Тибет в конце XIX - начале XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

В конце XIX — начале XX в Тибет начал испытывать на себе давление со стороны двух новых сил возникших в Азии: Британии управлявшая Индией с 1833 года методично распространяла свое влияние на север в сторону Гималаев, тем временем, Россия поглощала земли центральной Азии, расширяя свою империю на востоке. Тибет ничего не знал о этих чужеземцах за исключением того что обе эти силы были христианскими а не буддийскими.

Работа содержит 1 файл

Тибет в конце XIX.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

      При содействии британской миссии по репатриации  китайцев через сиккимо-тибетскую границу было переправлено более 2 тыс. человек. 6 января 1913 г. последние китайские солдаты ушли из Лхасы. В 1913 г. китайское правительство упразднило институт амбаней.

      23 января 1913 г. Далай-лама вернулся  во дворец Потала в качестве общепризнанного лидера Тибета. По возвращении в Лхасу он издал Декларацию, в которой, в частности, говорилось: «Владыка Будда из священной страны Индия предсказал, что перевоплощения Авалокитешвары будут, посредством преемственного ряда правителей от ранних царей веры до наших дней, править Тибетом... Во времена монгольских Чингис-хана и Алтан-хана, при китайской династии Мин и при маньчжурской династии Цин Тибет и Китай сотрудничали на основе отношений священника и покровителя. Несколько лет назад китайские власти в Сычуани и Юнънани попытались превратить страну в китайскую колонию. Они послали крупные воинские отряды в Тибет под предлогом {221}охраны рынков. Поэтому я оставил Лхасу и вместе с несколькими министрами уехал на индо-тибетскую границу в надежде разъяснить маньчжурскому императору по телеграфу, что существующие между Тибетом и Китаем отношения являются отношениями покровителя и священнослужителя и не основываются на подчинении одной страны другой...

      Из  Индии я послал несколько телеграмм  императору, однако ответа не последовало  из-за препятствий, чинимых бесчестными чиновниками в Пекине. Тем временем маньчжурская империя пала. Это помогло тибетцам изгнать китайцев из Центрального Тибета. Я также смог вернуться в Тибет... по моему приказу ныне остатки китайских войск изгнаны из Докама (Амдо и Кам. — Б.М.) в Восточном Тибете. Таким образом, замыслы китайцев угнетать Тибет путем извращенного истолкования отношений священник — покровитель исчезли, подобно радуге в небе...

      Мы  небольшая нация, независимая и  религиозная. Нам предстоит защищать свою страну. Мы знаем из прошлого, что, защищая свою страну, наш народ может встретиться с некоторыми трудностями. Он должен пренебречь этими трудностями. Мы все должны трудиться во имя сохранения независимости страны» [Богословский, Москалев, 1984, с. 41; Shakabpa, 1967, р. 246-247].

      Вернувшись  в Лхасу, Далай-лама XIII щедро наградил тех, кто способствовал его возвращению. Монастырь Сэра за верную службу получил восемь имений кочевников в области Дам, монастырь Ганден — половину области Цзон. Своим сторонникам Далай-лама пожаловал имения и титулы. В то же время верховный правитель Тибета покарал поддерживавших контакты с китайцами монахов монастыря Тэнгьелин (один из четырех лхасских «лингов»). Настоятель именно этого монастыря был когда-то регентом при малолетнем Далай-ламе XIII и был обвинен в заговоре против жизни «перерожденца». Еще в то время земли монастыря были конфискованы, а монахи подверглись репрессиям. Монастырь возродился в 1910 г. с помощью китайских властей. На этот раз (в 1913 г.) монастырь Тэнгьелин был закрыт, его здания вскоре переданы Управлению почт и телеграфа, монахов этого монастыря разослали по другим монастырям Тибета. 

      Тибето-монгольский  договор 1913 г. 

      Как уже говорилось, 1 декабря 1911 г. в  Урге была провозглашена независимость Монголии. 16 декабря 1911 г. состоялась {222}церемония восшествия на престол хана Монголии — главы монгольской буддийской церкви богдо-гэгэна. 3 ноября 1912 г. в Урге было подписано русско-монгольское соглашение, предусматривавшее помощь России монгольскому правительству в сохранении автономии, формировании вооруженных сил, недопущении китайских войск и колонистов в страну.

      В конце 1912г. посланец Далай-ламы Агван  Доржиев начал в Урге переговоры с и.о. министра иностранных дел  Монголии, великим ламой Рабданом о заключении тибето-монгольского договора. 11 января 1913 г. договор был подписан. Во вступительной части его говорилось: «Монголия и Тибет, освободившись от маньчжурской династии и отделившись от Китая, стали независимыми государствами» [Кулешов, 1992, с. 204]. Далее обе стороны взаимно признавали независимость друг друга.

      Тибето-монгольский  договор 1913 г. не получил международного признания, в частности, со стороны Великобритании и России. Но сам он свидетельствовал о стремлении правительства Далай-ламы XIII добиваться такого признания. 

