Татаро-монгольское нашествие и установление ига на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:32, контрольная работа

Описание работы

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии – одной наиболее развитых стран тогдашнего мира – оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Содержание

Введение.
Монгольское войско.
Битва на реке Калке.
Поход на Русь
Подготовка.
Оборона Рязани.
Завоевание северо-восточной Руси.
Взятие Киева.
4. Русь и Орда.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

    31 марта 1340 г. скончался Иван Калита и был похоронен в Архангельской церкви Кремля. Следующим московским и великим владимирским князем хан Узбек сделал его старшего сына Симеона, ставшего «рекордсменом» по частоте поездок в Орду: за 13 лет своего княжения он побывал там 6 раз. Симеон Гордый, старший сын Ивана 1 Калиты, продолжал политику отца, укрепляя могущество Московского княжества, не вступая в конфликты с Ордой и присоединяя к своим владениям новые территории. Утвердив его во Владимире, Узбек, однако, урезал подвластные ему территории, выделив в 1341 г. из Владимирского особое Нижегородское княжество, которое передал суздальскому князю Константину Васильевичу. Тем самым хан стремился ослабить чрезмерно усилившееся Московское княжество, а прибегать к прежней тактике и поддерживать Тверское княжество становилось опасно из-за тесных литовско-тверских династических связей. Теми же соображениями руководствовался и новый хан Джанибек, вступивший на престол в 1342 г. Симеон и Константин Суздальский в 1343 г. приехали в Орду, чтобы решить судьбу нижегородского княжества, и хан встал на сторону слабейшего князя – Константина. Год спустя Симеон вновь отправился в степь, где утвердил за собой и своими потомками права на рязанское левобережье Поочья, «свободное» после кончины рязанских Александровичей (Пронских). Новая поездка Симеона в Орду в 1347-1348 гг. принесла ему права на Юрьевское княжество. Хан Джанибек после смерти в 1353 г. Симеона Гордого оставил владимирское великое княжение его младшему брату Ивану Красному, а не Константину Нижегородско-Суздальскому, которого поддерживали бояре Великого Новгорода.

    В 1357 г. после заговора и смены власти в Орде новый хан Бердибек сохранил за Иваном Красным великое княжество  Владимирское, а два года спустя передал ярлык на него 9-летнему сыну Ивана 11 Дмитрию.

    Летом 1362 г. после «тяжбы» в Орде киличеев (уполномоченных послов) Дмитрия Московского  и Дмитрия Суздальского первый получил  от хана Мурада ярлык на владимирский стол «по отчине и по дедине» (и  позднее вынудил суздальского князя отказаться от претензий на Владимир). Как отметил А.А.Горский, «…за три года, используя собственный потенциал и «неустроение» в Орде, Москва восстановила позиции, существовавшие до смерти Ивана Ивановича».

    В 1360-х гг. в Золотой Орде началась «Великая замятия». После убийства хана Бердибека (1359) на сцену выступил темник (военачальник) Мамай, при Бердибеке занимавший одну из главных должностей в его администрации – беклярбека. Мамай не принадлежал к роду Чингизидов (хотя и был женат на дочери Бердибека) и поэтому не смог стать ханом. Он провозгласил ханом Золотой Орды  своего ставленника Абдуллаха, однако другие претенденты на престол не признали его. В результате Золотая Орда раскололась: под контролем Мамая оказалась её западная часть – от Крыма до правого берега Волги. Временами ему удавалось овладеть столицей Золотой Орды Сараем. После смерти Абдуллаха в 1369 г. новым ханом Мамаевой Орды (подвластных Мамаю земель был провозглашён 8-летний Мухаммед-Буляк (Мухаммед-Булак). Мамая стали все больше воспринимать как узурпатора.

    В 1362 г. Мамай выдал ярлык на великое  княжение Дмитрию Ивановичу Московскому.  С этого времени начинаются регулярные дипломатические сношения Москвы и  Мамаевой Орды, из-за чего новый сарайский  хан Азиз зимой 1364-1365 гг. отдал владимирский стол Дмитрию Суздальскому, тем самым дав понять Дмитрию Ивановичу, что более не признаёт Москву главой «русского улуса».

