Татаро-монгольское нашествие и установление ига на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 02:32, контрольная работа

Описание работы

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии – одной наиболее развитых стран тогдашнего мира – оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

Содержание

Введение.
Монгольское войско.
Битва на реке Калке.
Поход на Русь
Подготовка.
Оборона Рязани.
Завоевание северо-восточной Руси.
Взятие Киева.
4. Русь и Орда.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

история.doc

— 156.50 Кб (Скачать)

       Содержание. 

    Введение.

  1. Монгольское войско.
  2. Битва на реке Калке.
  3. Поход на Русь
    1. Подготовка.
    2. Оборона Рязани.
    3. Завоевание северо-восточной Руси.
    4. Взятие Киева.

    4. Русь  и Орда.

    Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

    Культура  Руси до монгольского нашествия. 

    Культура  всякого народа складывается из суммы  ценностей, унаследованных от прошлых  времен, собственного вклада современников, заимствований у других народов.

    Культура  Киевской Руси унаследовала культуру восточно-славянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию античности. Традиции Византии – одной наиболее развитых стран тогдашнего мира – оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.

    Во  второй половине двенадцатого – начале тринадцатого века русская культура стала испытывать определенное влияние западно-европейской романской традиции.

    Монголо-татарское  завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси.

    В культуре домонгольской Руси можно  выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство – главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала двенадцатого века ( в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

    Если  развитие экономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходе исторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этого процесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когда на базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, - яркое свидетельство движения Руси по восходящей линии.

    Одним из важнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периода  раздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для нее характерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория, близость материальной и духовно культуры, общность исторических корней.

      

    1. Монгольское войско. 

      Привычный нам сейчас термин «монголо-татары» - искусственный, хотя и имеет довольно древнюю историю. Хроники китайской династии Тан (618-908) упоминают монголов под именем мэнъу или мэнва. Эти древние монголы являлись частью племён шивэй – одной из этнических групп киданей, - что обитала к северу от Великой Китайской стены и жила главным образом кочевой жизнью. Та часть племён шивэй, которая именовалась монголами, жила кочевой жизнью в степных районах к югу от нижнего течения Аргуна и верхнего течения Амура. После падения Уйгурского каганата в середине IX в. древние монголы стали переселяться на запад, на территорию современной Монголии.

    Этноним «татары» впервые встречается в  древнетюркских рунических надписях под 732 г. и с тех пор получает довольно широкое распространение в Центральной  Азии. В X-XII вв. он стал широко известен также в средней Азии и Иране.

    «Татары», как полагают учёные, - самоназвание отдельных племён из «союза племён» шивэй. Поэтому, например, в Китае утвердилась традиция именовать монголов (мэнъу) и все прочие монголоязычные племена татарами (да-да) либо монгло-татарами (мэн-да).

    Между тем известно, что сами монголы «татарами» себя никогда не называли. Более того, татары, основные кочевья которых находились в XII в. около озера Буир-Нур в Восточной Монголии, считались врагами собственно монгольских племён (меркитов, кереитов, киятов). На рубеже 60-70 гг. XII в. при поддержке китайских властей буирнурские татары учинили такой разгром монголам, что сам этноним «монгол» стал постепенно забываться, вытесняемый новым – «татары».

    Однако  в начале XIII в. Чингисхану удалось разгромить татарское воинство и истребить почти всех татар. В «Сокровенном сказании», монгольской хронике 1240 г., устами самого Чингисхана об этом сказано: «Мы сокрушили ненавистных врагов – татар, этих убийц дедов и отцов наших, когда мы, в справедливое возмездие за их злодеяния, поголовно истребили татарский народ, примеряя детей их к тележной оси».

    Китайцы делили «татар» - всех монголоязычных племен, обитавших севернее Великой  Китайской стены, на три группы по «степени варварства»: белых, чёрных и диких татар. Белые татары Южной Монголии (жившие в непосредственной близости к Китайской стене) наиболее полно испытывали влияние китайской культуры, чёрные татары, занимавшие большую часть нынешней Монголии, мало контактировали с осёдлыми народами и вел кочевую жизнь. Дикие татары, или «лесные народы», жили на самом севере современной Монголии и в лесах Забайкалья и вели бродячий образ жизни.

