Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:48, доклад
Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.
Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.
Важная особенность тоталитарной идеологии - ее мессианский характер, который проявляется не только в идеологическом охвате всех и каждого, но и в том, что эта идеология претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни, претендует на всеобщее (тотальное), универсальное, единственно верное истолкование объективной реальности, объяснение всего существующего, на воплощение истины в последней инстанции. Власть этой идеологии распространяется даже на толкование прошлого. Критика или отклонение от нее расценивается как государственное преступление.
Стержнем идеологии является убеждение в возможности и необходимости переустройства общества. Она преследует цель избавления людей от старых, несовершенных порядков и создания нового, совершенного общественного устройства. Преобразование общества должно идти параллельно с формированием нового типа личности. Следовательно, анализ содержания идеологии тоталитарных обществ показывает, что она не только позволяет познать и объяснить мир, считая свое понимание единственно верным, но и предлагает весьма специфические программы его переустройства, превращая последние в практическое руководство общественных преобразований. Отсюда отрицание самоценности настоящего, которое приносится в жертву будущему, и самоценности личности, которая понимается исключительно как средство достижения единой и универсальной цели режима.
Многие исследователи тоталитаризма отмечают, что тоталитарная идеология приобретает характер квазирелигии, основанной на вере, а не на рациональном анализе и критике. Эта идеология требует принятия многих своих постулатов на веру. При тоталитаризме осуществляется мощная и целенаправленная пропаганда, апеллирующая не столько к разуму, сколько к эмоциям. Она ставит своей целью заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Это может быть, например, идея высшего предназначения расы и нации, как у Гитлера. То есть имеет место не просто подчинение индивида власти, но подчинение его высшей цели, по сравнению с которой личные и групповые интересы, благосостояние и жизнь индивида не имеют значения, государство стремиться превратить личность в элемент государственной машины. Этой высшей цели подчинены не только индивиды, само государство трактуется как орудие, средство ее достижения. Этот феномен американский ученый А. Инкелес назвал «тоталитарной мистикой».
Содержание идеологии, «великой идеи» может быть различным - классовым, национальным, расовым, религиозным, но характер идеологии определяется тремя обязательными чертами: 1) объяснение прошлого и обращение в будущее; «нацеленность на объяснение всех исторических событий прошлого и на планирование хода всех будущих событий...»; 2) образ «врага» (все люди делятся на «своих и «чужих»); 3) идеализация государства, государственной партии, их лидера.
Сама природа тоталитарной идеологии ведет к монополизации пропаганды. Монопольный характер пропаганды в тоталитарном государстве порождает некоторые ее особенности, присущие только этому режиму: 1) Сообщается только о тех внутренних и международных событиях, которые выгодны режиму, способствуют росту его популярности в глазах общественности; 2) Всемерная эксплуатация самых незначительных фактов для дискредитации враждебных государств; 3) В условиях тоталитарного государства пропаганда предшествует информации, т.е. сообщение о событии предваряется его политической оценкой.
7. Система массового террора. Тоталитарный режим представляет собой открытую террористическую диктатуру, когда насилие и принуждение становятся решающим средством достижения политических целей, регулирования общественной жизни, главным средством управления обществом. Гипертрофированную роль в обществе приобретают карательные органы. Тоталитаризм характеризуется массовым характером репрессий, «функция которых, заключается не столько в том, чтобы подавлять врагов режима, сколько в том, чтобы нагнетать и поддерживать атмосферу страха». Репрессии обрушиваются не только на подлинных противников режима, но нередко угрожают и вполне лояльным гражданам, а также верным сторонникам. Ни у кого нет достаточных гарантий личной безопасности. Однако поскольку тоталитарный режим имеет значительную поддержку в народе, то исходящее от него насилие, принуждение, террор и репрессии воспринимаются большинством как неизбежная необходимость, как меры, осуществляемые в интересах всего общества. Здесь террор и страх используются не только как инструмент уничтожения и запугивания действительных или воображаемых врагов и противников, но и как нормальный повседневно используёмый инструмент управления массами. Следует, согласится с X. Арендт, которая считает, что «тоталитарный террор отличается от обычного тем, что направлен не против открытых противников власти, а против лояльных граждан, и начинается только тогда, когда вся реальная оппозиция уже подавлена. Главным инструментом террора является секретная полиция и концентрационные лагеря. Задачи секретной полиции тоталитарного режима состоят не в раскрытии преступлений, а в периодическом проведении «акций», когда руководство решает репрессировать какую-либо категорию населения». Концентрационные лагеря являются характерной чертой тоталитарного государства, ибо без них оно существовать не может. Классического средства государственного насилия - тюрем - оказывается недостаточно по причине массовости террора - они не в состоянии вместить всех, подвергнувшихся репрессиям. Концентрационные лагеря устраняют это затруднение.