    Ослабление  верховной власти и раздробленность  Орды привели ко множеству пограничных  конфликтов. Летом 1365 г. князь Тагай, захвативший в 1361 г. Мордовский улус, совершил набег на Рязанское княжество, захватил столицу Переяславль и ограбил окрестности. Отряд Тагая, двинувшийся в обратный путь с награбленной добычей, настигли войска Олега Ивановича Рязанского, Владимира Пронского и Тита Козельского и практически полностью уничтожили. Объектом грабежа становились и ордынские земли: новгородские ушкуйники в 1361 г. добрались до булгарского города Жукотина (Джаке-тау), захватили и разграбили его, что сильно разгневало центральное ордынское правительство, под давлением которого русские князья выловили грабителей и выдали их татарским послам. Русские полки особенно часто стали совершать походы против татарских улусов в конце четырнадцатого – начале пятнадцатого веков: в 1370 г. и весной 1377 г.(на Булгарский улус), зимой 1377 г. (на Мордовский улус), зимой 1399-1400 гг.(на Булгарский улус), 1400 г.(на Червленый Яр) и 1431 г. (на Булгарский улус).

    Начало 1370-х гг. ознаменовалось переориентацией  русских князей с сарайских ханов на ханов Мамаевой Орды (отделившейся от сарайского правительства к осени 1361 г.). С начала 1370-Х гг. Дмитрий Московский вступил в противостояние с Мамаем, воспротивившись решению последнего передать великое княжение Владимирское Михаилу Александровичу Тверскому (зима-весна 1371г.). и хотя летом 1371 г. Дмитрий Иванович в ставке темника получил желанный ярлык, «замирения» не состоялось и отряды Мамая периодически нападали на русские земли. Летом 1378 г. был разорён Нижний Новгород с окрестностями, а другой отряд, шедший на Москву , остановили у реки Вожжи объединенные силы Дмитрия Донского и Даниила Пронского, в сентябре разорению подверглось Рязанское княжество.

    С 1379 г. темник подчинил весь Северный Кавказ. Для большого похода на Русь он мог выставить до 70000 воинов (без наёмников).

    Русские сошлись с ордынцами 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле. Дмитрий Московский форсировал Дон и выстроил полки: в центре – большой полк; по флангам – полки правой и левой руки: передовой (авангард) и сторожевой (частный резерв) полки; засадный полк (общий резерв). Сражение началось около одиннадцати часов. Ордынской коннице удалось разгромить передовой полк. Затем татары нанесли главный удар по центру (большому3 полку) и полку левой руки. Завязалась ожесточенная борьба, которая длилась около трех часов. Ордынцам удалось прорваться через левое крыло большого полка. Вступивший в бой частный резерв (сторожевой полк) не смог восстановить положение и вынужден был отступить. Конница Мамая устремилась в тыл боевого порядка русских войск. Но тем самым татары подставили свой фланг и тыл под удар засадного полка. Внезапная и стремительная атака засадного полка во главе с Владимиром Андреевичем Серпуховским и Дмитрием Михайловичем Боброком-Волынским по флангу и в тыл татар решил исход битвы. После его вступления в бой основные московские силы перешли в контрнаступление, и татары оборотились в бегство. Русские полки осуществляли стратегическое преследование врага на протяжении 50 км. Силы Мамая не были полностью уничтожены: в кратчайшие сроки он собрал войско для нового похода на Русь, но, узнав о приближении Токтамыша, повернул отряды против него. Однако подчиненные Мамаю татарские князья предали его и присягнули Токтамышу, темник бежал и вскоре был убит. Так осенью 1380 г. Токтамыш, воцарившийся с помощью Тимура в заволожской части Орды, присоединил к своим владениям Мамаеву Орду и отправил послов на Русь. Русские князья, в частности Дмитрий Донской, формально признали власть нового хана.

    Разгром Мамая коренным образом ничего не изменил в отношениях с Ордой, более того, способствовал её объединению и быстрому восстановлению под властью Токтамыша, а потери русской стороны ( в частности, погибли 5 князе и множество воевод; к сожалению точно оценить общие потери русского войска не представляется возможным). По итогам противостояния начала 1380-х гг. ханы Золотой Орды все же признали главенствующее положение Москвы в Северо-Восточной Руси (Дмитрий Донской передал своему сыну великое княжение по завещанию как «отчину», а Василий 1 Дмитриевич получил ярлык, не являясь в ставку хана.

    Летом  1382 г. Московское и Рязанское княжества подверглись ордынскому нашествию: великий хан Токтамыш  выступил походом на Русь с целью заставить великого князя Московского выполнять вассальные обязательства и взял Москву, что в итоге восстановило зависимость русских княжеств от Орды.