    По  китайским источникам, Темучин, будущий  Чингисхан, происходил из чёрных татар. Он, первый сын зажиточного нойона Есугея из монгольского племени кият, родился в 1155 либо 1162 г. на берегах Онона. Есугей носил почётный титул «бахадур» («храбрец», «витязь», «богатырь»), возглавлял группу монгольских племён, принимал участие во многих походах и набегах на другие племена; его отравили буирнурские татары, когда Темучину не было и 10 лет. Мать Темучина была из племени кунграт.

    Сподвижники Есугей-бахадура после его смерти дружно покинули его семью, и в  молодости Темучин испытал немало унижений и нужду, однако, возмужав, он, выделявшийся среди своих сверстников  храбростью и умом, сумел собрать верную дружину нукеров, возвратить угнанные когда-то стада и рядом удачных набегов снискать славу отважного и справедливого лидера. К концу XII в. он стал одним из главных предводителей в монгольских степях.

    Известность его крепла в войнах хана кереитов с найманами, меркитами и тарами, в которых будущий повелитель полумира выступил в качестве вассала кереитского хана. Но вассальные отношения продержались недолго. Могущество Темучина возрастало: в 1203 г. он разгромил кереитов, а в следующем году его 45-тысячное войско выступило в поход на найманов и меркитов. Часть их подчинилась Темучину, а другие, переправившись через Иртыш, бежали на запад. Истребив в результате кампании 1204-1205 гг. буирнурских татар и покорив главных своих противников (кереитов, меркитов, найманов), Темучин завершил в целом объединение под своей властью всех главных племён Монгольских степей. Весной 1206 г. у истоков Онона состоялся курултай (собрание) монгольской знати – сторонников Темучина, на котором его торжественно, под реяние «белого священного знамени с девятью хвостами», провозгласили верховным повелителем монголов и утвердили за ним титул Чингисхана (вытеснивший его личное имя), что означает «хан-океан» - «Владыка вселенной», «Всемирный хан» (от тенгиз – «море, океан»).

    Чингисхан отличался не только личной отвагой  и острым умом, но также сильным  характером и исключительной целеустремлённостью: достигнув одной поставленной цели, он всегда стремился к другой, более  высокой. Сделавшись в 1206 г. ханом объединённой Монголии, свои военные таланты он использовал против внешних врагов. Судьба и тут благоволила ему во всём. Оканчивая каждую войну доблестно и удачно, к 1224 г. Чингисхан распространил свою власть от Северного Китая до нынешнего Казахстана и Средней Азии включительно.

    Государство Чингисхана строилось по принципу по принципу военной организации. Вся  территория и население Великого Монгольского государства делились на три военно-административных округа: правое крыло, левое крыло и центр; каждый округ на тумены по 10 000 человек, «тысячи» - из 10 «сотен», «сотни» - из 10 «десятков».

    Сыновьям  и другим родичам Чингисхана были розданы в управление уделы, но держава  монголов при этом считалась единой, что сохранялось и при первых Чингизидах, успешно продолжавших политику завоевательных войн Чингисхана. В результате к 1260 г. образовалась самая обширная и могущественная из всех мировых империй – от Амура и Жёлтого моря на востоке до Дуная и Евфрата на западе. Естественно, этот аморфный конгломерат племён и народов, стран и государств Дальнего Востока, Передней Азии и Восточной Европы не мог просуществовать долго. Уже к концу 60-х гг. XIII в. монгольская держава распалась на 4 улуса во главе с ханами – потомками Чингисхана:

    1. Золотая Орда, контролировавшая Великую Степь от Иртыша до Дуная и все русские княжества. Правили ею потомки Джучи, старшего сына Чингисхана.
    2. Чагатайское царство, владевшее Среднеазиатским междуречьем, Семиречьем, Кашгарией, получило название по имени второго сына Чингисхана – Чагатая.
    3. Улус Хулагуидов, созданный в Иране Хулагу-ханом, сыном Тулуя, четвёртого сына Чингисхана.
    4. Государстовом в Монголии и Китае с центорм в Кайпине правила другая ветвь Тулуидидов, а именно потомки великого хана Хубилая, брата Хулагу. Это была империя Юань.

