Установление крепостного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 00:54, доклад

Описание работы

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Работа содержит 1 файл

Вопрос 10.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

Внеэкономическая  зависимость в чистом виде проявилась в институте холопства, которое значительно менялось со времён Русской Правды. В частности, были ограничены источники холопства (например, было запрещено холопить детей бояр), участились случаи отпуска холопов на волю. Было разделение на два основных вида холопства: кабальное и полное. Кабальный холоп выгодно отличался от полного тем, что не мог быть передан по наследству и его дети не становились холопами. В остальном же они обладали одинаковыми правами. Развитие и всё большее укрепление кабального холопства привело в конечном счёте к из уравниванию с крепостными крестьянами. Выделялась также особая категория больших, или докладных холопов, то есть привилегированных холопов, которые, хоть и сами были бесправны, но были в определённой степени приближены к своему хозяину (князю или боярину). В имениях своих господ они выполняли различного рода регулярные функции: административные, финансовые, судебные и полицейские. Эти функции часто приобретали наследственный характер. Оформление их холопьего статуса носило вполне формальный характер, требовалось составление грамоты, участие свидетелей, и т. д. Вся процедура называлась «докладом». Значительная часть «больших» холопов переходила в разряд свободных людей, а в конце XVI века, в период опричнины, некоторые из них садились на прежние земли бояр, получив наименование «новых худородных господ».

Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошел несколько этапов.

Первый этап - конец ХV - конец ХVI в.

Судебник 1497года

Первым значительным юридическим шагом в закрепощении крестьян был Судебник 1497 года. Статьей 57 Судебника разрешался переход крестьян только в течение недели до и недели после осеннего Юрьева дня при условии уплаты пожилого. Эта плата была увеличена Судебником 1550 года.

Необходимо также  отметить своеобразие менталитета  русских крестьян - они были довольно консервативны. Таким образом, Судебник 1497 года, фиксируя время перехода неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября) не вводил никаких новшеств. Относительной новизной было лишь уплата пожилого для всех разрядов крестьян - раньше подобная пошлина взималась только лишь с некоторых групп с повышенной личной зависимостью. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив право крестьян после выплаты «пожилого» на возможность «выхода» в Юрьев день осенний (неделя до 26 ноября и неделя после). В другое время крестьяне и не переходили на другие земли - мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой - об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны.

Юрьев день был  отменен в конце XVIв, причем сначала  временно ("заповедные лета"). Некоторые историки считают, что это было сделано указом царя Федора Иоанновича в 1592, хотя сам царский указ не сохранился. Его существование предполагается некоторыми исследователями, т.к. в 1597 (и это известно уже достоверно) был установлен срок сыска беглых крестьян в 5 лет («урочные лета»).

Судебник 1550года

Судебник 1550 года являлся еще одним шагом в  лишении крестьян свободы. В нём  подтверждалось положение о Юрьевом  дне, но при этом увеличивалась сумма  пожилого, уплачиваемого крестьянами  на 2 алтына. В целом этот Судебник не сыграл значительной роли в закрепощении крестьян, но он поддержал наметившуюся тенденцию. В 1550 году холопам--родителям было запрещено холопить своих детей, рожденных на свободе. С 1589 года ставится под сомнение холопство свободной женщины, вышедшей замуж за холопа. Судебники XV-XVI веков в качестве источников холопства уже не упоминали наказание за бегство закупа, разбойное убийство, поджог и конокрадство (как это было в Русской Правде). Вместе с тем усложнялась процедура выпуска холопов на волю - выдача грамот осуществлялась в ограниченном числе городов, требовалась усложнённая форма выдачи документа (судом с боярским докладом).

С конца XV века кабальное  холопство вытеснило холопство  полное. Одновременно расширились юридические  права этой категории крестьян: они получили право на участие в гражданско-правовых сделках и свидетельство в суде. Кабальное холопство превратилось вместе с тем в форму зависимости, которая с XVI века стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом заём имущества становился договором личного найма. Судебник 1550 года отграничил договор займа от договора личного найма. Одновременно он защищал «детей боярских и служилых» от вступления в кабальное холопство. В 1558 и 1642 годах были приняты акты, согласно которым негодные к службе дети дворян могли принимать на себя служилую кабалу, тогда как все остальные были обязаны возвращаться из кабалы в государственную службу.

В 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел «заповедные годы», запрещающие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной. Проблема заповедных лет была досконально исследована в трудах многих историков. Историк С.Б. Веселовский высказал предположение о том, что при Иване Грозном заповедные годы действовали на определённой, ограниченной территории.

Одним из основных источников, на котором базируется традиционная хронология заповедных лет, - приходно-расходные книги Иосифо-Волоколамского монастыря. В них зафиксировано множество крестьянских переходов в период с мая 1573 по сентябрь 1581 года. Максимальное число переходов приходится на период с 1579 по 1580 год. Но с осени 1581 года ведения о крестьянских переходах полностью исчезли со страниц монастырских книг. Этот факт Б.Д. Греков рассматривает как доказательство отмены Юрьева дня в начале 1580-х годов. Однако обширная документация монастыря тех лет не знает термина «заповедные годы». На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. “урочные годы” (срок сыска беглых крестьян, определенный в пять лет). По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев и дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала ХVII в.

В девяностых годах XVI века заповедные годы стали превращаться из временной меры в меру постоянную. После 1592 года понятие «заповедные годы» окончательно исчезло. Объяснить это можно, по-видимому, тем, что нормы заповедных лет так и не стали формулой закона, иначе говоря, никакого специального указа о заповедных летах в виде мотивированного закона не существовало.

В целом проведённый  историками анализ не подтверждает гипотезу о законодательной отмене Юрьева дня в начале 80-х годов XVI века.

Интересно мнение В.О. Ключевского относительно отмены Юрьева дня. Во-первых, под крепостным правом Ключевский понимает право распоряжения личностью зависимого человека, и он считает холопское право древней Руси первичной формой крепостного права в России. По его мнению, первые крепостные это рабы. Следовательно, крепостное право возникло прежде, чем крестьяне стали крепостными, и выражалось именно в различных видах холопства .

По Ключевскому, у истории крепостного права  есть два этапа: холопское и крестьянское крепостное право, причем второе исторически  и юридически исходит из первого путем развития и формирования производных видов.

На втором этапе  закрепощения шла острая борьба между  различными группировками землевладельцев  и крестьянами по вопросу о  сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило «урочные годы», ввело бессрочный сыск и окончательно не закрепостило крестьян.

Уложение 1607 года, составленное в разгар Крестьянской войны, было призвано убедить всех в  незаконности возобновления крестьянских переходов во время правления  царя Бориса Годунова (голод 1601-1602 годов) и в необходимости полного запрета крестьянских переходов. Оно окончательно отменило Юрьев день и удлинило сроки сыска крестьян с 7 до 15 лет.

Для контроля за переходами крестьян с целью создания эффективной системы налогообложения  государство проводило переписи населения. Общая перепись, предпринятая после завершения разрушительной 25-летней Ливонской войны имела целью учесть всё тяглое платёжеспособное население, без чего невозможно было восстановить налоговую систему и привести в порядок расстроенные войной и разрухой государственные финансы. Однако из-за массового бегства крестьян с тяглых земель писцовые книги устаревали ещё до того, как Поместный приказ успевал их исправить и утвердить. Общие законодательные установления о прикреплении крестьян к тяглому не издавались, вероятно, потому, что соответствующие распоряжения рассматривались как временные. Однако отсутствие законодательства не мешало суду на практике удовлетворять дворянские иски о возвращении тяглых крестьян на старые наделы - сначала в единичных случаях, а затем и в массовом порядке.

Меры по ограничению  выходов тяглых крестьян носили характер временного регулирования вплоть до начала девяностых годов XVI века. Был  ряд случаев, когда крестьяне  уходили из-за своих землевладельцев, невзирая на режим заповедных лет. Одним из важнейших путей ухода крестьян с тягловых земель был уход на службу в казачьи войска. Государство ничего против этого не имело, но помещики пускали в ход любые средства, чтобы вернуть своих крестьян. Это особенно проявлялось в южных землях, расположенных в непосредственной географической близости к Украине, которая считалась и считается центром казачества. Служилые люди буквально заваливали Посольский приказ исками о возвращении беглецов.

Правительству пришлось идти на уступки: был издан специальный указ, согласно которому в казаки запрещалось брать крестьян, а разрешалось брать людей «не с пашни». Это окончательно лишило тяглецов права «выхода» в казаки даже при условии их замены. Несмотря на это крестьяне продолжали уходить. А помещики южных уездов решительно отказывались повиноваться правительственным распоряжениям насчёт крестьян. Они силой утверждали своё право на личность крестьянина и его имущество. Переписка посольского приказа не оставляла сомнения в том, что насилия над крестьянами совершались повсеместно и в массовом порядке. Крестьянские челобитные рисуют подлинную картину феодального разбоя землевладельцев. Помещики били и мучили крестьян, свозили к себе на двор, прятали крестьянских жен и детей, отбирали лошадей и коров, сошники и косы, хлеб, даже бедную крестьянскую утварь. Попытки крестьян найти поддержку в Посольском приказе оканчивались безуспешно. Показательно, что в своих распоряжениях и инструкциях Посольский приказ чётко разграничивал и противопоставлял понятия «вольные люди» и «крестьяне с пашни».

Помещики усвоили  все выгоды, вытекавшие для них  из временного прикрепления крестьян к тяглу, но они рассматривали  крестьянскую крепость не только и  не столько с точки зрения тягла  и интересов казны, сколько с точки зрения собственных интересов. Южные помещики поступали в отношении крестьян так, как если бы они были «крепки земле». Под напором дворянства Посольский приказ распорядился сыскать среди казаков и вернуть помещикам беглых крестьян. Подчинённые приказа выражали беспокойство, как бы из-за такого решения «вперёд смуты не было». И эти опасения имели веские основания, так как недовольство крестьян такой политикой усиливалось.

Важным поворотом  в деле закрепощения крестьян было введение пятилетнего срока сыска беглых. Чрезвычайные и временные меры стали превращаться в постоянно действующие установления. Это было сделано в уложении 1592 года царём Фёдором Иоанновичем. Этот документ не был найден,. И о нём известно лишь по некоторым ссылкам.

При Лжедмитрии I власти предприняли попытку систематизировать законы, изданные с начала 50-х годов XVI века до 1 февраля 1606 года. В этих целях был составлен Сводный Судебник 1606-07 годов, включавший подробные разделы о крестьянах. Трудно составить точное представление о тех политических разногласиях, которые возникали в Боярской думе в связи с подготовкой и изданием крепостнических законов.

При Василии  Шуйском руководители Поместного приказа  утверждали, будто царь Фёдор запретил крестьянам переходы « ...по наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр».

Пока Годунов  не стал полновластным правителем государства, меры в отношении крестьян носили половинчатый характер. Слабое, разрушаемое  внутренними противоречиями правительство  царя Фёдора поначалу не обладало ни решимостью, ни средствами для радикального и окончательного решения крестьянского вопроса. Оно не могло ни отменить одним указом нормы Судебника, ни восстановить Юрьев день в качестве регулятора крестьянских переходов. Только к середине девяностых годов Борис Годунов добился-таки более прочной политической стабилизации и под давлением дворянства приступил к окончательной ликвидации Юрьева дня.

Но различия в отношении феодальных землевладельцев  в Юрьеву дню нельзя преувеличивать. Противодействие старейших бояр Борису Годунову носило главным образом политический характер. В действительности не советы бояр, а позиция крестьянства, составлявшего в то время громадное большинство населения страны, тормозила утверждение крепостнических законов. Настроения и действия крестьянских масс оказывали самое непосредственное влияние на развитие крепостного права

Информация о работе Установление крепостного права