Таможенная политика Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные доку­менты, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на тер­ритории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело игра­ло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять об­щественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Содержание

Введение…………….…………..………………………………………………….….....3
1. Налогово-таможенная политика при Петре I…………………………………...4
1.1. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия……....4
2.Налогово-таможенная политика при Петре I………………………………………...7
2.1.Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I……………………….7
2.2.Налоговая политика 1715 – 1725 гг……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемых источников……………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика при Петре 1.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

1. под большим орлом – для крайностей;

2. под величиной против золотого – для крепостей на сумму ниже 50 рублей и для челобитных мировых;

3. за печатью в половину золотого – для челобитных и выписок в приказах. Налоговая реформа Петра Первого .«Орленая» бумага продавалась из Оружейной палаты стоимостью по 10 коп., 1 коп. и 1 деньге за лист. В 1702 цены были существенно увеличены и стали более разнообразными – 1 руб., 50 коп., 20 коп., 4 коп. и 2 коп. за лист. Этот сбор существовал в течении всего XVIIIв.

В 1700 г . подвергнуты были обложению все съестные припасы, продававшиеся на рынке. В этом же году обложены были все дома в Москве на 25 %, на 1/4 валового дохода с них, в 2,5 больше, чем теперь обложены в Москве дома. Этот налог платился с домов даже и после пожара. В том же году обложен был помол муки на мельнице, даже хлеб, принадлежавший хозяину мельницы.

В 1700 г . вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла. Налоговая реформа Петра Первого

Не забывал Петр и о таком потенциальном источнике налоговых поступлений, как церковь. В декабре 1701 г . он издал указ об изъятии у монастырей права на распоряжение их своими вотчинными доходами. Сбором налогов с монастырских вотчин ведал Монастырский приказ. Он определил денежные и хлебные дачи, равные для всех монахов без различия сана: по 10 руб. и по 10 четвертей хлеба на брата. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX – XXвв.: учеб. пособ. – М.: Вузовский учебник, 2008

Также Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и усиливал ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, табачный откуп. В 1701 г. новые источники доставили уже 1257295 руб., т.е. сумму равную всему бюджету в 1680 г. Все старые налоги взимаются по прежнему. Северная война принесла новые статьи государственных расходов. В 1701 г. окладные военные расходы составили 1 106 268 руб., в 1706 г. – 2 005 368 руб., в 1710 – 2 455 382 руб.

Ввиду растущей финансовой нужды правительство, по примеру Западной Европы, прежде всего, создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов – регальные права. Значение монетной регалии сильно возрастает. В 1701 г. передел монет дает правительству 791 729 руб., в 1702 – 1 296 978 руб., в 1703 – 738 647 руб.

В январе 1704 г . вышел указ о конфискации всех бань в казну с последующей передачей их для эксплуатации лицам, желающим вносить за это в казну денежный оброк. Но столь крутую меру провести в жизнь не удалось, пришлось бы отобрать бани у вельмож, знатных купцов и т.д. Месяц спустя было велено вместо передачи всех бань в казну взимать с них особый налог – по 3 рубля с бояр, окольничих, крупных купцов («гостей»), по 1 руб. – с дворян и посадских людей, по 15 коп. с крестьянских бань. Если кто вознамерится строить новую баню, должен был платить в казну 50 руб. Одновременно поощрялось строительство в городах на посадах казенных торговых бань, которые сдавались на содержание желающим на условиях платежа оброка в казну. Владельцы бань, чтобы не платить этот налог переделывали бани в обычные хозяйственные постройки, амбары и т.п. Но следом вышел указ о взимании банного налога с любых строений, переделанных из бывшей бани.

Подходящим объектом для обложения являлись и мельницы. Их легко учитывать, кроме того, они могут принести их владельцу немалый доход, которым он должен поделиться с казной. В январе и феврале 1704 г. издаются указы о переоброчке мельниц, - о передаче с торга мельниц, находившихся на оброке, тем лицам, которые согласятся платить за них в казну большую сумму. Для владельцев мельниц, не плативших оброка, устанавливался особый налог, равный четвертой части дохода. Тогда же вводится новый налог на рыбную ловлю, с каждого рубля доходов от рыбной ловли полагалось платить в казну 10 денег, т.е. 5%. В марте 1704г. изобретается еще один налог – с постоялых дворов. Со всех постоялых дворов владельцы платили в казну четвертую часть дохода. Так же в 1704 году вводится налог на свадьбы, налог «на промышленных людей».

Большое место в доходах с торговли занимали таможенные пошлины. Здесь правительство искало какие-то операции по купле-продаже , еще не обложенные пошлиной. Пошлину брали с продавца товара, предполагалось, что купивший товар будет рано или поздно его продавать. Тогда и с него будет взыскана пошлина. Происходило это, как правило, в городах и на крупных ярмарках, где имелись таможни.

