Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 20:51, реферат
Едва ли не главной заслугой декабристского движения в русской культуре, по мнению Ю.М.Лотмана, явилось создание “особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история”. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что в первую очередь они были людьми действия, реального поступка. На это повлиял, в частности, личный опыт декабристов, большинство из которых были боевыми офицерами, выросшими в эпоху европейских войн, ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твёрдость, упорство в достижении цели.
Работа на тему:
Творчество поэтов-декабристов
2004
Введение
Декабризм можно рассматривать
как явление политической истории
(антиправительственный мятеж
Едва ли не главной заслугой декабристского движения в русской культуре, по мнению Ю.М.Лотмана, явилось создание “особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история”. Яркой особенностью поведения декабристов было то, что в первую очередь они были людьми действия, реального поступка. На это повлиял, в частности, личный опыт декабристов, большинство из которых были боевыми офицерами, выросшими в эпоху европейских войн, ценивших смелость, энергию, предприимчивость, твёрдость, упорство в достижении цели. Готовность к поступку — самая заметная черта в облике декабристов.
Литературным центром
декабристов было руководимое Ф.Н.Глинкой
“Вольное общество любителей российской
словесности”, в сфере влияния
декабристских идей находилась “Зелёная
лампа”, свою литературную политику декабристы
(Н.Тургенев, М.Орлов, Н.Муравьёв) пытались
проводить в “Арзамасе”, а когда
эта попытка окончилась неудачей,
Н.И.Тургенев создаёт “Журнальное
общество”. Печатными органами, отражавшими
декабристские идеи, были “Труды Вольного
общества любителей российской словесности”
(или “Соревнователь просвещения
и благотворения”, 1818-1825), альманах
А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева “
Среди декабристов-литераторов, конечно, были разногласия, но вместе с тем было и принципиальное сходство, позволяющее говорить о системе декабристских эстетических идей.
Творчество поэтов-декабристов
Николай I, признавая талант и влияние Пушкина на читателей, замыслил обезоружить его. Он решил превратить Михайловского изгнанника в придворного поэта. Пушкин срочно вызывается в Москву, где происходила коронация. 8 сентября 1826 года поэт прибыл туда и в тот же день «самым любезным образом» был принят Николаем I. Царь сказал ему: «Ты меня ненавидишь за то, что я раздавил ту партию, к которой ты принадлежал, но верь мне, я также люблю Россию, я не враг русскому народу, я ему желаю свободы, но ему нужно сперва укрепиться». На вопрос самодержца: «Что сделали бы вы, если бы 14 декабря были в Петербурге?» - поэт не колеблясь, ответил: «Стал бы в ряды мятежников».
Поражение декабристов на Сенатской площади отозвалось и на судьбе Пушкина. В процессе следствия над декабристами обнаружилось огромное влияние его вольнолюбивой поэзии на молодежь. 12 апреля 1826 года Жуковский уведомлял поэта, находившегося в ссылке в Михайловском: «Ты ни в чем не замешан - это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои... не просись в Петербург. Еще не время».
Пушкин оставался верным вольномыслию. Поражение декабристов укрепило его разочарование в их методе борьбы за свободу, но не подорвало преданности самой свободе. Пушкин оценивал свою революционную поэзию как важный вклад в дело освободительной борьбы русского народа.
Он признается в верности свободомыслию: «Я гимны прежние пою». Поэт открыто и смело сочувствует рыцарям 14 декабря и после их поражения. Его послание, направленное в 1827 году в «каторжные норы» Сибири, исполнено веры в торжество свободы:
Понимание сущности и назначения поэта Пушкин связывал с идеями свободы. 13 июля 1826 года казнили руководителей декабристского восстания, а 24 июля он замыслил стихотворную декларацию «Пророк».