В отличие от обычного действенность тоталитарного террора, как правило, бывает намного сильнее. Следовательно, массовый террор во многом характеризует сущность тоталитаризма, именно «тоталитарным режимам принадлежит сомнительная «заслуга» придания репрессиям невиданных ранее масштабов и создания специфической системы полицейского устрашения», поэтому, на наш взгляд, вызывает сомнение обоснованность суждения И.Ю. Игрицкого о том, что «полицейский террор и использование армии как инструмента гражданского принуждения являются не сущностными чертами, а средствами осуществления тоталитарного господства».
8. Тоталитарная личность со специфическими политическим сознанием, политической культурой, политическим поведением. Контроль над обществом и полное подчинение масс режиму предполагают, в числе прочего, контролирование мыслей и чувств людей, формирование у них взглядов и настроений, адекватных тоталитарной идеологии. Для этого используется весь арсенал духовного воздействия на людей - народное образование, культура, литература, искусство, средства массовой информации, пропаганда и агитация. В результате в обществе формируется, интенсивно поддерживается и безраздельно господствует тоталитарное сознание. Его отличают: сильнейшая «замифологизированность», опора главным образом не на знание, а на веру, догматизм, исключение сомнений, отсутствие потребности в самостоятельном поиске истины. Т. Адорно выделил следующие черты современной авторитарной личности: преклонение перед властью, привычка и даже любовь к подчинению, никаких сомнений относительно правоты проводимой политики, нетерпимость к инакомыслию и действию нижестоящих.
9. «Неприятие» демократических прав и свобод. Тоталитарный режим отменяет юридически или сводит на нет фактически все демократические права и свободы граждан. Особенно это касается политических и личных прав граждан, которые просто не совместимы с таким режимом. Ни о каких «естественных» или «неотъемлемых» правах граждан здесь нет даже теоретических рассуждений. Отсутствуют какие-либо реальные гарантии прав личности, социальных общностей, организаций. Личность отчуждается от власти и превращается в объект манипулирования. Устанавливается абсолютный примат интересов власти над интересами личности. Так, например, уже в первой партийной программе итальянских фашистов (1921 год) было записано «партия рассматривает государство... как организм, содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, для которых отдельные индивиды представляются лишь преходящими моментами. Из этой концепции общества партия выводит категорический императив: индивиды должны подчинять свои интересы высшим интересам национального организма». В дальнейшем, разъясняя концепцию фашистского государства, Муссолини провозглашал: «Фашизм понимает государство как абсолют, по сравнению с которым все отдельные лица имеют относительное значение». Характерной становится принципиальная аморальность, презрение к человеку (морально то, что способствует укреплению системы, даже если для этого нужно уничтожить по классовому или расовому признаку миллионы людей). Важность данного критерия подчеркивает В.А. Четвернин в работе «Демократическое конституционное государство», говоря о необходимости различать государственность и тоталитарные системы 20 века. «Основание государственности в правах человека. Если же политическая власть подавляет естественные права человека, то это уже не государство и не государственно-организованное общество, а просто политическая организация, обладающая монополией силы на определенной территории.