      Переговоры  представителя Далай-ламы в Петербурге и  позиция невмешательства  царского правительства 

      Из  Урги Доржиев направился в Петербург  и в феврале 1913 г. передал в  правительство России два письма Далай-ламы и «Памятную записку о положении Тибета». Далай-лама просил о признании независимости Тибета и Россией, и Англией. Он предлагал направить английских и русских дипломатических представителей в Лхасу. Царское правительство оставило это обращение без ответа.

      Причиной пассивности политики России являлось нежелание царского правительства в случае активного русского вмешательства в дела Тибета иметь конфликт с Англией. Однако была и еще одна причина, на которую весьма справедливо, на наш взгляд, указывает Н.С.Кулешов: «...невмешательство царского правительства в тибетские дела объясняется опасением чрезмерного усиления влияния Далай-ламы среди буддистов, проживающих в России, которое английское правительство могло бы использовать в своих целях» [там же, с. 187]. {223} 

      Конференция в Симле 1913-1914 гг. 

      Правительство Великобритании настойчиво предлагало президенту Китайской Республики Юань Ши-каю решить «тибетский вопрос» за столом переговоров, но с участием тибетцев. В марте 1913 г. Юань Ши-кай назначил двух представителей на переговоры с тибетцами в Чамдо. Однако переговоры вскоре были прерваны. В конце концов, 6 октября 1913 г. в г. Симле в Индии открылись трехсторонние переговоры тибетской, китайской и английской делегаций. Предложения тибетской и китайской сторон оказались явно несовместимыми, и конференция затягивалась. Однако между представителем Англии Генри Макмагоном и представителем Тибета Лончэн Шэтра (первым министром) была достигнута договоренность о тибетско-индийской границе (так называемая «линия Макмагона»). 24 и 25 марта 1914 г. эта договоренность была зафиксирована обменом нотами. 27 апреля 1914 г. главы всех трех делегаций парафировали предложенный англичанами проект Конвенции. Статья II Конвенции говорила, что «Правительства Великобритании и Китая, признавая, что Тибет находится под сюзеренитетом Китая, и признавая автономию Внешнего Тибета, обязуются уважать территориальную целостность страны и воздерживаться от вмешательства в управление Внешним Тибетом (включая выборы и введение в должность Далай-ламы), которое должно оставаться в руках тибетского правительства Лхасы. Правительство Китая обязуется не превращать Тибет в китайскую провинцию. Правительство Великобритании обязуется не аннексировать Тибет или какую-либо часть его» (см. [Кулешов, 1992, с. 265]).

      В соответствии с Конвенцией в Лхасе  мог находиться китайский чиновник с эскортом не более 300 человек. Были зафиксированы преимущественные права  англичан в торговле с Тибетом, включая  право британского торгового  резидента в Гьянцэ посещать Лхасу для консультаций с тибетским правительством. В статье IX говорилось: «По настоящей Конвенции граница Тибета и рубеж между Внешним и Внутренним Тибетом должны проходить так, как указано на прилагаемой карте красным и синим цветом соответственно» [там же, с. 266]. Красным цветом была размечена тибетско-индийская граница, признанная, как уже отмечалось выше, представителями Тибета и Великобритании. А вот определение рубежа между Внешним и Внутренним Тибетом явилось камнем преткновения для Симлской конференции. Глава китайской делегации Чэнь И-фань оспаривал отмеченное синей линией прохождение {224}границы между Тибетом и провинциями Сычуань и Юньнань. 3 июля на последнем заседании конференции Чэнъ И-фань заявил, что согласно инструкции из Пекина он не может подписать трехстороннюю Конвенцию. В свою очередь, инструкции Лондона запрещали Макмагону поставить свою подпись без подписи представителя Китая. В результате сама Симлская Конвенция никем не была подписана. Однако по инициативе Макмагона он и тибетский уполномоченный подписали специальную «Декларацию, приложенную к тексту Симлской Конвенции от 3 июля 1914 г.». Декларация гласила: «Мы, уполномоченные Великобритании и Тибета, составили настоящую декларацию для того, чтобы заявить о признании парафированной Конвенции обязательной для правительства Великобритании и Тибета; мы пришли также к соглашению, что, до того как правительство Китая подпишет данную Конвенцию, оно не будет пользоваться привилегиями, вытекающими из этой Конвенции». С тибетской стороны Декларацию подписал Лончэн Шэтра и были приложены печати Далай-ламы, Лончэн Шэтра, монастырей Дэпун, Сэра и Ганден, печать Национальной ассамблеи. Поскольку китайцы не подписали Конвенцию, то, следовательно, Китай не мог ссылаться на Симлское соглашение как на международно-правовой документ, подтверждающий сюзеренитет Китая над Тибетом. С другой стороны, не подписав Симлское соглашение, Китай не признал и «линию Макмагона», что явилось причиной ее неполноценности с точки зрения международного права.

