Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 09:57, контрольная работа
В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта судебной защиты прав и свобод. Но это не совсем верное предположение.
Введение 3
Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР 6
§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6
§ 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 12
§ 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период 17
§ 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20
Глава II. Структура советской судебной системы 23
§ 1. Народный суд 23
§ 2. Областной (краевой) суд 25
§ 3. Верховный суд союзной республики 28
§ 4. Военные трибуналы 30
§ 5. Верховный Суд СССР 33
Заключение 36
Список источников и литературы 39
Закон, принятый Верховным Советом СССР 11 февраля 1957 г., отнёс к ведению союзных республик принятие законодательства об устройстве судов. За Союзом ССР было закреплено право устанавливать Основы законодательства о судоустройстве. 12 февраля 1957 г. было утверждено Положение о Верховном Суде СССР25. Согласно положению "в целях осуществления надзора и обеспечения социалистической законности" Верховный Суд СССР стал рассматривать протесты Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на постановления Верховных судов союзных республик в случае их противоречия общесоюзному законодательству или нарушению интересов других союзных республик.
Верховный Суд СССР в соответствии с Положением обобщал материалы судебной практики и статистики, давал руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства, разрешал поры между судебными органами союзных республик.
В 1957 году были упразднены транспортные суды, их функции были переданы общим судам. Это стало важным шагом на пути унификации и дальнейшего укрепления судебной системы СССР26.
На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР, на которое наряду с другими функциями было возложено и организационное руководство судами27.
Согласно положению
о Министерстве юстиции СССР, одной
из главных задач этого
Советская судебная
система, сложившаяся в послевоенные
десятилетия и закреплённая в
Конституции СССР 1977 года, просуществовала
без существенных изменений до конца
80-х гг. В новой конституции
было сказано: "В СССР действуют
Верховный Суд СССР, Верховные
Суды союзных республик, Верховные
Суды автономных республик, краевые, областные,
городские суды, суды автономных областей,
суды автономных округов, районные (городские)
народные суды, а также военные
трибуналы в Вооруженных Силах"
Народный суд
являлся основным звеном советской
судебной системы. Такое положение
народного суда было связано прежде
всего с его широкой
Положение народного
суда было обусловлено и характером
его взаимоотношений с
По своему положению народные заседатели были приравнены к народному судье и наделены правом применять законы и принимать решения по существу дела.
Среди основных принципов деятельности народных судов в советской Конституции 1977 года выделялись следующие:
Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х гг. более 90 % всех гражданских и уголовных дел29, чаще других судов восстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.
Краевой, областной суд, суд автономной области и национального округа осуществляли правосудие соответственно в крае, области, автономной области и национальном округе.
Краевой и соответствующие ему суды относились к судам союзных республик и составляли второе звено судебной системы каждой союзной республики. Место краевого и соответствующих ему судов определяется их компетенцией.
На правах областных судов в Москве, Ленинграде и Ташкенте действовали городские суды30.
Все эти суды в пределах одной союзной республики были наделены одинаковыми полномочиями и действовали как суды первой инстанции и как суды второй и надзорной инстанций.
Порядок деятельности
областных судов и их полномочия
были установлены ещё Законом
о судопроизводстве РСФСР и не
претерпели в последующие десятилетия
существенные изменения. Областные
суды как суды первой инстанции рассматривали
гражданские и уголовные дела,
отнесённые законом к их ведению,
дела по жалобам и протестам на
не вступившие в законную силу решения,
приговоры и определения
В качестве суда
первой инстанции краевой, областной,
городской суд, суд автономной области
и суд национального округа рассматривали
уголовные дела о всех особо опасных
государственных преступлениях (кроме
дел о шпионаже, отнесённых к ведению
военных трибуналов), дела об умышленном
убийстве при отягчающих обстоятельствах,
изнасиловании при особо
Краевой и соответствующие ему суды имели право принять к своему производству любое гражданское или уголовное дело, относящееся к ведению народного суда, и разрешит его по существу.
Как правило, краевые суды принимали к своему производству по первой инстанции особо важные дела, имевшие большое общественное значение; дела, не получившие правильного разрешения после вторичного рассмотрения в народном суде; дела, передаваемые на рассмотрение краевого и соответствующего ему суда по первой инстанции после отмены решения народного суда в порядке судебного надзора32.
В кассационном
порядке краевой и
В порядке судебного надзора краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд национального округа рассматривали дела по протестам соответствующих должностных лиц.
Очень важно
для понимания механизмов функционирования
советской судебной системы заметить,
что рассмотрение краевым и соответствующими
ему судами дел в кассационном
и надзорном порядке являлось
формой судебного руководства
В компетенцию
краевых, областных, городских судов,
судов автономных областей и национальных
округов входило также
Положением о судоустройстве РСФСР, принятым четвёртой сессией ВЦИК 31 октября 1933 г., была введена единая судебная система во главе с Верховным Судом РСФСР33.
Верховный суд
союзной республики в соответствии
с Положением о судоустройстве и
другими нормативными актами осуществлял
надзор за судебной деятельностью всех
судебных органов республики. Он обеспечивал
правильное направление судебной практики,
единообразное понимание и
Верховному суду союзной республик было предоставлено право рассматривать дела к кассационном и надзорном порядке. В кассационном порядке он проверял законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров, решений и определений нижестоящих судов. В порядке судебного надзора он рассматривает протесты на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.
Решения, приговоры,
определения и постановления, выносимые
Верховным судом союзной
Верховный суд
союзной республики на основании
изучения и обобщения судебной практики
давал судам руководящие
В союзных республиках, не имевших областного деления, где не было краевых, областных судов, судов автономных областей и судов национальных округов, например в Молдавской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Верховному суду были подсудны все дела, отнесённые законом к ведению краевого и равных ему судов.
Верховный
суд союзной республики
Задачи, устройство и компетенцию определяло Положение о военных трибуналах, утверждённое Законом СССР от 25 декабря 1958 г.35, изменённое и дополненное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 19071 г. "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР"36.
Организация Вооружённых
Сил СССР имела свои особенности.
В армии и на флоте уставы, наставления,
инструкции и приказы подробно регламентируют
все стороны жизни, быта и службы
военнослужащего, поведение при
исполнении воинских обязанностей и
при нахождении вне службы. Такая
подробная регламентация
Поэтому перед военными трибуналами, наряду с общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.
Деятельность военных трибуналов протекала в тесном взаимодействии с командованием и политическими органами армии и флота
В армии и
на флоте в соответствии с воинскими
уставами вся полнота власти принадлежала
командиру, несущему ответственность
за состояние данного
Информация о работе Судебная система России в первые годы советской власти