Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:48, реферат
История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.
Введение…………….…………..………………………………………………….….....3
1. Налогово-таможенная политика при Петре I…………………………………...4
1.1. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия……....4
2.Налогово-таможенная политика при Петре I………………………………………...7
2.1.Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I……………………….7
2.2.Налоговая политика 1715 – 1725 гг……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………………...14
Список используемых источников……………………………………………………16
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский национально исследовательский университет информационных технологий механики и оптики»
Институт международного бизнеса и права
Реферат
на тему: «Таможенная политика Петра I»
Выполнила студентка гр. 1442
Пузанкова И. В.
Научный руководитель
Гокинаева И. А.
Санкт-Петербург 2012.
Содержание
Введение…………….…………..…………………………
1. Налогово-таможенная политика при Петре I…………………………………...4
1.1. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия……....4
2.Налогово-таможенная политика при Петре I………………………………………...7
2.1.Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I……………………….7
2.2.Налоговая политика 1715 – 1725 гг……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………………
История таможенного дела России с момента его возникновения и до современной Российской Федерации насчитывает тысячелетия. Древнейшие источники: договоры, летописи, государственные документы, грамоты, а также сказания и былины - не содержат сведений, которые представили бы нам полную картину создания торгово-пошлинных отношений на территории Руси. Они свидетельствуют о том, что таможенное дело играло важную роль в период становления российской государственности, помогают нам понять общественное и государственное значение таможенного дела как важного национального интереса, как гражданского и правового целого, как не обходимой и неотъемлемой части государственного аппарата.
История таможенного дела является специальным предметом, специальной дисциплиной.
Её изучение требует не только усвоения исторического опыта прошлых цивилизаций, но и анализа научных знаний и прогноза путей развития экономики и торговли и установления возможного характера таможенных отношений.
Объективный взгляд на историю таможенного дела немыслим без общей политической культуры, критического восприятия характера общественного, политического и социально-экономического развития, места и роли таможенного дела в цивилизационных процессах.
Тему для написания своего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия», я выбрал не случайно. Ведь не следует отрицать, что предметом истории таможенного дела является деятельность людей, по реализации объективных законов мировой экономики и торговли на основе применения таможенных формальностей. Эти сильные личности своей эпохи оставили глубокие отпечатки в истории нашего государства. Одной из таких личностей, бесспорно, является Пётр I, который в небольшой отрезок времени, охватывающий последние годы XVII - первую четверть XVIII столетия, свершил преобразования, носившие всеобъемлющий характер, затронувшие, в отличие от предыдущих попыток российских правителей, все сферы и слои общества. Эти преобразования оказали огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страныДалее я предлагаю поближе познакомиться с этим сильным и неординарным правителем, чтобы лучше разобраться в его взглядах и методах в обустройстве русского государства.
1. Таможенная политика Петра I.
1.1. Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия.
К концу XVII в. в России сложилась таможенная система, хотя её структура ещё не была стабильной. Вообще до начала XVIII в. в Российском государстве таможенные тарифы были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ремесленного производства.
В связи с проведением Петровских реформ, открытием новых заводов, фабрик и мануфактур, расширением внешней торговли принимались меры по защите экономических интересов России. На это была направлена таможенная политика, в формировании которой принимал сам Пётр I.
Таможенное дело при Петре I стало механизмом регулирования внешней торговли, которая была тесно связана с экономикой. Торговлей и разработкой таможенно-тарифной политики занималась Коммерц-коллегия.
Для успеха таможенных мероприятий необходимо было укрепить границу. На западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I её защищали морские (Санкт- Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и сухопутные (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск) крепости. Между крепостями и перед ними протянулась цепь форпостов.
По инициативе Петра I 31 января 1724 г. начал действовать протекционистский таможенный тариф. В нем было установлено, что если внутреннее производство продукта достигает четвёртой части его количества, ввозимого из-за границы, то пошлины равнялись четверти его стоимости, если треть - пошлины составляли треть стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50 %. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Размер пошлины возрастал по мере роста производства товара в России. Таможенную пошлину можно было рассматривать как премию производителям.
В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо, парусина, шёлковые ткани, ленты, иглы, воск, сухие кожи облагались наибольшей пошлиной - в 75 % с цены, голландское полотно, бархат, золочёное и прядильное серебро - в 50 %; шерстяные ткани, железное оружие - в 25 %. На товары, не производившиеся в стране, налагалась умеренная пошлина - от 4 до 10 %; на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала 3 %-ная пошлина, кроме промышленного сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских фабрик (например, пряжа шерстяная и льняная), которые облагались запретительной пошлиной.
Этот тариф применялся сначала только в портах, а затем и на сухопутной польской границе. Для портов Балтийского моря остались местные тарифы.
Протекционистский тариф 1724 г. регулировал внешнюю торговлю в интересах обеспечения конкурентоспособности российской промышленности, но в то же время способствовал развитию контрабанды.
Покровительственный тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., пока не был принят новый тариф. В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), на производившиеся - повышенная (до 20 %). Этот тариф исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась зарождавшаяся русская промышленность.
