Автор: Артем Пыхалов, 11 Июня 2010 в 16:56, реферат
Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку, как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина. Именно суд является той гарантией, что эти права будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области.
введение……………………………………………………………………..3
1. подготовка реформы………………………………………………...5
2. проведение реформы………………………………………………....8
3. итоги реформы………………………………………………………….17
заключение…………………………………………………………………19
список литературы……………………………………………………...20
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Казанский филиал
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(юридический факультет)
Реферат
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ИСТОРИЯ СУДА РФ
НА
ТЕМУ: РЕФОРМА 1864
Очного отделения 201 группы
Габидуллин
Артем Маратович
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОДГОТОВКА РЕФОРМЫ………………………………………………...5
2. ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМЫ………………………………………………....8
3. ИТОГИ РЕФОРМЫ………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Сейчас, когда новое российское государство встает на ноги и делает попытки провести разные демократические реформы, в том числе и судебные, опыт прошлого нашей страны очень важен. Интересен этот опыт не столько с исторической точки зрения, сколько с практической, поскольку, как и тогда сейчас Россия должна выбрать по какому пути развития она пойдет, а от этого зависят и ее дальнейшие преобразования. И не последнюю роль в этом играет именно судебная реформа, потому что государство именно через суд может обеспечить права и свободы человека и гражданина. Именно суд является той гарантией, что эти права будут соблюдены. А судебная реформа 1864 года была в нашей стране первой демократической реформой в этой области.
Во второй половине XIX века создались все условия для усовершенствования системы судопроизводства. Проблема была в том, что в России слабо было развито уважение к закону. Все судебные процессы были закрытыми для публики, судьи коррумпированы, а постановления судов редко "грешили" объективностью. Основываясь, как правило, на социальных мотивах: низшим слоям выносились куда более суровые приговоры. Судебная реформа, как и все реформы 60-70х годов XIX века была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым понимают обычно осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Надо сказать, что судебной реформы желали, кажется больше чем крестьянской. Если большинство помещиков вопреки здравому смыслу не хотела освобождения крестьян, то в реформе суда были заинтересованы все, кроме разве что, фондовых судейских чиновников, имевших недурной доход от правосудия и не желавших приспосабливаться к новым порядкам. И, разумеется, сторонником реформы судебной, как и реформы крестьянской, выступал в первую очередь сам император Александр II, а так же его брат Константин Николаевич который придерживался даже более радикальных взглядов.
В ходе реформы судопроизводства в России предполагались изменения в разных его областях: в организации судебной системы (например, введение суда присяжных), в профессиональном статусе судей (институт мировых судей, пожизненное избрание), в процедуре вынесения приговора (“двухэтапного” формирования приговора - присяжными и судей) и т.п.
Судебная
реформа была "наиболее последовательной
из реформ всех годов: прежний чисто
сословный, закрытый, чиновничий суд
она заменила судом присяжных, основанным
на принципе гласности. Но и новая организация
суда несла на себе печать сословности.
Для крестьянства сохранили особый суд
и его крепостной атрибут – телесные наказания.
Из ведения суда присяжных с самого начала
были исключены "государственные преступления",
к которым законодатели предусмотрительно
отнесли распространение политических
и социальных теорий, направленных против
существующего порядка.
Первые зачатки этой работы относятся к началу 40-х годов XIX столетия, когда привилегированным коронным юристом графом Д.Н. Блудовым(1785 – 1864) были затребованы от членов судебного ведомства замечания «о доказанных практикою недостатках судебного законодательства» и на основании полученных сведений составлено «предположение» о некоторых необходимых его улучшениях. В начале 50-х годов XIX столетия при канцелярии Николая I были учреждены комитеты для составления проектов уголовного и гражданского судопроизводства. Однако работы этих комитетов в период его царствования не были закончены.
