Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:14, реферат
Изучение древних судебников, одним из которых и является судебник Хаммурапи, на сегодняшний день, как мне кажется, не потеряло своей актуальности. Судебники эти, являются самыми первыми законами, а их составители - первыми людьми попытавшимися установить некоторые социальные нормы поведения, чтобы как-то управлять людьми, ведь единственная сила отделяющая государство от хаоса - это закон. Хотя законы эти по нашим сегодняшним меркам могут показаться примитивными, но иногда и в них можно почерпнуть что-нибудь ценное, что неплохо было бы и перенять нам сегодня.
Введение
Глава 1 Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи
1.1 Сельское хозяйство
1.2 Садоводство
1.3 Скотоводство
1.4 Ремесло
1.5 Торговля
1.6 Аренда и ростовщичество
Глава 2. Социальные отношения
2.1 Семья, семейные отношения.
2.2 Судопроизводство
Заключение
Литература:
Урожай жали серпами,
причем в сборе урожая участвовали,
в основном, женщины. После сбора
происходила молотьба - зерно разбрасывали
по полю и ездили по нему повозками
или специальными салазками с
заострёнными концами. После этого
веяли и мололи. Наиболее популярной
культурой для выращивания в
Месопотамии был ячмень и кунжут.
Как уже говорилось,
в Месопотамии были достаточно неблагоприятные
условия для ведения сельского
хозяйства и, в следствие этого, земля
ценилась очень высоко, вплоть до того
что были установлены специальные наказания
за её порчу ( п.42, 43, 44 ). Например п.43, направленном
на арендаторов, говорится:
"Если он не
обработает поля и бросит его,
то он должен отдать хозяину
поля хлеб, как его соседи, а
поле, которое он бросил, должен
вспахать, взборонить и вернуть
хозяину поля ".
Другие две статьи носят по смыслу примерно такое же содержание. И они были написаны вовсе не для борьбы с тунеядством, а для сохранения плодородия почв, так как из-за жаркого климата земля быстро засыхала и если её не обрабатывать постоянно то она теряла свои качества и, таким образом, после этого арендатора-тунеядца эту испорченную землю было очень трудно опять отдать в аренду, а это уже означало сокращение земельного фонда, что для такой аграрной страны могло иметь негативные последствия, особенно если бы это происходило в массовых количествах.
1.2 Садоводство
Одной из отраслей сельского
хозяйства в Месопотамии было
садоводство, а главной выращиваемой
культурой в садах, судя по Законам
Хаммурапи, была финиковая пальма, о
которой упоминается в пунктах
64 и 66. Причем самым распространённым
способом садоводства была сдача
хозяином земли или целины другому
человеку в аренду на определенный
срок для создания сада и по истечение
этого времени последующий радел результатов
труда между арендатором и владельцем
земли поровну. Правда хозяин выбирал
свою долю первым ( п. 60 ).
"Если человек
даст садоводу поле для
А на случай недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны садовода вводились статьи карающие столь нехорошее деяние. Например в п. 61 говориться о том что та часть сада, которая осталась невозделанной при разделе должна войти в долю садовода. В случае же полного невыполнения своих обязанностей садоводом действовала статья под номером 62, гласящая, что и в этом случае садовод должен выплатить арендную плату полностью и к тому же эту землю, перед тем как отдать хозяину, должен обработать ( это правило не распространялось только на целинные земли ).
1.3 Скотоводство
Скотоводческая отрасль включала в себя разведение как мелкого ( овцы ), так и крупного ( быки ) рогатого скота. Скот передавался для пастьбы специальными пастухам ( наемным или царским людям ), которые несли ответственность за потраву, а также за любой другой ущерб, происшедший в стаде по вине пастуха ( п.263 - 265 и 267 ). Статьи 244 - 251 также можно отнести к скотоводству: в них, достаточно подробно, рассматриваются различные случаи найма скота, а также возмещение убытков связанные с этим наймом, что в свою очередь может свидетельствовать о том, что скот являлся достаточно большой ценностью в Месопотамии в те времена и обладать им мог не вся-кий, а только достаточно состоятельные люди. В то время как обработка земли требовала больших усилий и без помощи животных здесь было бы очень трудно обойтись.
1.4 Ремесло
Прежде всего надо
сказать, что ремесла, как частного рода
деятельности в Месопотамии не существовало,
т. к. все ремесленники были подчинены
царскому или храмовому хозяйству. Это
как раз можно проследить в п. 188, гласящем:
"Если какой-либо
ремесленник возьмет
В Законах весьма
часто такие профессии как
строитель, врач, корабельщик, вероятно
потому, что это были самые распространенные
профессии, услуги представителей которых
пользовались большим спросом. Поэтому
и возникла необходимость регулирования
отношений между этими
В судебнике Хаммурапи
отмечаются также и профессиональные
занятия. Первые места среди них
придворные служащие, из которых в
сборнике назван только MANZAZUM ( вероятно,
царский телохранитель ) и высшее жречество.