    Как ни парадоксально, разгром Мамая  объединенными силами русских князей способствовал быстрому восстановлению Золотой Орды под властью Токтамыша.

    К концу четырнадцатого века Тимур (Тамерлан) сколотил огромную державу, завоевав Среднюю  Азию, Персию, Закавказье и Малую  АЗИЮ. В Золотой Орде он поставил Токтамыша, однако вскоре тот взбунтовался против своего сюзерена – началась затяжная междоусобная война 91384-1391). В 1391 г. Тимур выступил в поход на Орду. В начале марта он двинулся на Дербент , разграбил земли до реки Терек, а затем уничтожил авангард Токтамыша. Основные силы сошлись 15 апреля 1395 г. ордынцы потерпели сокрушительное поражение, а Токтамыш бежал в Булгар.

    Летом великий князь Московский начал  собирать войска, так как Тимур  вполне мог вторгнуться в русские  земли. В начале августа, когда войска Тимура взяли Елец, Василий Дмитриевич выдвинул войска к Оке и Коломне. Но 26 августа Тимур решил отвести полки.

    Войска  Тимура спустились вниз по течению  Дона и взяли штурмом город  Азак (Азов). Затем авангард достиг Кубани и разграбил черкесов. Зимой 1395 г. были разорены Астрахань и Сарай. Весной 1396 г.войска Тимура через Дербент вернулись в Закавказье. Уже туда к Тимуру прибыли послы Тимур-Кутлуга и Едигея. Первый был утверждён владетелем Джучиева Улуса (Корейчак к этому времени умер).

    Походы  Тимура в немалой степени повлияли на  ордынское государство. Во время первого (1391) разорению подверглись улусы к востоку от Волги, во время второго (1395) – улусы западнее Волги, а также крупные торговые центры Азак (Азов), Астрахань, Сарай. Токтамыш временно утратил контроль над степью.

    Русские князья в начале 1390-х гг. продолжали посещать Орду и выплачивать дань. Они поддержали Токтамыша в его противостоянии с Тимуром. От этого конфликта многого добилась Москва. Терпя постоянные поражения, Токтамыш пошёл на усиление московского князя: великое княжество Суздальско-Нижегородское было присоединено к владениям Василия 1. Рассчитывая на его помощь, хан также отдал ему ярлыки на княжение в Городце, Мещере и Тарусе.

    Русские князья воспользовались ослаблением  Орды и, вероятно, пошли на разрыв с  татарами ( кроме суздальского князя семёна, пытавшегося восстановить статус своего великого княжества). Русских войск не было в битве на Тереке, не сохранилось в источниках и сведений о взимании экстраординарной дани. После ухода Тимура русские не возобновили отношений с Ордой. Ни в 1396, ни в 1397 г. князья не посещали ставку сами и не отправляли туда послов. Василий 1 перестал чеканить монеты с арабской надписью, упоминающей ордынского хана. Он поместил на своих монетах сначала нечитаемые подражаемые арабским надписям, а затем русскую легенду в несколько строк «Князь великий Василий», добавляя при этом «всея Руси». В то же время на Руси не появлялись послы татарских ханов или претендентов на ханский стол.

    Золотую Орду к апрелю 1396 г. поделили между  собой ханы Токтамыш и Тимур-Кутлуг, последний при поддержке эмира Идигу (Едигея) в 1398 г. прогнал Токтамыша (тот укрылся  в Литве у великого князя Витовта) и стал единоличным правителем. Первым ему присягнула Тверь (1399), затем Рязань (1402), Москва, однако не спешила оформлять вассальные отношения; перестала платить дань ( с 1395 г.- после поражения октамыша от Тимура – и до 1412 г.), Василий 1 не посещал ханскую ставку и не отсылал послов.

    Московские  великие князья стремились ослабить своего главного соперника -  Тверь  (но посадить на её стол своего ставленника не удалось). В 1382-1408 гг. рязанское княжество выступало активным участником взаимоотношений с Ордой. В 1380-1410-е гг. различные территории княжества неоднократно подвергались грабительским набегам (1387,1388,1390 (два раза), 1391,1394,1401,1404) причем данные вооруженные столкновения можно рассматривать как пограничную войну между Рязанью и улусом в междуречье Дона и Хопра – Червленым Яром.

