Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:20, контрольная работа
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе практике, институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказание (син).
Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы над отраслевой характер. Они пронизывали сферу и брачно-семейных, и гражданских отношений и пр.
Это обстоятельство и определяет необходимость изначального рассмотрения, вопреки установившейся в учебной литературе практике, институтов и норм уголовного права, являющихся самостоятельной, особо значимой частью не только правовой системы Китая, но и всей традиционной конфуцианской культуры. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявлялся многовековый спор между конфуцианством и легизмом: что является лучшим средством управления — моральная норма (ли) или наказание (син).
Средневековое право Китая, его династий-ные кодексы создавались в условиях сложившихся в древности стереотипов массового правосознания китайцев, воспринявших идеологию ортодоксального конфуцианства с его синтезом конфуцианства и легизма.
Один из этих стереотипов исходил из веры китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). В танском кодексе, закрепившем законченную нормативную основу традиционного права, прямые ссылки на моральные нормы ли, на конфуцианские произведения встречаются более чем в 60 случаях. Вместе с тем кодекс исходит из легистских требований о коллективной ответственности, о поощрении доносов и пр. Правда, при этом под прямым воздействием высказывания Конфуция, осуждавшего донос на родителей и родственников как нарушение священного принципа "сяо", в кодексе предусматривалось наказание смертной казнью за донос на прямых родственников в первом и втором поколениях.
С действием этого стереотипа связана и другая черта массового сознания, восходящая к легизму. Главная цель закона — не регулирование сферы свободы личности, а репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим, воле правителя. Более того, с правом в массовом сознании стало ассоциироваться лишь уголовное право, которое и получило наибольшее развитие в китайской правовой культуре. Доминирующие нормы китайского уголовного права применялись не, только в случае совершения преступления, но и при простом нарушении морали. Примером торжества традиционного правосознания может служить одно из показательных положений танского кодекса, предусматривающее наказание в виде битья палками за абстрактное нарушение моральной нормы, "за то, что не следует делать".
При династии Северный Вэй (V в.) традиционная система наказаний включала в себя обезглавливание, удавление, каторжные работы со ссылкой, каторжные работы без ссылки, тогда же в качестве наказания стало применяться битье палками. В период Суй (VI в.) толстые палки были дополнены тонкими. Танский кодекс более чем на тысячелетие упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов), толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней в зависимости от отдаленности местности: от 2 до 3 тыс. ли') и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). В 623 году была введена ссылка с дополнительными каторжными работами, которой могла быть заменена смертная казнь. В Х—XI вв. смертная казнь была дополнена расчленением трупа преступника.
Китайское право, таким образом, не знало пожизненной каторги, но каторга на определенный срок превращала фактически свободного человека в раба. Чиновники в связи с этим не наказывались каторжными работами. Осужденные оставались на месте ссылки пожизненно, только при династии Тан они могли возвращаться домой по амнистии. Не ссылались казенные рабы, вместо ссылки их били палками.
Жесткая правовая градация людей, непосредственно воздействующая на оценку тяжести любого аморального поведения в зависимости от пола, возраста, места в иерархии родственных отношений и в социальной иерархии, затушевывала социально-классовые различия в традиционном праве, формировала устойчивые представления об уголовном праве как о защитнике общенациональных интересов, требующем неукоснительного соблюдения.
Понятие преступления в средневековом Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. Правонарушитель рассматривался как "низкий человек", его "низость" определялась тем, что он выступал носителем этой пагубной, преступной воли, которая в зависимости от характера преступления могла разрушить или весь мир, или порядок, гармонию в той социальной группе, к которой преступник принадлежал.
Из признания примата моральных норм вытекало, что мера виновности и суровость наказания должны были соответствовать не столько характеру самого поступка, сколько характеру духовного состояния преступника, не столько тяжести преступного действия, сколько интенсивности преступной воли.
Субъектом преступления мог быть только человек. Объектом преступления могли быть как или человек, или вещь.
Говоря о субъективной стороне, необходимо отметить, что китайское право различало преднамеренные преступления ("гу и") и преступления, совершенные по ошибке ("ши"), без умысла; по небрежности, неосторожности ("гоши"). При этом в Китае было распространено объективное вменение и принцип коллективной ответственности.
