Теория народонаселения Т. Мальтуса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Наиболее важный вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом в экономическую науку, состоит в разработке им “теории народонаселения”, в которой предпринята попытка связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ.
2. ВОПРОС О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ В ДРЕВНОСТИ.
3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ МАЛЬТУСА.
4. КЛАСИЧЕСКОЕ МАЛЬТУЗИАНСТВО И НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО.
5. КРИТИКА МАЛЬТУЗИАНСТВА.
6. РОЛЬ ТЕОРИИ МАЛЬТУАС В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

ТЕОРИЯ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ Т. МАЛЬТУСА.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

      1.ВВЕДЕНИЕ.

      2. ВОПРОС О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ В ДРЕВНОСТИ.

    3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ                                           МАЛЬТУСА.

    4. КЛАСИЧЕСКОЕ МАЛЬТУЗИАНСТВО И НЕОМАЛЬТУЗИАНСТВО.

     5. КРИТИКА МАЛЬТУЗИАНСТВА.

    6. РОЛЬ  ТЕОРИИ МАЛЬТУАС В ФОРМИРОВАНИИ  СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ КОНЦЕПЦИЙ.

     7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ВВЕДЕНИЕ. 

      ТОМАС РОБЕРТ МАЛЬТУС

      1. Даты жизни: 17 (по другим данным 14) февраля 1766 г. – 29 декабря 1834 г.

      2. Обучение: Первый и главный воспитатель - отец - помещик Даниель Мальтус (обучался в Королевском колледже в Оксфорде, был личным другом Д.Юма и Ж.-Ж.Руссо) - последователь французской философии.

      Жильберт  Уэкфильд (отказавшийся принять основные догматы английской церкви – «39 статей», сформулированных впервые при Елизавете) - профессор Варрингтонской академии, сектант и религиозный фанатик.

      3. Способности: к языкам (латинскому и греческому), к истории и к изящной литературе, к математике.

      4. Образование: Иезуитская коллегия в Кембридже (с 1785 г.). 1797 г. - степень магистра.

      5. Профессия: известный английский экономист (с 1797 г. - адъюнкт-профессор в коллегии);

      с 1805 г. (до 1834 г.) - профессор истории  и политической экономии в училище Ост-Индской компании (параллельно исполнял обязанности священника).

      6. Научная деятельность: Член Королевского научного общества, а затем, вместе с Дж.Миллем, Д.Рикардо - экономического клуба.

      С 1826 г. почетный член Санкт-Петербургской  академии наук.

      7. Работы: Первое сочинение - политический трактат под названием "Кризис", заключавший в себе резкую критику действий стоявшего тогда у власти У.Питта (однако, по совету отца, памфлет этот остался в авторском портфеле).

      «Опыт о законе народонаселения» (1798 г.), «Начала политической экономии» (1820 г.), «Природа и возрастание ренты» (1811 г.).

      Наиболее  важный вклад, внесенный Т. Р. Мальтусом  в экономическую науку, состоит  в разработке им “теории народонаселения”, в которой предпринята попытка  связать между собой экономические и демографические факторы. Следует заметить, что в мальтусовой постановке этого вопроса указанная взаимосвязь оказывается двусторонней: как экономические процессы влияют на изменение численности населения, так и демографические факторы оказывает воздействие на развитие экономики. Конечно, попытки установить подобного рода зависимость предпринимались и ранее, но именно работы Мальтуса заложили основу для дальнейшего развития демографического направления в экономической науке. Творчество этого ученого формировалось в основном в первой четверти XIX в., но результаты его научных изысканий ценны и для современной экономической теории. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ВОПРОС О НАРОДОНАСЕЛЕНИИ В ДРЕВНОСТИ. 

      Именем  Мальтуса названа социально-экономическая теория - мальтузианство - широко распространившаяся в общественной мысли, особенно в политической экономии конца девятнадцатого века.

      Чтобы вполне понять как ту научную важность, которую имеет «Опыт о народонаселении», так и то непосредственное впечатление, которое Мальтус произвел своей книгой на современников, нам нужно обратиться сначала к истории различных взглядов на народонаселение, господствовавших в прежние времена. Пересмотрев, хотя бы вкратце, соответствующие учения писателей древности, средних веков и просветительной эпохи, мы ясно представим себе, что нового по данному вопросу внес «Опыт о народонаселении», а также, почему этому сочинению посчастливилось привлечь к себе всеобщее внимание и получить такую громкую известность. Мы начнем с самой глубокой древности, насколько нам это позволяют скудные сведения, сообщаемые древними авторами.

      В описаниях путешественников и этнографов часто приходится читать о той  исключительной плодовитости, которой  будто бы отличаются низшие расы. Обширные семьи дикарей охотно противопоставляются при этом современной, цивилизованной семье, не заключающей в себе обыкновенно более четырех, пяти членов.

