Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 01:48, доклад
Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.
Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.
.
Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в.
Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни.
Тоталитари́зм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Тоталитаризм с точки зрения политологии — форма отношения общества и власти, при которой политическая власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, образуя с ним единое целое, полностью контролируя все аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти
В каждой из стран, где возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие черты, характерные для всех форм тоталитаризма и отражающие его сущность. К ним относятся следующие:
Для достижения всеобщего и фактического равенства предполагалось использование насилия и принуждения над личностью. С началом ХХ века тоталитарные идеи воплотились в конкретные массовые социальные движения - коммунистическое (социалистическое) и фашистское (национал- социалистическое). Именно на «почвах» таких идей и систем «расцветал» культ личности.
Культ личности - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающего, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти
Основные характеристики :
1. Отсутствие разделения властей, незначительная роль выборов (их отсутствие) в формировании органов государственной власти, неправовой характер государства. При тоталитаризме принцип всеобщего избирательного права отменяется или превращается в фикцию, происходит имитация участия широких народных масс в решении жизненно важных проблем общественной жизни. Вместо него господствует принцип назначения. Так, в фашистской Германии Гитлер мог сам назначать часть депутатов рейхстага, в то время как все остальные «избирались» фашистской партией.
Имеет место фактический, а нередко и юридический отказ от признания и реализации принципа разделения властей. Срастаясь с государством, тоталитарная партия держит под полным контролем все ветви власти. На практике и законодательные, и исполнительные, и судебные органы состоят из членов партии, которых она контролирует организационно. Следовательно, все ветви власти становятся своего рода звеньями партии, подобно партийным органам. При этом государство ставит исполнительную власть над законодательной и судебной. В систему высших органов государства может входить парламент, но избирается и действует он в обстановке отсутствия или ограничения легальной борьбы партий. Чаще всего парламент отсутствует вообще или его реальные полномочия сводятся к «единогласной» поддержке решений «фюрера». Парламент превращается в декоративный орган, играет роль фасада, в пропагандистских целях создающий видимость функционирования демократический учреждений. Значение суда также минимально и сводится к судебному преследованию инакомыслящих.
Массы в центре и на местах от власти отчуждаются. Господствующая верхушка, вождь делаются народу фактически не подконтрольными. Правовых ограничений в своих действиях они не имеют и легитимным порядком смещены быть не могут. Роль права и закона становится второстепенной: власть получает полномочия, законом не ограниченные и закону не подчиненные. Конституция не рассматривается в качестве основного закона и основы правопорядка. Ее подменяют указы главы государства, партийные директивы и армейские приказы, приобретающие силу закона. Государство становится неправовым.
2. Монопольный партийно-государственный контроль над производством и экономикой, СМИ, армией, полицией, органами безопасности, всеми сферами жизни общества. Тотальность контроля - сущностный и главный признак тоталитаризма, давший название этому типу политического режима. Государство обладает правом вмешиваться в любую область жизни, контролировать деятельность всех сторон жизни общества. Тоталитарный режим характеризуется нерасчлененностью сфер общественной власти. Духовная, политическая и экономическая власть слиты воедино. При их объективной взаимосвязи, имеющей место в любом обществе, их органическое единство обеспечивается субъективными факторами, важнейшим из которых является централизованное целенаправленное вмешательство государства во все сферы жизнедеятельности. Стираются границы между гражданским обществом и политической системой, между политической и неполитической сферами. В условиях тоталитарного режима над всем социумом господствует сила - государство. Уместно в подтверждение этого процитировать Л. Троцкого: «государство - это я» - почти либеральная формулировка по сравнению с действительностью сталинского тоталитарного режима. Людовик 14-ый отождествлял себя лишь с государством. Римский папа отождествлял себя и с государством, и с церковью. Тоталитарное государство идет гораздо дальше Цезарей и Божьих наместников... Сталин в отличие от короля-солнца имел основания сказать: «общество - это я». Гражданское общество полностью политизируется, лишается самостоятельности, деформируется и поглощается тоталитарной системой. Роль гражданского общества при этом ничтожна, тоталитарный режим не признает такого понятия, оно отсутствует в официальных политических и правовых документах, в научных трудах и учебниках. Отсутствует обратная связь между индивидом и властью. Разрушаются все горизонтальные формы общения между людьми. Причем дело организуется так, чтобы контроль осуществлялся не только специализированными официальными органами, а и самим населением. Все обязаны наблюдать за всеми в порядке своего гражданского долга и в случае необходимости информировать официальные органы.
3. Однопартийная монопольная система. При тоталитаризме происходит насильственное установление однопартийной системы или единовластия одной партии через уничтожение других партий либо через их полное подчинение тоталитарной партии. По отношению к другим политическим партиям могут быть применены два средства:
1) низведение ряда существующих партий до уровня придатков, филиалов правящей партии, послушно следующих в русле политики тоталитарной партии. Все функционирующие общественные объединения действуют под руководством тоталитарной партии, возглавляются лидерами, делегированными на эту работу партией, либо одобряемыми ее представителями общественности. В любом случае, их деятельность жестко регламентируется тоталитарной партией.
