Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:02, контрольная работа
Закрепощение крестьян. Сельское феодальное население к началу данного периода именовалось сиротами. В XIV в. этот термин постепенно вытеснялся новым - крестьяне (от «христиане»), хотя в XV в. употребляется и древний термин - смерды.
Крестьянство делилось на 2 категории:
- чернотяглых;
- владельческих.
1. Судебник 1497 года…………………………………………………………3
1.1 Правовое положение зависимого населения: закрепощение
крестьян, изменение положения холопов……………………………………………3
1.2 Уголовное право: развитие общего понятия преступления,
система преступлений, цели и система наказаний………………………………….6
1.3 Процессуальное право: органы, осуществляющие
правосудие, состязательный процесс, розыск……………………………………...10
2. Первый советский семейный кодекс (1918г.)……………………….....19
2.1 Разработка семейного кодекса. Предпосылки создания кодекса.
История подготовки и принятия………………………………………………….....19
2.2 Брак. Форма заключения брака; недействительность брака,
прекращение брака…………………………………………………………………...20
2.3 Семья. Права и обязанности супругов. Установление
отцовства и материнства, права и обязанности детей и родителей,
права и обязанности лиц, состоящих в родстве………………………………….....24
2.4 Органы регистрации актов гражданского состояния …………………….28
Список использованной литературы…………………………………
Сторонами в процессе могли быть все - от малолетних до холопов включительно.
Причем последние могли выступать либо от своего имени, либо в качестве наймитов за своего господина или нанявших их лиц. Стороне в случае невозможности участвовать в процессе лично предоставлялось право выставить за себя наймита (ст. 52 Судебника). Стороны и послухи могли «очистить себя присягой», а для наймитов было обязательно «поле»: «А истцем или послуху целовати, а наймитом битися...» (ст. 52 Судебника).
Этим и объясняется тот факт, что в качестве наймитов часто выступали холопы своих господ. Можно полагать, что наряду с заменой стороны наймитом допускалось участие на суде родственников сторон - отца за сына, сына за отца, брата за брата, племянника за дядю, мужа за жену. Сторона, возбуждавшая дело, именовалась: «ищея», «жалобник», «челобитчик», сторона обвиняемая – «ответчик».
Дело начиналось по жалобе истца, так называемой «челобитной», которая излагала предмет спора и, как правило, была словесной. По получении челобитной суд назначал судью, выдавал приставу, то есть лицу, в обязанность которого входила доставка сторон в суд, особую «приставную грамоту», в которой указывалась цена иска и его основания. Помимо «приставной», давалась «срочная» грамота, которую недельщик обязан был вручить сторонам и либо собственноручно доставить ответчика в суд, либо взять его на поруки (ст. 36, 37 Судебника). Поручители обеспечивали явку ответчика в суд и в случае непредставления его суду оплачивали все судебные пошлины и штраф. Они же отвечали и за неисполнение ответчиком наложенного на него взыскания.
Стороны обязаны были явиться на суд в срок, указанный в срочной грамоте. Срок можно было «отписать», то есть отсрочить, предварительно сообщив об этом и уплатив дополнительную пошлину, а также хоженое или езд (ст. 26 Судебника). Если и ответчик, и истец оба желали «отписать» срок, то они платили поровну по половине от этой пошлины и от хоженого.
Неявка ответчика в суд в назначенный срок влекла за собой признание его
виновным без разбора дела и выдачу истцу на восьмой день так называемой «бессудной грамоты» (ст. ст. 25, 27 Судебника). Неявка истца влекла прекращение дела.
Подача жалобы не ограничивалась каким-либо сроком, за исключением споров о земле. Подавать иск о земле можно было только в течение определённого срока: от трёх до шести лет. Трёхгодичная исковая давность, то есть право только в течение этого срока обращаться в суд, устанавливалась по искам землевладельцев друг к другу. «А взыщет боярин на боярине, или монастырь на монастыре, или боярской на монастыре, или монастырской на боярине, ино судити за три годы, а дале трех годов не судити» (ст. 63).
Свидетели
должны быть «добрыми людьми», то есть
пользующимися репутацией благонадёжного
человека. Об этом ясно свидетельствуют
статьи Судебника, регулирующие споры
по договорам купли-продажи. «А
кто купит на торгу что
ново, опроче лошади,
а у кого купит, не зная
его, а будет людем добрым
двема или трем ведомо
и поимаются у него,
и те люди добрые скажут
по праву, что перед
ними купил в торгу,
ино тот прав, у кого
поимались и целованиа
ему нет» (ст. 46 Судебника).
Розыск.
Следственному, или инквизиционному, процессу подлежало расследование дел, особо опасных для государства. Дело начиналось либо по инициативе самого государства, либо по оговору кого-либо со стороны «добрых» людей. Возможно было возбуждение дела вследствие довода, т.е. обвинения, производимого специальными должностными лицами - доводчиками. Они находились в штате наместников и выполняли обязанности судебных следователей. Вероятно, во избежание лишних поборов, вызывавших недовольство населения, доводчикам предписывалось «ездити в стану без паропка (помощника) и без простые (т.е. без лишней) лошади... А где доводчик ночует, туто ему не обедати, а где обедаеть, туто ему не ночевати». Доводчикам поручался также вызов в суд, а иногда и выполнение судейских обязанностей.
Явка ответчика в суд зависела уже не от соглашения сторон, а от государства, которое осуществляло доставку обвиняемого суду через особые «зазывные грамоты», вручаемые недельщиками.
При доставке в суд "лихих людей" возможность передачи ответчика на поруки ограничивалась. Для этого требовалось разрешение вышестоящей инстанции.
Недельщики должны были обеспечить доставку на суд самих обвиняемых, для чего последние подвергались аресту (ст. 35 Судебника).
Замена сторон в инквизиционном процессе или предоставление вместо себя наймита не допускались. При инквизиционном процессе судоговорение, состязание сторон заменялось допросом обвиняемого со стороны судьи.
«В розыске сам суд изыскивал доказательства, допрашивал обвиняемого, пытал, устраивал очную ставку. Средствами розыска являлись поличное, обыск, пытка, имевшая целью вынудить собственное признание и указание на соучастника».2
Для отыскивания «лихих» людей и даже сочувствующих им назначались повальные обыски. Повальный обыск применялся также с целью определить репутацию подсудимого, которая давалась не всеми жившими с ним или знавшими его людьми, а лишь «добрыми», то есть вполне благонадёжными с точки зрения господствующего класса. Повальный обыск, или сыск, то есть опрос «добрых» людей, производился специальными должностными лицами в отсутствие обвиняемого. При разногласиях в показаниях дело решалось по показаниям большинства.
Сыск являлся обязательным доказательством при обвинении человека в татьбе с поличным или при облиховании человека.
Помимо назначения повального обыска при розыске употреблялись расспрос и пытка. Этот вид доказательства применялся судом не столько для получения собственного признания со стороны обвиняемого в совершенном или вменяемом ему преступлении, сколько для уличения его и в других преступлениях, а главным образом для оговора и уличения в преступлениях других лиц.
Пытать «татя бесхитростно» поручалось недельщикам (ст. 34 Судебника).
В
случаях оговора с пытки
Таким образом, пытка была одним из основных способов выяснения обстоятельств дела при производстве дел розыском.
Помимо
повального обыска, пытки, очной ставки
при розыске применялись и освидетельствования
и осмотр места происшествия.
2.1
Разработка семейного
кодекса. Предпосылки
создания кодекса.
История подготовки
и принятия.