В этом стихотворении Пушкин «в образной, аллегорической форме рассказал, как после мучительного кризиса новое устремление, новая задача его поэзии, мобилизация новых скрытых в нем поэтических сил спасла его и воскресила его душу». В стихотворении «Пророк» Пушкин обращается к образам библейской мифологии: вместо поэта - пророк, вместо музы - посланник бога, шестикрылый серафим. В торжественном стиле библейского сказания выдержано все стихотворение «Пророк»
«Жало мудрыя змеи» - этот образ понадобился Пушкину для того, чтобы показать каким тонким, необычайно гибким, умным должен быть язык поэта, желающего превратить в человеческое слово те тончайшие оттенки жизненных явлений, которые он наблюдает, подмечает, те глубокие, мудрые обобщения, которые он создает на основе этих наблюдений».
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Без громадной интенсивности чувств, «жара сердца» невозможна подлинная поэзия. Поэту-реалисту это особенно необходимо. Только очень высокий накал чувства может переплавить обыденную, «прозаическую жизнь» в чистое поэтическое золото...
Преображение пророка совершено. Теперь он все видит, все слышит, его язык стал мудрым и утонченным, вместо трепетного сердца в груди его уголь, пылающий огнем. Кажется, что сейчас и начнется выполнение его новой миссии.
«Пушкин знал, что одной
острой наблюдательности и
Как труп в пустыне я лежал.
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей»
«Поэт, провозглашает Пушкин, - избранник, учитель и провидец, призванный на гражданское служение. Его задача - просветительская, вещим, мудрым словом зажигать сердца людей, поднимать их на борьбу за правду и свободу».
В конце 20-х - начале 30-х годов определился разлад Пушкина с литературной критикой. Многие из современников продолжали смотреть на Пушкина как на романтического поэта. Простота пушкинского стиля казалась им падением таланта поэта. Гений Пушкина перерос его время. Пушкин был раздражен несправедливостью большинства своих критиков, не понимавших задач развития русской литературы, и не желал идти навстречу требованиям света, видевшего в литературе средство для нравоучений в духе верноподданнической морали.
Поэт отвергает предлагаемую им задачу - разоблачать людские пороки, быть воспитателем людей, указывать им правильный путь.
В «Пророке» поэт «жжет сердца», в стихотворении «Поэт и толпа» - волнует и мучит. В обоих произведениях речь идет об одной и той же задаче поэзии. «Новая задача Пушкина (с 1825 г.) в том, чтобы с максимальной глубиной и тонкостью проникать в действительность и со всей точностью рассказывать о ней такой, какая она есть, не прикрашивая, не приспосабливая ее образы... к той или иной своей концепции - пессимистической или оптимистической... он должен был рассказывать правду такую, какую он видел. Не для того, чтобы кого-то разоблачить..., не для того, чтобы научить кого-то правильной жизни... Он чувствовал... свое великое призвание в том, что он несравненно глубже других видит подлинную действительность в ее особенностях, что он умеет подмечать в ней новое, еще не замеченное, что он умеет безошибочно выбрать в хаосе жизненных впечатлений объективно существенное, выражающее главную, самую важную черту данного явления, - и создать на основе этих наблюдений важные обобщения».
В стихотворениях «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин защищал свободное искусство, подчиненное не дидактическим задачам, навязываемым поэту извне, со стороны, царской властью, а высоким целям, осознаваемым самим поэтом. Пушкин не оставил ни одного стихотворения, практически воплощающего теорию «чистого искусства», и все его творчество служит непререкаемым свидетельством и защитой высокой гражданственности искусства.
Теме поэзии посвящено
стихотворение «Разговор
Книгопродавец тщетно уговаривает
поэта писать ради славы - поэт ею гнушается,
ради успеха у женщин - поэт их призирает,
ради любви - поэт знает только неразделенную
любовь... Если не считать недостижимого
идеала любви, у поэта остается незыблемым
только один романтический идеал - свобода.
Высокую оценку своей роли как поэта освободительного движения Пушкин сохранил до самой смерти.
