Столыпинские реформы: цель и причины незавершенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:00, реферат

Описание работы

Петр Аркадьевич Столыпин был талантливым политиком, замыслил несколько реформ, которые могли сделать из Российской Империи передовое во всех отношения государство.

Работа содержит 1 файл

Столыпинские реформы - история.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

     Крестьянин также получал помощь в виде  семян,  скота,  инвентаря,  все  это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это  в  Сибири  было некому. В связке “государство крестьянин” исключался перекупщик торговец.

    Одним  из главных препятствий на  пути экономического прогресса  деревни являлась низкая культура  земледелия и неграмотность подавляющего  большинства производителей, привыкших работать по общему обычаю. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Специально создавались агропромышленные службы для крестьян, которые организовывали учебные курсы по скотоводству и молочному производству, демократизации и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства. Много внимания уделялось и прогрессу системы внешкольного сельскохозяйственного образования. 

     Аграрные  реформы Столыпина привели к  увеличению удельного веса "средних  слоев" в крестьянском землепользовании. В период реформы крестьяне активно покупали землю и увеличивали свой земельный фонд ежегодно на 2 млн. десятин. Также крестьянское землепользование существенно увеличивалось за счет аренды помещичьих и казенных земель.

      Все эти изменения, безусловно, сказались на состоянии сельского хозяйства, которое постепенно начало трансформироваться. Понятно, что этому помогли и отмена выкупных платежей, обширная деятельность Крестьянского банка, большая коммерциализация аграрных отношений в целом.Вырос сбор хлеба, увеличились посевные площади, выросли экспорт и урожайность многих сельскохозяйственных культур. В 1906-1912 гг. на 342% выросли производство и импорт сельскохозяйственных машин. В Сибири и других местах переселения вооруженность сельского хозяйства машинами и собственным инвентарем была выше, чем в Европейской России. В некоторых южных районах крестьянская община почти полностью исчезла (например, в Бессарабской и Полтавской губерниях). В других регионах (Курская губерния) община утратила главенствующее положение. 
В ходе реформы обострилась и проблема размеров крестьянских наделов – именно для ее решения нужны были государственные, удельные, кабинетные земли, переселение в Сибирь. П.Столыпин, в частности, сам продал часть своей земли (нижегородское имение), в том числе и чтобы показать пример другим помещикам.

 

Развитие кооперативного движения  

     Ссуды крестьянского  банка не могли полностью удовлетворить  спрос   крестьянина на денежный товар. Поэтому значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. Создавая квалифицированные кадры инспекторов  мелкого  кредита  и ассигнуя значительные  кредиты  через  государственные  банки на первоначальные займы кредитным товариществам и на последующие займы, правительство стимулировало кооперативное движение. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В  результате была  создана  широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных  банков  и  кредитных  товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. К 1 января 1914 года количество таких учреждений превысило 13 тысяч. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов. Крестьяне на кооперативных началах создавали молочные и масляные артели, сельскохозяйственные общества, потребительские лавки и даже крестьянские артельные молочные заводы.

Реформирование  образования.

 

     Системная модернизация без приобщения большинства населения к хотя бы элементарным знаниям о мире была невозможна. Поэтому одно из важнейших направлений реформ П.А. Столыпина - расширение и совершенствование системы образования. Так, в Министерстве народного просвещения был разработан законопроект "О введении всеобщего начального обучения в Российской империи", согласно которому предполагалось обеспечить элементарным образованием детей обоего пола. Правительство разрабатывало меры, направленные на формирование единой системы педагогических учреждений, когда бы гимназии служили ее системообразующим элементом, а не обособленным элитарным заведением. Широкомасштабные проекты в области народного просвещения требовали новых кадров преподавателей. Для этого планировалось создать специальные курсы для будущих учителей и учительниц, в Ярославле же правительство инициировало создание Учительского института. Государство не жалело средств на переподготовку преподавателей средних школ, планировало организовывать их ознакомительные поездки за границу. В период столыпинских реформ ассигнования на нужды начального образования выросли почти в четыре раза: с 9 млн. до 35,5 млн. руб.  

