Суд и процесс по псковской судной грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 03:30, доклад

Описание работы

Судебные функции во Пскове выполняли следующие учреждения: вече; князь совместно с посадниками и сотниками; городские судьи; наместники князя и посадник пригородов; старосты волостей и пригородов; псковский наместник новгородского архиепископа; братчина.

Работа содержит 1 файл

псг суди прицесс.docx

— 36.47 Кб (Скачать)

СУД И ПРОЦЕСС

Судоустройство

Судебные функции  во Пскове выполняли следующие учреждения: вече; князь совместно с посадниками и сотниками; городские судьи; наместники князя и посадник пригородов; старосты волостей и пригородов; псковский наместник новгородского архиепископа; братчина.

Вече

Как высший орган  Псковского государства вече могло непосредственно осуществлять судебные функции. По этому Судная Грамота запрещала князю посаднику производить суд на вече. Принимать решения по делам рассматриваемым на вече, могло только само вече. Однако вече рассматривало лишь наиболее важные деле, например, дела о преступлениях высших должностные лиц, дела о поджоге и т. д. Псковская летопись зафиксировала несколько случаев подобного рода дел.

Под 1314 г. имеется  следующая запись: «А в Пльскове почали бяху грабити недобрии люди села и дворы в городе, и клети на городе, и избиша их пльсковичи с 50 человек»86.

Под 1484 г. летописец  записал: «Того же лета смердов посадиша на крепость в погребе; а посадников и. заповеди закливдша, что грамоту новую списали и в ларь вложили на сеиях со князем Ярославом, а Псков тоге не ведает. Того же лета посадника убиша Гаврила, месяца июня в 13; а убиша его всем Псковом на вечи»87.

Под 1496 г. записано: «Загорелося на Крому... а зажег Чюхно закрадчися.. и... изымаша его на Крому и сожгоша его огнем»88.

Суд князя и  посадника

Постоянно действующим  судебным учреждением в Пскове был  суд князя совместно с посадниками и сотскими.

Княжеский суд  рассматривал лишь определенные категории дел: убийство, разбой, грабеж, наход, кражу, побои, а также дела о поземельном владении и беглых изорниках.

В соответствии со ст. 4 княжеский суд должен был  заседать «оу конязя на сенех», т. е. в княжеских палатах.

За выполнение судебных функций князь и посадники  получали продажу в размере, указанном в законе. Грамота предписывала, чтобы князь и посадники судили на основании законов и не брали взяток. Однако она не предусматривала санкции за неправедный суд. В ней говорилось лишь: «...а не въ судят в правду, ино Бог буди им судна на втором пришествии Христове» (ст. 4).

Вновь избранный  посадник должен был присягнуть на вече в том «...что ему судит право по крестному целованию, а городскими кунами не корыставатися, а судом не метится ни и а шгож, а судом не отчитись, а пря-ваго не погубит, а виноватаго не жаловати; а без исправы человека не погубити, ни на суду на вечи» (ст. 3).

В случае избрания нового посадника старый посадник должен был закончить рассмотрение всех начатых им судебных дел. Новый посадник не имел, права изменять вынесенные старым посадником судебные решения (ст. 6).

Посадникам, как  и другим должностным лицам, запрещалось выступать на суде в качестве поверенного другого лица Они могли вести только собственные судебные дела, а также дела по имуществу той церкви, в которой они состояли церковными старостами (ст. ст. 68, 69 и 71).

Судная Грамота  предписывала князю и посаднику  не рассматривать дела, подсудные  псковскому наместнику Новгородского  архиепископа. В свою очередь последний  не должен был рассматривать дела, подсудные княжескому суду (ст. 2).

Псковские судьи

Псковским судьям были подсудны мелкие уголовные дела, а также все гражданские дела, кроме споров о землевладении. Судьи избирались на вече из среды знатных боярских фамилий. Подобного рода суды были не только в самом городе Пскове, но и во всех пригородах и волостях Псковского государства.

В ст. 77 Судная Грамота  обязывала псковских судей «судити право по крестному целованью», в противном случае «ино суди им Бог в страшный день втораго пришествиа Христова».

Суд княжеских  начестяиков и посадников в пригородах

13 псковских  пригородах дела, подсудные княжескому суду, рассматривались княжескими наместниками вместе с посадниками пригородов.

Судебные функции, аналогичные функциям псковских судей, в пригородах и волостях выполняли старосты пригородов и волостей. Господствующий клас мог вполне доверять судебные функции старостам, так как даже по свидетельству дореволюционных историков права (И. Д. Беляев и др.) старосты избирались лишь из числа бояр.

