Таможенная политика Петра I

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание работы

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные доку­менты, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на тер­ритории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело игра­ло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять об­щественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

Содержание

Введение…………….…………..………………………………………………….….....3
1. Налогово-таможенная политика при Петре I…………………………………...4
1.1. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия……....4
2.Налогово-таможенная политика при Петре I………………………………………...7
2.1.Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I……………………….7
2.2.Налоговая политика 1715 – 1725 гг……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемых источников……………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Таможенная политика при Петре 1.doc

— 122.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национально исследовательский университет информационных технологий механики и оптики»

 

 

 

 

Институт международного бизнеса и права

 

 

Реферат

на тему: «Таможенная политика Петра I»

 

 

Выполнила студентка гр. 1442

Пузанкова И. В.

Научный руководитель

Гокинаева И. А.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012.

Содержание

Введение…………….…………..………………………………………………….….....3

1.                  Налогово-таможенная политика при Петре I…………………………………...4

1.1. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия……....4

2.Налогово-таможенная политика при Петре I………………………………………...7

2.1.Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I……………………….7

2.2.Налоговая политика 1715 – 1725 гг……………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………...14

Список используемых источников……………………………………………………16

 


Введение

История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные доку­менты, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на тер­ритории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело игра­ло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять об­щественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.

История таможенного дела является спе­циальным предметом, специальной дисцип­линой.

Её изучение требует не только усвоения исторического опыта прошлых цивилиза­ций, но и анализа научных знаний и прогно­за путей развития экономики и торговли и установления возможного характера тамо­женных отношений.

Объективный взгляд на историю таможенного дела немыслим без об­щей политической культуры, критического восприятия характера общест­венного, политического и социально-экономического развития, места и ро­ли таможенного дела в цивилизационных процессах.

Тему для написания своего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия», я выбрал не случайно. Ведь не следует отрицать, что предметом истории таможенного дела является деятель­ность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти  сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие, в отличие от предыдущих попыток рос­сийских правителей, все сферы и слои общества. Эти преобразования оказали огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страныДалее я предлагаю поближе познакомиться с этим сильным и неординарным правителем, чтобы лучше разобраться в его взглядах и методах в обустройстве русского государства.

 

 

 

 

 

 

1.       Таможенная политика Петра I.

1.1.   Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.

К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.

В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались ме­ры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.

Таможенное дело при Петре I стало ме­ханизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тариф­ной политики занималась Коммерц-коллегия.

Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На за­паде охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Пе­тербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепо­стями и перед ними протянулась цепь фор­постов.

По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский тамо­женный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимо­сти. Если же государство производит про­дукт в размере половины привоза, то пош­лина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавли­валась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрас­тал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.

В соответствии с тарифом 1724 г. ввози­мые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На това­ры, не производившиеся в стране, налага­лась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструмен­ты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары суще­ствовала 3 %-ная пошлина, кроме промыш­ленного сырья и полуфабрикатов, необхо­димых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые обла­гались запретительной пошлиной.

Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря ос­тались местные тарифы.

Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленно­сти, но в то же время способствовал развитию контрабанды.

Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не произ­водившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал воз­можность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарож­давшаяся русская промышленность.

Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.

1.2.   Личный вклад Петра I.

Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его пози­ций, увеличение славы российской не могут не вызывать уваже­ния. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продви­нулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от пе­редовых стран Западной Европы.

Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продол­жившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неиз­меримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликви­дировать её отставание не смогли. Сын своего времени, Пётр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и го­сударственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, при­нявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий.

Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России впе­рёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжается.

На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобали­зация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребо­вали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отноше­ний, организационно-административных, процедурных и коммуникатив­ных сторон жизни.

Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи.

Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью кото­рого государство влияет на внешнюю торговлю.

Надо отметить, что таможенные органы с честью справляются с возло­женными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешне­экономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на стра­же экономической безопасности и защиты экономики государства Рос­сийского.

Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская та­можня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий про­фессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.

Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы.

2.                     Налогово-таможенная политика при Петре I.

2.1.                Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I.

Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725гг.

Особенность первого этапа 1695 – 1715гг. был спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведение Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желательному результату.

Особенностью второго этапа 1715 – 1725 гг. деятельности Петра является перепись населения и введение подушной подати.

В этих двух этапах хотела бы рассмотреть изменения в налоговой политике: какие были введены налоги, кто и сколько платил эти налоги.

Налоговая политика 1695 – 1715 гг.

Как известно, Петр I провозглашен царем в 1682г., будучи 10 лет от роду. Но реальная власть принадлежала его старшей сестре царевне Софье и ее окружению. Лишь в 1689г. после удаления Софьи в монастырь власть перешла к сторонникам Петра. Каких-либо существенных перемен в это время в налоговой системе не происходило, но сохранялся порядок, сложившийся в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Лишь постепенно в течение последнего десятилетия XVII в. правительство Петра I, решая сложные внутри- и внешнеполитические проблемы, вступает на путь преобразований. Их начало ознаменовали Азовские походы 1695 – 1696 гг.

В последние годы XVII столетия родился военный флот. В 1696 г. Боярская Дума вынесла решение: «Морским судам быть». К расходам на армию присоединяются расходы на создание флота. Для строительства и содержания флота требовалась значительная сумма денег. Основные тяготы по строительству флота были возложены на наиболее состоятельных лиц. Богатые купцы и землевладельцы, имевшие более 100 дворов, объединялись в так называемые кумпанства. Каждое кумпанство должно было построить определенное количество кораблей из расчета одно крупное судно на 8 – 10 тысяч дворов. Изыскание средств, организация строительства судов возлагалась также на кумпанства. Не остались без внимания и мелкие землевладельцы (а именно их крестьяне), для них вводился специальный сбор на строительство кораблей по полтине со двора. В 1700 г. кумпанства были упразднены. На нужды флота учреждался специальный ежегодный сбор – по 12 Ѕ'3f коп. со двора на церковных землях и по 10 коп. – на прочих землях. Эти сборы давали в начале XVIII в. около 140 тыс. рублей. Примерно половина из них шла на строительство и ремонт кораблей, половина – на жалование морякам и мастеровым людям Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: «Юристъ», 2001. – 432 с..

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Находили новые объекты обложения, особенно в сфере торговли, денежного обращения, хозяйственно-промысловой деятельности, оформления всякого рода сделок.

Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиньшин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов:

Информация о работе Таможенная политика Петра I