Не смотря на то, что некоторые западные исследователи полагают, что экономическую политику Петра I можно определить как меркантилистскую, лишь учитывая при этом характерные для неё черты принудительности и «политики с позиции силы». Эти особенности позволяют говорить не о меркантилистской, а, скорее, об ультрамеркантилистской политике царя. Но, тем не менее, Пётр I был оригинальным мыслителем, выдающимся экономистом, который в лучших традициях российской мысли XVII в. творчески развил совершенно новые доктрины, исходя при этом из насущных потребностей государства.
1.2. Личный вклад Петра I.
Время Петра, его преобразования, личный вклад в строительство государства, укрепление его позиций, увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При всех недостатках, ошибках и деформациях эпохи реформ Петра, нередко очень серьезных, Россия при нём заметно продвинулась вперед по пути развития, сократив своё отставание от передовых стран Западной Европы.
Проведенные Петром преобразования, в ряде случаев продолжившие или завершившие начатое до него, сделали Россию неизмеримо более сильной, развитой, цивилизованной страной, ввели её в сообщество великих мировых держав, хотя до конца ликвидировать её отставание не смогли. Сын своего времени, Пётр не мог совершить более того, что совершил. Но и то, что он сделал за свою не очень-то долгую жизнь для развития экономики и государственных установлений, армии и флота, внешней политики и военного искусства, культуры и быта, благодарная Россия, принявшая петровское наследие, осваивала и продолжала развивать в течение почти двух столетий.
Конечно, и после ухода Петра из жизни движение России вперёд, при всех зигзагах и временных отступлениях, продолжается.
На рубеже веков наступил новый этап развития таможенного дела в России. Он обусловлен динамизмом происходящих изменений. Глобализация мировой торговли, активизация процесса регионализации мировой экономики, включение РФ в систему мирохозяйственных связей потребовали пересмотра и внесения изменений в законодательство, политику, технологические процессы, характер международных, торговых отношений, организационно-
Новый век, новое время открывают перед таможенной службой новые горизонты, ставят новые задачи.
Принципиальную важность имеют проблемы таможенной политики, совершенствованию которой Российское государство уделяет большое внимание. Таможенная политика - это основной рычаг, с помощью которого государство влияет на внешнюю торговлю.
Надо отметить, что таможенные органы с честью справляются с возложенными на них обязанностями, обеспечивают регулирование внешнеэкономической деятельности, пополняют бюджет страны, стоят на страже экономической безопасности и защиты экономики государства Российского.
Отмечая полутора тысячелетие своего существования, российская таможня динамично развивается. Характерными особенностями развития таможенной службы России в новом тысячелетии являются высокий профессионализм таможенников, их компетентность, патриотизм и верность таможенным традициям.
Опираясь на методологию истории и учитывая единство объективных и субъективных факторов, взгляд в прошлое истории таможенного дела позволяет нам осмыслить и понять настоящее, спрогнозировать будущее и сделать из этого необходимые практические выводы.
2. Налогово-таможенная политика при Петре I.
2.1. Изменения в налогово-таможенной политике при Петре I.
Всю государственную деятельность Петра условно можно разделить на два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725гг.
Особенность первого этапа 1695 – 1715гг. был спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены, прежде всего, на сбор средств для ведение Северной войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желательному результату.
Особенностью второго этапа 1715 – 1725 гг. деятельности Петра является перепись населения и введение подушной подати.
В этих двух этапах хотела бы рассмотреть изменения в налоговой политике: какие были введены налоги, кто и сколько платил эти налоги.
Налоговая политика 1695 – 1715 гг.
Как известно, Петр I провозглашен царем в 1682г., будучи 10 лет от роду. Но реальная власть принадлежала его старшей сестре царевне Софье и ее окружению. Лишь в 1689г. после удаления Софьи в монастырь власть перешла к сторонникам Петра. Каких-либо существенных перемен в это время в налоговой системе не происходило, но сохранялся порядок, сложившийся в правление Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Лишь постепенно в течение последнего десятилетия XVII в. правительство Петра I, решая сложные внутри- и внешнеполитические проблемы, вступает на путь преобразований. Их начало ознаменовали Азовские походы 1695 – 1696 гг.
В последние годы XVII столетия родился военный флот. В 1696 г. Боярская Дума вынесла решение: «Морским судам быть». К расходам на армию присоединяются расходы на создание флота. Для строительства и содержания флота требовалась значительная сумма денег. Основные тяготы по строительству флота были возложены на наиболее состоятельных лиц. Богатые купцы и землевладельцы, имевшие более 100 дворов, объединялись в так называемые кумпанства. Каждое кумпанство должно было построить определенное количество кораблей из расчета одно крупное судно на 8 – 10 тысяч дворов. Изыскание средств, организация строительства судов возлагалась также на кумпанства. Не остались без внимания и мелкие землевладельцы (а именно их крестьяне), для них вводился специальный сбор на строительство кораблей по полтине со двора. В 1700 г. кумпанства были упразднены. На нужды флота учреждался специальный ежегодный сбор – по 12 Ѕ'3f коп. со двора на церковных землях и по 10 коп. – на прочих землях. Эти сборы давали в начале XVIII в. около 140 тыс. рублей. Примерно половина из них шла на строительство и ремонт кораблей, половина – на жалование морякам и мастеровым людям Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: «Юристъ», 2001. – 432 с..
Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Находили новые объекты обложения, особенно в сфере торговли, денежного обращения, хозяйственно-промысловой деятельности, оформления всякого рода сделок.
Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиньшин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.
Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов: