Тибет в конце XIX - начале XX в

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:31, реферат

Описание работы

В конце XIX — начале XX в Тибет начал испытывать на себе давление со стороны двух новых сил возникших в Азии: Британии управлявшая Индией с 1833 года методично распространяла свое влияние на север в сторону Гималаев, тем временем, Россия поглощала земли центральной Азии, расширяя свою империю на востоке. Тибет ничего не знал о этих чужеземцах за исключением того что обе эти силы были христианскими а не буддийскими.

Работа содержит 1 файл

Тибет в конце XIX.doc

— 480.50 Кб (Скачать)

      Англо-русское  соглашение по Тибету связывало действия обеих держав, вынуждало их соизмерять свою политику в тибетском вопросе с достигнутыми официальными договоренностями. В частности, Лхасская конвенция практически потеряла силу.

      В результате похода отряда Янгхазбенда  на Лхасу и заключения всех указанных  соглашений проиграл Тибет, ибо активная дипломатическая деятельность англичан в конце концов оставила тибетцев один на один с цинскими властями. Суверенные права Цинов над Тибетом впервые оказались зафиксированы в международных договорах. Россия, на поддержку которой надеялась часть тибетской элиты, в соответствии с англо-русским соглашением 1907 г. официально устранилась от участия в тибетских делах.

      После заключения англо-китайского соглашения 1906 г. цинское правительство взяло  на себя выплату контрибуции англичанам. Последний взнос был внесен в начале 1908 г. В марте того же года английский отряд покинул долину Чумби. Еще ранее, в конце 1906 г. через Индию в Лхасу прибыл новый представитель Цинов в Тибете — Чжан Инь-тан. 20 апреля 1908 г. он подписал с англичанами «Правила торговли с Тибетом», которые усиливали контроль Китая за англо-тибетской торговлей. 

      Далай-лама в Монголии и Пекине 

      Как уже говорилось, Далай-лама отказался  вести переговоры с миссией Янгхазбенда и бежал из Лхасы в Цинхай и далее в столицу Монголии Ургу. Цинские амбани в Урге и специальные цинские посланники из Пекина пытались заставить Далай-ламу покинуть Монголию, но не добились успеха. В апреле 1905 г. Российское географическое общество направило в Ургу путешественника П.К. Козлова, как писал сам Козлов, «для принесения приветствия и подарков правителю Тибета и для выражения благодарности за гостеприимство русским путешественникам в Тибете» [Козлов, 1920, с. 66]. П.К. Козлов жил в Урге два месяца, июль и август 1905 г., и почти ежедневно встречался с Далай-ламой. По заданию Главного штаба и МИДа России П.К. Козлов должен был «выяснить вопрос, чем могла бы быть полезной Россия по отношению к Тибету, или иначе, чем должна быть выражена фактическая помощь первой страны второй» [Андреев, 1997, с. 40]. Сам П.К. Козлов предлагал организовать конвой из бурятов-казаков, который бы сопровождал Далай-ламу при его возвращении в Лхасу и в дальнейшем находился при нем в качестве почетной стражи. Этот проект был отклонен МИДом России. {1215}

      Российские  официальные лица заняли сдержанную позицию в ответ на просьбы  Далай-ламы об установлении официальных  отношений в какой-либо форме. Осенью 1907 г. Далай-лама переехал в Кукунор, а в сентябре 1908г., по приглашению цинского императора, прибыл в Пекин. Состоялись аудиенции у императора Гуансюя и у вдовствующей императрицы Цы Си (имевшей реальную власть), причем Далай-лама, согласно церемониалу, был вынужден совершить глубокий поклон перед последней. Далай-лама просил разрешения сноситься непосредственно с императором и Цы Си, но получил отказ. Ему заявили, что вся переписка должна идти только через амбаня в Лхасе [Веll, 1924, р. 125; Мак Говерн, 1929, с. 270-271; Yа Hanzhang, 1993, р. 233-234].

      В опубликованном вскоре императорском  декрете указывалось, что «по возвращении в Тибет Его святейшество обязан тщательно соблюдать законы своего суверенного государства, Китая, он должен всех известить о доброте китайского императорского двора. Он должен призывать тибетцев к послушанию и следованию путем высокой нравственности. Он должен следовать древним обычаям, слушаться амбаня и с уважением исполнять нашу волю» (цит. по [Кулешов, 1992, с. 177; Smith, 1996, р. 166]). Здесь можно упомянуть, что для поездки в Пекин Далай-лама получил от правительства России 110 тыс. китайских лянов (1 лян равнялся примерно 1,5 руб.), а перед отъездом из Пекина — еще 40 тыс. лянов.

      Прием в Пекине не способствовал установлению добрых отношений между Далай-ламой XIII и цинскими властями. Вскоре Далай-лама вернулся в Кукунор и сделал своей резиденцией монастырь Кумбум. Здесь состоялась вторая встреча духовного лидера буддистов с П.К. Козловым. Прощаясь с П.К. Козловым, Далай-лама XIII сказал: «Надеюсь, что Россия будет поддерживать с Тибетом лучшие дружеские отношения и впредь также будет присылать ко мне своих путешественников-исследователей для более широкого ознакомления как с моей горной природой, так и с моим многочисленным населением» [Козлов, 1920, с. 86]. 

      Попытка Цинов установить прямой военный контроль над Тибетом и превратить его в обычную провинцию 

      Еще в конце XIX в. Цины пытались установить свою полную власть над восточно-тибетскими княжествами. С 1896 г. началось «освоение» Кама. В том же году китайские  власти вмешались {216}в междоусобный конфликт между правителями Ньярона и вождями Чакла. Китайские войска под командованием Тан Ли заняли Дэргэ. Правитель Дэргэ бежал, его родители, взятые китайцами в плен, умерли в тюрьме в Сычуани. В 1903 г. китайские войска заняли Гартар. После того как в Ба монахи убили китайского амбаня Фэн Чэня, который находился там проездом и вмешался во внутренние дела монастыря, новая китайская армия под командованием Ма Дин-тая вступила в Кам из Сычуани и заняла Ба. 322 монаха были арестованы и казнены, их имущество конфисковано, часть монастырских строений сожжена. Вскоре в районах Ба и Чатин появились войска генерала Чжао Эр-фэна. Солдаты разрушали монастыри, убивали монахов и жителей, медные предметы культа были вывезены из Кама в Сычуань и перелиты в монету. Центром сопротивления захватчикам стал монастырь Санцилин в районе Сянчэна. В январе 1906 г. две тысячи солдат Чжао Эр-фэна с четырьмя пушками осадили Санцилин. Около полугода продолжалось сопротивление тибетцев. Только с помощью хитрости и обмана китайцам удалось ворваться в монастырь. Монахи приняли за своих сторонников отряд тибетцев из армии Чжао Эр-фэна и открыли ворота. Почти все защитники Санцилина были перебиты, а монастырь полностью разрушен [Кулешов, 1992, с. 114-115].

      В 1906 г. Цины назначили Чжао Эр-фэна «верховным комиссаром по пограничным делам» и вторым амбанем в Лхасе. Чжао Эр-фэн упразднил институт тусы в Каме [Smith, 1996, р. 170]. Опираясь на помощь своего брата, будущего генерал-губернатора Сычуани Чжао Эр-сюня (назначен в марте 1908 г.), Чжао Эр-фэн начал создавать на землях тибетцев имперскую административную систему уездов с центром в Батане. Границы уездов не совпадали с границами владений бывших тусы. В Батане в том же, 1906 г. Чжао Эр-фэн создал Высшую комиссию по пограничным делам. Затем началась планомерная оккупация территории Кама китайскими войсками.

      В 1910 г. китайские власти приняли решение  о создании здесь провинции Сикан [Кулешов, 1992, с. 254]. Жителей Сычуани  официально призывали переселяться на «свободные плодородные» земли Восточного Тибета. Однако организовать поток китайцев-переселенцев не удалось.

      Цели  Чжао Эр-фэня по колонизации Восточного Тибета хорошо видны из документа, относящегося к области Батан, в котором говорилось следующее: «Все население Батана отныне является подданным китайского императора; все налоги уплачиваются {217}китайцам; все население отныне живет по китайским законам; в ближайшее время в Батане открывается китайская школа для наставления местных жителей; каждая тибетская семья в Батане должна взять себе китайскую фамилию; жители Батана должны одеваться по-китайски» (цит. по [Кулешов, 1992, с. 117]). Осенью 1909 г. войска Чжао Эр-фэна захватили Чамдо. Из своей шеститысячной армии Чжао сформировал отборный отряд в две тысячи солдат во главе с генералом Чжун Ином для похода на Лхасу. 12 февраля 1910 г. отряд Чжун Ина вошел в столицу Тибета. Захват Лхасы китайцами сопровождался насилиями, грабежами и убийствами.