        Хотя весьма быстрое размножение  некультурных народов наблюдалось  действительно неоднократно, тем  не менее, в той общей форме, в какой высказывается это наблюдение, оно не может считаться фактом, столь прочно установленным, как другой факт - значительная смертность среди тех же некультурных племен. Близко стоя к природе и находясь от нее в особенно сильной зависимости, дикие племена немало страдают от всяких стихийных бедствий, непогоды, засухи, неурожая, им достается труднее нашего победа над дикими зверями, а особенно много крови и сил тратится ими в борьбе друг с другом из-за обладания скотом или пастбищем. Та убыль в их рядах, которая причиняется повальными болезнями, особенно губительными среди дикарей, борьбой с природой и неустанными междоусобными войнами, должна пополняться естественным приростом населения.

      Что бы нам ни говорили о быстроте этого  роста, но, видно, убыль народонаселения бывала так велика, что путем естественного размножения она восполнялась чересчур медленно, потому что законодательства, религия и обычаи древности находят нужным всячески покровительствовать и содействовать, возможно, большему размножению народонаселения.

      Таким образом, в Персии, как передает Геродот, цари назначали особые денежные награды  тем из своих подданных, которые  имели больше детей. В Иудее считалось  позорным не иметь потомства, и потому от участия в управлении отстранялись евнухи и люди бездетные. Индийский закон не допускал к свидетельству на суде женатого, но бездетного человека. 
Китайцы с особенным уважением относились к тем, кто имел большое потомство, видя в последнем благословение Божие.

      Такого  рода взгляд был свойственен не им одним, но многим патриархальным народам. В Греции и в Риме мы встречаемся также с особенным покровительством браку и размножению. Некоторые исследователи объясняют его религиозными причинами и семейным культом умерших, требующим непрерывного продолжения рода; большинство же ученых склоняется к тому, чтобы видеть в этом покровительстве проявление государственной заботливости и верховенства древнего государства над личностью и семьей.

      Действительно, знакомясь с законодательством  Спарты, убеждаешься в том, что интересы семьи представлены им очень плохо, зато суверенитет государства, иногда даже в ущерб семейной автономии, выдвинут с поразительной резкостью. Семья рассматривается законами Ликурга не как воспитательница молодого поколения и не как самодовлеющая единица, но как официальное учреждение в общем интересе, имеющее целью снабжать государство достаточным количеством здоровых и сильных граждан. Сообразно такому взгляду закон предписывает каждому спартанцу в определенном возрасте вступать в определенный брак; правительство могло преследовать граждан за нарушение этого постановления и привлекать к суду как за чересчур поздний, так и за дурной, не соответствующий видам государства брак. Так как при этом спартанские женщины не отличались плодовитостью, и семьи в Спарте были обыкновенно немноголюдны, существовал, по словам Аристотеля, обычай награждать деньгами отцов, имевших по три, четыре взрослых сына. 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ТЕОРИИ  НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ МАЛЬТУСА. 

      Теория  народонаселения, выдвинутая Мальтусом, изложена им в работе “Опыт о законе народонаселения …”, вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году. 
Изначальной целью своего исследования Мальтус ставит “улучшение жизни человечества”. Надлежит заметить, что в изложении своих идей Мальтус широко использует не только экономические, но и социологические, натурфилософские, этические и даже религиозные понятия и концепции. 
Изложение своей теории Т. Р. Мальтус начинает с того, что постулирует некий всеобщий “биологический закон”, которому подчиняются все живые существа - “великий и тесно связанный с человеческой природой закон, действовавший неизменно со времени происхождения сообществ”. 
Этот закон “состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи”. Далее, ссылаясь на результаты доктора Франклина, Мальтус указывает на ограничение рассматриваемого процесса размножения, отмечая следующее: “единственной границей воспроизводительной способности растений и животных является лишь то обстоятельство, что, размножаясь, они взаимно лишают себя средств к существованию”.

      Однако если у животных инстинкт размножения не сдерживается ничем, кроме указанного обстоятельства, то человек обладает разумом, который в свою очередь играет роль ограничения, накладываемого человеческой природой на действие приведённого выше биологического закона. Побуждаемый тем же инстинктом размножения, что и другие существа, человек удерживается голосом разума, внушающим ему опасение, что он будет не в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей себя и своих детей.

      В основу своей теории Мальтус положил  результаты исследований динамики изменения  численности населения Северо-Американских территорий, в то время ещё колоний Соединённого Королевства и других государств Старого Света, во второй половине XVIII-го века. Он заметил, что количество жителей наблюдаемых территорий удваивается через каждые 25 лет. Из этого он делает следующий вывод: "Если размножение населения не встречает никакого препятствия, то оно удваивается каждые двадцать пять лет и возрастает по геометрической прогрессии". Позднее критики теории Мальтуса указывали на ошибочность этого вывода; они подчёркивали, что основной причиной увеличения населения колоний Северной Америки были миграционные процессы, а не биологическое размножение.