Пушкин убежден в том, что его
поэзия, всегда внутренне независимая,
руководствовавшаяся самыми высшими
требованиями своего назначения, пробуждавшая
добрые, гуманные, истинно человеческие
чувства и славящая свободу найдет
отзыв в сердцах благородных
почитателей и к ней «не
зарастет народная тропа».
Здесь прямо говорится о неразрывной связи поэта с широким читателем, о свободном, «непокорном» характере его творчества, о том, что историческая слава Пушкина гораздо выше («вознесся выше он») славы его тезки - императора Александра I.
В поэзии Пушкина и Рылеева
отразились лучшие, благороднейшие черты
истинного поэта-гражданина: его
свободолюбие, гуманность, его уважение
к культуре и просвещению, его
неутомимое стремление к социальной
правде. Рылеев и Пушкин являются величайшими
провозвестниками идеала свободного,
гармоничного человека, идеала, который
впервые в истории
Поэзия Рылеева и Пушкина
Гражданская поэзия Пушкина
оказала значительное влияние на
русских поэтов и общественных деятелей.
Продолжая традиции Рылеева, поэты-декабристы
способствовали развитию русской гражданской
поэзии. В своих стихах они с
большей поэтической силой
При очевидной общности декабристской поэзии каждый поэт шёл своим путём и сказал своё слово.
Владимир Федосеевич Раевский (1795-1872) представляет своим творчеством раннюю декабристскую поэзию. При жизни Раевский-поэт не был известен, не публиковал свои произведения. Стихи его сохранились благодаря тому, что были найдены при аресте и приобщены к следственному делу как улика (поэтическое слово декабристов действительно равно реальному поступку и даже может стать уликой, причиной уголовного преследования). Излюбленный жанр Раевского — дружеское послание, развитое им в гражданскую проповедь; стихи его отличаются лаконичностью, подчёркнутой сдержанностью, “неукрашенностью”, суровостью. И в стихах и в жизни Раевский был, по определению Пушкина, спартанцем.
Поэзия Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1799-1846) отличалась тяжеловесным, шероховатым, несколько архаичным языком — результат стремления придать национальной поэзии весомое, значительное содержание. По мнению В.К.Кюхельбекера поэзия не обязательно должна быть сладкозвучной, гладкой, текучей и плавной, но должна быть такой, где всё “парит, гремит, блещет, порабощает слух и душу читателя” (“О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие”). Основной темой, которой Кюхельбекер “порабощал” читателей, была тема поэта и поэзии.
Предназначение поэта, по Кюхельбекеру,
не просто услаждать читателя, а
напоминать ему об “отчизне” и
направлять жизненный путь народа.
Поэт обладает способностью убеждать
людей и это делает его влиятельной
общественной силой, вот почему появляется
образ поэта-гражданина. Героическое
и прекрасное сливаются в одно
целое, понятие поэтического включает
в себя и высокие идеалы политической
борьбы, реальные поступки. Понимание
поэта как пророка окрашивает
некоторые стихи Кюхельбекера восточным
— ветхозаветным — колоритом
(“Пророчество”, 1823; “К богу”, 1824; “Жребий
поэта”, 1823-1824), понимание необходимости
для поэта участвовать в самых
сложных коллизиях народной жизни
приводит в поэзию Кюхельбекера образы
поэтов с трагической судьбой
— Дж.Мильтона, Т.Тассо, В.А.Озерова,
а затем А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига, А.С.Пушкина,
Н.И.Гнедича, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова,
А.И.Одоевского.
Александр Иванович Одоевский (1802-1839) осознал себя поэтом после декабрьского восстания и главный смысл своего поэтического дела видел в том, чтобы поддерживать мужество своих товарищей. Неслучайно поэтому стихи Одоевского рождались как импровизация, которую он читал, но не записывал (тексты поэзии Одоевского сохранились благодаря записям его друзей).
Лирику А.И.Одоевского невозможно разделить на гражданскую и интимную — гражданская тема является глубоко прочувствованным психологическим переживанием.