С восхождением на царство Александра II в условиях начавшегося в обществе умственного и нравственного подъема сразу же произошло оживление работ по судебной реформе. Уже в 1857 г. граф Блудов решительно высказался за необходимость не частичных улучшений судопроизводства, а коренных его изменений. В 1857 - 1860 годах им были составлены подготовительные проекты будущих уставов «сообразно требованиям непреложных начал юридической науки»1.
Одним
из первых стало вырисовываться гражданско-процессуальное
законодательство. Среди первых начал:
введение состязательного процесса вместо
следственного; введение гласности и искоренение
и уничтожение канцелярской тайны; отделение
судебной части от исполнительной; установление
двух судебных инстанций; появление кассационного
суда; учреждение при судах постоянных
присяжных поверенных и др. Разработанный
проект следовало представить в департамент
Государственного совета для обсуждения.
Далее разослать в печатном виде членам
Государственного совета для замечаний.
Из замечаний следовало сделать выводы
и обсудить на общем собрании Государственного
совета. Создавая акт, следовало увеличить
число членов судов, соединить магистрали,
ратуши, надворные суды с уездными судами
и палатами, формировать председателей
судов не по выбору, а по назначению правительства.
12 ноября 1859 года граф Блудов отдал на
рассмотрение Александру II “Проект положения
о судоустройстве”. Блудов видел в нём
существенное улучшение юстиции. Например,
появились предписания и распоряжения.
Без разграничения нормативных актов
по юридической силе судебной реформе
грозила опасность: ведомственное распоряжение
могло сводить на нет предписания закона.
Законопроект предусматривал объединить
палаты гражданского и уголовного суда,
вместо низших судов создать суд уездный
“для разных сословий”. Несколько уездных
судов “могут быть соединены в окружной
суд”. Уезд разделялся на мировые участки.
В каждом вводился мировой суд, состоявший
из одного судьи. При судебных палатах
учреждались прокуроры, наблюдавшие за
законностью следствия и предоставляющие
заключения по гражданским и уголовным
делам. Прокуроры палат назначались министром
юстиции. Прокуроры уездных судов – прокурорами
палат. Дела разрешались только в двух
инстанциях. В судебных палатах назначался
главный губернский судья. Он координировал
деятельность судов. В декабре Д.Н.Блудов
представил крупный проект судебной реформы,
по изменению уголовно – процессуального
права. Оно давало право подсудимому знакомиться
с материалами дела, обжаловать приговор.
Из 15 особых судопроизводств оставалось
три о преступлениях по должности, государственным
и религиозным. В процессе обсуждения
проекта отвергался сословный принцип
избирания судей. Предлагалось расширить
компетенцию мировой юстиции, высказывалась
необходимость суда присяжных и др. Требовались
коренные преобразования системы уголовного
судопроизводства. Государственный совет
рассмотрел все замечания, после чего
внеслись существенные изменения. По просьбе
Блудова Д.Н. (на основании его доклада
монарху) последующую работу по судебной
реформе взяла на себя Государственная
канцелярия. Созданная для этого комиссия
включала в себя лучших юристов того времени.
В работе они использовали достижения
юридической науки и практики европейских
стран, считаясь с российской действительностью.
В конце 1862 года в судебной инстанции был
представлен проект “Основных положений
судоустройства”. Там были высказаны
новые принципы. К ним относились: идеи
отделения суда от администрации, установление
состязательности, отделение судебной
власти от обвинительной, введение присяжных
заседателей и образование института
мировых судей. В августе 1864 года проекты
судебных уставов были вынесены на обсуждение
в Государственный совет, одобрены и утверждены
монархом.2
В 1864 г. после длительной подготовки были утвержденыследующие документы, составившие в целом судебную реформу:
Судебная
реформа 1864 г. провозгласила буржуазные
принципы судоустройства и судопроизводства:
независимость и отделение суда
от администрации; создание всесословного
суда; равенство всех перед судом;
введение присяжных заседателей; установление
прокурорского надзора; создание более
четкой системы судебных инстанций. Земские
управы - исполнительные органы, избиравшиеся
на земских собраниях. Волокита и бюрократизм
принимали ужасающий характер. По свидетельству
В.О. Ключевского, в 1842 г. министр юстиции
представил императору отчет, в котором
значилось, что в судебном производстве
насчитывалось 33 млн. незаконченных дел.
