Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 09:57, контрольная работа
В современной России чрезвычайно остро стоит проблема защиты прав и свобод граждан. При подходе к разрешению этой проблемы зачастую исходят не из отечественного опыта политического и правового развития, а из заимствованных стандартов и идеологических штампов, что недопустимо. Это связано с тем, что при характеристики правовой системы как дореволюционной России, так и советского государства ссылаются на фактическое отсутствие опыта судебной защиты прав и свобод. Но это не совсем верное предположение.
Введение 3
Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР 6
§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6
§ 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 12
§ 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период 17
§ 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20
Глава II. Структура советской судебной системы 23
§ 1. Народный суд 23
§ 2. Областной (краевой) суд 25
§ 3. Верховный суд союзной республики 28
§ 4. Военные трибуналы 30
§ 5. Верховный Суд СССР 33
Заключение 36
Список источников и литературы 39
Судебная
система России в первые годы советской
власти.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. Основные этапы развития судебной системы СССР 6
§ 1. Становление советской судебной системы (1917-1922 гг.) 6
§ 2. Законодательство о суде 20-30-х гг. 12
§ 3. Советский суд в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и в послевоенный период 17
§ 4. Судебная система во второй половине 50 – начале 80-х гг. 20
Глава II. Структура советской судебной системы 23
§ 1. Народный суд 23
§ 2. Областной (краевой) суд 25
§ 3. Верховный суд союзной республики 28
§ 4. Военные трибуналы 30
§ 5. Верховный Суд СССР 33
Заключение 36
Список источников и литературы 39
В современной
России чрезвычайно остро стоит
проблема защиты прав и свобод граждан.
При подходе к разрешению этой
проблемы зачастую исходят не из отечественного
опыта политического и
Важнейшим фактором общественной и индивидуальной безопасности, безусловно, является целесообразно организованная система судебных органов. Судебная реформа начала 90-х гг. в России не привела к созданию судебной системы, эффективно выполняющей свою основную функцию. Многие её неудачи, на наш взгляд связаны с тем, что советский опыт осуществления правосудия не был в должной степени учтён. Этим и обусловливается актуальность обращения к изучению судебной системы СССР.
Цель данной работы – выявление особенностей формирования и функционирования системы судебных органов в СССР. Данная цель достигается путём решения следующих основных задач:
История советского суда достаточно рано стала предметом научного изучения. Уже в 30-40-е гг. появляются первые работы, посвящённые этой теме. Однако, более или менее обстоятельный анализ развития советского суда стал проводиться только в 50-60-х гг.1. Особенность работ данного периода заключалась в подчёркивании подлинно демократических оснований советской судебной системы и стремлении во всех "перегибы" обвинить отдельных лиц.
Основные
исследования истории
В 90-е гг. количество исследований, посвящённых советской судебной системе, заметно сокращается. Собственно научный характер носят, пожалуй, только работы А. С. Смыкалина3.
Источниковой базой данной работы стали:
После победы Октябрьской
революции лидер большевиков
В. Ленин призвал к применению
победителями государственных принудительных
мер для подавления сопротивления
свергнутых классов. Он писал: "Когда
революционный класс ведёт
В первые же дни
после Октябрьской революции
новая власть упразднила старый государственный
аппарат: полицию, жандармерию, суды, прокуратуру
и приступила к созданию своих
революционных органов борьбы с
контрреволюцией и новых
Формирование
органов судебной власти в первые
дни и месяцы после Октябрьской
революции происходило во многом
стихийно, так что к моменту
принятия Советом Народных Комиссаров
22 ноября 1917 г. первого законодательного
акта о советском суде – Декрета
№ 1 о суде – в ряде городов
и губерний России были созданы разные
по названиям и не всегда одинаковые
по полномочиям суды, которые рассматривались
как необходимые органы охраны общественного
порядка. Для новых судебных органов
было характерно то, что участники
судебного процесса расследовали дела
и судили не по писаным законам, так
как их попросту не было, а руководствуясь
индивидуальным "революционным правосознанием"
Из старых судебных
органов первое время после Октября
кое-где сохранились и
В целях внесения
единообразия в систему советских
судебных и следственных учреждений
Советское правительство и
Первый закон Советской власти о суде предусмотрел создание на местах двух судебных органов: местного суда – для рассмотрения уголовных дел о преступлениях, за которые наказание не может превышать двух лет лишения свободы, и гражданских дел по искам до 3 тыс. рублей; революционных трибуналов.
Местный суд
был выборным органом, построенным
на демократических началах
Основными принципами работы революционных трибуналов и народных судов стали:
Важным этапом в развитии советской судебной системы были разработка и принятие Декретов № 2 и 3 о суде.
Декрет № 2 о суде7 предусматривал создание окружных судов для рассмотрения дел, превышающих подсудность местных судов, которые отныне стали именоваться местными народными судами. Жалобы на приговоры и решения окружных судов должны были рассматривать областные суды. Кассационной инстанцией для местных народных судов оставался уездный или столичный съезд местных народных судей.
Окружные суды избирались Советами. Декрет закрепил такое принципиальное для многонациональной России положение, как ведение судопроизводства на языке большинства населения той местности, где слушается дело. В литературе неоднократно указывалось на двойственность в построении общих судов в соответствии с Декретом № 28. Система общих судов фактически делилась на две самостоятельные и обособленные друг от друга подсистемы – местные народные суды и окружные суды (каждая с самостоятельной кассационной инстанцией).
Эта двойственность
в организации советской
Декрет № 3 о суде значительно расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела, кроме дел о контрреволюционных преступлениях, убийствах, разбое, изнасиловании, спекуляции, взяточничестве и подделке денежных знаков. Эти преступления были подсудны революционным трибуналам.
Согласно декрету вместо областных судов и Верховного Судебного Контроля в Москве создавался единый кассационный суд.
Окончательное же претворение в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы Советского государства получила в Положении о народном суде от 30 ноября 1918 г. В соответствии с Положением народные суды создавались на территории каждого района (уездного или городского0 и рассматривали все гражданские и общеуголовные дела, действуя в составе:
народного судьи (дела о расторжении браков и т. п.);
народного судьи и двух народных заседателей;
народного судьи и шести народных заседателей (в этом составе рассматривались дела об особо опасных преступлениях).
Кассационные жалобы на приговоры и решения всех народных судов, действовавших в губерниях, рассматривались советом народных судей губернии. Это обеспечивало единство судебной практики в масштабах губернии10.
В первые послереволюционные годы был принят также ряд постановлений, регламентирующих деятельность революционных трибуналов. Основная задача в этой области в условиях гражданской войны сводилась для Советской власти к централизации системы трибуналов, повышению её "эффективности". К середине 1921 года эта система состояла из: трибуналов в столицах, крупных городах и центрах и Верховного революционного трибунала при ВЦИК, рассматривающего наиболее важные дела. Он же являлся и кассационной инстанцией11.
Информация о работе Судебная система России в первые годы советской власти