Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 18:01, контрольная работа
Рубеж ХVII-ХVIII веков в России знаменует начало исторического цикла Нового времени. Обмирщение (или еще менее благозвучное «секуляризация») - так характеризуется направление перемен в сфере культурного творчества. Это значит, что представление о мире, пронизанном лучами божественной благодати, перестает быть центральным мотивом человеческого поведения, а храм - центром бытового космоса. Его заслоняет мир, взывающий не к божественной, а к человеческой инициативе, меру которой задает успех в земных делах, тогда как за неуспех «отвечает» более прозаическая, чем божественное произволение, инстанция, испокон веков известная по
Введение
Рубеж ХVII-ХVIII веков в России знаменует начало исторического цикла Нового времени. Обмирщение (или еще менее благозвучное «секуляризация») - так характеризуется направление перемен в сфере культурного творчества. Это значит, что представление о мире, пронизанном лучами божественной благодати, перестает быть центральным мотивом человеческого поведения, а храм - центром бытового космоса. Его заслоняет мир, взывающий не к божественной, а к человеческой инициативе, меру которой задает успех в земных делах, тогда как за неуспех «отвечает» более прозаическая, чем божественное произволение, инстанция, испокон веков известная под именем «превратности судьбы», - а их не только претерпевают, но им, как известно, принято «бросать вызов». Последовательный и необратимый характер этот процесс обретает в контексте преобразовательной деятельности Петра Великого.
XVIII
век – значительнейший период
в русской истории. Реформы
Петра касались не только
Глава 1. Обучение русских художников за границей
1.1 Знакомство петербургских мастеров с европейским изобразительным искусством
К концу XVII века закончилась дезинтеграция стиля средневекового искусства. Художественная форма теряла свое смысловое значение как выражение трансцедентной сущности бытия. Барокко создало новую систему форм, став новым стилем в искусстве. Его нельзя было изобрести, и потому обратились на Запад.
Знакомство
русских с европейским
1716 год – год посылки первых русских художников за границу – начало новой художественной жизни России, связанный с новым, светским искусством.
Благодаря
предпринятым мерам в короткий срок
был осуществлен решительный
переход от старого к новому, освоен
европейский изобразительный
Иконопись XVII века | Светская живопись первой половины XVIII века |
<>· Язык иконописи обеспечивает связь человека с Богом. Икона – окно, позволяющее заглянуть в другой, высший мир. | <>·
Язык станковой живописи |
<>· Обратная перспектива. | <>· Прямая (линейная, научная) перспектива. |
<>·
Фигуры иконы «бесплотны». |
<>·
Большое внимание уделяется |
<>· Статичность и фронтальность. | <>· Динамизм. |
<>· Контурная линия, локальность цвета. | <>·
Расплывчатость контуров, плавность
тональных переходов, |
<>· Иконы пишутся на деревянных (чаще липовых) досках темперой – краской, замешанной на яичном желтке. | <>· Картины пишутся на холсте масляными красками. |
С начала века светская живопись развивается в различных направлениях от монументальной (роспись строящихся дворцов и гражданских зданий) до миниатюрного письма, украшающего предметы быта. Но все же самой излюбленной областью применения творческих сил русских мастеров становится портрет - парадный, камерный, парный.
Прощание с иконописными традициями вызвало переходную форму искусства, сочетающую элементы иконы и портрета (парсуна). Парсуна возникла в конце XVII века и просуществовала до 60-х годов XVIII века.
В
парсуне статичность
1.2 Художники иностранцы
Конечно,
усвоению западноевропейского
Георг Гзель, швейцарец из Сен-Галена, художник скорее натуралистического, чем реалистического, направления, запечатлевший для нас раритеты Кунсткамеры, среди которых портрет знаменитого великана Буржуа – наивное изображение с не менее наивной надписью «сильной мужик»;
Луи
Каравакк , марселец испанского происхождения
(Лодовико Каравакк, как именуют его документы),
«первый придворный моляр», создавший
портреты всей царской семьи и познакомивший
русских с только что складывающимся и
во Франции искусством рококо В двойном
портрете дочери Петра девятилетняя Анна
и восьмилетняя Елизавета предстают в
образе взрослых, позирующих художнику
моделей. Знаменательно,
что некоторые из иностранных мастеров,
приехавших в Россию, чтобы обучать русских
художников, сами менялись под воздействием
наших национальных традиций, как было,
например, с Каравакком, заметно изменившим
свою «рокайльную» манеру в 30-е годы и
приблизившимся к старорусским парсунным
приемам письма.
1.3 Иван Никитин и Андрей Матвеев - первые петербургские художники Нового времени
1.3.1 Иван Никитин
Основателем светского искусства, новой живописи, справедливо считается Иван Никитич Никитин (середина 80-х годов XVII в.- не ранее 1742). Его биография в высшей степени трагична. Сын московского священника, племянник духовника Петра, он рано сформировался как художник и исполнял портреты царской семьи еще до поездки за границу.