Старое китайское право особо выделяло те преступные деяния, которые охватывались понятием десяти зол ("ши э"): 1. Заговор о мятеже против государя; 2. Великое непокорство, бунт; 3. Заговор, измена; 4. Неподчинение, непокорство; 5. Несправедливость, порочность преступления, противоречащего естественному порядку вещей; 6. Выражение великого неподчинения; 7. Выражение сыновей непочтительности, непочтения к родителям; 8. Несогласие, разногласия; 9. Несправедливость, неправедность; 10. Кровосмесительные половые связи.
Применение наказаний в средневековом Китае приравнивалось к карательному походу против врага. Наказание имело своей целью устрашить потенциальных преступников. Китайские юристы считали, что наказание способно и перевоспитать. При применении наказания учитывались возраст и физическое состояние лица, совершившего преступление. Так, если лицо в возрасте 90 лет и старше и 7 лет и младше совершали преступление, наказуемое смертной казнью, они смертной казни не подлежали. Лица в возрасте 70 лет и старше, 15 лет и младше во всех случаях совершения ими преступлений, наказуемых ссылкой и менее строгими мерами наказания, имели право на откуп от наказания. Женщины в возрасте 60 лет и старше не наказывались ссылкой с дополнительными каторжными работами. Дочери, жена и наложницы преступника, осужденного за антигосударственное преступление в возрасте 15 лет и младше, 60 лет и старше, если они подлежали ссылке, имели право откупиться от наказания.
Что касается больных, физически неполноценных, то инвалиды I-й группы (тяжелобольные, лишенные двух конечностей, слепые на оба глаза) в случае совершения ими преступления, наказуемого смертной казнью, имели право на подачу прошения на величайшее имя о смягчении наказания. Инвалиды II-й группы (слабоумные, немые, лилипуты; лица, имеющие переломы позвоночника; лица, лишенные одной конечности) имели право на откуп от наказания во всех случаях, если их преступления могли быть наказаны ссылкой ими менее суровыми мерами наказания.
Как общее правило закон устанавливал: если преступление было совершено, когда данное лицо не считалось престарелым или инвалидов, а было раскрыто тогда, когда оно уже стало престарелым или инвалидом, оно осуждалось в соответствии с законом о престарелых и инвалидах. Соответственно, если кто-то совершал преступление, будучи несовершеннолетним, а оно было раскрыто тогда, когда лицо уже стало совершеннолетним, его судили как несовершеннолетнего.
На меру наказания влияла социальная принадлежность обвиняемого. Важнейшей из социальных привилегий были "бы и" — "восемь правил" применения мер наказания к лицам высокого социального статуса. Они не подлежали суду на общих основаниях за преступления, караемые смертной казнью.
Первыми среди этих лиц были родственники императора, в том числе и самые отдаленные.
Одной из особенностей применения наказаний в средневековом Китае было наличие двух видов коллективной ответственности "юаньцзо" и "ляньцзо".
Коллективная ответственность "юаньцзо" предполагала ответственность родственников преступников, осужденных за антигосударственные преступления. Родственники считались виновными в том, что не смогли предотвратить преступление. В XVII — XIX вв. часто казнили даже учителя преступника, вменяя ему вину за упущение в обучении ученика.
Обычно под действие принципа общесемейной ответственности попадали близкие родственник преступника, живущие с ним одной семьей, его жена и дети. От наказания освобождались лишь дочь, вышедшая замуж; сын, отданный в усыновление в другую семью; и член семьи, ставший монахом.
Вторым видом коллективной ответственности была общеслужебная ответственность "ляньцзо", наказание сослуживцев чиновника, совершившего проступок по службе.
Чиновник, совершивший преступление или допустивший ошибку, считался главарем, а остальные — пособниками. Всегда привлекались к ответственности начальник административного органа и подчиненный ему чиновник, непосредственно совершивший проступок.
В случае совершения преступлений группой лиц при наказании виновных, мера наказания зависела от признания судом данного лица зачинщиком, главарем или пособником. Главарь и пособники не выделялись при наказаниях за преступления, признаваемыми особо тяжкими: за умысел убить старшего кровного.
Следует сказать и о явке с повинной. В этой связи действовало общее правило: если преступник сам явился с повинной (в том случае, когда его преступление не раскрыто), то ему прощают совершенное им преступление. В трех случаях явка с повинной не вела к освобождению от наказания: 1) если явившийся с повинной пришел после того, как на него уже поступил донос; 2) если он явился после того, как бежал из-под ареста; 3) если дело касалось государственных преступлений. но и в этих трех случаях явка с повинной влекла за собой уменьшение меры наказания. Кроме того, явка с повинной не освобождала от наказания за умышленное убийство или умышленное нанесение ранений, а также за изнасилование.