 Предполагалось реформировать и систему высшего образования. Так, правительством был разработан новый Университетский устав, предоставлявший высшей школе широкую автономию: возможность выбора ректора, значительная сфера компетенции Совета университета и т.д. Вместе с тем, устанавливались четкие правила функционирования студенческих объединений и организаций, что должно было способствовать сохранению здоровой академической обстановки в стенах учебных заведений. Правительство считало необходимым привлечь общественность к делу развития образования. Именно в годы столыпинских преобразований были разработаны положения о негосударственных Московском археологическом институте, Московском коммерческом институте, Народном университете имени А.Л. Шанявского.   

 При этом развитие  системы образования понималось П.А. Столыпиным в "связке" с ростом научного знания и накопления культурных богатств. В годы реформ правительство активно финансировало фундаментальные исследования, научные экспедиции, академические издания, реставрационные работы, театральные коллективы, развитие кинематографа и т. д В период премьерства П.А. Столыпина было подготовлено детально разработанное "Положение об охране древностей"; было принято решение о создании Пушкинского дома в Санкт-Петербурге; были поддержаны многие проекты по организации музеев в различных частях империи.   

 Правительство создавало  благоприятную среду для дальнейшего  поступательного развития русской культуры и приобщения к ней все большего числа граждан России. По сути дела, так реализовывалось право человека на достойную жизнь, подразумевавшую возможность получения качественного образования и приобщения к культурным богатствам страны.

      В  рамках  школьной  реформы,  утвержденной  законом  от  3  мая  1908   г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение  для  детей с 8 до 12 лет. С 1908  по  1914  г.  бюджет  народного  образования  удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс.  новых  школ.  Заметим,  что  Столыпин ставил третьим условием  модернизации  страны  (помимо  аграрной  реформы  и развития  промышленности)   достижение   всеобщей   грамотности   в   объеме обязательной  для  всех   четырехлетней   начальной   школы.   Еще,   будучи предводителем дворянства в Ковно, он  писал  по  этому  поводу,  что  только грамотность  поможет  распространению   сельскохозяйственных   знаний,   без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя  итог  школьной реформе,  скажем,  что  для  нее  действительно  не  хватило  времени:   для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами,  как  в  1908-1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.

Создание земств.

 

Столыпин высоко  оценивал  роль  земств  и  поэтому  намечал  распространить земские учреждения на многие губернии, где  они  не  действовали  по  целому ряду причин, и подвести под них  фундамент  в  виде  волостного  земства  на смену отживших  свой  век  волостных  сходов.  Столыпин  совершил  серьезную ошибку в вопросе об учреждении  земств  в  западных  губерниях(1911  г.),  в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том,  что  западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы  улучшить в  них  положение   белорусского   и   русского   населения,   составлявшего большинство, Столыпин решил  учредить  там  земскую  форму  правления.  Дума охотно поддержала его, однако Государственный  совет  занял  противоположную позицию  классовые  чувства  солидарности  со  шляхтой   оказались   сильнее национальных. Столыпин обратился к Николаю II  с  просьбой  прервать  работу обеих палат на три дня, чтобы за  это  время  правительство  срочно  приняло новый закон. Заседания Думы  были  приостановлены  и  закон  принят.  Однако данная процедура явно противоречила законному порядку принятия законов,  что продемонстрировало пренебрежение государственной власти к своим  собственным учреждениям. Это привело  к  расколу  между  правительством  и  даже  самыми умеренными либералами. Столыпин потерял поддержку Николая II, которому  явно претило  иметь  столь  активного  министра,   обвиненного   крайне   правыми противниками в желании “экспроприировать всех помещиков  вообще”  с  помощью аграрной реформы.

 

Судебные новации

 

    Столыпин отдавал себе ясный отчет в том, что реформы не совместимы с анархией и могут быть успешно проведены только в атмосфере общественного спокойствия и порядка. Чтобы избавить страну от анархического разгула, он инициировал принятие закона о военно-полевых судах. В губерниях наиболее пострадавших от разбоев, грабежей и убийств, вводилось чрезвычайное судопроизводство: задержанных преступников судили в течение одних - двух суток, а приговор приводили в исполнение не позднее, чем через 24 часа.