    В истории русских княжеств особую роль сыграла Золотая Орда, образовавшаяся в 1208 г. Именно в тот год Чингисхан направил войска «правой руки» под командованием своего старшего сына Джучи на «лесные народы». По их возвращении Чингисхан пожаловал все захваченные земли Джучи.

    Затем монголы, вторгшиеся во владения хорезмшаха Мухаммеда в 1218-1224 гг., уничтожили его  могущественное царство и присоединили завоёванные города с округами к  Джучиеву Улусу. Тогда же войска Джучи  и Чагатая «обратились» на Кипчак и Туркестан.

    У всех монгольских воинов были стрелы и луки, а также быстроногие, хорошо объезженные кони, на которых за день они могли преодолевать до 160 километров.

    Монголы часто совершали внезапные налёты, устраивали засады, чтобы устрашить  врага или заманить его на верную гибель. На всех захваченных землях они утверждали свою власть жестоким террором. Каждого, кто осмеливался противостоять им, убивали. 

    2. Битва на реке Калке. 

    Одной из целей похода монголов на западе стали половцы – кочевой народ, с XI в. населявший степи Северного Причерноморья, ближайший сосед и давний соперник древнерусских княжеств. Половецкие вожди, видя приближение столь грозного врага, обратились за помощью к русским князьям, отправив к ним посольство с богатыми дарами. Многие князья согласились выступить в поход, однако не все. Так, не участвовал в походе могущественный князь Владимиро-Суздальской земли Юрий Всволодович, а киевский князь Мстислав Романович хоть выступил в поход, но не принял участия в сражении (однако попал в плен и был убит).

    31 мая 1223 г. на реке Калке состоялась  битва. В ней против монголов  выступило объединённое половецко-древнерусское  войско. Поначалу ему сопутствовал  успех, однако подоспевшее к  монголо-татарам подкрепление нанесло  решительное поражение половцам  и русским. Лишь десятая часть воинов смогла вернуться на Русь. Среди уцелевших был, например, князь Мстислав Удатный. Попавших в плен князей монголы убили зверским образом: они настелили поверх связанных пленников доски и сели сверху пировать. Войско монголов дошло до Днепра, однако непосредственно на русские земли в этот раз не нападало.

    В 1227 г. умерли Чингисхан и его старший  сын Джучи, что приостановило  обширное наступление на Восточную  Европу: войска Джучиева Улуса участвовали  лишь в приграничных конфликтах.

    Чингисхан умер «не раскаявшись». Его тело с великими почестями было перевезено из Китая в Монголию. Всех оказавшихся на пути траурной процессии убивали, чтобы они служили Чингисхану в его загробной жизни.  

    3. Поход на Русь.

    3.1 Подготовка. 

    Курултай 1235 г. принял решение пойти походом на Запад под общим командованием второго сына Джучи-хана-Бату-хана ( в русских летописях Батыя). Монгольская армия достигла 120-140 тыс. Активные боевые действия начались летом 1236 г. Войска сыновей Джучи вторглись в Волжскую Булгарию и закрепились на юге-востоке страны. Осенью 1236 г. к ним присоединились центрально-азиатские армии: всей своей мощью монголо-татары обрушились на Булгарию, за год захватив 60 крупных крепостей (до 50 тыс. воинов в каждой), год спустя они двинулись на Северо-Восточную Русь по двум направлениям: с юга на Рязанское княжество и далее на Владимир; и с Востока от Волги. В 1237 году монголы подчинили кочевые народы Степи. Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке Воронеж, нацелившись на русские земли. На Руси знали о нависшей грозной опасности, но княжеские распри помешали объединить силы для отпора сильному и коварному врагу. Отсутствовало единое командование. Укрепления городов возводились для обороны от соседних русских княжеств, а не от степных кочевников. Княжеские конные дружины по вооружению и боевым качествам не уступали монгольским нойонам и нукерам. Но основную массу русского войска составляло ополчение – городские и сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и боевых навыках. Отсюда оборонительная тактика, рассчитанная на истощение сил противника. 

Информация о работе Татаро-монгольское нашествие и установление ига на Руси