Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 21:32, контрольная работа
Целью работы является всесторонне изучить и проанализировать сочинение «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества», написанное английским ученым Т. Мальтусом.
Для полного раскрытия темы в I главе будут освещены биография Т. Мальтуса, а также наиболее известные работы Т. Мальтуса, которых не так уж и много.
Введение……………………………………………………..................................3
Глава I.
§ 1.1. Биография Т.Мальтуса………………………………………….……........4
§ 1.2. Наиболее известные работы Т. Мальтуса……………………………...5-6
Глава II.
§ 2.1. Теория народонаселения Т. Мальтуса…………………………………7-9
§ 2.2. Ошибки мальтусовской теории………………………………………10-11
§ 2.3. Значение теории народонаселения в развитии
экономической науки……………………………………………….…11-12
Заключение…………………………………………………….............................13
Список использованной литературы……………………………….…..………14
Сведя причину бедности к простому соотношению темпа прироста населения с темпом прироста жизненных благ, теория Мальтуса, послужила и обоснованием соответствующей экономической политики. Он утверждал, что заработная плата всегда будет определяться точным минимумом (минимальным количеством средств для поддержания физического существования). По его мнению, если заработная плата в силу роста спроса на труд превысит прожиточный минимум, «неумеренная склонность к размножению» приведет к росту населения, предложение труда увеличится, и заработная плата опять вернется к исходному уровню1. Иными словами, нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами. Возможно, именно эта идея и объясняет такую невероятную популярность работы Мальтуса.
Естественно, в рамках своей концепции, Мальтус не мог предложить рабочим для улучшения своего положения ничего, кроме морального, нравственного обуздания. Считая, что всякая сознательная попытка улучшить условия жизни будет «сметена неодолимой людской массой», Мальтус выступал против «законов о бедных»2 и повышения заработной платы. По мнению Мальтуса «Законы о бедных», делали воздержание излишним и поощряли неблагоразумных, предлагая им часть доходов благоразумных и трудолюбивых, поскольку, помощь осуществлялась за счет взимания налогов с последних. Кром того, рост населения, спровоцированный помощью неимущим, увеличивал бы цены на продукты сельского хозяйства, снижая уровень реальной заработной платы для работающих. Мальтус часто повторял, что любые попытки побороть нищету, прибегая к государственным субсидиям или к частной благотворительности, могут только ослабить главное ограничение роста населения — необходимость для каждого самому заботиться о себе и полностью отвечать за свою непредусмотрительность
Примечательно, что, не смотря на столь жесткую позицию по отношению к неблагоразумным, Мальтус стал на менее мрачную точку зрения относительно будущего человечества. Он выразил надежду на возможность ограничения роста человечества с помощью репрессивного обуздания, то есть на основе соблюдения нравственных принципов, а не за счет прогрессивного сокращения населения (болезней и бедствий), которое в будущем люди научатся не допускать.
В центре внимания мальтузианской теории народонаселения была проблема ограниченных ресурсов земли. Одной из основных посылок данной теории являлось утверждение о невозможности увеличивать средства существования (под которыми подразумевались продукты питания) теми же темпами, которые свойственны росту населения, так как ресурсы Земли ограничены, и дополнительные вложения труда и капитала в землю будут обеспечивать все меньший и меньший прирост продукции, так как с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества, дающие все меньшую отдачу. Мальтус полагал, что накопление капитала и изменения в технологиях никогда не смогут компенсировать ограниченность природных ресурсов.
Эта
теория получила название теории убывающего
плодородия почвы, которая явилась
прообразом теории убывающей предельной
производительности.
§ 2.2. Ошибки мальтусовской теории
Споры о правильности теории народонаселения и выводов, сделанных Т. Мальтусом на ее основе, продолжаются уже более 200 лет. Совершенно невероятный успех, ни с чем несравнимый в истории экономической мысли, который принесла Т.Мальтусу его теория народонаселения, не освобождает его от ошибок.
Большинство ученых экономистов сходятся на том, что теория народонаселения ошибочна, так как построена на не совсем корректных данных. Дело в том, что для своих расчетов Мальтус использовал данные характеризующие темпы роста населения в Северной Америке, где население росло в большей степени за счет иммиграции, чем за счет естественных факторов. То есть он не учитывал разницу между числом иммигрантов в США и числом родившихся в этой стране.
