Ремесло
1.5 Торговля
1.6 Аренда и ростовщичество
Глава 2. Социальные отношения
2.1 Семья, семейные отношения.
2.2 Судопроизводство
Заключение
Литература:
Причем и в этом
случае, как видно, воинский надел
отдавать за выкуп запрещалось. Из всего
вышеописанного видно, что законы также
преследовали цель предотвращения расхищения
царской земли, размельчение воинских
наделов и разорение воинов.
Высшая группа держателей
царской земли - тамкары, жрицы-надитум,
представители администрации и крупные
мастера ремесленники не были обязаны
пожизненно нести службу ( которая к тому
же в ряде случаев заменялась денежными
взносами ) : они могли в любой момент продать
свой надел вместе с обязанностью служить
по данной должности и, возможно, также
поэтому не охватывались понятием "
мушкенум ", а считались авиллумами,
как и граждане общины не связанные с царем
или храмом. Размеры их наделов составляли
от 12 до 75 га ( а при Рим-Сине и 300 ) ; они,
несомненно принадлежали к классу рабовладельцев.
Если ( как чаще всего и бывало ) им трудно
было по характеру своей службы отлучаться
для личного участия в работах на наделе,
они сдавали его в аренду; иначе же вели
хозяйство самостоятельно с помощью дополнительной
рабочей силы - наемников, должников и,
конечно, собственных рабов. К сожалению,
имеющегося документального материала
недостаточно для того, чтобы судить, что
было употребительнее - самостоятельное
ведение хозяйства на наделе или сдача
его в аренду. Любопытно, что арендная
плата ( рента ) частного арендатора называлась
тем же термином, что и натуральный побор
с работников, сидевших на царской земле,
- бильтум или миксум. Очевидно, отношения
арендодателя с арендодателем мыслились
как аналогичные отношения между царем
и людьми, работавшими на него за надел,
хотя первые заключали между собой договор
как равные стороны, а зависимость работников
от царя определялась в значительной степени
произволом царской власти.
Царские служащие и
ремесленники средней категории
получали наделы размером 9 - 12 га; надел
война обычно составлял 12 га; по мере
возможности и они применяли
рабский труд, а также прикупали
или приарендовывали землю.
Служба воина считалась
" вечной ". Точно также " вечной
" считалась и служба низшей категории
работников царского хозяйства, лиц, создававших
материальные блага. Терминология в законах
и документах тут колеблется: иногда все
царские люди, по видимому охватывались
термином " мушкенум ", и тогда вся
низшая категория обозначалась как "
наши-бильтим " - " приносящие доход
" и подразделялась более подробно по
разным профессиям; иногда же в соответствии
со словоупотреблением в реальной жизни
только люди этой низшей категории называются
" мушкенум "; в таком случае они подразделяются
на " приносящих доход " в виде материальных
предметов, или собственно " наши-бильтим
" ( термин, под которым в данном случае
подразумеваются прежде всего рядовые
ремесленники ), на земледельческих работников
- ишшакум и пастухов - реум. Люди этой категории
обычно получали групповые наделы, не
превышавшие 18 га на группу. Если иметь
в виду, что все они либо являлись земледельцами-издольщиками,
либо были обязаны кроме работы на своем
наделе заниматься либо ремесленной или
как-нибудь другой работой на дворец, то
станет ясно, что существовать они могли
лишь впроголодь. Но в отдельных случаях
даже ишшакум мог нанимать работника,
а иной раз владеть рабом. Воинской службе
люди этих категорий не подлежали.
Служащим царя не
возбранялось приобретать частную
землю из общинного фонда ( п. 39
)
"Из поля, сада
и дома, которые он купил и
приобрел, он может отписывать
своей жене и дочери, а также
отдавать за свой долг ".
Большинство служащих высшей и даже средней категории так и делали. Глава индивидуальной семьи мог иметь в своем частном владении участок на общинной земле размером, по имеющимся данным от 1 до 60 - 80 га. Хотя в Законах Хаммурапи об этой земле и ее собственниках почти ничего не говорится, но из частноправовых документов видно, что она существовала и временами отчуждалась ( если на такие сделки не распространялся временный запрет или очередной мишарум, но столь радикальные указы о " справедливости ", видимо, издавались редко и, вероятно, действовали только тогда, когда можно было доказать, что земля была продана именно в связи с задолженностью ). Собственники такой земли должны были выставлять людей на общегосударственные повинности и платить налог.
