Автор: Артем Пыхалов, 11 Июня 2010 в 16:56, реферат
Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку, как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина. Именно суд является той гарантией, что эти права будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области.
введение……………………………………………………………………..3
1. подготовка реформы………………………………………………...5
2. проведение реформы………………………………………………....8
3. итоги реформы………………………………………………………….17
заключение…………………………………………………………………19
список литературы……………………………………………………...20
Одним из новшеств того времени - это учреждение адвокатура (присяжные поверенные) – для защиты обвиняемых в суде по уголовным делам и представительства интересов сторон в гражданском процессе и нотариат – для оформления сделок, удостоверения деловых бумаг и т.д. Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных, выступавших защитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших право выступать лишь в мировых судах. Присяжные поверенные должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы в качестве помощника присяжного поверенного не менее 5 лет, после чего обязаны были сдать экзамен на право самостоятельного ведения дел. Они объединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. В адвокатуру потянулись видные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах. Сюда и вошел друг М.Е. Салтыкова-Щедрина известный деятель движения крестьянского освобождения А.М. Унковский. На страницах газет и журналов все чаще стали встречаться имена адвокатов: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасовича, К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.М.Унковского, А.И. Урусова, С.А. Андреевского, П.А. Александрова, В.М. Пржевальского, А.Я. Пассовера и других5.
Судебными уставами 1864 г. впервые в России вводился нотариат. В столицах, губернских и уездных городах учреждались нотариальные конторы со штатом нотариусов, которые заведовали, «под наблюдением судебных мест, совершением актов и других действий по нотариальной части на основании особого о них положения».
“Судебные палаты” – вышестоящая по отношению к окружным судам вторая инстанция. Создавались они на территориях нескольких губерний. Председатели и члены назначались царём. Всего их было образовано 14-ть, каждая из них направляла деятельность 8-10 окружных судов. Судебные палаты состояли из 2-х департаментов (гражданского и уголовного). Судебные палаты были апелляционной инстанцией для окружных судов по делам, рассмотренным без присяжных заседателей, и первой инстанцией по делам о государственных и должностных преступлениях против порядка управления. Предварительное следствие вел один из членов судебной палаты.
Основными функциями судебных палат являлись:
- принятие решений о предании суду, в том числе иногда по делам, рассматривавшимся в окружных судах с участием присяжных;
-
разбирательство по первой
-
проверка в апелляционном
Над всеми судебными органами России стоял Сенат – орган, формируемый по указу императора. Сенат являлся верховным кассационным судом для всех судебных органов государства. Сенат выполнял функции:
-
рассмотрение дел о наиболее
опасных преступлениях по
- проверку в апелляционном порядке обоснованности законности приговоров, вынесенных без участия сословных представителей и судебных палат.
Следует
пояснить, что суд сословных
Царским указом создавался Верховный уголовный суд. Он состоял из председателей департаментов государственного совета и членов Сената под предводительством председателя государственного совета. Приговоры этого суда не обжаловались, но могли быть изменены царским приказом.
Судебная реформа 1864 года по-новому
определила систему права проку
Судебные уставы по реформе 1864 года, принятые в ноябре составили основу судебной реформы. Судебные уставы предусматривали: “Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”, “Устав уголовного судопроизводства”, “Устав гражданского судопроизводства”. Судебные уставы оформили проведение судебной реформы 1864 года.
-
Учреждение судебных
“Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями” являлся кодексом, в котором были выделены менее серьёзные преступления (проступки), подведомственные мировым судьям. Устав состоял из 13 глав. Глава 1-я содержала общие положения и перечень наказаний за преступления против общественного и политического строя, проступкам против порядка управления и т.д. В главах 10-13 говорилось о проступках против личной безопасности, против семейной чести и т.д.
“Устав уголовного судопроизводства” (уголовно-процессуальный кодекс) определял компетенцию судебных органов по рассмотрению уголовных дел, общие положения, порядок производства в мировых установлениях, порядок производства в общих судебных местах, изъятие из общего порядка уголовного судопроизводства. По уставу, мировой судья рассматривал уголовные дела в пределах отведённой ему компетенции.
Основными стадиями в уголовном процессе, согласно Уставу, были: предварительное расследование, предание суду, приготовительные распоряжения к суду, рассмотрение дела, исполнение приговора. Различались приговоры окончательные (которые подлежали пересмотру только в кассационном порядке) и неокончательные (допускавшие возможность пересмотра дела по существу). Цель уголовного судопроизводства – обнаружение материальной истины. Правила свободной оценки доказательств должны были содействовать беспристрастности судей. Подчеркивая, что основным критерием в решении вопроса о виновности или невиновности лица является совесть присяжных, закон запрещал ставить их в известность, о грозящем подсудимому наказании в случае признания его виновным, а в совещательной комнате присяжных запрещалось обращаться к тексту закона. Только высказывание о фактах, основанных на впечатлении, полученном в суде, должно было составлять смысл деятельности присяжных.