Те и другие стояли в непосредственной
близости к царю, как средоточию светской
и духовной власти. Из других государственных
служащих в сборнике Хаммурапи упоминаются
не совсем ясные по своим функциям:
БАИРУМ - вероятно, легковооруженный
солдат.
РЕДУМ - вероятно, тяжеловооруженный
солдат.
ДЕКУМ - вероятно, нечто
вроде фельдфебеля.
ЛУБИТТУМ - вероятно,
один из офицерских чинов.
В соответствии с
важным государственным значением
религии и храмов в Вавилонии
почетное положение среди других профессий
занимают храмовые служащие. Из них в Законах
Хаммурапи отмечаются только лица женского
пола: НАДИТУМ, ЭНТУМ, ЗИКРУМ ( п. 179 ) этими
названиями были, вероятно, представлены
различные категории жриц ), а также храмовая
дева и храмовая блудница ( п. 181 ).
Жрицы-надитум, по-видимому сравнительно мало обремененные культовыми обязанностями, занимались также частной хозяйственной деятельностью ( через братьев или нередко через агентов, так как свобода их передвижения за пределами обители была ограничена ). Эта деятельность нисколько не изменилась и после того, как с 1789 г. вся обитель вошла в состав царского хозяйственного сектора, а ее люди стали царскими слугами. Почти все надитум происходили из богатых фамилий, среди них и царевны. Освобожденные от мук деторождения в антигигиенических условиях - удела их современниц - и от домашних забот, они, бывало, доживали до глубокой старости, а свой достаток передавали приемным дочерям ( не обязательно из родственниц ), которые тоже должны были принять сан надитум. При вступлении обитель надитум по-лучали приданное в виде кольцевидных слитков серебра, дальних предшественников монеты. За время жизни в обители они покупали частную собственность и сдавали в наем поля, дома и финиковые плантации, давали в рост серебро, а также участвовали в торговле.
1.5 Торговля
Месопотамия сильно
зависела от международной торговли,
ибо импортировала основные виды
сырья: металлы, дерево, поделочные кожи
и т. п. Предметами месопотамского экспорта
служили ремесленные изделия, а
также, вероятно, хлеб и растительное
масло.
К моменту создания
Законов международная торговля
в Месопотамии имела уже
Сначала устанавливался
общий принцип партнёрства (п.
99)
"Если человек
даст человеку серебро в
Торговое " товарищество
" хорошо известно в старовавилонский
период, однако оно не являлось обязательно
чем-то вроде " акционерного общества
", куда партнеры вкладывают свои капиталы
и затем делят прибыль или убыток в соответствии
со вкладом каждого. Дело скорее всего
заключалось в том, что один из партнёров
участвовал в товариществе лишь своими
деньгами, а другой непосредственно осуществлял
торговое предприятие - труд наёмный, да
и к тому же небезопасный. По окончании
торгового путешествия он возвращал "
вкладчику " его капитал, а прибыль или
убыток делился между партнёрами пополам.
Но, в основном, торговые
предприятия осуществлялись, ШАМАЛЛУМАМИ
- торговыми агентами и ТАМКАРАМИ
- крупными государственными служащими,
находящихся, как правило, в метрополиях.
Хотя тамкар, по Законам Хаммурапи, и являлся
чиновником, однако он мог выступать и
как частный купец-предприниматель: т.
к. Хаммурапи, подчинив тамкаров царскому
хозяйству, тем не менее не лишил их прежней
их сферы частной деятельности. Между
тамкарами и шамаллумами отношения строились
совсем иначе. Шамаллум был мелким странствующим
торговцем, действовавшим отчасти на собственный
страх и риск, но главным образом в качестве
агента на службе у тамкара. Тамкар снабжал
шамаллума либо деньгами, либо товарами,
которые тот пускал в оборот. Текст п. 100
заставляет полагать, что вся прибыль
торгового путешествия доставалась тамкару,
а последний должен был оплатить шамаллуму
" его дни ", т. е., очевидно, расходы
по путешествию, а также некоторое жалованье.
"Если тамкар
даст шамаллуму серебра для
продажи и покупки и пошлет
его в путешествие, а шамаллум
в путешествии будет умножать
доверенное ему серебро, то
если там, куда он отправится,
шамаллум наживет прибыль, то он должен
подсчитать проценты на все серебро, сколько
взял, и затем должен сосчитать свои дни
и удовлетворить тамкара ".