2) дискредитация лидеров оппозиционных партий и удаление таких партий с арены политической борьбы (запрещение деятельности партий и физическое уничтожение их руководителей, а нередко, и рядовых членов). Любая оппозиция запрещается законом. Режим не признает право меньшинства выражать свое мнение. Думается, что за этим стоит не только опасение за потерю позиции правящей партии. Скорее всего, тоталитарная партия беспокоится за утверждение тоталитарного идеологического господства.
4. Срастание партийной и государственной власти. Монополия на власть принадлежит в обществе партийно-государственной элите во главе с всемогущим, всевластным и неподконтрольным никому лидером, возглавляющим единственную, организованную по иерархическому признаку, массовую партию. А. Грамши писал: «...там, где устанавливаются тоталитарные режимы, традиционная функция верховной власти на деле присваивается определенной партией...». Ключевые властные функции при тоталитаризме выполняет не государство (как при любом другом режиме), а партия - носительница тоталитарной идеологии. Государство, как заметил Р. Арон, превращается во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии. Государственные институты перестают быть институтами чисто публичной власти и становятся главными орудиями осуществления власти идеологической. «Отношение между двумя источниками власти - между государством и партией - есть отношения между официально-показной и реальной властью, так что правительственная машина... фасад, который скрывает и защищает реальную власть партии. Всей реальной властью облекаются только институты тоталитарного движения». Государственные органы дублируются партийными. Происходит поглощение партией государства. Партия превращается в несущую конструкцию государственной системы власти. Нередко происходит законодательно оформленное слияние тоталитарной партии с государственным аппаратом, что, например, было прямо закреплено в Законе об обеспечении единства партии и государства, принятом в фашистской Германии в 1933 году. Стоит согласиться с Н.В. Дякевичем, что «срастание партийно-государственной власти - важная сущностная характеристика тоталитарного политического режима». Оно принимает разнообразные формы, но некоторые из них особо значимы: а) замещение всех государственных постов только партийной номенклатурой; б) сосредоточение в одних руках высшей государственной и центральной партийной власти, каждый из руководителей страны может рассматриваться как органичный синтез государственной и партийной власти; в) осуществление повсеместного партийного контроля над деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, санкционированного самим государством; г) передача государственных функций партийным органам; д) слияние «родственных» государственных и партийных формирований в единые учреждения; е) государственное финансирование деятельности партии; выплата государственного жалования партийным функционерам, которые занимаются непосредственно партийно-организаторской работой.
5. Исключительная роль лидера, вождя при
осуществлении власти. При тоталитарном
режиме существует культ личности национального
вождя - лидера партии и государства. Для
тоталитаризма характерно абсолютная
монополия вождя на власть, отсутствие
правящей клики, не подотчетность правителя
никому во всех его действиях. Отсутствует
узаконенный механизм преемственности
политической власти, смены лидеров. Лидер
политической партии становится пожизненным
главой государства. «Главная характеристика
вождя - его непогрешимость; он не может
совершить ошибку никогда». Данное положение
лидера партии и государства объясняется
тем, что чем выше его авторитет, тем более
непререкаема идеологическая истина,
которую он провозглашает. Именно поэтому
все тоталитарные режимы уделяют такое
большое значение процессу создания авторитета
вождя партии. В нем задействуются все
силы государственно-
6. Единственная официальная идеология. Тоталитаризм есть в первую очередь идеологический режим. Чтобы установить свою абсолютную идеологическую монополию в государстве, тоталитарная партия проводит ряд мероприятий: 1) уничтожая другие партии, она уничтожает и их идеологию; 2) берет под свой контроль все государственные и общественные средства пропаганды (печать, радио, кино, театр, книгоиздательскую деятельность) и использует их для распространения своей идеологии; 3) устанавливает свой контроль над всей системой образования (от начальной школы до высших учебных заведений), перестраивая в духе своей идеологии все учебные программы; 4) с помощью политических мер осуществляет идеологическую изоляцию страны, чтобы исключить возможность проникновения чуждых режиму идеологий.
Для носителей тоталитарной власти самоценна не сама власть, а идеология. Политическая власть завоевывается ими для того, чтобы использовать ее как средство для практической реализации идеологических концепций. Целью тоталитарного режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько экономическими стимулами или территориальными притязаниями, сколько идеей мирового господства собственной идеологии.
В условиях тоталитарного режима существует лишь одна официальная идеология, которая является одновременно идеологией правящей партии и государственной идеологией. Эта идеология, пронизывает все сфере общества, лежит в основе деятельности режима, обосновывает его право на существование. Она абсолютно нетерпима по отношению к другим идеологиям и общеобязательна для всех членов общества, какие-либо иные противоречащие официальной идеологии взгляды, инакомыслие запрещены и преследуются.