Суд псковского наместника новгородского архиепископа

Церковь во Пскове не была самостоятельной она подчинялась новгородском архиепископу. Правда, псковское духовенство пыталось выйти из подчинения архиепископа путем создания независимой от последнего епископской кафедры с непосредственным подчинением ее московскому митрополиту. Но эта попытка не удалась.

Как и в других феодальных государствах средневековья, право суда над духовенством, а  также над феодальнозависимым населением, проживавшим на землях монастырей и церквей, принадлежало новгородскому архиепископу. Последний имел во Пскове своего наместника, который непосредственно и осуществлял судебные функции в отношении указанных выше лиц.

Псковская Грамота  подчеркивала, что дела, в которых сторонами выступали поп, дьякон, просвирня, монах и монахиня, подсудны только суду наместника новгородского архиепископа. Поэтому ни князь, ни посадник, ни городские судьи не имели права рассматривать подобного рода дела. В свою очередь наместник архиепископа также не должен был принимать к производству дела, подлежащие рассмотрению светского суда. Однако могли быть судебные споры, в которых одной стороной выступало лицо, подсудное церкви, а другой стороной — лицо, подсудное светскому суду. В этом случае, указывается в ст. 109, «то судити князю и посаднику с владычним наместником вопчи, також и судиам», т. e. совместно. Несомненно, что продажа в данном случае делилась между светским и церковным судом поровну.

Суд братчины

Судебные функции, помимо указанных выше органов, могла  осуществлять также братчина. В ст. 113 говорилось: «А братыцина судить, как судьи». Братчина — это группа соседей, объединявшихся между собою с целью организации в складчину общественных пирушек. Несомнение, что братчины следует рассматривать как пережиток родоплеменных отношений. Братчина являлась оформленной организацией. Участники братчины («пивцы») избирали из своей среды «пирового» старосту, который и являлся организатором увеселений. Так как вс время этих пиров нередки были случаи оскорблений, драк и т. д., Судная Грамота предоставляла право самой братчине рассматривать подобного рода дела. Что же касается более тяжких преступлений, совершенных на пиру, как убийство, разбой и т. д., то несомненно, что такого рода дела подлежали суду князя и наместника.

При суде князя  и посадника состояли следующие  лица: дьяк княжеский и городской, княжеские слуги и подвойские или городские приставы, княжеские писцы и подвергший.

Из этих должностных  лиц, состоявших при суде, наибольшее значение имели дьяки — княжеский и городской. Они ведали канцелярией суда. Кроме того, они докладывали князю и посаднику дела и составляли судебные решения. Дьяков было двое. Первый, княжеский, дьяк являлся представителем князя, другой, городской, — Псковского государства.

Судная Грамота  устанавливала в ст. 79, что в  случае представления сторонами  на суде грамот на спорный участок  земли или рыбную ловлю грамоту  одной стороны зачитывал княжеский дьяк, а грамоту другой стороны — городской дьяк. Грамоты, присланные из пригородов, согласно этой статье должен читать только городской дьяк. Последнее обстоятельство, несомненно, объяснялось стремлением господствующего класса Пскова решать такие важнейшие дела, как споры о владении землей, с участием городского дьяка, мнение которого имело большое значение при разрешении этого спора князем и посадником. Князь и его окружение не имели права владеть землей во Пскове.

Важную роль играли в суде также и писцы. Судная Грамота в ст. ст. 50, 82 и 83 упоминает  лишь о княжеских писцах. Была установлена  определенная такса за пользование их услугами. Так, а написание правой грамоты по земельному спору в пользу писца взыскивалось пять денег; за получение письменного разрешения на поездку за границу, а также за приложение печати к документу уплачивалось по одной деньге.

Если княжеский  писец требовал уплаты пошлины свыше установленной законом по ст. ст. 50 и 82, сторонал: разрешалось обойтись без его услуг, написав документ с помощью другого лица, а князь должен был приложить свою печать. В случае отказа князя печать могла быть приложена в архиве Троицкого собора, что не считалось нарушением прав князя

Функции судебных исполнителей выполняли подвои-ские или пристава, являвшиеся представителями Псковского государства, и княжеские слуги, представлявшие интересы князя.

Согласно ст. 81, городские пристава и княжеские  слуги должны были производить обыск или вызывать в суд свидетелей совместно, а полученные при этом прогоны делить пополам.

Пристава и  княжеские слуги при суде обычно выполняли следующие функции вызывали стороны и свидетелей в суд, производили обыски и выемки, налагали оковы на обвиняемых, участвовали при размежевании границ спорных земельных участков, присутствовали при продаже помещиками имущества изорников, приводили в исполнение судебные решения и т. д.

