Судебная система России в первые годы советской власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 09:57, контрольная работа

Описание работы

В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта судебной защиты прав и свобод. Но это не совсем верное предположение.

Содержание

Введение 3
Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР 6
§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6
§ 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 12
§ 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период 17
§ 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20
Глава II. Структура советской судебной системы 23
§ 1. Народный суд 23
§ 2. Областной (краевой) суд 25
§ 3. Верховный суд союзной республики 28
§ 4. Военные трибуналы 30
§ 5. Верховный Суд СССР 33
Заключение 36
Список источников и литературы 39

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.58 Кб (Скачать)

Закон, принятый Верховным Советом СССР 11 февраля 1957 г., отнёс к ведению союзных  республик принятие законодательства об устройстве судов. За Союзом ССР  было закреплено право устанавливать  Основы законодательства о судоустройстве. 12 февраля 1957 г. было утверждено Положение  о Верховном Суде СССР25. Согласно положению "в целях осуществления надзора и обеспечения социалистической законности" Верховный Суд СССР стал рассматривать протесты Председателя Верховного Суда СССР и Генерального Прокурора СССР на постановления Верховных судов союзных республик в случае их противоречия общесоюзному законодательству или нарушению интересов других союзных республик.

Верховный Суд  СССР в соответствии с Положением обобщал материалы судебной практики и статистики, давал руководящие  разъяснения по вопросам применения законодательства, разрешал поры между  судебными органами союзных республик.

В 1957 году были упразднены транспортные суды, их функции были переданы общим судам. Это стало  важным шагом на пути унификации и  дальнейшего укрепления судебной системы  СССР26.

На основании  Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 августа 1970 г. было воссоздано Министерство юстиции СССР, на которое  наряду с другими функциями было возложено и организационное  руководство судами27.

Согласно положению  о Министерстве юстиции СССР, одной  из главных задач этого Министерства является: "Обеспечение организационного руководства судами, повышение уровня этой работы, всемерное содействие осуществления целей правосудия и задач суда при строгом соблюдении принципа независимости судей и  подчинения их только закону".

Советская судебная система, сложившаяся в послевоенные десятилетия и закреплённая в  Конституции СССР 1977 года, просуществовала  без существенных изменений до конца 80-х гг. В новой конституции  было сказано: "В СССР действуют  Верховный Суд СССР, Верховные  Суды союзных республик, Верховные  Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные  трибуналы в Вооруженных Силах". В Конституции также обозначены основные принципы осуществления правосудия в СССР. К рассмотрению всех этих вопросов мы перейдём во второй главе. Пока же заметим, что сложившаяся  в годы "оттепели" и "развитого  социализма" судебная система позволяла  обеспечить советским гражданам  достаточно высокий уровень безопасности и, следовательно, вполне справлялась  со своей основной функцией.

Глава II. Структура советской судебной системы

§ 1. Народный суд

 
 

Народный суд  являлся основным звеном советской  судебной системы. Такое положение  народного суда было связано прежде всего с его широкой компетенцией  по осуществлению правосудия: он рассматривал и разрешал в качестве суда первой инстанции почти все уголовные  дела, кроме дел об умышленных убийствах  при отягчающих обстоятельствах, хищениях государственного и общественного  имущества в особо крупных  размерах, государственных преступлениях  и некоторых других, отнесённых законом  к ведению иных судов; все гражданские  дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях, за которые судом (судьёй) применяются  меры административного воздействия28.

Положение народного  суда было обусловлено и характером его взаимоотношений с обществом, который определялся самим понятием "народный". Основной формой участия  граждан в судебной деятельности "народного" суда являлось включение  в состав суда народных заседателей.

По своему положению  народные заседатели были приравнены к народному судье и наделены правом применять законы и принимать  решения по существу дела. 

Среди основных принципов деятельности народных судов  в советской Конституции 1977 года выделялись следующие:

    • осуществление правосудия по уголовным делам  на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от социального, имущественного и служебного положения, национальной и расовой принадлежности, вероисповедания;
    • ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности;
    • гласность судебного разбирательства;
    • право обвиняемого на защиту, сущность которого в том, что гражданину предоставляется возможность активно защищаться против выдвинутого обвинения как самому, так и с помощью защитника;
    • презумпция невиновности, тесно связанная с правом обвиняемого на защиту.

Районный (городской) народный суд, рассматривавший в 70-х  гг. более 90 % всех гражданских и уголовных  дел29, чаще других судов восстанавливал нарушенное прав, принуждал к исполнению неисполненных обязанностей и был непосредственно связан с нуждами населения. Этим и объясняется его особое место в системе судебных органов СССР.

 

§ 2. Областной (краевой) суд

  

Краевой, областной  суд, суд автономной области и  национального округа осуществляли правосудие соответственно в крае, области, автономной области и национальном округе.

Краевой и соответствующие  ему суды относились к судам союзных  республик и составляли второе звено  судебной системы каждой союзной  республики. Место краевого и соответствующих  ему судов определяется их компетенцией.

На правах областных  судов в Москве, Ленинграде и Ташкенте действовали городские суды30.

Все эти суды в пределах одной союзной республики были наделены одинаковыми полномочиями и действовали как суды первой инстанции и как суды второй и  надзорной инстанций.

Порядок деятельности областных судов и их полномочия были установлены ещё Законом  о судопроизводстве РСФСР и не претерпели в последующие десятилетия  существенные изменения. Областные  суды как суды первой инстанции рассматривали  гражданские и уголовные дела, отнесённые законом к их ведению, дела по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу решения, приговоры и определения районных (городских) судов, дела по протестам  в порядке судебного надзора  на вступившие в законную силу решения, приговоры и определения  районных (городских) народных судов, постановления  народных судей о предании суду, а также на кассационные определения  краевого и соответствующего ему  суда.