Второй ошибкой в сочинении Мальтуса считают то, что он, основываясь на рутинном состоянии сельскохозяйственной техники и оборудования, никак не мог предположить, что уже во второй половине XIX века технический прогресс в аграрном секторе промышленности позволит значительно увеличить производство сельскохозяйственной продукции при резком сокращении занятых в сельском хозяйстве трудовых ресурсов. Однако, в последние десять — пятнадцать лет проявились новые тенденции в динамике мирового производства продовольствия. Объемы производства основных сельскохозяйственных культур в силу ряда причин снижаются. Если раньше показатели производства продовольствия в расчете на душу населения росли, то теперь они снижаются. Согласно прогнозам демографов население планеты к 2030 г. увеличится с 6 до 9 млрд человек. В результате обострится дефицит продовольственных ресурсов. Таким образом, мрачное предположение Мальтуса о голоде в виду перенаселения планеты в будущем может снова обрести актуальность.
Третья ошибка в теории народонаселения была выявлена временем. Мальтус был убежден, что рост средств существования немедленно вызовет реакцию в виде увеличения рождаемости и численности населения. В действительности эта тенденция не только не является абсолютной, но на определенной стадии развития общества явно уступает место прямо противоположной. Вопрос об автоматических ограничителях рождаемости, кроме «страха голода», обсуждался уже в начале XIX в. Английский экономист Н. Сениор (1790—1864) подчеркивал, что желание сохранить свой уровень жизни, надежда перейти к более высокому социальному статусу — это такие же сильные мотивы поведения, как и стремление к продолжению рода. Поэтому с повышением жизненного уровня вступают автоматические ограничители роста населения. Мальтус отрицал практическое значение для трудящихся классов такого мотива, как «желание улучшить свои условия», и с особым упорством отвергал утверждение Сениора, что этот мотив автоматически становится ограничителем рождаемости. Время доказало, что с повышением уровня жизни народа в известных пределах рождаемость самопроизвольно снижается.
Т.Мальтуса и сам признавал, что может ошибаться, и это заслуживает уважения. Он писал, что, познакомившись с его трудом, «всякий читатель должен признать, что, несмотря на возможные ошибки, практическая цель, которую преследовал автор этого сочинения, состояла в улучшении участи и увеличении счастья низших классов общества».
§ 2.3. Значение теории народонаселения в развитии экономической науки.
Не смотря на ошибочность многих положений мальтусовской теории, проблема, которую он выдвинул, не была мнимой. Центральная идея теории о влиянии численности и темпов прироста населения на благосостояние общества в принципе верна и актуальна. В особенности для стран «третьего мира», где из-за низкой эффективности экономики сохраняется низкий уровень жизни и традиционно не используются меры искусственного ограничения рождаемости. К счастью, его расчеты, которые должны были с достоверностью подтвердить вытекающие из нее прогнозы, оказались нереальными.
В
теории Мальтуса важна постановка проблемы
— учета демографических
Заслуга Т.Мальтуса еще и в том, что он впервые предпринял попытку увязать проблемы экономического роста и роста народонаселения, ибо до него в экономической науке считалось как бы «бесспорным», что в условиях либеральной экономики, чем больше численность населения и темпы его роста, тем якобы благотворнее это скажется на развитии национального хозяйства, и наоборот. Таким образом, Мальтус, в отличие от Смита, выдвинул положение, согласно которому рост населения является не позитивной основой богатства, а его тормозом в связи с сокращением возможностей обеспечения населения жизненными благами. Эта теория разделялась многими представителями классической школы (например, Дж. Ст. Миллем).