Вынужденное всеми способами увеличивать казенные доходы правительство Петра I вводит ряд пошлин с движения товаров. С 1704 г. места, где ставились возы с товарами для разгрузки, или пристани, куда причаливали суда и плоты, отдавались на оброк с торгов. Откупившие этот сбор лица брали с владельцев возов и судов в свою пользу известную плату до 4 денег с воза. В 1705 г. в местах торговли появился еще один налог – следовало платить за подъем товара на весы с пуда по деньге, а с соли и пеньки – с 10 пудов по 2 деньги. Этот сбор распределялся поровну между продавцом и купцом.

Деятельность правительства и его «прибыльщиков» по изобретению новых сборов достигает апогея в 1704 – 1705 г . Указы о новых налогах появлялись практически ежемесячно, а иногда и еженедельно. Всего в полном собрании законов за 1704 и 1705 гг. опубликован 131 указ, из них 76 касаются разного рода налогов и податей.

16 января 1705 г . вышел указ о бритье бород и усов дворянами, приказными людьми, купцами и всеми горожанами. Кто не хотел брить лицо должен был платить налог по 100 руб. в год с богатых купцов, по 60 руб. с дворян и посадских людей, плативших тягло с двора, по 30 рублей с прочих горожан. Этот указ не касался священнослужителей, а также крестьян. Правда крестьяне при въезде и выезде в Москву или другой любой город должны были платить по 2 деньги.

Так же существовали и натуральные поборы на разные нужды. Например, в 1705 г. было решено замостить в Москве «большие проезжие улицы». В связи с этим крестьян и посадских людей обязали поставлять с каждых десяти дворов по одному камню.

В 1705 была введена монополия на продажу табака, соли. В этом же году был введен налог на дубовые гробы. Обложены были все пчельники в 1709 г . по 8 денег с улья.

В 1710 г . благодаря открывшемуся огромному дефициту установлен был общий подоходный сбор по одной деньге с каждого чистого дохода. В 1711г. Были повышены все таможенные, оброчные и питейные сборы. В этом же году подверглась обложения принадлежность к расколу, раскольники должны были платить двойной подушный оклад.

В 1710 г . впервые сличили приход с расходом и нашли, что государство получило в этом году 3 051 796 руб. дохода. Расход на армию высчитан был в 1 252 525 руб. (сухопутная армия); флот требовал в этом году 444 288 руб.; другие военные потребности исчислены были в 335 903 руб.; да содержание гарнизона и войска внутренней стражи стоило в этом году 977 896 руб. Значит, весь военный бюджет этого года простирался до 3 010 612 руб., т.е. почти равнялся всей сумме государственного дохода. Но из этой же суммы дохода должны были покрываться и разные другие расходы, а именно дворцовые, жалованье приказным людям и все другие статьи расходов, которые были исчислены в 675 775 руб. Следовательно, дефицит этого года простирался до 782 622 руб., почти 1/4 всего государственного дохода.

С 1711 г . вводятся один за другим налоги на строительство Петербурга. Новую столицу нужно было не только построить, но и заселить. Многих жителей переселяли на берега Невы из внутренних районов чуть ли не в принудительном порядке. Особенно это касалось служилых людей, купцов, ремесленников. Деньги на обустройство переселенцев собирали в виде экстраординарного налога с населения соответствующих губерний.

2.2.        Налоговая политика 1715 – 1725 гг

Только к концу своего царствования, убедившись во вредном влиянии такого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами. Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход.

Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее. В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе". Переход к новой системе обложения открывается указом от 26 ноября 1718 г. о подушной переписи. Он предписывал всем владельцам деревень подать «сказки» о числе душ мужского пола. Собрав эти сведения со всех губерний и уездов, правительство намеревалось определить сколько крестьян должны содержать одного солдата и в соответствии с этим расквартировать полки по губерниям и уездам. Во втором пункте указа говорилось, что других податей и работ с крестьян не будет. От сюда можно сделать вывод, что подушный налог должен был заменить все прямые подати.

К началу 1722 г . перепись в основном была завершена. Было учтено 4,9 млн. душ мужского пола. После этого началась работа по проверке этих «сказок». И к 1724 г . проверка «сказок» в основном завершилась. В итоге получилось, что в Российской империи проживало 5 603 161 душ мужского пола. В это число входят только крестьяне, к которым отнесли и холопов.

Подушный налог вводился ради обеспечения армии, на содержание которой требовалось, примерно, 4 млн. руб. в год. По первоначальной переписи в 1722 г. размер подушной подати устанавливался в 80 коп. с души в год. В связи с повторной переписью, правительство сочло возможным снизить эту подать до 74 коп. В 1725 г. ее снизили еще раз до 70 коп. Этот сбор и стал основной подушной податью и именно столько взимали с крестьян. Но они по мимо того платили оброки своим помещикам. Государственные же крестьяне не имевшие над собой господ таких оброков не платили. Правительство решив уровнять всех крестьян. И для государственных крестьян вводится дополнительный сбор, примерно равный оброку помещичьих крестьян. Он составил 40 коп.

