Варварские правды. Оформление писаного права германских народов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 16:29, доклад

Описание работы

В эпоху варварских королевств регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа.

Работа содержит 1 файл

Варварские правды.docx

— 60.34 Кб (Скачать)

даже обычных  договоров обеспечивалось карательным  иском. Воз-

вращение суммы  составляет лишь добавление к наказанию. И это

осталось от первобытного правового обычая. У  греков и римлян

должник, отрицающий свой долг, приговаривался к штрафу в дву-

кратном, а иногда даже трех- и четырехкратном размере  по отноше-

нию к сумме долга.

Другой вид  исполнения обязательств тоже связан с возможно-

стью принуждения, но в ином порядке. По прошествии срока креди-

тор отправляется к должнику в дом вместе со свидетелями  и требует

платежа. Если следует  отказ, должник платит штраф 15 солидов. По-

том через каждые девять дней следуют три требования, заявляемые

уже в собрании и повторяемые всякий раз у должника на дому. Но-

вое уклонение от платежа налагает на должника каждый раз новый

штраф по 3 солида.

Еще при первом требовании кредитор получает от тунгина право

на протест в присутствии свидетелей против всякого платежа кому-

либо и против всякого залога, которые могут быть сделаны во вред

ему его должником. Наконец, кредитор идет к графу, который  вме-

сте с ним и семью рахинбургами отправляется в дом должника, аре-

стовывает его имущество и передает кредитору имущество, сораз-

мерное сумме долга. Третья часть штрафа идет в пользу графа в ка-

честве фредуса (штрафа за нарушение мира).

В гл. 44 о браке  вдов требуемая процедура включала предъявле-

ние иска в судебном заседании от участников процедуры, после это-

го брак заключался в виде продажи за цену в 3 солида и один дена-

рий с согласия трех упомянутых участников заседания. Такой брак у

римлян (coemptio) и других первобытных народов связан с тем, что в

их практике еще не было заключения чисто консенсуального дого-

вора — договора по согласию сторон.

Формы закрепощения франкского крестьянства.Аллод,бенефиций и феод.

Аллод  как  форма  земельной собственности  имел наибольшее распространение в раннее средневековье.  Собственник земли  самостоятельно  осуществлял все права на нее,  не неся за землю службы, не платя повинностей.  Земля свободно переходила от отца к сыну по наследству.  Аллоидальные земли существовали на протяжении всего средневековья в небольших количествах, однако такая форма землевладения не характерна для развитого феодального строя,  и аллод всегда оставался как бы  за  его пределами.  В условиях развитого феодализма основными и наиболее распространенными правами на землю были держания - феодальные зависимые права, приобретавшиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания были свободные и несвободные, благородные и неблагородные. Первые держания имели форму бенефиция, под которым понималось  имущество,  находящееся  лишь в пользовании владельца.  Бенефиции давался на условиях несения службы, не передавался по наследству и со смертью бенефициария возвращался собственнику. В период сложившегося феодализма уже не встречаются бенефиции,  которые могут быть взяты собственником обратно, и не передаются по наследству. Наиболее распространенными видами земельных держании становятся феоды (лены).  Феод - благородное (дворянское) держание земли на основе  ленных  отношений.  Феодальный  сеньор  уступал часть своих земель лицу,  становившемуся его вассалом и принимавшему  на  себя  по феодальному договору обязанность верности и оказания определенных  услуг  сеньору.При уступке земли по феодального договору вассал, однако, не был полным собственником земли, а сеньор не вовсе лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю другому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней вассалов, и его согласие было необходимо при отчуждении вассалом своих прав на землю.  Если вассал умирал, не имея наследников,  то  феод  возвращался к сеньору.  Все эти права принадлежали сеньору как господину земель, из которых был выделен феод. Вассалы имели в отношении феодов полномочия владения и пользования ими. Вассалу принадлежали  все доходы феода,  при этом он не был обязан делиться с сеньором урожаем или вносить ему  какие-либопериодические  платежи. Феод  переходил к наследникам вассала,  которые должны были при этом платить пошлину сеньору  (рельеф).  Полномочия  вассала по распоряжению феодом были более ограниченными. В ранний период феодализма  вассал не мог ни продать,  ни передать его в порядке субинфеодации своему вассалу без  согласия  сеньора.  В  противном случае сеньор мог "наложить руку" на феод,  т.е. отобрать его без какого-либо возмещения покупателю.  С XIII в.  стала допускаться полная передача феода, т.е. постановка нового вассала на место продавца с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, связанных со "служилым" феодом, без разрешения сеньора, но с  двумя ограничениями: сеньор имел право,  во-первых,получать определенную, притом сравнительно высокую пошлину,  а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя,возместив последнему уплаченную им цену.  В случае частичного  отчуждения  феода для сеньора могла возникнуть опасность, что вассалу будет трудно выполнять возложенные  на  него обязанности феодальной службы.  Поэтому в таких случаях  требовалось  согласие  всех  вышестоящих сеньоров.  По этой же причине была поставлена в зависимость от разрешения сеньора и субинфеодация, т.е. удлинение феодальной цепи, когда вассал вышестоящего сеньора уступал свой феод собственному вассалу,  становясь в положение сеньора в отношении этого последнего.Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора.  