В 1716 году вместе со своим братом Романом Никитин был послан в Италию, проходил обучение во Флоренции, где овладевал стилем живописи, близким венецианскому барокко., в начале 1720 г. Петр отзывает Никитина, вероятно собираясь сделать профессором Академии художеств, проекты которой усиленно обсуждает в это время. Пенсионерство, возможно, помогает художнику освободиться от скованности, некоторых черт старой русской живописи, но не изменяет его общего художественного мировоззрения, его понимания задач искусства, обогащая его при этом знанием всех тонкостей европейской техники.
Расцвет творчества Никитина -последние пять лет до смерти Петра, сделавшего художника «персонных дел мастером», гофмалером, даровавшего ему мастерскую «у Синего мосту». Еще когда Никитин только выехал в Италию и путь его лежал через Берлин, Петр писал Екатерине I, чтобы она повелела Никитину написать портрет прусского короля, «...дабы знали, что есть и из нашего народу добрые мастеры», - он гордился художником.
Много раз Никитин писал Петра. Из записей в камер-фурьерском журнале (сборник кратких записей, которые велись ежедневно при русском царском и императорском дворах придворными - камер-фурьерами (с 1726 г.). Начало журналам было положено Петром I в 1695 г.) известно, что он писал императора «на Котлине острову» в 1721 г. Совсем недавно в научный оборот введены обнаруженные во Флоренции два парных парадных изображения Петра и Екатерины, написанные художником в Италии, вернее всего, в Венеции, в 1717 г., и свидетельствующие о прекрасном знакомстве Никитина с общеевропейской схемой репрезентативного барочного портрета (Петр представлен в доспехе и с орденом Андрея Первозванного, Екатерина - в парчовом, украшенном драгоценностями платье и с орденом св. Екатерины. Красные, подбитые горностаем, мантии усиливают парадность изображения).
Настроением
глубокой, самой искренней личной
скорби, печали и величавой торжественности
наполнено изображение Петра
на смертном одре (1725, ГРМ). Портрет написан
как будто бы за один сеанс, как
этюд, a la prima, на красном грунте, просвечивающем
сквозь жидкие легкие виртуозные мазки.
Смерть императора положила начало последнему
трагическому этапу жизни Никитина. Он
переезжает в Москву, и здесь в 1732 г. его
вместе с братьями арестовывают по обвинению
в хранении писем, чернящих вице-президента
Святейшего Синода, ученого иерарха церкви
Феофана Прокоповича. Приговор был суров:
Ивана Никитина содержали в Петропавловской
крепости в одиночной камере пять лет,
затем били кнутом и в 1737 г. «в железах»
прогнали этапом на вечную каторгу в Тобольск,
где он пробыл до 1742 г. Здесь пришло к нему
помилование, но до Москвы он не доехал,
вероятнее всего умер в дороге. Его брат
Роман, учившийся вместе с ним в Италии
и разделивший ту же трагическую судьбу,
продолжал после ссылки работать в Москве.
Как портретист Роман Никитин был неизмеримо
более архаичным художником. О его творчестве
мы можем судить только по портрету Марии
Строгановой (ок. 1722, ГРМ), а также приписываемому
ему более раннему портрету ее мужа Григория
Строганова (1715, Одесская картинная галерея).
1.3.2 Андрей Матвеев
Художником,
обогатившим отечественное
По
возвращении на родину, в Петербург,
Матвеев сразу включается в работу
по оформлению главного собора города
– Петропавловского, для которого
исполняет не только самостоятельные
картины, но и выступает как инвентор,
т. е. делает модели живописных композиций,
а кроме того, «свидетельствует» вместе
с «персонных дел мастером» И. Никитиным
и архитекторами Трезини и Земцовым работы
других художников. С 1730 г. и вплоть до
самой смерти Андрей Матвеев – первый
из русских мастеров глава «живописной
команды» Канцелярии от строений, руководит
всеми монументально-декоративными работами,
которые ведутся в Петербурге и его окрестностях.
Русская
живопись в лице Никитина и Матвеева
демонстрирует замечательное
Таким образом, Иван Никитин и Андрей Матвеев были первыми живописцами, прошедшими европейскую профессиональную школу. Обмирщение, которого добивался Петр во всех сферах русской жизни, произошло в искусстве первой четверти XVIII века в значительной степени благодаря усилиям этих мастеров.
Творчество
И.Никитина и А.Матвеева – пример освоения
европейской культуры, овладения приемами
европейского мастерства, но освоения
на русской почве, при сохранении только
ей присущего национального духа, будь
то строгость никитинских образов или
задушевность, искренность и тонкая чувствительность
матвеевских.