Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:58, реферат
Собирательство различного рода коллекций, в том числе и картин, было весьма распространенным в среде купечества, а в плане создания картинных галерей, Третьяков был далеко не пионером. Самую первую художественную галерею основал коллекционер Свиньин, в его галерее, называвшаяся «Русским музеем», существовала с 1819 по 1839 г.г., а впоследствии была продана на аукционе. Также, в 1840- 1860 году коллекционер Прянишников из Санкт-Петербурга и коллекционеры Кокорев и Солдатенков имели большие коллекции картин. Но их собрания преследовали цель собирательства как такового, в то время как собирательская деятельность
Введение………………………………………………………...... 3
Глава 1. Биография Павла Михайловича Третьякова……….…6
Глава 2. Государственная Третьяковская галерея…………….10
Заключение……………………..……………………………..…19
Список используемой литературы…………………………..…20
Реферат
На
тему: «Третьяков
Павел Михайлович»
Выполнила:
Проверила:
Владивосток
2009 г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………….
Глава 1. Биография Павла Михайловича Третьякова……….…6
Глава 2. Государственная Третьяковская галерея…………….10
Заключение……………………..…………………………
Список используемой
литературы…………………………..…20
Введение.
Собирательство различного рода коллекций, в том числе и картин, было весьма распространенным в среде купечества, а в плане создания картинных галерей, Третьяков был далеко не пионером. Самую первую художественную галерею основал коллекционер Свиньин, в его галерее, называвшаяся «Русским музеем», существовала с 1819 по 1839 г.г., а впоследствии была продана на аукционе. Также, в 1840- 1860 году коллекционер Прянишников из Санкт-Петербурга и коллекционеры Кокорев и Солдатенков имели большие коллекции картин. Но их собрания преследовали цель собирательства как такового, в то время как собирательская деятельность
П.М. Третьякова не имела решительно ничего общего с такого рода мотивами купеческого коллекционирования, она велась иными методами и имела иную высокую цель.
В характере П.М. Третьякова – основателя галереи, сохранились некоторые черты, напоминающие о купеческих традициях семьи и личного опыта, но к счастью для великого дела – создания галереи, это были черты совершенного бескорыстия, руководства интересами России и русской культуры, обращенные на пользу большого культурного начинания. Третьяков привык уважать крепость данного раз слова, и делал это для того, чтобы вести дела с художниками честно, и открыто, внушая им веру в солидность и прочность предпринятого им дела – создания галереи русской живописи.
Третьяков относился к начатому делу бережно, по-хозяйски. Предприняв дело гигантского, не виданного для сил одного человека размаха и затратив на это миллионное состояние. Третьяков никогда не переплачивал за картины больше того, что считал нужным, и берег деньги не ради них самих, а лишь для того, чтобы иметь средства приобрести для галереи лучшие произведения русской живописи, и в случае необходимости, платить авторам вперед, поддерживая их, давая возможность спокойной творческой работы над картинами.
Павел Михайлович Третьяков стал одним из самых передовых людей России с демократическими и патриотическими взглядами, с глубоким знанием и пониманием искусства, с тонким художественным чутьем, развитым до высшей степени.
Третьяков часто выступал не только как собиратель уже написанных картин и не только как приобретатель готовой художественной продукции, но и как организатор, являвшийся в определенной мере соучастником замысла художников.
Если
бы не настойчивость Третьякова и
не его высокое чувство
Цель, осуществляемая Третьяковым – создание национальной художественной галереи русской живописи – была шире и грандиознее, чем собирание картин одной школы или одного направления.
При такой цели собирательства, Третьякову было ясно, какую большую ответственность он берет на себя перед историей русской культуры, приобретая для галереи одни произведения и не приобретая другие, что этим самым он одни произведения приобщает к лучшему, что создано русским искусством, а другие оставляет без внимания. Третьяков чувствовал колоссальную ответственность перед народом за каждое свое приобретение с точки зрения соблюдения чистоты принципа, имеющего в виду, что собирая галерею, он становится как бы историком русской живописи, и притом историком, который не только описывает ход событий, но и сам является активным участников истории. Он взял на свои плечи эту тяжесть моральной ответственности, как взял и тяжесть материальную – собрание национальной художественной галереи средствами одного человека.
Огромная историческая заслуга Третьякова – это его непоколебимая вера в торжество русской национальной школы живописи – вера, возникшая в конце 50-х годов прошлого столетия и пронесенная им через всю жизнь, через трудности и испытания. Можно с уверенностью сказать, что в наступившем в конце XIX века триумфе русской живописи личная заслуга П.М. Третьякова исключительная велика и неоценима.
В
1893 году Третьяков отказался от дворянства,
которое ему хотел даровать царь,
после передачи галереи Москве. Единственное
звание, принятое им с гордостью
– Почетный гражданин города Москвы.
Глава
1. Биография Павла Михайловича
Третьякова
Павел Михайлович Третьяков (1832 - 1898) основатель знаменитой сокровищницы русской живописи в Москве - Третьяковской галереи. Происходил из купеческой среды. Первые упоминания о Третьяковых относятся к 18 веку. В 1774 году Елисей Мартынович Третьяков, купец третьей гильдии, переселился из Малого Ярославца в Москву. Наследники Третьякова продолжали торговое и промышленное дело. Им принадлежала в Костроме льноткацкая и льнопрядильная фабрика.