Коренные
реформы в области
Советский характер брака, ослаблявший влияние церкви на массы и подрывавший ее материальную базу, утверждался в обстановке упорного сопротивления церкви. Только в 1920 году церковь обязалась прекратить церковный бракоразводный процесс. Оба эти декрета были весьма прогрессивными для того времени. Важной явилась и принятая НКЮ РСФСР 4 января 1918 года Инструкция «Об организации отделов записи браков и рождений», которая определяла деятельность органов ЗАГСа.
Становление советского семейного права шло в остром противоборстве с церковью и ее идеологией. Проходивший в Москве с августа 1917 г. по сентябрь 1918 г. Священный собор православной церкви вынес ряд определений, в которых осуждалась мирская свобода развода и гражданский брак. Собор призвал граждан России не вступать на путь греха и строго хранить церковные правила о браке. В этих условиях для государства было весьма важно вновь подтвердить те начала, которые были установлены первыми совдекретами, и тем самым показать непоколебимость занятой позиции по отношению к церкви. Кроме того, необходимо было урегулировать и другие аспекты семейных отношений. Это и было сделано изданием первого отдельного кодифицированного семейно-правового акта - «Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» от 22 октября 1918 г.
Кодекс
1918 г. явился основным законодательным
актом в области семейного
права на достаточно продолжительный
срок. Он действовал без каких-либо
изменений на протяжении 8 лет и
содействовал раскрепощению женщин,
уравнению их в правах c мужчинами
и развитию их гражданского самосознания.
2.2
Брак. Форма брака;
условия вступления
в брак, прекращение
брака.
Только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в Отделе записей актов гражданского состояния, порождает права и обязанности супругов, изложенных в настоящем разделе.
Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождает никаких прав и обязанностей для лиц, в него вступивших, если он не зарегистрирован установленным порядком.
Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 г. с соблюдением условий и формы, предусмотренных в ст.ст. 3, 5, 12, 20, 31 или 90 прежде действовавших законов гражданских (прежний Свод зак. т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков.
Браки заключаются в местных Отделах записей актов гражданского состояния или в замещающих их Нотариальных Отделах при местных Советах Депутатов.
Заключение браков за границей возлагается на представителей России за границей, которые о заключенных браках обязаны сообщать Центральному Отделу записей актов гражданского состояния, с представлением копий брачных свидетельств.
Браки заключаются публично в специально для совершения браков предназначенном помещении.
Вне такого помещения бракосочетание допускается только на судне во время плавания, в войске во время похода, а также и в случае, если медицинским свидетельством устанавливается что жених или невеста вследствие болезни лишены возможности явиться в присутственное место.
Браки
заключаются в присутствии
Имена должностных лиц, заключающих браки, должны быть обнародованы посредством опубликования в местном органе печати и посредством выставления в помещении, где заключение браков производится.
Заключение браков происходит в определенные дни и часы, заранее устанавливаемые и обнародуемые должностным лицом, коему совершение браков вверено.
Желающие вступить в брак словесно от том объявляют или подают письменное заявление в местный Отдел записей актов гражданского состояния по месту своего пребывания.
К заявлению о желании вступить в брак должны быть приложены: свидетельство о личности брачующихся и подписка последних о добровольном вступлении в брак и об отсутствии препятствий к браку.
Личность брачующихся может быть засвидетельствована удостоверяющими документами, свидетельскими показаниями и всеми другими способами, которые должностным лицом будут признаны достаточными.
Сделав запись о браке в книгу записей браков, должностное лицо прочитывает ее брачующимся и объявляет брак их в силу закона заключенным.
Непосредственно после совершения бракосочетания должностное лицо выдает супругам по их желанию, свидетельство о заключении брака.
Брак
считается заключенным с
Если
до окончания записи брака в книгу
от кого-либо поступит заявление о
наличности законных препятствий для
вступления в брак, должностное лицо
обязано приостановить запись брака до
разбора дела местным судом.
Явно необоснованный протест против брака
может быть должностным лицо отклонен
без дальнейшего рассмотрения дела.