В качестве суда первой инстанции краевой, областной, городской суд, суд автономной области  и суд национального округа рассматривали  уголовные дела о всех особо опасных  государственных преступлениях (кроме  дел о шпионаже, отнесённых к ведению  военных трибуналов), дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах, а также некоторые  другие категории дел31.

Краевой и соответствующие  ему суды имели право принять  к своему производству любое гражданское  или уголовное дело, относящееся  к ведению народного суда, и  разрешит его по существу.

Как правило, краевые  суды принимали к своему производству по первой инстанции особо важные дела, имевшие большое общественное значение; дела, не получившие правильного  разрешения после вторичного рассмотрения в народном суде; дела, передаваемые на рассмотрение краевого и соответствующего ему суда по первой инстанции после  отмены решения народного суда в  порядке судебного надзора32.

В кассационном порядке краевой и соответствующие  ему суды рассматривали жалобы осуждённых и оправданных, их защитников и представителей, потерпевших, гражданских истцов и  гражданских ответчиков, а также  протесты прокурора на не вступившие в законную силу приговоры, решения  и определения народного суда.

В порядке судебного  надзора краевой, областной, городской  суд, суд автономной области и  суд национального округа рассматривали  дела по протестам соответствующих  должностных лиц.

Очень важно  для понимания механизмов функционирования советской судебной системы заметить, что рассмотрение краевым и соответствующими ему судами дел в кассационном и надзорном порядке являлось формой судебного руководства деятельностью  нижестоящих судов. Для лучшей организации  этого руководства, установления более  тесной связи с народными судьями  работа краевого и соответствующих  ему судов строилась по зональному признаку. В соответствии с этим признаком все районы и города области разбивались на зоны, в  каждую из которых входило несколько  народных судов. Эта группа судов  приказом председателя краевого суда  закреплялась за определённым членом суда, под председательством которого рассматривались жалобы на решения  и приговоры народных судов зоны.

В компетенцию  краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и национальных округов входило также рассмотрение  дел о дисциплинарных проступках народных судей, председателей районных (городских) народных судов, а также  членов краевого и соответствовавших  ему судов.

 

§ 3. Верховный  суд союзной республики

 
 

Положением о  судоустройстве РСФСР, принятым четвёртой  сессией ВЦИК 31 октября 1933 г., была введена  единая судебная система во главе  с Верховным Судом РСФСР33.

Верховный суд  союзной республики в соответствии с Положением о судоустройстве и  другими нормативными актами осуществлял  надзор за судебной деятельностью всех судебных органов республики. Он обеспечивал  правильное направление судебной практики, единообразное понимание и применение судами законов, а также исполнение ими постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного суда республики.

Верховному суду союзной республик было предоставлено  право рассматривать дела к кассационном и надзорном порядке. В кассационном порядке он проверял законность и  обоснованность не вступивших в законную силу приговоров, решений и определений  нижестоящих судов. В порядке  судебного надзора он рассматривает  протесты на решения, приговоры, определения  и постановления, вступившие в законную силу.

Решения, приговоры, определения и постановления, выносимые  Верховным судом союзной республики, обжалованию и опротестованию в  кассационном порядке не подлежали. Они могли быть проверены лишь в порядке судебного надзора34.

Верховный суд  союзной республики на основании  изучения и обобщения судебной практики давал судам руководящие разъяснения  по вопросам применения республиканского законодательства. Ему принадлежало право законодательной инициативы: он мог ставить перед Президиумом  Верховного Совета  союзной республики вопросы об издании новых законов, об отменен устаревших законов, о  толковании законов.

В союзных республиках, не имевших областного деления, где  не было краевых, областных судов, судов  автономных областей и судов национальных округов, например в Молдавской ССР, Литовской ССР, Латвийской ССР, Верховному суду были подсудны все дела, отнесённые законом к ведению краевого и  равных ему судов.

 Верховный  суд союзной республики состоял,  как правило, из председателя, его заместителей, членов суда  и народных заседателей. 

 

§ 4. Военные  трибуналы

 
 

Задачи, устройство и компетенцию определяло Положение  о военных трибуналах, утверждённое Законом СССР от 25 декабря 1958 г.35, изменённое и дополненное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 19071 г. "О внесении изменений и дополнений в законодательство СССР в связи с образованием союзно-республиканского Министерства юстиции СССР"36.

Организация Вооружённых  Сил СССР имела свои особенности. В армии и на флоте уставы, наставления, инструкции и приказы подробно регламентируют все стороны жизни, быта и службы военнослужащего, поведение при  исполнении воинских обязанностей и  при нахождении вне службы. Такая  подробная регламентация имелась  только в Вооружённых Силах. Воинская дисциплина обязывала каждого военнослужащего  строго соблюдать законы и точно  выполнять требования военной присяги, воинских уставов, приказы и приказания начальников.

Поэтому перед  военными трибуналами, наряду с общими для судов задачами, стояла задача по укреплению воинской дисциплины.

Деятельность  военных трибуналов протекала в  тесном взаимодействии с командованием  и политическими органами армии  и флота

В армии и  на флоте в соответствии с воинскими  уставами вся полнота власти принадлежала командиру, несущему ответственность  за состояние данного подразделения, части или соединения, за их боеспособность, боевую и политическую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину личного  состава.

Информация о работе Судебная система России в первые годы советской власти