2.4. Брак и  семья

Семья у германцев  носила патриархальный характер. В  семью, возглавляемую отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные братья, их жёны, которых было много, так как они часто сменяли друг друга. Семьи жили под одной крышей вместе с челядью, а в некоторых случаях – и с вооружённой свитой.

Но власть отца по Салической правде не была столь  широка, как, например, в Риме. Она  напоминала скорей строгую пожизненную  опеку над женой, дочерью или  сыном. Опека над сыном прекращалась по достижению им 12 лет.

Браку, как и  семье, в Салической правде посвящено  незначительное число статей. Древние  обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более  древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж  приобретал власть над женой. После  его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата  давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи или деньги, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства (капитулярием 744 г.).

2.8. Судебный  процесс

Старинные обычаи многих народов требовали, чтобы  судебное дело возбуждалось не иначе  как по заявлению потерпевшей  стороны. На ней лежало формулирование обвинения и представление обвинения  и доказательств. Такой процесс  получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес (измен, бегство с поля боя и т. д.). Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Никакого предварительного расследования конечно не было. Судья  должен был ограничиться доказательствами, которые представляли стороны. При  этом он знал, что не может полагаться на достоверность свидетельских  показаний: что бы ни случилось, родич  не станет показывать против родича, а  человек, принадлежащий к враждебному  роду, говорить в пользу противника.

Когда не удавалось  добиться признания – на чем сосредотачивались  основные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий  – “суд божий”, состоящий в испытании (не пытке!) соответствующей стороны  в процессе. Наиболее распространенными  способами ордалия в праве  германских народов были испытания  водой, железом и огнем. Салическая правда знает ордалии с помощью  котелка с кипящей водой, в  которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причём сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.

Особой формой ордалия был судебный поединок. Он назначался во всех тех случаях, когда  ответчик обвинял истца во лжи. С  возникновением феодальных отношений  поединки между лицами, принадлежавшими  к противоположным классам, стали  невозможны (за редким исключением). Дворяне  дрались на конях и своим оружием, крестьяне – на дубинках.

Своеобразным  видом ордалия служила клятва, выступавшая в форме соприсяжничества: обвиняемый отрицал обвинение клятвой, но вместе с ним должны были клясться и те, которых он приводил в качестве своих соприсяжников. Число последних различалось в зависимости от важности дела. Салическая правда назначает в одних случаях 6, в других 72 соприсяжника. Соприсяжник не свидетель (нельзя ведь заранее установить число свидетелей). В его задачу входило одно - удостоверить клятвой (присягой), что тот, кого обвиняют, не мог совершить преступление. Если при произнесении клятвы хоть один из соприсяжников сбивался, дело считалось проигранным.

С распадением  родовых связей и ростом бедности крестьянину все труднее становилось  прибегать к рискованной помощи соприсяжников. Но тем легче это было сделать знатному синьору, окруженными вассалами и дружиной. Христианство прибавило к старинным испытаниям несколько новых видов: клятву на Евангелие, на святых мощах, испытание крестом.

Информация о работе Варварские правды. Оформление писаного права германских народов