2.1 Семья, семейные
отношения
Семейные отношения
видимо играли в Вавилоне достаточно
большую роль, т. к. им в Законах
Хаммурапи уделяется немало внимания,
поэтому на них стоит остановиться
подробнее.
Брак в Вавилоне,
как и везде, считался законным при
соблюдении определенных юридических
формальностей: необходимо было заключить
брачный контракт, причем при свидетелях
( обычно устный ), а иначе этот брак не
имел законную силу ( п. 128 )
"Если человек
возьмет жену и не заключит
письменного договора, то эта
женщина - не жена ".
Неверность со стороны
жены каралась смертью ( 129 ). Были установлены
подробные правила для разбирания обвинений
такого рода ( 130 - 136 ). При определенны обстоятельствах
она могла быть и оправдана, например,
в п 134 говорится: " Если человек будет
уведен в плен, а в его доме нет средств
для пропитания, то его жена может войти
в дом другого; эта женщина не виновна
".
То есть, здесь
Хаммурапи поступил мудро, включив
в судебник такую статью, ибо в
условиях частых войн того времени, пленине,
видимо, случалось достаточно часто, а
так как большинство семей жило, скажем
так, ниже среднего уровня и мужчина был
единственным кормильцем, то отсутствие
подобной статьи могло бы привести просто
к сильному сокращению населения и, соответственно,
падению силы государства.
При возвращении
же война из плена, его жена возвращалась
к нему, что сказано в п. 135, но
это правило не распространялось
на ее детей, рожденных от другого. В
этом пункте прямо так и говорится: "
дети следуют за их отцами ", что может
свидетельствовать о том, что эта женщина
могла войти в дом другого человека, уже
имея собственных детей, и в случае возвращения
своего мужа из плена эти дети, конечно
же, уходили назад вместе с ней, но она
не могла забрать с собой детей рожденных
от человека, который ее содержал все это
время.
Но, если этот человек,
так сказать, дезертировал, то его
жена, после его возвращения назад
не должна была возвращаться к нему
( п. 136 ).
"Если человек
бросит свою общину и убежит
и после этого его жена войдет
в дом другого, то если этот
человек вернется и захочет
взять свою жену, - так как он
возненавидел свою общину и
убежал, жена беглеца не должна
возвращаться к своему мужу ".
Дети, в этом случае тоже, вероятно,
не возвращались.
Если же жена в
отсутствие мужа могла прокормить себя,
но вошла в дом другого, то этот
случай приравнивался к измене и,
соответственно, карался смертью
( п. 133 ).
Правда эти законы
о супружеской неверности распространялись
только на женщин, муж же, наоборот мог
сожительствовать с рабынями и прижитых
с ними детей признавать своими законными
детьми ( п. 170 ). Смертной казнью он карался
лишь в том случае, если соблазнил жену
свободного человека, хотя если муж этой
женщины хотел простить ее, то ему тоже
могли сохранить жизнь ( п. 128 ).
"Если жена человека
будет захвачена будет захвачена лежащей
с другим мужчиною, то должно их связать
и бросить в воду. Если хозяин жены сохранит
жизнь своей жене, то и царь сохранит жизнь
своего раба ".
Однако законы в
этом случае предусматривают, что если
муж буде изменять ей с свободными,
" ходить из дома в дом ", то жена
могла забрать свое приданое и
уйти в дом своего отца ( п. 142 ).
В определенных обстоятельствах:
болезнь жены ( п. 148 ), женитьба на жрице,
которой не позволялось иметь детей ( п.
