Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:20, контрольная работа
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе практике, институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказание (син).
Кража. При совершении кражи и при совершении ограбления различались попытки совершить преступление и оконченное преступление. За попытку виновному полагалось 50 ударов тонких палок. При оконченном преступлении мера наказания зависела от стоимости похищенного: от 60 ударов толстых палок до ссылки с дополнительными каторжными работами. Помимо уголовного наказания вор выплачивал компенсацию за причинение ущерба в двойном размере. Если украденное было в наличии, оно возвращалось потерпевшему.
Особые меры наказания предусматривались за кражу оружия и предметов культа: от 90 палок до смертной казни.
За кражу скульптур или изображений Будды наказание от трех лет каторжных работ до ссылки с дополнительными каторжными работами.
За вскрытие могилы, открытие саркофага и похищение вещей из захоронения — смертная казнь. Похищение трупа, еще не положенного в гроб и не погребенного, двумя с половиной годами каторжных работ.
Вором-рецидивистом считался тот, кто "неоднократно нарушал ясные законы и не имеет намерения раскаяться". Троекратное осуждение за кражу или ограбление влекло за собой в дальнейшем меры наказания более суровые, чем обычные. Так, вор, трижды осуждавшийся на ссылку, при совершении кражи в четвертый раз приговаривался к смертной казни.
Средневековое китайское право знало и такие преступления, как вымогательство, мошенничество, причинение ущерба. Так, за поджог казенных или частных строений, независимо от их величины, или умышленное уничтожение огнем чужого имущества, независимо от его его размера, самым минимальным наказанием было три года каторжных работ. Преднамеренное разрушение дамбы или перемычки каралось тремя годами каторги.
Должностные преступления. Средневековое китайское право подробно рассматривает случаи ответственности за взяточничество.
Половые преступления. К этому составу преступления относились: прелюбодеяние, совращение и изнасилование.
За прелюбодеяние и мужчина, и женщина наказывались полутора годами каторжных работ.
Кровосмесительными считались связи деда с внучкой, племянницы с дядей и, разумеется, более близких родственников (родных братьев и сестер, отца с дочерью и т. п.); за это — смертная казнь. Совращение одним лично-свободным другого лично-свободного, с которым он не состоял в родстве, на практике по мере наказания не отличались от прелюбодеяния.
Если раб совращал лично-свободную женщину, он наказывался двумя с половиной годами каторжных работ, а если у женщины был муж — подлежал смертной казни. По общему правилу, изнасилование всегда предполагало увеличение меры наказания по сравнению с наказанием за прелюбодеяние и совращение. Если при изнасиловании были причинены травмы и ранения, то мера наказания усиливалась вплоть до смертной казни. Так, за изнасилование родственницы и лично-несвободной хозяйки с причинением травм, виновный карался смертной казнью. Если объектом насилия оказывалась женщина, имеющая мужа, то раб подлежал удавлению.
При династии Юань, за незаконную
половую связь с женой
Средневековое китайское право не предусматривало наказаний за половые извращения (за гомосексуализм, лесбийскую любовь, скотоложество).
В средневековом Китае большое внимание уделялось военному праву, в том числе и воинским преступлениям.
Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности основывалась на концепции "десяти зол":
• первой, второй и третьей
формами зла считались
• четвертой - преступления против близких родственников, убийство или избиение деда, бабки, родителей, умысел убить их, убийство старших братьев, сестер, близких кровных родственников мужа;
• пятой - поведение, противоречащее естественному порядку вещей, и преступления, совершенные с особой жестокостью. Сюда были отнесены убийства в одной семье трех человек, совершение преступления с особой злостностью, все виды колдовских магических действий, приготовление, хранение и передача другому лицу ядов и пр.;
• шестой - преступления; связанные с нарушением особо значимых запретов, к числу которых были отнесены кража предметов культа; кража вещей, используемых императором; оплошности, допущенные при приготовлении ему пищи, лекарства; злословие в адрес императора;
• седьмая, восьмая, девятая
и десятая формы зла были связаны
с защитой нравственного