10. Административно-командное регулирование экономической жизнедеятельности общества. Для тоталитарного режима характерна государственная и (или) находящаяся под жестким бюрократическим контролем частная собственность на средства производства, по крайней мере, на основную их часть. В научной литературе утвердилось мнение, что признаком тоталитарного режима является плановая экономика, уничтожение института частной собственности и тотальное ее огосударствление. Так, Кертис выделяет в качестве одного из критериев тоталитаризма «централизованную плановую экономику», это же мнение разделяет Дм. Шляпентох, который на всемирном конгрессе по проблемам СССР и Восточной Европы (Хэррогейт, Великобритания, 1990) так определил тоталитарное общество - «это общество, в котором нет различия между гражданским обществом и государством, полностью контролирующим не только, политику и идеологии, но и экономику». Если исходить из данного определения, то ни фашистская Италия, ни нацистская Германия не были тоталитарными, так как государство в них отнюдь не контролировало полностью экономику, остававшуюся в своей основе частнособственнической. Поэтому следует отметить, что правомерно скорее говорить об однотипном командно- административном хозяйственном механизме, функционирующем в экономике, нежели об огосударствлении собственности, как о признаке тоталитарного режима. Следует согласиться с мнением А. Аветисяна, который справедливо отмечает: «Действительно, частная собственность, на средства производства в фашистской Германии никогда не отменялась. Но это не помешало «отменить» рынок, рыночный механизм ценообразования, закон стоимости, что, собственно, и составляет основу товарно-денежных отношений. Централизованными госзаказами определялись объем производства и его ассортимент». В 1936 г. имперским законом были заморожены все цены и уровень зарплаты - ценообразование «регулировал» специально назначенный рейхскомиссар. Была ликвидирована обратимость марки, национальный рынок отторгнут от мирового. Ресурсы распределялись централизованно - чиновниками из имперского бюро. Практически был ликвидирован и рынок рабочей силы. Вместо профсоюзов был создан единый германский трудовой фронт (входили в него и рабочие, и предприниматели). Фронт определял зарплату, выполняя прямые указания министерства экономики. И, наконец, пирамиду гитлеровских деформаций капитализма увенчал «общенародный хозяйственный план». Такова логика тоталитаризма, приведшая к образованию - на казалось бы различных базисах - однотипного, командно-административного хозяйственного механизма. По-нашему мнению, жесточайшей бюрократической координации деятельности свободных производителей не препятствует формальное сохранение института частной собственности. Поэтому признаком тоталитаризма является административно регулируемый характер экономики, в том числе централизованное распределение сырья, продукции, значительная роль принудительного труда и внеэкономического принуждения в жизни общества, концентрация всех сил и ресурсов, строго контролируемое потребление в целях максимального накопления инвестиционного капитала и обеспечения высоких темпов расширенного воспроизводства.
11. Контроль над всеми средствами массовой информации и цензура. Устанавливается монополия на информацию. Все средства информации и само ее содержание берутся под строгий контроль аппарата, осуществляя мощную и направленную пропаганду, основанную на мифах и апеллирующую не столько к разуму, сколько к эмоциям. Цель пропаганды - заставить людей поверить в истинность господствующей доктрины и в справедливость ее лозунгов и целей. Через средства массовой информации тоталитарные режимы осуществляют распространение и внедрение различного рода политических мифов и стереотипов. Наиболее типичными при этом являются следующие два. Во-первых, миф о явном превосходстве данной общественной системы над всеми другими прошлыми и настоящими общественными системами как в экономическом и социальном, так и в политическом и духовном отношениях. И, во-вторых, миф о ее особом предназначении в современном и будущем мире, состоящем в том, чтобы установить идеальное общество на земле.
12. Относительная поддержка власти широкими массами населения. Несмотря на абсолютную концентрацию власти и отчуждение от нее граждан, тоталитарный режим, тем не менее, опирается на достаточно массовую социальную базу. Он устанавливается при непосредственном участии значительной части населения, позитивно ее воспринимается и активно поддерживается. Достигается это путем выдвижения привлекательной общей цели, вытекающей из тоталитарной идеологии. Восприняв цель, народ во многом сам утверждает для себя тоталитарную власть, образует с ней определенное единство и признает ее легитимность. Тоталитарные режимы, пока они у власти, и тоталитарные вожди, пока они живы, имеют массовую поддержку и опираются на нее до самого конца.
13. Значительная самоизоляция общества. Мессианский характер тоталитарной идеологии, пронизывающий все сферы жизни, создает в населении настроения некоей исключительности, превосходства над другими странами и народами. Режим всячески ограждает население от международного общения. Этим обуславливаются закрытость тоталитарного общества, отсутствие у него развитых связей с внешним миром.
Общность вышеназванных типологических черт тоталитарных режимов обусловлена тем, что всем им свойственно полная ликвидация основ демократии. Однако совпадение сущностных характеристик таких режимов отнюдь не означает абсолютной тождественности их различных национальных моделей, существовавших в Италии при Муссолини; в Германии при Гитлере, в СССР при Сталине. Объясняется это тем, что в содержании любого явления за рамками сущности остается немало других характеристик, которые и придают явлению неповторимый образ.