Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 18:01, контрольная работа
Рубеж ХVII-ХVIII веков в России знаменует начало исторического цикла Нового времени. Обмирщение (или еще менее благозвучное «секуляризация») - так характеризуется направление перемен в сфере культурного творчества. Это значит, что представление о мире, пронизанном лучами божественной благодати, перестает быть центральным мотивом человеческого поведения, а храм - центром бытового космоса. Его заслоняет мир, взывающий не к божественной, а к человеческой инициативе, меру которой задает успех в земных делах, тогда как за неуспех «отвечает» более прозаическая, чем божественное произволение, инстанция, испокон веков известная по
Глава 2. Появление в Петербурге портретной миниатюры (Г. Мусикийский, А. Овсов)
В Петровское время развивается еще одна разновидность портретной живописи – миниатюра на эмали. Любая миниатюра одновременно и произведение искусства и бытовая вещь (наградной портрет, панагия, шкатулка). В первой четверти XVIII века эмалевая миниатюра выполнялась на металлической, чаще золотой пластинке. Искусство эмали было известно Киевской Руси и широко распространено в XVII столетии.
Но эмалевый портрет появился только с начала XVIII века. В этой технике много работали Григорий Мусикийский и Андрей Овсов. Созданные ими миниатюрные портреты Петр I дарил в знак милости своим приближенным.
Наиболее знаменитые портреты Мусикийского – овальные парные изображения Петра I на фоне Петропавловской крепости и Екатерины – на фоне Екатерингофа .
Мусикийский
вводит также жанр группового портрета
на эмали. Например, «Портрет семьи Петра
I»
Глава 3. Петровская гравюра
В бурную Петровскую эпоху особым успехом пользовалась гравюра как самый любимый, оперативный вид искусства, откликавшийся на все события времени. В гравюре непосредственно, ярко и наглядно предстали изменения во всех сферах жизни Петербурга. Резцовая гравюра – старая русская традиция, восходящая к мастерским Оружейной палаты XVII века, с высоким уровнем исполнения.
Гравировальные иконы, репродукционная гравюра Симона Ушакова, светская по сюжету народная картинка, напечатанная с деревянных досок и многое другое подготовили расцвет гравюры первой четверти XVIII века. Она имела большое практическое значение: без гравюры не могли быть исполнены учебники, атласы, планы городов и прочее.
В гравюре с наибольшей отчетливостью проявились ренессансные черты петровской культуры - тесная связь художественного творчества с наукой и ремеслом.
Петровская гравюра рождалась так же, как и другие светские искусства. В 1698 году в Москве была создана гравировальная мастерская при Оружейной палате. Ее возглавил, приехавший из Голландии А. Шхонебек.
Он обучил русских мастеров рисунку, композиционным приемам, технике работы резцом, офортом. Их гравюрный стиль был очень близок к голландскому. Здесь сказались личные вкусы Петра и высокий уровень техники голландских граверов, оказавший сильное влияние на всю европейскую графику того времени.
Гравер
должен был владеть самыми разнообразными
навыками: построения перспектив и
планов, документально точного
Графические листы сочетали в себе элементы пейзажа, портрета и точного чертежа, топографической карты.
Гравюра петровского времени - уникальное явление. В ней отразились черты, присущие европейскому барокко, вместе с тем это чисто петербургский стиль. Он отражает романтику Петровской эпохи и нигде, кроме Петербурга, возникнуть не мог. Становление светской гравюры в Петербурге связано с именами П. Пикарта, А. Зубова и А. Ростовцева.
С начала XVIII века авторами светской гравюры в основном были уже русские мастера. Усвоив от Шхонебека ряд новых технических приемов, они сохранили национальный характер русской гравюры. Крупнейшим гравером XVIII века был А.Ф. Зубов, использовавший, как правило, смешанную технику – офорт с резцом. Для этого художника характерно стремление показать новое, свидетельствующее об изменениях в жизни России.
Из петровской
гравюры вырастает впоследствии
жанр пейзажа, бытовой живописи, живописное
изображение интерьера, историческая
живопись.
Заключение
Само слово и понятие «живопись» для начала XVIII века является новинкой. Оно призвано обозначить некоторые не существовавшие доселе смыслы изобразительного действия. Первый смысл - написать «живо», то есть создать на плоскости подобие трехмерной фигуры, способное обмануть «живостью», обмануть до испуга, разрешающегося весельем обманувшегося. Разоблачение, точнее, обнаружение обмана входит в условия игры. Здесь живопись род фокуса, средство обмана, и не более. Натюрморты-«обманки», а также располагавшиеся в разных частях комнат нарисованные фигурки, обрезавшиеся по контуру и имитировавшие неподвижных животных, птиц и прислуживающую домашнюю челядь, составляли непременную особенность интерьерных ансамблей XVIII столетия.
Установленная Петром зависимость культуры от правительства получает дальнейшее развитие. Двор Елизаветы Петровны стал осуществлять более жесткую культурную политику.
Сферой приложения огромных средств, силы искусства и мысли был дворец, игравший роль и политического и культурного центра, и храма монархии, дворянского клуба, и театра, в котором разыгрывалось великолепное зрелище, смысл которого - показать мощь и величие монархии.
Рост могущества российского государства и укрепление позиций дворянства меняют традиции петровского Петербурга. Трудовой стиль жизни двора был забыт, зато небывалый размах получила традиция «торжествований». По словам В.О. Ключевского «государство замкнулось во дворце».
С началом XVIII в. главное место в живописи начинает занимать картина маслом на светский сюжет. Новая техника и новое содержание вызывают к жизни свои специфические приемы, свою систему выражения. Среди станковых картин, многочисленных монументальных панно и плафонов, миниатюр и т. д. предпочтительное место отводится портрету во всех разновидностях: камерному, парадному; в рост, погрудному, двойному. В портрете XVIII столетия проявился исключительный интерес к человеку, столь характерный именно для русского искусства (для русской литературы -в более поздний период, со следующего века).