      Вторым  основанием теории Мальтуса стал закон  убывающего плодородия почв. Суть этого  закона заключается в том, что  производительность сельскохозяйственных земель убывает со временем, и для того, чтобы расширять производство продуктов питания, следует осваивать новые земли, площадь которых хотя и велика, но всё-таки конечна. Он пишет: “Человек стеснен ограниченным пространством; когда мало-помалу... будет занята и возделана вся плодородная земля, увеличение количества пищи может быть достигнуто не иначе, как только путем улучшения занятых ранее земель. Эти улучшения, по самым свойствам почвы, не только не могут сопровождаться постоянно возрастающими успехами, но, наоборот, последние будут постепенно уменьшаться, в то время как население, если оно находит средства существования, возрастает безгранично, и это возрастание становится, в свою очередь, деятельной причиной нового возрастания”. В итоге Мальтус делает вывод о том, что "средства существования в самых благоприятных условиях для труда ни в коем случае не смогут возрастать быстрее, чем в арифметической прогрессии".

      Таким образом, Мальтус приходит к выводу о том, что жизнь человечества при сохранении наблюдаемых тенденций со временем может лишь ухудшаться. Действительно, производство средств существования расширяется медленнее, чем растет численность населения. Рано или поздно потребности населения превзойдут доступный уровень необходимых для его существования ресурсов, и начнется голод. В результате такой неуправляемой эволюции человечества по Мальтусу создаются "лишние" люди, каждому из которых уготована тяжёлая участь: "На великом пиршестве природы для него нет прибора. Природа приказывает ему удалиться, и если он не может прибегнуть к состраданию кого-либо из окружающих, она сама принимает меры к тому, чтобы ее приказание было приведено в исполнение".

      Однако  в действительности, как отмечает Мальтус, рост населения происходит не беспрепятственно. Он сам замечает, что тезис об удвоении населения каждые двадцать пять лет в действительности не имеет места. Нетрудно посчитать, что в противном случае за 1000 лет население увеличилось бы в 240 раз, то есть если бы в 1001 году нашей эры на Земле проживало бы два человека, то в 2001 году – уже более 2 Х 1012, или два триллиона человек, что примерно в триста раз превышает фактическое сегодняшнее значение (примерно шесть миллиардов). Такое размножение, по Мальтусу, возможно лишь при некоторых специфических условиях, а в реальной жизни человек сталкивается с различными “преградами”, которые можно классифицировать следующим образом:

      1. Нравственное обуздание: “Долг  всякого человека состоит в  том, чтобы решаться на брачную  жизнь лишь тогда, когда он  может обеспечить свое потомство средствами существования; но в то же время необходимо, чтобы склонность к брачной жизни сохранила всю свою силу, чтобы она могла поддержать энергию и пробудить в безбрачном человеке стремление достигнуть трудом необходимой степени благосостояния”.

      2. Пороки: “Распущенность, противоестественные  связи, осквернение супружеского  ложа, ухищрения, предпринимаемые  для сокрытия последствий преступной  и противоестественной связи”.

      3. Несчастья: “вредные для здоровья  занятия, тяжкий, чрезмерный или подвергающий влиянию непогоды труд, крайняя бедность, дурное питание детей, нездоровые жизненные условия больших городов, всякого рода излишества, болезни, эпидемия, война, чума, голод”.

      Тем не менее, численность населения  всё же растёт довольно быстрыми темпами, так что проблема голода в судьбе человечества рано или поздно станет решающей. Из своих рассуждений Т.Р. Мальтус делает следующие выводы: “Если при настоящем положении всех исследуемых нами обществ естественное возрастание населения постоянно и неуклонно сдерживалось каким-либо препятствием; если ни лучшая форма правления, ни проекты выселений, ни благотворительные учреждения, ни высшая производительность или совершеннейшее приложение труда, - ничто не в силах предупредить неизменного действия этих препятствий, тем или иным образом удерживающих население в определенных границах, то из этого следует, что порядок этот есть закон природы и что ему необходимо подчиняться; единственное обстоятельство, предоставленное в этом случае нашему выбору, заключается в определении препятствия, наименее вредного для добродетели и счастья. Если возрастание народонаселения неизбежно должно быть сдержано каким-либо препятствием, то пусть лучше таковым окажется благоразумная предусмотрительность относительно затруднений, порождаемых содержанием семьи, чем действие нищеты и страданий”. В качестве одного из решений указанной проблемы Мальтус предлагал посильное "воздержание" от деторождения.

Информация о работе Теория народонаселения Т. Мальтуса