“Устав гражданского судопроизводства” (гражданский процессуальный кодекс) различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-административных установлениях (в суде земских начальников и уездных съездов) и судопроизводство в общих судебных местах. В уставе, отразившем основные принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать стороны. Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной – судебная палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании. Судебные уставы ввели институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура, учреждена адвокатура.
Прогрессивными были и такие важные принципы, закрепленные в Судебных уставах, как коллегиальность суда, несменяемость судей и дисциплинарная ответственность их только перед судом, несовместимость судебной службы с другими профессиями. Избираемые мировые судьи пришли на смену полицейским чиновникам. Вину подсудимого нужно было доказывать гласно, в борьбе с адвокатурой перед лицом представителей населения – присяжных заседателей. Суд присяжных оказал мощное благотворное влияние на всю судебную систему.
Судебная реформа 1864 г., столкнувшись с жизненными реалиями, впоследствии претерпела значительные изменения. По данным Министерства юстиции, к 1894 г., т.е. за 30 лет существования судебных уставов, в них было внесено около 700 дополнений, изменений, поправок. Прежде всего изменения коснулись независимости судебной власти и несменяемости судей, что привело к принятию закона от 20 мая 1885 г. «О порядке издания общего наказа судебным установлениям и о дисциплинарной ответственности чинов судебного ведомства».6
С отменой
крепостного права достаточно длительное
время готовилась «тюремная реформа».
В 1879 г. все руководство тюремными заведениями
сосредоточилось в Главном тюремном управлении.
Изменилось положение заключенных, стал
активно использоваться их труд, была
создана система медицинского обслуживания.
Но к заключенным могли применяться специальные
виды наказаний, не предусмотренные в
законе, — розги, помещение в карцер, перевод
на хлеб и воду. Предусматривались другие
виды наказаний — заключение в крепость,
исправительный дом, арест, а также ссылка
и каторга (срочная и бессрочная). Каторгу
отбывали в Сибире и на Сахалине. Отбывшие
каторгу переводились в состояние ссыльных
поселенцев. Ссылка заключалась в принудительном
поселении (чаще всего в Сибирь)7.
ИТОГИ
РЕФОРМЫ
Судебная реформа 1864 года провозгласила буржуазные принципы судопроизводства:
-
Независимость и отделение
- Создание всесословного суда.
- Равенство всех перед судом.
- Введение присяжных заседателей.
-
Установление прокурорского
- Создание чёткой системы судебных инстанций.
Реформа
предусматривала отделение
Судебная реформа 1864 года считается самой буржуазной. Вместе с тем в суде сталкиваются внутриклассовые различия. Дворяне судятся с дворянами, крестьяне с крестьянами и т. д. Из этого следует, что всякого рода процессуальные гарантии важны для всех слоев общества. Судебная реформа затронула интересы всех классов, всех слоев Российского общества. Имела прогрессивное значение, т.к. заменила собой очень раздробленную систему судов (суды по ряду дел, с множеством инстанций и т.п.) Но у реформы также были и слабости (изъятие некоторых категорий дел, сохранение системы поощрений судей местными администрациями, неполное проведение её в различных районах)
Отделение
суда от администрации было непоследовательным.
Сенат – высший судебный орган страны,
одновременно был и административным
учреждением. Местные суды фактически
контролировались губернатором. С 70-х
годов началось отступление от провозглашенных
принципов. Судебная реформа была подвергнута
коренному пересмотру ранее других реформ
60-х годов, так как она стала мешать царской
власти, поскольку именно эта реформа
давала слишком много свободы. Поэтому
некоторые ее положения были пересмотрены.
Законом 19 мая 1871 года были утверждены
Правила о порядке действия членов корпуса
жандармов по исследованию преступлений,
передавшие дознание по делам о государственных
преступлениях в ведение жандармерии.
7 июня 1872 года была принята новая редакция
раздела о судопроизводстве по государственным
преступлениям «Устава уголовного судопроизводства»,
закрепившая создание Особого присутствия
правительствующего Сената (с участием
сословных представителей) для рассмотрения
этой категории дел. Как правило, такие
дела рассматривались с нарушением принципа
гласности. Законом от 9 мая 1878 года «О
временном изменении подсудности и порядка
производства дел по некоторым преступлениям»
был резко сокращен круг дел, рассматривавшихся
судом присяжных; законами от 9 августа
1878 года и 8 апреля 1879 года рассмотрение
дел о государственных преступлениях
и особо опасных преступлениях против
порядка управления было передано военным
судам. Принятое 14 августа 1881 года «Положение
о мерах к охранению государственного
порядка и общественного спокойствия»
еще более расширило компетенцию военных
судов и сузило круг процессуальных гарантий
в общих судебных установлениях. Завершением
судебной «контрреформы» явилась судебно-административная
реформа 1889 года. Но сама основная структура
органов судебной власти и судебная система
с основными ее принципами сохранилась
до 1917 года, благодаря эффективности, либеральности
и передовым взглядам одной из самых буржуазных
реформ 1864 года.8