     Премьер не  сомневался в том, что злодейства  должны пресекаться без колебаний, если государство не дает им действительного отпора, то теряется самый смысл государственности.

     При  этом Столыпин объяснял, что введение  военно-полевых судов является лишь временной мерой, призванной «сломить преступную волну, сломить уродливые явления и отойти в вечность». Столыпин считал эти меры оправданными для сохранения общественной безопасности, полагая, что на насилие необходимо отвечать силой. Он утверждал, что надо уметь отличать кровь на руках врача от крови на руках палача, подчеркивал, что смертную казнь можно применять только к убийцам, категорически возражал против введения системы заложничества. На деле же чинились массовые беззакония, на большей части территории страны было введено чрезвычайное положение, не редки были смертные казни ни в чем не повинных людей. Судей, выносивших слишком "мягкие" приговоры, увольняли с работы. Если до осени 1906 г. в среднем казнили по 9 человек в год, то с августа 1906-го по апрель 1907 г. военными судами было вынесено 1102 смертных приговора. Такая статистика вполне подтверждает репутацию Столыпина как жесткого и даже жестокого политика.

         Законопроект "О преобразовании местного суда" должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от "обломков" сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.      

Помимо этого, правительство  П.А. Столыпина внесло в Государственную думу целый ряд инициатив, направленных к укреплению единого правового пространства Российской империи. Предполагалось определить права человека во время предварительного следствия, установить условный срок осуждения, ввести принцип гражданской и уголовной ответственности чиновников, посягнувших на свободы и права граждан. Причем, в данном случае речь шла о государственных служащих самого высокого ранга - председателе Совета министров, остальных министрах, членах Государственной думы и Государственного совета, губернаторах и др.   

Иными словами, предполагалось "вплести" в ткань законов  Российской империи декларированные гражданские свободы, обеспечив процедуру их отстаивание и сделав ответственными за их осуществление все государство и каждого бюрократа в отдельности.

Реформы в промышленной сфере. 

     По  замыслу П.А. Столыпина, параллельно  с крестьянской реформой преобразования должны были проводиться и в области индустрии. Промышленность развивалась довольно интенсивно и заметно обретала капиталистические очертания. Именно этой стороне дела правительство уделяло основное внимание. Была  создана  специальная  комиссия  по  рабочему вопросу.

     Можно  выделить  несколько  этапов  разработки  законопроектов.  Первый  связан   с

деятельностью  вышеупомянутой  комиссии  под  председательством   Коковцова, тогдашнего  министра  финансов.  Ее  деятельность  сразу  породила  открытый конфликт с буржуазией она  не  желала  идти  на  даже  сугубо  экономические уступки рабочим и  обвиняла  правительство  в  том,  что  оно  хочет  решить рабочий  вопрос  за  счет  заводчиков  и  фабрикантов.  Комиссия   Коковцова прекратила существование. Тем не менее, не смотря  на  провал,  определенный итог был достигнут. Он состоял в том,  что  царизм  под  влиянием  революции твердо взял курс, так же как и в аграрной политике, на  буржуазную  политику в  рабочем  вопросе,  отказавшись  от   чисто   полицейского   способа   его разрешения. Общей платформой правительства и промышленников  было  признание

права рабочих  на стачку и свои профессиональные организации. Рабочий  вопрос в буржуазном разрешении наряду с аграрным стал одним из краеугольных  камней третьиюньского курса, одним  из  проявлений  третьиюньского  курса  царизма, столыпинского бонопартизма с той разницей, что в  одном  случае  лавирование шло между помещиками  и  крестьянством,  а  во  втором  между  буржуазией  и пролетариатом. Дальнейшее  развитие  рабочего  вопроса  в  “верхах”  и  Думе доказало это со всей очевидностью

Информация о работе Столыпинские реформы: цель и причины незавершенности