Приезд пристава с целью производства обыска в  дом какого-либо псковитянина был  настоящим бедствием для последнего. Это видно, в частности, из ст. 98 «А которой человек с приставом приедет на двор татя имать, и татбы искать, или длъжника имать, а жонка в то время детя выверже, да пристава оучнет головшинной окладати, или исца, ино в том голоешины нет».

За порядком в помещении суда следили так  называемые «подверники» или привратники, о которых упоминается в ст. ст. 58 и 59.

Подверников, как и других должностных лиц, при суде было двое: один являлся представителем Пскова, другой представлял интересы князя. Перед вступлением в должность они приносили присягу в том, «што праваго не погубити, а виноватаго не оправити». С каждого дела, которое рассматривалось в суде, подверники получали по 2 деньги на двоих. Обязанность подверников заключалась в том, чтобы в судебницу никого не пропускать, кроме истца и ответчика. Исключения допускались для женщин, малолетних, монахов, монахинь, престарелых и глухих, за которых разрешалось выступать на суде пособнику. Если какое-либо лицо насильно пыталось проникнуть в судебницу, ударив при этом подверника, виновного в таком поступке заключали в колодки и брали с него рубль продажи в пользу князя и 10 денег в пользу подверника. Произвол приставов и отсутствие гласности на суде давали возможность господствующему классу феодалов беспощадно расправляться с угнетенными массами.

Процесс

Процесс во Пскове носил состязательный (обвинительный) характер. Стороны, выступавшие на суде, назывались «сутяжниками».

Ярким примером порядка судопроизводства по земельным спорам служит Правая грамота псковского князя Ярослава Васильевича и псковских посадников Снетогорскому монастырю на шестую часть реки Перервы, спорную с Козмодемьянским монастырем, от 1 1 июня 1483 г: «Перед господином псковским Ярославом Васильевичем, и перед посадники степенными, перед Левонтием Тимофеевичем, и перед Степаном Максимовичем, и перед соцкими на сенех, стоя на суде, игумен Тарасеи Богородицкои Снетные горы и все старцы Снетогорские с Юрьем соцким, с старостою сь Егорьевским, да с Ортемом и с Ыльею, со всеми их сябры, и с ыгуменом с Лаврентием Кузмодемьянским з Гремячие горы и со всеми старцы Кузмодемьянскими, а ркучи тако игумен Тарасеи и все старцы Снетогорские господин князь, и посадники, и соцкие, тому, господине, Юрью сотцкому, старосте Егорьевскому, и Ортему, и Ильи, и всем их сябром, игумену Лаврентию Кузмодемьянскому и всем стар-цом Кузмодемьянским пять частей в Перерве реки, а нам, господине, шестая часть в Перерве реки, проезду деля, и нынечя, господине, Юрьи, и Ортем, и Илья, и вся сябры их, игумен Лаврентей и старцы Кузмодемьянские нас шестой части в Перерве реки лишают, а проезду нам не дадут, а у нас, господине, в той Перерве реки на шестую часть грамоты купчие. Да и положили грамоты купчие перед осподою. И господин князь псковской Ярослав Васильевичъ, и посадники, и сотцкие, прочет перед собою обои грамоты, и дали грамоты Климяты сотцкому, да послали княжого боярина Михаила Чета да и Климета Семеновича сотцкого тое воды в Перерве реке досмотреи. И княжой боярин Михаило да Климета сот-цкои тое воды досмотрели, да и на луб выписали, и перед осподою положыли, да и велись по лубу. И князь псковской Ярослав Васильевич, и посадники степенные ч сотцкие вопросили обоих с обою сторон снимаете ль с межников межничьства. И обои исцы тако ркли сни чаем, господине. И господин князь, и посадники, и сети, кие вспросили игумена Тарасья и старцов Снетогорских есть ли у вас стариков хто, кому то ведомо, что вам в Перерве реке шестая часть, проезда деля. И игумен Тарасеи и старцы Снетогорские воименовали старика Терентия Кудатова тому ведомо, что нам шестая часть есть, проезду деля, в Перерве реки, на того и послачися. Юрьи, да Ортем, да Илья, и все сябры их, и игумен Лаврентей и старцы Кузмодемьянские того же старика воименовали Терентия Кудатова. И послались обои (ис)цы на одного старика. И господин князь псковской, и посадники, и сотцкие велели перед собою поставити Теоентея Кудатова. И терентеи, став перед осподою, тако рек в той, господине, Перерви реки Юрью, и Ортему, да Ильи и всем сябром их, и игумену Лаврентию Кузмодемьянскому и старцом пять частей, а игумену Тарасью

Информация о работе Суд и процесс по псковской судной грамоте