С четырнадцати лет Павел вместе с братом Сергеем Михайловичем приобщался к семейному делу в лавках. В старых торговых рядах между Варваркой и Ильинкой: торговали Третьяковы льняным полотном. В дальнейшем успешное ведение дел позволило Третьяковым тратить немалые средства на благотворительные цели, а также собирание художественных коллекций.
Обращение к записным книжкам Павла Михайловича позволяет установить, что начало формирования коллекции, относится к 1850-м годам. Тогда же определяется сфера интересов Третьякова - коллекционера - русская художественная школа. Вскоре в собрании заняли полотна В. И. Якоби, А. Н. Саврасова, М. Н. Клодта, В. Г. Перова.
Известно, что никакого специального художественного образования Павел Михайлович не имел. Тем не менее, раньше других он распознавал талантливых художников. Более того, у того или иного мастера он, как правило, приобретал наиболее значительные работы.
Вот как характеризовал собирателя Стасов: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все - таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и всего более, глубокой любви к делу.
Павел Михайлович достаточно рано осознал общественную значимость своей личной галереи. " Я желал бы оставить национальную галерею, отмечал он в датированном 1860 годом "Завещательном письме". - Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного хранилища изящных искусств, приносящих многим пользу, всем удовольствие ". Названное письмо являет собой как бы программу создания национальной галереи русского искусства.
В деятельности Третьякова - коллекционера прослеживается внимание, прежде всего к творчеству современных ему художников реалистического направления - передвижников, представителей демократического крыла отечественной школы. Наиболее полно и лучшими работами оказались представлены в его собрании В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков. Попутно шло пополнение галереи произведениями художников ХVIII - первой половины ХIХ столетья.
Об особенностях собирательства Павла Михайловича свидетельствует и тот факт, что многие работы для галереи были выполнены по его собственному заказу. И ни тогда, ни сегодня эти работы не смогли разочаровать самых требовательных ценителей отечественного искусства ни своей проблематикой, ни художественными достоинствами.
Близко общаясь со многими художниками, известными композиторами, артистами, учеными, писателями Третьяков задумал создать портретную галерею своих великих соотечественников, современников, сохранить их живые образы для будущих поколений. Отныне Павел Михайлович начал разыскивать и заказывать портреты по составленному списку. Он выкупал у наследников уже имеющиеся портреты именитых людей, а также заказал ряд портретов В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину, Н. Н. Ге и другим мастерам портретной живописи.
Первоначально собрание размещалось в небольшом двухэтажном доме Третьяковых в Лаврушинском переулке. Быстрое пополнение коллекции побудило владельца задуматься о сооружении специального музейного здания. В 1872 - 1874 годах к дому была добавлена первая пристройка, а в дальнейшем, по мере увеличения коллекции, Павел Михайлович трижды расширял свою галерею. Так, в старом замоскворецком переулке выросло одно из первых в России специализированных зданий для размещения художественного собрания.
Давно мечтавший о превращении личной коллекции в общенациональное достояние, Третьяков в августе 1892 года подал в Московскую городскую Думу предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. При передаче галереи городу в 1892 году коллекция, включавшая 1276 картин, 471 рисунок и 9 скульптур русских мастеров, была оценена в 1, 5 миллиона рублей. Общий размер пожертвования, включая недвижимость, капитал, завещанный для галереи братом Павла - Сергеем, а также собранные им 84 картины европейских мастеров, достигал 2 миллиона рублей.
15
августа 1893 года состоялось официальное
открытие музея. Новый очаг
культурной жизни получил
В том же 1893 году Павел Михайлович отказался от дворянства, которое хотел даровать царь после передачи галереи Москве. "Я купцом родился, купцом и умру", - ответил Третьяков явившемуся его обрадовать чиновнику. Единственное звание, принятое им с гордостью, - Почетный гражданин города Москвы.
Кроме занятия собирательством Третьяков участвовал и благотворительный деятельности. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания. Принимал участие во всех пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и Русско-турецкой (1877 - 1878 гг.) войн. Стипендии П. М. Третьякова были установлены в коммерческих училищах - Московском и Александровском. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверяли ему свои сбережения. Павел Михайлович многократно ссужал деньги своему доброму советнику и консультанту И. Н. Крамскому, помогал бескорыстно В. Г. Худякову, К. А. Трутовскому, М. К. Клодту и многим другим.
Братьями – Павлом и Сергеем Михайловичем было основано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Попечительство над училищем, начавшееся в 60-е годы, продолжалось в течение всей жизни Павла Михайловича (Сергей Михайлович умер раньше, в 1892 году) и после его смерти.
В конце ноября 1898 года Павел Михайлович слег, началось обострение язвы желудка. Он отказался от консилиума врачей. Скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладом. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: "Берегите галерею..." и тотчас умер. Эти слова были последними.
Похоронили его на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье кладбище.
В.
В. Стасов, в некрологе на смерть
П. М. Третьякова, писал: "Третьяков
умер знаменитым не только на всю Россию,
но и на всю Европу. Приедет ли
в Москву человек из Архангельска
или из Астрахани, из Крыма, с Кавказа или
с Амура - он тут же назначает себе день
и час, когда ему надо, непременно надо,
идти на Замоскворечье, в Лаврушинский
переулок, и посмотреть с восторгом, умилением
и благодарностью весь тот ряд сокровищ,
которые были накоплены этим удивительным
человеком в течение всей его жизни".