      Военные успехи подталкивали Цинов к осуществлению  давнего плана — превращению  Тибета в обычную провинцию Цинской империи. Генерал Чжао усилил деятельность по созданию пров. Сикан, простирающейся «от Дацзяньлу на востоке до перевала Танта на западе и от Вэйси на юге до Кукунора на севере» [Кулешов, 1992, с. 255]. Летом 1910 г. Чжао Эр-фэн докладывал в Пекин о том, что граница между новой провинцией и Тибетом должна проходить не более чем в 100 милях к востоку от Лхасы.

      Синьхайская революция помешала провести в жизнь  решение о создании провинции  Сикан. В 1914 г. на этой территории появился «пограничный район Чуаньбянь», но в 1924 г. он был переименован в провинцию Сикан. Однако повсеместные восстания тибетцев сковывали военные силы Чжао и китайского гарнизона в Лхасе. Летом 1911 г. Чжао Эр-фэн еще смог захватить Ньярон и изгнать оттуда тибетскую администрацию. Это был последний успех генерала, прозванного тибетцами за жестокие репрессии «Чжао-мясник». В декабре 1911 г. он был убит собственными солдатами.

      Положение в Лхасе в условиях китайской  оккупации оставалось нестабильным. Бесчинства китайских солдат вызывали сопротивление жителей. Еще в декабре 1909 г. в Лхасу возвратился Далай-лама. Но уже 13 января 1910 г. он вновь покинул столицу Тибета и в сопровождении более 100 человек (свита, охрана, слуги) ночью тайно бежал в Индию. Амбань Лянь Юй спешно организовал погоню, приказав принести ему голову Далай-ламы. 300 китайских всадников уже настигали беглецов у переправы Чхаксам через р. Цанпо, но были здесь задержаны на два дня тибетцами под командованием Дасан Дэюла. Когда караван Далай-ламы остановился у самой границы в Ятуне, преследователи вновь настигли беглецов, но не смогли помешать Далай-ламе перейти индийскую границу. Началась вторая эмиграция духовного лидера Тибета. {218}

      25 февраля 1910 г. указом цинского  императора Далай-лама вновь был  «смещен со своего поста» и амбаню в Лхасе было приказано организовать избрание его преемника. Одновременно китайцы пригласили Панчен-ламу IX, Гелек Намгьял (1883-1937), приехать в Лхасу. Панчен-лама принял приглашение. В 1911 г. он приехал в столицу Тибета, остановился сначала в соборе Джокан, затем в Норбулинке и стал выполнять некоторые функции Далай-ламы. Однако он отклонил предложение китайцев стать регентом Тибета. 

      Далай-лама в Индии 

      Далай-лама находился в Индии около двух лет. Английские власти предоставили ему резиденцию в Дарджилинге, но старались ограничить его контакты вообще и с представителями России в особенности. Далай-лама по-прежнему стремился получить поддержку со стороны царского правительства. Когда в ноябре 1910 г. его посетил русский индолог и тибетолог Ф.И. Щербатской, Далай-лама заявил ему «о своей и тибетского народа преданности России» (цит. по [Белов, 1994, с. 104]). В феврале 1912 г. русский генеральный консул в Калькутте приехал к Далай-ламе в Дарджилинг и передал ему ответное письмо царя Николая II, составленное в общих, «неполитических» выражениях. Несмотря на настойчивые хлопоты в Петербурге посланника Далай-ламы Агвана Доржиева, его призывы о помощи в решении тибетских дел, правительство России уклонилось от вмешательства в какой-либо форме. Планы Далай-ламы о поездке из Индии в Европу также не смогли осуществиться. 