Правительство решило, что подушную подать должны платить и посадские люди. В 1722 г. основная ставка подушной подати равнялась 80 коп. Следовательно, посадским нужно было платить 1 руб. 20 коп. В 1725 г. основная ставка подушной подати была снижена до 70 коп., но это снижение не коснулось посадских людей, не смотря на их возмущения, они на протяжении многих десятилетий платили так же 1 руб. 20 коп.

Существовали разного рода льготы. Так государство освобождало от подушной подати владельцев мануфактур или отдельных купцов, проявивших особое усердие в каких-либо казенных службах, например, на таможне или питейном дворе.

Введение подушной подати и проведение ревизии способствовали закреплению людей на тех местах, где их застала перепись. Таким образом, введение подушной подати способствовало дальнейшему развитию крепостнических тенденций в стране. Эта реформа привела также к консолидации двух основных групп податного населения – крестьян и посадских людей, ликвидации многих мелких сословий, входивших в состав этих групп.

После введения подушной подати доходы бюджета резко возросли: с 6,5 млн. руб. в 1723г. до 8,5 млн. руб. А с 1680 по 1724 г. сумма доходов бюджета возросла в 5,8 раза.

В подушной подати можно выделить следующие недостатки:

§ раскладка подушной подати проводилась по спискам переписи, которая проводилась раз в несколько лет. Поэтому в списках оказывались умершие, беглые, рекруты, за которых платили члены общины.

    Подушную должны были платить инвалиды, нетрудоспособные, она взыскивалась также с детей, начиная с грудного возраста.

    Не учитывалось имущественное положение.

    Размер подушной подати оказался слишком большим.

    Введение подушной подати не привело к ликвидации других платежей, как задумывалось раньше.

Введение подушной подати стало одним из главных преобразований эпохи петровских реформ. В течении почти полутора веков до отмены крепостного права в 1861 г. подушная подать составляла основу налоговой системы России.

Средства от подушной подати направлялись главным образом на содержание армии, что составляло львиную долю расходов бюджета. Для финансирования других потребностей государства привлекались иные источники, в том числе косвенные налоги и пошлины. В конце правления Петра I происходит существенные перемены и в этой сфере. С введением подушной подати значение этих сборов значительно снизилось. Посредством таможенного сбора можно было регулировать потоки товаров, защищать интересы отечественной торговли и промышленности от иностранной конкуренции. Первый таможенный тариф в России был принят по указу Петра I в 1724 г. Он устанавливал высокие заградительные пошлины (до 75% с цены) на импорт товаров, производство которых уже имелось в России. Тем самым эти отрасли защищались от конкуренции иностранных производителей и товаров. Товары, производство которых имелось в России, но нуждалось в защите от иностранных конкуренций в меньшей степени, облагались при ввозе покровительственными и умеренно-покровительственными пошлинами в 50% (бархат, игральные карты) и 25% (чулки, писчая бумага, шерстяные ткани). Для поощрения экспорта с товаров взималась пошлина всего в 3%. Но и при этом правительство не забывало о фискальных интересах страны. Сумма внешнеторговых пошлин со всего товарооборота, рассчитанная по Тарифу 1724 г., была в 2,3 раза выше, чем сумма пошлин, рассчитанная на прежних основаниях. Высокие пошлины на импортные предметы роскоши вели к тому, что привозившие их иностранные купцы затем учитывали эту пошлину в продажной цене. Богатые покупатели этих вещей в России могли заплатить за эти вещи большую цену, что выглядело как своеобразный налог на роскошь, который казна получала с продавцов этих товаров, иностранцев. Однако высокий уровень пошлин по Тарифу 1724 г. вызвал жалобы иностранных купцов, которых поддерживали и их русские партнеры. Система внутренних таможенных пошлин после отмен в 1714 г. так называемых новоуравнительных пошлин оставалась при Петре в целом неизменной. Таможенники руководствовались еще и Новоторговым уставом, изданным еще в 1667г.

С введением подушной подати, которая шла на армию, флоту предназначались именно таможенные доходы.

Введение подушной подати позволило упразднить и некоторые косвенные сборы, установленные в период крайнего напряжения бюджета в 1704 – 1705 гг. В 1724 г. были отменены сборы с промышленных людей, с пчеловодства, с крестьянских бань и некоторые другие. Из введенных налогов Петром I сохранились гербовый сбор и пошлина за ношение бороды.

Информация о работе Таможенная политика Петра I