145 ), плохое поведение жены ( п. 141 ) муж мог
взять вторую жену. Целью этого брака являлось
рождение детей, которые унаследуют семейное
имущество и будут поддерживать культ
предков. Весьма интересна в семейных
отношениях статья 141: " Если жена человека,
которая живет в доме человека вознамерится
уйти и станет поступать расточительно,
станет разорять свой дом, позорить своего
мужа, то ее должно изобличить, и если ее
муж решит покинуть ее, - он может покинуть
ее; он может в ее путь не давать ей никакой
разводной платы. Если ее муж решит не
покидать ее, то муж ее может взять замуж
другую женщину, а та женщина должна жить
в доме своего мужа, как рабыня ".
Слова " станет разорять
свой дом " могут свидетельствовать
о том, что замужние женщины в
древнем Вавилоне могли наравне
с мужчинами заниматься торговыми
делами и распоряжаться средствами
семьи по-своему усмотрению, естественно
на благо семьи. В этом же случае
она могла, так сказать копить
сво и собственные заначки по вполне понятным
причинам.
Так как в браке
большую роль играло имущество, то Законы
Хаммурапи подробно рассматривают
вопрос о имущественных отношениях
между супругами: о приданом и
брачном выкупе ( 159 - 164 ), о раздельной
ответственности по долгам, возникшим
до брака ( 151 - 152 ), об имуществе жены о котором
сказано в п. 150, который сам по своему содержанию
очень оригинален:
"Если человек
подарит своей жене поле, сад,
дом или движимое имущество
и выдаст ее документ с
Эта статья говорит,
что женщина в Вавилоне могла
иметь свое личное имущество, принадлежащее
только ей и которым никто, кроме
нее, не мог распоряжаться. Не случайно
в статье упоминается, что муж
должен выдать ей документ, который
подтверждает право ее владения и
наследственного права на это
имущество тоже никто не имел.
Хотя в законах
есть упоминание о выкупе за невесту,
однако все же вавилонский брак не
был браком-куплей, так как размер
приданого был больше чем размер
выкупа.
Вообще же наследству
уделялась большая роль и лишение
оного допускалось только в исключительных
случаях, а именно если сын дважды
совершил тяжкий грех против отца ( п. 167
- 168 ).
Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей ( п. 185 ).
2.2 Судопроизводство
Судебный процесс
в Вавилоне был устным и состязательным.
Дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной
стороны, а в ходе процесса каждая
из сторон должна была доказывать свои
утверждения. Протоколы не велись, хотя
некоторые важные моменты могли
фиксироваться и письменно. Решения
и приговоры были устными. Основным
доказательством на суде были свидетельские
показания ( п. 9 - 11 ). Например п. 9: "
Если человек, у кого пропало что-либо,
схватит пропавшую вещь в руках другого
человека, и тот, в чьих руках будет схвачена
пропавшая вещь, скажет: " Мне, мол продал
продавец, я купил, мол, при свидетелях
", а хозяин пропавшей вещи скажет: "
Я, мол, представлю свидетелей, знающих
мою пропавшую вещь ", то покупатель
должен привести продавца, продавшего
ему вещь и свидетелей, при ком он купил;
также и хозяин пропавшей вещи должен
привести свидетелей, знающих его пропавшую
вещь. Судьи должны рассмотреть их дело,
а свидетели, при которых была произведена
покупка, и свидетели, знающие пропавшую
вещь, должны рассказать перед богом то,
что они знают, и тогда продавец - вор, его
должно убить; хозяин пропавшей вещи должен
получить свою пропавшую вещь обратно;
покупатель должен взять отвешенное им
серебро из дома продавца ".
В этой статье, как
нельзя лучше, представлена важность свидетельских
показаний на суде, причем если свидетелей
не оказывалось по близости, то, как
написано в п. 13, суд отлагался
на 6 месяцев, в течение которых
человек должен был отыскать своих
свидетелей, а иначе его ждала
незавидная участь.
Конечно свидетельские
показания вещь хорошая, но в некоторых
случаях, при отсутствии иных способов
установления истины прибегали к "
божьему суду ", который мог
иметь две формы:
1) Водная ордалия.
Подозреваемого погружали в реку и
если он тонул, то считалось, что Река,
т. е. бог реки, покарала виновного, если
же нет - то он считался оправданным.
2) Клятва во имя
богов. Клятва богами по тем
представлениям неминуемо
Заключение
Итак, подводя итог
всему вышесказанному, можно сказать,
что главной основой