Остановимся на характеристике некоторых составов преступлений.
Государственные преступления. Самыми тяжкими были преступления против личности императора и его имущества. Заговор против императора, мятеж, бунт наказывались смертной казнью. Отцы мятежников и их сыновья в возрасте 16 лет и старше подлежали также смертной казни. Сыновья мятежников 15 лет и младше, его мать, незамужние дочери, жена, наложницы, жена и наложницы сына, дед, внуки, братья и сестры также подвергались наказанию; имущество, земля, постройки, рабы подлежали конфискации. Дядья и племянники мятежников подлежали ссылке за 3 тысячи ли. Если в семье, наказываемой на основании общесемейной ответственности, оказывались престарелые или больные, не подлежащие ответственности, один из сыновей мятежника мог быть освобожден от наказания и оставлен как их кормилец. Монахи, монахини, буцюй (собственной частных лиц, но их правовой статус выше, чем рабов) и рабы, осужденные за мятеж, подвергались наказанию только лично сами. Их родственники к ответственности не привлекались.
При заговоре, измене и службе чужому государству: если не было преступных действий, а был лишь умысел, то главарь подлежал смертной казни, пособники наказывались ссылкой. В случае совершения каких-либо действий, направленных на измену, все виновные наказывались смертной казнью. Жены и дети изменников ссылались за 2 тысячи ли.
Осуждение действий императора каралось смертной казнью. Если осуждение императора было совершено непреднамеренно, виновный осуждался на два года каторжных работ.
Все, что предназначалось для императора, должно было быть высокого качества и предназначалось только ему. Так, за нарушение порядка и правил приготовления пищи главный ответственный за императорский стол приговаривался к смертной казни. Также и за ошибку в приготовлении лекарства императору врач и аптекарь подлежали смертной казни.
Закон строго охранял резиденцию императора (запретный город). Стрельба из лука в направлении дворцового комплекса наказывалась двумя годами каторги; а если стрела попадала внутрь спальных покоев или в резиденцию императора, виновного ожидала смертная казнь.
За кражу императорской печати, за ее подделку виновный приговаривался к смертной казни.
Лицо, не подчинившееся императорскому указу подлежало смертной казни; тоже самое ожидало и подделавшего императорский указ, сократившего его текст или сделавшего приписки к нему.
Преступления против личности. При определении наказания за убийство важнейшее место отводилось выяснению вопроса о том, кто был виновный и потерпевший, их отношения друг с другом в системе кровнородственных связей и системе социально-сословного деления общества.
За преднамеренное убийство виновный приговаривался к смертной казни. Дед, бабка, родители за умышленное убийство детей или внуков (если последние не выполняли их указаний), "совершенное рукой, ногой или иным способом, кроме оружия", наказывались двумя годами каторги, а с помощью ножа — двумя с половиной годами каторги.
Смягчалось наказание за убийство во время игры, по ошибке. Дед, бабка, родители не подлежали наказанию за убийство по ошибке своих детей или внуков. Во всех случаях при наказании за убийство по ошибке допускался откуп от наказания, а для людей чиновных — наказание лишением чинов. Обычным наказанием за убийство в драке была смертная казнь.
В китайском праве подробно рассматриваются различные случаи ответственности за нанесение ранений и побоев. Одним из тяжких видов преступлений против личности считалось изготовление ядов с целью причинения вреда человеку. Лицо, само изготовлявшее яды или обучавшее этому делу другого, наказывалось смертной казнью. Смертной казнью наказывался человек, намеренно продававший испортившееся мясо, если это вызвало смерть того, кто это мясо купил и употребил его в пищу.
Совершение различных магических и колдовских действий с целью причинения вреда другому человеку считалось преступлением. Если колдовские действия были направлены против близкого старшего родственника, наказанием была смертная казнь через обезглавливание.
Преступлением против личности было похищение человека. Похищение человека и продажа его в рабство каралось смертной казнью путем удавления, превращение похищенного в буцюй — ссылкой за 3 тысячи ли. Похищение женщины и взятие ее в жены или наложницы, похищение детей и принятие их в семью в качестве своих детей или внуков наказывалось тремя годами каторги. Если в процессе похищения был ранен или убит человек, виновные наказывались как за причинение ранения или убийство человека при ограблении, за что следовала смертная казнь.