При этом вавилоняне,
видимо, четко различали торговую
прибыль и рост по займу. Очевидно, что
торговая прибыль подсчитывалась после
того, как "отложат " основной капитал
и проценты на него. Именно поэтому в п.100
предусматривается подсчет роста на доверенный
шамаллуму капитал: прежде всего он должен
был возвратить тамкару капитал и рост
на него. Затем уже из " чистой " прибыли
тамкар расчитывался с шамаллумом. Вавилоняне,
следовательно, полагали, что деньги, переданные
другому лицу, должны в любом случае давать
рост (в том числе и деньги, вложенные в
" товарищество "). Сверх того они
могут приносить и прибыль. Величина торговой
прибыли была, видимо, очень значительной,
ибо шамаллум обязан был в любом случае
вернуть тамкару удвоенный капитал ( что
и говорится в п.101 ), т. е. минимальная прибыль
равнялась 100 процентам, а максимальная,
следовательно, могла быть намного выше.
И лишь в том случае, если тамкар предоставлял
шамаллуму беспроцентный займ, тот должен
был вернуть ему основную сумму даже в
том случае, если он не получил никакой
прибыли ( п. 102 ). Участие в торго-вых операциях,
следовательно, было гораздо более выгодным
делом, чем просто отдача денег в рост.
Однако оно было вместе с тем и очень рискованным
делом, т. к. грабежи торговых людей на
дорогах и средь бела дня случались достаточно
часто. И не случайно поэтому п. 103 предусматривает
снятие с шамаллума всякой ответственности
если он по пути сделался жертвой грабежа.
"Если на пути
неприятель отнимет у него
все, что он вез, то шамаллум
должен поклясться богом и
быть свободным от
Если он был ограблен
на той территории куда простиралась
власть вавилонского царя, то в действие
вступали пункты 23 и 24, и можно было надеяться
на возмещение убытков за счет той общины,
на территории которой произошел грабеж,
однако торговые поездки были большей
своей частью заграничными. А о существовании
каких-либо договоров между Вавилоном
и соседними с ним державами о совместной
борьбе с разбоем на дорогах пока ничего
не известно, да и вообще о международных
отношениях Вавилона того времени известно
на настоящее время очень мало.
Остальные пункты регулируют
отношения между тамкаром и шамаллумом.
Помимо денег тамкар мог дать шамаллуму
любое движимое имущество для продажи
( п. 104 ). В этом случае шамаллум должен
был отдать тамкару всю выручку и получить
у него документ с печатью.
"Если тамкар
даст шамаллуму хлеб, шерсть, масло
или любое другое имущество
для продажи, то шамаллум
Поскольку здесь
ничего не говорится о вознаграждении
для шамаллума, то возможно два предположения:
1 ) Их взаимоотношения на этот случай уже
предусмотрены. 2 ) либо это какое-то дополнительное
поручение шамаллуму за которое вознаграждения
не полагалось. Также может быть и то, что
речь шла не о путешествии а о продаже
на месте. Подобного рода торговые операции
могли также еще и подлежать учету в каруме,
ибо без этого предположения неясен смысл
п. 105, в которой говорится, что, если шамаллум
по небрежности не взял у тамкара соответствующего
документа, то " серебро без документа
с печатью, не причисляется к счету ".
Совершенно ясно, что речь идет не о приходно-расходных
книгах са-мих агентов, они были вольны
вести их или нет, а о каком-то счете куда
серебро вносилось именно при предьявлении
документа, а не денег. Такой счет мог быть
только в каруме, где велся общий для всех
купцов баланс.
Карум в сложных условиях
тогдашней внутренней и внешней торговли
мог нормально работать лишь при строгом
учете и честности всех партнеров. Нарушение
доверия здесь рассматривалось как очень
тяжкий проступок и каралось соответственно,
что и нашло свое отражение в параграфах
106 и 107 предусматривающих случаи спора
между шамаллумом и тамкаром. Так если
шамаллум взял у тамкара серебро и затем
отпирается в получение этого серебра,
то тамкар должен был изобличить его перед
богом и свиде-телями " ( судебные заседания
карума происходили в храме Шамаша ), и
шамаллум был обязан вернуть взятое серебро
в троекратном размере ( п.106 ). Если же тамкар
совершал аналогичный поступок против
своего шамаллума то он подвергался еще
более тяжкому наказанию: он обязан был
вернуть серебро шамаллуму в шестикратном
размере. ( что говорится в п. 107 )