Реформа вводила многие институты буржуазного
процесса: отделение предварительного
следствия от суда; устность и гласность
процесса; участие в процессе обвинения
и защиты; равенство сторон, признание
подсудимого невиновным до тех пор, пока
в судебном порядке не будет доказана
его виновность (презумпция невиновности);
ликвидацию формальной оценки доказательств
и введение принципа свободной оценки
доказательств самим судом на основе обстоятельств
дела; апелляцию и кассацию. Но законодательство
судебной реформы и тем более судебная
практика знали многочисленные изъятия
из указанных принципов3.
“Учреждения судебных установлений” устанавливала следующее: “Присяжные поверенные состоят в судебных местах для занятия делами по избранию и поручению тяжущихся, обвиняемых и других лиц, в деле участвующих, а также по назначению в определенных случаях советов присяжных поверенных и председателей судебных мест”.
Основными звеньями общих судебных установлений были окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат.
Судебная реформа 1864 г. создала систему общих судов. Судами первой инстанции были окружные суды. Каждый окружной суд учреждался для рассмотрения гражданских и уголовных дел, выходивших за рамки подсудности мирового судьи. При окружном суде состоял прокурор с группой своих помощников ("товарищи прокурора") и канцелярией.
Судебные следователи округа входили в состав окружного суда, (часть их находилась на местах, на своих участках, а часть — непосредственно при суде).
Окружные суды создавались в специальных судебных округах, как правило, совпадающих с территорией губернии. Председатель и члены окружного суда назначались императором по представлению министра юстиции.
К лицам, назначаемым на судейские должности, предъявлялись определённые требования. И если ранее закон не предусматривал и не устанавливал для судей образовательного ценза, поэтому в судах первой инстанции были неграмотные судьи, то теперь это было необходимо. Срок полномочий для судей этого уровня не устанавливался.
Окружной суд состоял из гражданского и уголовного отделений, а уголовное отделение, в свою очередь, делился на две части: коронный суд и суд присяжных заседателей. В заседаниях участвовали три коронных судьи (председатель и два члена). Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи, которые должны были действовать в контакте с полицией (производство дознания, сбор необходимых сведений и т.д.).
Суд с участием присяжных заседателей – одно прогрессивное явление для того времени. Он считался лучшей формой суда, т.к. обеспечивал привлечение к отправлению представителей народа.
Кандидаты в присяжные заседатели отбирались специальными комиссиями и утверждались губернатором. Они должны были отвечать имущественному цензу, цензу оседлости, возрастному цензу (25-70 лет), иметь русское подданство, физический ценз, ценз нравственности. Закон оговаривал, что ни учителя школ, ни лица, находящиеся в услужении у частных лиц в списки не вносятся.
При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трёх судей и 12-ти присяжных заседателей. Роль присяжных заседателей была довольно ограниченна. Председатель суда ставил перед ними вопрос о виновности подсудимого. Присяжные должны были ответить на вопросы коронного суда (т.е. вынести вердикт о виновности или невиновности подсудимого). Приговор окружного суда с участием присяжных заседателей считался окончательным и мог быть обжалован (или опротестован прокурором) только в кассационном порядке в Сенат по признаку формального нарушения процессуального закона. Закон подробно определял все стадии рассмотрения дел в окружном суде, права сторон (и их равенство в процессе), порядок ознакомления с доказательствами и их оценки (суд должен был оценивать доказательства свободно по внутреннему убеждению, основанному на обстоятельствах дела). Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой довольно остро.4