Как полагал А.Маршалл, Мальтус может претендовать на место в ряду основателей историко-экономической науки, так как строит свое исследование на очень большом количестве и тщательном подборе фактов. Своеобразие методологических принципов Т.Мальтуса очевидно из того, что он, безоговорочно принимая концепцию экономического либерализма, смог в то же время с научных позиций обосновать свое предвидение взаимосвязи темпов роста экономики и народонаселения. Ведь его теория народонаселения стала, неотъемлемой частью методологической базы Давида Рикардо, и многих других ученых с мировым именем. Причем с точки зрения новизны методологии ценность мальтусовской теории народонаселения состоит в том, что она позволяет получить важные аналитические выводы для выработки соответствующей национальной экономической политики по преодолению причин бедности, обусловленных простым соотношением темпа прироста населения и темпа прироста жизненных благ, определяемых так называемым прожиточным минимумом. Теория народонаселения Т. Мальтуса стала неотъемлемой частью методологической базы и Ч. Дарвина. В 1859 г. в работе «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за существование» Дарвин предложил эволюционную теорию, которая если перевести ее в современных экономических терминах может быть представлена как «экономическая модель конкуренции за ограниченные ресурсы, в которой отбор осуществляется на индивидуальном уровне».
Таким
образом, интересно то, что «Теория народонаселения»
являясь экономическим сочинением, послужило
развитию в большей степени других общественных
наук. Мальтус впервые употребил термин
«борьба за существование». Он привнес
идею естественного отбора и связал последний
с борьбой за ограниченные ресурсы. Мальтус
был первым, кто не только обратил внимание
на борьбу как на необходимую составляющую
процесса развития, но и указывал на динамическую
роль разнообразия. Уже в то время подобная
позиция повлекла за собой серьезные общественно-политические
последствия. В данном случае имеется
в виду критика им популярных в то время
утопических идей как противоречащих
представлению об эволюционном характере
общественного развития. Эволюционный
подход не только противостоял утопизму,
но и подрывал идею Бога, что и определило
революционное значение дарвиновской
теории для общества и науки XIX в. Если
теория социально-экономической динамики
Мальтуса еще отводила Богу заметное место
— во всяком случае, Мальтус пытался примирить
борьбу за выживание с существованием
Бога, то привнесение эволюционных идей
в биологию привело к тому, что оказалась
подорванной, xoтя и до сих пор не полностью
отброшенной, идея создания.
Заключение.
В данной работе рассмотрена работа английского ученого Т. Мальтуса «Теория народонаселения Т. Мальтуса и ее значение в развитии экономической науки».
В I главе освещены биография Т. Мальтуса, а также наиболее известные работы Т. Мальтуса. Рассматривая биографию Мальтуса, на мой взгляд, можно предположить, что все его воззрения происходили из того, что он вырос в семье помещика и получил духовное образование. Так как, если бы он был из рабочего сословия, ему вряд ли бы пришла в голову мысль, что его нищета, это только его заслуга, и что, заводя и растя много детей, он только ухудшает свое и общее экономическое положение.
Второй параграф первой главы анализирует наиболее известные произведения Т.Мальтуса, которых, не считая «Опыта о законе народонаселения», всего два: «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» и «Принципы политической экономии». Но высказанные в данных сочинениях положения существенно не отличались от высказанных уже ранее другими экономистами. Единственным, на мой взгляд, привнесенным Т. Мальтусом вкладом в разработку классической политической экономии и концепции рыночных экономических отношений, из этих работ была разработка теории воспроизводства, в части спроса «третьих лиц». Но эта идея произвела такого успеха, как закон народонаселения. Поэтому, я считаю, что Т. Мальтуса правильно называют «автором одной идеи».
Вторая глава работы подробно рассказывает о книге «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества», ошибках, сделанных в ней, и значение данного сочинения для развития экономической науки».
Выводы из второй главы таковы: в статистических данных Мальтуса был целый ряд ошибок, принятых им как исходные положения. Исторический опыт показал, что при повышении материального и культурного уровня населения проявилась тенденция к снижению рождаемости. Не выдержал испытание временем «закон убывающего плодородия почв»: население Европы значительно возросло и решило проблему бедности при практически неизменных сельскохозяйственных площадях. С другой стороны, для некоторых стран Азии и Африки проблема, поставленная Мальтусом, не тратила актуальности, так как высокий уровень рождаемости, сопровождаемый низкими темпами роста производства, становится причиной голода, эпидемий и смертности.
Список использованной литературы
Информация о работе Теория народонаселения Т. Мальтуса и ее значение в развитии экономической науки