    Олег  Иванович Рязанский поддерживал  хана Токтамыша во время его похода на Москву летом 1382 г. Отношения Рязани и Сарая завязались в 1398 г. Центральное правительство Орды в лице хана пыталось поддерживать, по крайней мере в 1390-х гг., мирные отношения с Рязанским княжеством. Великий же князь Олег Иванович пошёл на открытую конфронтацию с правительством Идигу (Едигея), но смерть его в 1402 г. привела к смене политической ориентации княжества. Его сын Федор Ольгович признал ордынскую власть (после этого набег на княжество зафиксирован лишь раз в 1404 г.), а в ноябре 1402 г., заключив договор с Василием 1 Московским, признавал себя по отношению к нему «молодшим» князем. Тем самым их «докончание» нарушило прерогативы ордынского хана в отношении великих княжеств, что повлияло на решение Идигу (Едигея) сменить рязанского князя осенью 1408 г. в преддверии большого похода на Московское княжество. Однако, несмотря на военную победу и вокняжение ставленника Орды пронского князя , к власти вернулся Фёдор Ольгович (из-за чего в ноябре 1408 г. ордынцы разорили княжество и его столицу).

    Немаловажное значение имел ордынский фактор в борьбе московского правительства с князем Семеном. В 1398-1401 гг. суздальский князь постоянно пользовался  поддержкой Орды: московская погоня искала его на территории Булгарского улуса, его семья скрывалась в Мордовском улусе. Однако восстановлению великого Суздальско-Нижегородского княжества это не способствовало.

    В 1406 г. обострились отношения между  Литвой и Московским княжеством. Великий  князь Витовт внезапно напал на псковские  земли: был разорён город Коложе. Войска Ливонского ордена опустошили земли вокруг Изборска, Острова, Котельна. Псковичи в ответ разорили территории около Великих Лук и Новоржёва, подвластных тогда литовскому князю, а немцев разбили близ Киремпы. Будучи заметно слабее литовско-ливонской коалиции, псковское правительство  обратилось  за помощью к московскому великому князю. Василий 1 направил во Псков своего брата Константина и объявил о сборе войск: воеводы отбыли на Серпейск, Козельск и Вязьму. Но это предприятие в целом оказалось неудачным. Назревала угроза столкновения основных сил Литвы и Руси , и Василий I начал искать помощи в войне с Витовтом в Орде. Правительство хана Шадибека во главе с Идигу (Едигеем) приняло решение поддержать Москву.

    Осенью 1406 г. литовская рать и русско-ордынские войска сошлись у реки Плавы. Однако Витовт не решился вступить в открытый бой, опасаясь, вероятно, ордынских войск (в 1399 г. литовские войска потерпели сокрушительное поражение от татар в битве на Ворскле). Между Витовтом и Василием было заключено перемирие «до того же году». 1407 год прошёл в условиях пограничной войны, не принесшей ни той, ни другой стороне успеха. Летом 1408 г. в Москву прибыл ордынский посол, Василий I начал собирать рать и обратился к ордынскому хану за помощью. В сентябре 1408 г. русско-татарские войска выдвинулись к Угре. Сюда же подошла литовская рать. Но и на этот раз стороны уклонились от битвы.

    Московско-литовская  война 1406-1408 гг. проходила в условиях неизменной поддержки Москвы со стороны  ордынцев. Хотя русские источники единодушно отмечают малочисленность присланных в подмогу ордынских отрядов, сам факт ордынской поддержки (правительства хана Шадибека во главе с Идигу) отвратил литовцев от открытого столкновения с Москвой.

    В 1398-1408 гг. русско-ордынские отношения  носили противоречивый характер. Правительство во главе с Идигу (Едигеем) не допустило московского ставленника на тверской стол в 1407 г., а летом 1408 г. татары сместили Федора Рязанского, имевшего явно антиордынский договор с Москвой (хотя к ноябрю того же года Федор вернулся на княжеский стол в Рязани). Василий I не посещал Орду и не направлял в степь уполномоченных для подтверждения вассальных отношений послов. В то же время ордынское правительство оказало поддержку Москве в ее воне в Витовтом, откликнувшись на «жалобные грамоты» Василия. Татарские войска участвовали в столкновениях с литовскими в 1406, 1407 и 1408 гг. То есть Сарай воспринимал Москву как часть своих владений и готов был защищать.

Информация о работе Татаро-монгольское нашествие и установление ига на Руси