      Первая  мировая война надолго отвлекла внимание Великобритании от тибетских дел. Внутренняя нестабильность в Китае, борьба китайцев с японской агрессией не позволили центральному правительству Китая кардинально решить проблемы взаимоотношений с Тибетом.

      Правительство Далай-ламы ХШ функционировало как  реальная власть внутри Тибета. Однако в течение всего периода 10-40-х  годов XX в. Тибет не был признан ни одним государством и ни одной международной организацией в качестве суверенного государства. Разумеется, независимость Тибета не признавало и правительство Китайской Республики. Неоднократно предпринимались действия, которые должны были подчеркнуть, что Тибет является частью Китая. Так, например, еще 12 апреля 1912 г. Юань Ши-кай издал декрет, в котором указывал, что Монголия, Восточный Туркестан и Тибет — это неотъемлемые части Китайской Республики и все жители этих трех регионов — ее граждане. В том же месяце Юань Ши-кай приказал войскам в Сычуани и Юньнани начать военный{225} поход в Тибет на помощь китайскому гарнизону в Лхасе. Англия заявила, что признает сюзеренитет Китая над Тибетом, но не может допустить введение неограниченного количества китайских войск и приравнивания Тибета к собственно китайским провинциям. Англия отказывалась признать Китайскую Республику до тех пор, пока военный поход не будет прекращен. В августе 1912 г. Юань Ши-кай был вынужден отдать приказ остановить наступление.

      В 1913 г., когда в Пекине формировался первый китайский парламент, в состав сената и палаты представителей оказались включены представители Тибета. 15 мая 1913 г. в Пекине был опубликован список сенаторов и членов палаты от Тибета, практически — от тибетцев, так как это были выходцы из внутренних районов Китая [Уа Hanzhang, 1993, р. 251-252]. 
 
 
 

      Первые  японо-тибетские  контакты 

      В начале XX в. первые попытки собрать  подробные сведения о Тибете и  установить контакты с тибетскими властями предпринимают японцы [Кузнецов, 1999, с. 125-134]. В марте 1901 г. в Лхасу прибыл бывший настоятель токийского монастыря Дзёхякурукан Экай Кавагучи. Благодаря своим познаниям в философии буддизма и в медицине Кавагучи познакомился с представителями лхасской элиты, но потом был заподозрен в шпионаже и вынужден спешно покинуть Тибет.

      В 1908 г. во время поездки Далай-ламы XIII в Пекин он встречался в горах Утайшань (пров. Шаньси) с японским монахом Сонью Отани, а в самом Пекине — с японским посланником в Китае Гэнсукэ Хаяси и японским военным атташе генералом Ясунаси Фукусима.

      В 1911 г. японский монах Бунко Аоки встречался с Далай-ламой в Калимпонге, а затем поехал в Лхасу и пробыл там около года. Бунко Аоки перевел на японский язык некоторые буддийские сутры. В 1914 г. в Лхасу снова приехал Кавагучи и собрал книги по буддизму. В 1913 г. по желанию Далай-ламы японец Ясухиро Ядзима, обосновавшийся в Лхасе, был приглашен в качестве военного инструктора в тибетскую армию. Ядзима служил также и как телохранитель Далай-ламы. Он покинул Тибет в 1919 г.

      Японец  Токан Тада провел десять лет (1913-1923) в одном из монастырей Лхасы, изучая тибетский буддизм. Далай-лама неоднократно обсуждал с Тада международные проблемы. {226}

      Усиление  Японии в начале XX в. и первые контакты между Тибетом и японцами способствовали появлению определенных симпатий к  Японии у Далай-ламы и части тибетской элиты. Это были симпатии к стране единоверцев, способной, как считали в Тибете, в случае необходимости остановить натиск китайцев на Тибет, подобный походу 1910 г. {227} 
 
 
 

      Заключение 

      Тибет веками был самостоятельным субъектом  исторического процесса в Азии. С XVIII в. он стал частью цинского Китая, а после вступления в Тибет в 1951 г. Народно-освободительной армии Китая является частью Китайской Народной Республики и признается российским правительством неотъемлемой частью Китая. Образование Тибетского автономного района, преобразования и реформы в Тибете, осуществлявшиеся правительственными органами, проходили с большим трудом. Весной 1959 г. Далай-лама XIV покинул Тибет, что тоже осложнило и осложняет продвижение Тибета по пути преобразований. Довольно значительная часть тибетцев проживает в эмиграции. Китайское правительство много делало и делает для превращения тибетского традиционного общества в современное, но на этом пути остается еще немало трудностей.

      За  полторы тысячи лет своей истории тибетский народ создал свою яркую и своеобразную культуру, оказавшую огромное влияние на монголоязычный мир, на народы и государства южных склонов Гималаев. И Европа, и Америка испытывают заметное увлечение тибетской религиозной культурой, в разных формах это увлечение присутствует и в нашей стране. Авторы верят, что тибетская цивилизация займет свое достойное место в культуре народов Китая, культуре народов Азии и, шире, культуре всего человечества.

Информация о работе Тибет в конце XIX - начале XX в