Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 18:37, контрольная работа
Ки́евская Ру́сь, или Древнеру́сское госуда́рство - средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей.
В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.
Введение....................................................................................................... 3
Контрольный теоретический вопрос ........................................................ 4-9
Заключение................................................................................................... 9
Контрольные тестовые задания ................................................................. 10
Контрольное аналитическое задание......................................................... 11
Список литературы ..................................................................................... 12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
Истории экономики, политики и культуры
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «История России»
с использованием
компьютерной обучающей программы
Вариант
№ 6
Преподаватель:
______________________________
Студент 1 курса:
______________________________
(Ф.И.О.)
______________________________
(факультет)
______________________________
(№
личного дела, №
группы)
Москва – 2011
План работы
Стр.
Введение...................... |
3 |
Контрольный
теоретический вопрос .............................. |
4-9 |
Заключение.................... |
9 |
Контрольные
тестовые задания .............................. |
10 |
Контрольное
аналитическое задание......... |
11 |
Список
литературы .............................. |
12 |
Ки́евская
Ру́сь, или Древнеру́сское
госуда́рство - средневековое государство
в Восточной Европе, возникшее в IX веке в
результате объединения
В период наивысшего
расцвета занимала территорию от Таманского
полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на
западе до верховьев Северной Двины на
севере. К середине XII века вступила в состояние раздробленности и
фактически распалась на полтора
десятка отдельных русских княжеств, управляемых
разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до
монгольского нашествия (1237—1240) Киев
Тенденции и особенности исторического развития Руси в киевский период (862-1132)
Особенность формирования государственной власти в Древней Руси. Проблема происхождения государства у восточных славян. Критика «норманнской теории». Специфика геополитической ситуации и её влияние на характер политического, социально-экономического и культурного развития Руси. Цивилизационное значение христианизации Руси.
Ответ: «С 862 г, Рюрик, согласно “Повести временных лет”, утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности. Рюрик обосновался в Новгороде, один из его братье, Синеус, на Белом озере (ныне Белозерск Вологодской области), другой, Трувор – в Изборске. Через два года братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. После смерти Рюрика, власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879 – 911). В 882 г. Олег предпринял поход на Киев, где в это время правили Аскольд и Дир. С помощью обмана воины Олега убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.
После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 г. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря, Древляне на вече решили перебить дружину Игоря и казнить князя.
После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила за убийство мужа. Первое посольство древлян было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру по приказу Ольги были перебиты подвыпившие древляне.
В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
Святослав (964 –
972), сын Игоря и Ольги, был
талантливым полководцем и
Святослав в ходе своих многочисленных походов начал присоединение земель вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, овладев Тмутараканью на Таманском полуострове, отразил натиск печенегов. Он попытался приблизить границы Руси к Византии и включился в болгаро-византийский конфликт, а затем повел упорную борьбу за Балканский полуостров. В период успешных военных действий Святослав даже подумывал о перенесении столицы своего государства на Дунай в город Переяславец, куда, как он считал, будут «сходиться блага из разных стран» : шелк, золото, утварь Византии, серебро и скакуны из Венгрии и Чехии, воск, мед и т. д. Однако борьба
А с Византией окончилась неудачно. По дороге в Киев Святослав в 972 г. Попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит.
После гибели Святослава великим князем стал его старший сын Ярополк (972-980). Его брат Олег получил Древлянскую землю. Третий сын Святослава Владимир получил Новгород. В начавшейся через пять лет между братьями междоусобице Ярополк разбил древлянские дружины Олега. Сам Олег погиб в бою.
Владимир вместе с Добрыней бежал «за море», откуда через два года вернулся с наемной варяжской дружиной. Ярополк был убит. Владимир занял великокняжеский престол.
При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились "заставы богатырские", защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью городов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлекала греческая вера.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
"Божий
слуга" государь был, по
Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.
Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.
Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.
Народные восстания в 60-70-х гг. XI в. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Ярославичи) — Изяслав (ум. 1078 г.), Святослав (ум. 1076 г.) и Всеволод (ум. 1093 г.) от половцев.
В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069 г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.
Правда Ярославичей. Восстания конца 60-х начала 70-х годов XI в. потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей, получивших название "Правды Ярославичей" (в отличие от первой части кодекса — "Правды Ярослава"). Смысл дополнений защитить имущество феодала и его вотчину. Из "Правды Ярославичей" мы узнаем об устройстве вотчины. Центром ее был княжеский или боярский двор. На нем располагались хоромы князя или боярина, дома его приближенных, конюшни, скотный двор. Во главе управления вотчиной стоял княжеский дворецкий огнищанин (от слова "огнище" — дом). Кроме него существовал княжеский подъездной, назначаемый для сбора налогов.
Информация о работе Тенденции и особенности исторического развития Руси в киевский период (862-1132)