      События 1911-1912 гг. и возвращение  Далай-ламы в Лхасу 

      Революция 1911-1913 гг. в Китае, провозглашение Китайской  Республики, а в Урге в декабре 1911 г. независимости Монголии, отречение цинской династии от трона в феврале 1912 г., крупные перемены в самом Тибете побудили Далай-ламу XIII вернуться в Лхасу. Там после его бегства амбань Лянь Юй попытался взять в свои руки всю полноту власти. Однако его возможности были ограничены. Цинские войска в Тибете быстро превращались в неконтролируемую вооруженную силу. Солдаты в Лхасе, Гьянцэ и Ятуне не подчинялись приказам своих командиров. При получении {219}известий о начале Синьхайской революции взбунтовавшиеся солдаты в ноябре 1911 г. напали на резиденцию амбаня — маньчжура Лянь Юя. Амбань бежал, но был схвачен и доставлен в Ши-гацэ в качестве заложника. Солдаты избрали новым амбанем генерала Чжун Ина, кстати, также маньчжура. Чжун Ин выдал бунтовщикам 250 тыс. рупий, чем на некоторое время добился повиновения с их стороны. Но в Лхасу начали собираться солдаты из гарнизонов других тибетских городов и участники боев с восставшими тибетцами. Солдаты грабили жителей, постепенно они захватили всю южную часть Лхасы. Небольшие китайские гарнизоны в Шигацэ и Гьянцэ вскоре сложили оружие и через долину Чумби ушли в Индию. Но в Лхасе еще оставались китайский гарнизон, старый амбань Лянь Юй и новый амбань Чжун Ин с личной охраной.

      24 июня 1912 г. Далай-лама выехал из  Индии в Тибет. В конце июля он остановился в семи километрах от Лхасы, поддерживая постоянные контакты со своими сторонниками в столице Тибета.

      Быстрому  изгнанию китайцев мешала внутриполитическая борьба в правящих кругах Тибета. Если монахи монастырей Сэра и Ганден приняли активное участие в борьбе с китайцами, то руководители крупнейшего монастыря Дэпун (около 8 тыс. монахов), некоторые члены Кашага не желали порывать с китайскими властями. Конфликт привел к столкновению. Прокитайские лидеры были арестованы, и восемь человек из них казнены [Shakabpa, 1967, р. 241]. Так, монахи монастыря Сэра убили без всякого суда и следствия первого колона Царон-шапэ, одного из его сыновей и несколько других высших чиновников.

      Многие  богатые жители Лхасы спешно отправили  свои семьи и ценности под защиту стен монастыря Сэра. 5 февраля 1912 г. сычуаньские солдаты окружили Сэра. В течение двух дней они обстреливали монастырь и пытались ворваться внутрь, но получили отпор от 5500 монахов, большинство из которых было вооружено. Отбив нападение, монахи монастыря Сэра вместе с другими группами вооруженных тибетцев двинулись в Лхасу [ibid., р. 240; Yа Наnhzang, 1993, р. 242-243].

      Начиная с 8 февраля и до 19 июня в Лхасе  шли бои. Наконец, 19 июня 1912 г. при  посредничестве непальского резидента в Лхасе было достигнуто соглашение. Китайские солдаты должны были передать оружие и снаряжение тибетцам. Китайцам разрешалось покинуть Тибет южным путем через Индию; им обещали предоставить транспорт и продовольствие. В Лхасе мог оставаться китайский {220}резидент, но его охрана ограничивалась 20 вооруженными людьми [Yа Наnhzang, 1993, р. 243].

      4 августа Лянь Юй и его эскорт  выехали из Лхасы в Индию.  После новых переговоров 12 августа  1912г. было достигнуто новое соглашение. Оно содержало следующие главные пункты: «1. Амбань с небольшой свитой остается в Лхасе. 2. Он сохраняет при себе 200 китайских солдат личной охраны. 3. Все остальные китайские войска сдают оружие и амуницию и возвращаются в Китай. 4. Оружие и амуниция остаются в Лхасе под печатями. 5. Тибетцам, бывшим на стороне Китая, обещается прощение. Около 500 китайских солдат с генералом Чжуном без оружия возвращаются в Китай через Индию» [Кулешов, 1992, с. 160].

      14 декабря 1912 г., после переговоров  при посредничестве непальского представителя тибетцы и китайцы заключили еще одно соглашение. В нем назначался день (16 декабря), когда китайские солдаты должны покинуть Лхасу и направиться в Китай через Индию, не делая остановок на тибетской территории. Их оружие и амуниция оставались в Лхасе под контролем непальской стороны. Тибетцы обещали предоставить транспорт и продовольствие китайским солдатам и офицерам на время их эвакуации. 19 декабря 1912г. новый амбань генерал Чжун Ин со своим отрядом под охраной гуркхов покинул Лхасу и в апреле 1913 г. пересек границу Сиккима. В 1914 г. он был обвинен во всех неудачах китайцев в Тибете, осужден и казнен в Пекине.

Информация о работе Тибет в конце XIX - начале XX в