Столыпинские преобразования в России. Зарождение парламента в стране

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

В данной работе я хочу рассмотреть ряд реформ проводимых П. А. Столыпиным. Самой значимой, из которых была аграрная реформа. И это, на мой взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа расположена в самом центре программы «столыпинских» преобразований, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная реформа.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4

Реформы П.А. Столыпина. Их сущность и значение….5-9
Государственная Дума – первые шаги российского парламентаризма………………………………………………10-12
Заключение………………………………………………………....13

Список используемой литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра Истории 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Отечественная история» 
 

«Столыпинские преобразования в  России. Зарождение парламента в стране» 
 
 
 
 

Выполнила:

студентка группы 219-ун

Чернякова Е.С. 
 

Проверил:

О-Ун-Дар  К.У. 
 
 
 
 

Красноярск 2009

ПЛАН

Введение…………………………………………………………….3-4

  1. Реформы П.А. Столыпина. Их сущность и значение….5-9
  2. Государственная Дума – первые шаги российского парламентаризма………………………………………………10-12

Заключение………………………………………………………....13

Список  используемой литературы……………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Проблема  реформирования Российского государства  в большей или меньшей степени заботит почти каждого гражданина нашей страны. Вопросы преодоления переходного периода вызывают, скажем, прямо, противоречивые толки... Как изучить, понять со всей объективностью реформистский курс сегодняшнего руководства страны? Ведь уже давно подмечено, что реальные  результаты реформ, как и наиболее объективные их оценки, появляются не сразу, а спустя некоторый промежуток времени. Отсюда проистекает вся их трудность для понимания в период, когда реформы только развертываются, только набирают темпы. Между тем исторический опыт представляет собой неисчерпаемый источник ценнейшей информации: конкретно-исторических примеров. Если речь идет о реформаторской деятельности, то можно с уверенностью сказать, что на основе этих примеров можно в какой-то мере приблизиться к пониманию реформ современных, а в определенных случаях и предсказать, спрогнозировать принципиальные направления их развития в будущем. Здесь уместно добавить, что, к сожалению, ценный исторический опыт иногда остается невостребованным: мы снова и снова повторяем ошибки прошлого, чтобы наши потомки в свою очередь и в свое время забыли об ошибках  наших. Быть может это замкнутый круг? Не знаю, но хочется верить, что максимально использовать опыт предыдущих поколений все-таки возможно. В этом ключе я решила остановить свой выбор на данной теме. Стоит упомянуть о том, насколько хорошо данная тема исследована наукой. На мой взгляд, довольно основательно. Как я уже сказала, интерес к реформаторам прошлого повышается в связи с неудачами (хочется верить - временными) реформаторов современности.

       В данной работе я хочу рассмотреть  ряд реформ проводимых П. А. Столыпиным. Самой значимой, из которых была аграрная реформа. И это, на мой взгляд, справедливо, т. к. именно аграрная реформа расположена в самом центре программы «столыпинских» преобразований, является основной ее составной частью. В печати часто можно встретить словосочетание "столыпинская реформа", под которой разумеется лишь аграрная реформа. Но так как мы имеем дело с программой, т. е. своего рода упорядоченной системой, то совершенно необходимо рассмотреть аграрную реформу в ее неразрывной связи с некоторыми другими направлениями реформирования, а также с проблемами, которые так или иначе имеют к ней отношение: к примеру, вопрос о соотношении реформы и Думы.

       Также в данной работе я хочу рассмотреть такой вопрос как формирование I Государственной Думы в России.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Реформы П.А. Столыпина. Их сущность и значение.

"Богатое  крестьянство служит  везде лучшей опорой  порядка".

                                                                                     П.А. Столыпин

       История признает, что основой политики П.А. Столыпина, единственным его делом, стала земельная реформа, которая должна была создать в России класс мелких собственников – новую «прочную опору порядка», опору государства. Как говорил П.А.Столыпин, «Мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия». И путь к этим целям он видел, прежде всего, в укреплении государственности.

  Суть аграрной  реформы

       Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила правительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи с 1906 г. Наполовину, а с 1907 г. – полностью. Но этого было недостаточно. Крестьяне требовали земли. Правительство вынуждено было вернуться к идеи отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась ещё в 1902 г., но тогда правительство отказалось от её реализации. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому её назвали «Столыпинской».

       Реформа осуществлялась несколькими методами:

  •    указ от 9 ноября 1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон от 14 июня 1910 г. сделал выход обязательным;
  •    крестьянин мог потребовать объединения надельных участков в единый отруб и даже выселиться на отдельный хутор;
  •    создавался фонд из части казённых и императорских земель;
  •    для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк давал денежные ссуды;
  •    учитывая «земельный голод» в центре России, правительство поощряло переселение крестьян на Урал.

       Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом месте, создавали казённые склады сельскохозяйственных машин, обеспечивали агрономические конструкции, медицинскую и ветеринарную помощь.    

       Цель  реформы состояла в том, чтобы  сохранить помещичье землевладение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию сельского хозяйства, преодолеть общинную ментальность и воспитать в каждом крестьянине чувство собственника, хозяина земли, сняв тем самым социальную напряжённость в деревне и создав там прочную социальную опору правительства в лице сельской буржуазии.

       Реформа способствовала подъёму экономики  страны. Сельское хозяйство приобрело  устойчивый характер. Увеличились покупательная  способность населения и валютные поступления, связанные с вывозом  зерна.

       Однако  социальные цели, поставленные правительством, не были достигнуты. Из общины вышло в разных районах только 20-35% крестьян, так как большинство сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело лишь 10% домохозяев. Кулаки чаще выходили из общины, чем бедняки. Первые покупали землю у помещиков о обедневших односельчан, заводили рентабельное товарное хозяйство. Бедняки уходили в города или становились сельскохозяйственными рабочими. 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского банка, разорились. Около 16% переселенцев не смогли устроиться на новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополняли ряды пролетариев. Реформа ускорила социальное расслоение – формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в деревне прочной социальной опоры, так как не удовлетворило нужды крестьян в земле.

Иные  реформы П.А. Столыпина

       В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 г. по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Еще, будучи предводителем дворянства в Ковно, он писал по этому поводу, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог школьной реформе, скажем,  что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908-1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.

       Столыпин  высоко оценивал роль земств и поэтому намечал распространить земские учреждения на многие губернии, где они не действовали по целому ряду причин, и подвести под них фундамент в виде волостного земства на смену отживших свой век волостных сходов. Столыпин совершил серьезную ошибку в вопросе об учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Дело в том, что западные губернии экономически продолжали зависеть от польской шляхты. Дабы улучшить в них положение белорусского и русского населения, составлявшего большинство, Столыпин решил учредить там земскую форму правления. Дума охотно поддержала его, однако Государственный совет занял противоположную позицию - классовые чувства солидарности со шляхтой оказались сильнее национальных. Столыпин обратился к Николаю II с просьбой прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за это время правительство срочно приняло новый закон. Заседания Думы были приостановлены и закон принят. Однако данная процедура явно противоречила законному порядку принятия законов, что продемонстрировало пренебрежение государственной власти к своим собственным учреждениям. Это привело к расколу между правительством и даже самыми умеренными либералами. Столыпин потерял поддержку Николая II, которому явно претило иметь столь активного министра, обвиненного крайне правыми противниками в желании "экспроприировать всех помещиков вообще" с помощью аграрной реформы.

       Следует кратко осветить  преобразования в  сфере судебной власти. Принципиально, в самых общих чертах,  местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.

       Наконец осталось затронуть рабочий вопрос. Он, так же как и крестьянский, достался Столыпину в наследство от революции 1905- 1907 гг. Интересно отметить, что до этого не только царизм, но и буржуазия отрицала его существование. По мнению А. Я. Авреха это непризнание было равнозначно признанию несостоятельной политики опоры на крестьянскую общину. Революция развеяла все сомнения... Была создана специальная комиссия по рабочему вопросу. Можно выделить несколько этапов разработки законопроектов.  Первый связан с деятельностью вышеупомянутой комиссии под председательством Коковцова, тогдашнего министра финансов. Ее деятельность сразу породила открытый конфликт с буржуазией - она не желала идти на даже сугубо экономические уступки рабочим и обвиняла правительство в том, что оно хочет решить рабочий вопрос за счет заводчиков и фабрикантов. Комиссия Коковцова прекратила существование. Тем не менее, не смотря на провал, определенный итог был достигнут. Он состоял в том, что царизм под влиянием революции твердо взял курс, так же как и в аграрной политике, на буржуазную политику в рабочем вопросе, отказавшись от чисто полицейского способа его разрешения. Общей платформой правительства  и промышленников  было признание права рабочих на стачку и свои профессиональные организации. Рабочий вопрос в буржуазном разрешении наряду с аграрным стал одним из краеугольных камней «третьеиюньского» курса, одним из проявлений «третьеиюньского» курса царизма, «столыпинского бонапартизма» с той разницей, что в одном случае лавирование шло между помещиками и крестьянством, а во втором - между буржуазией и пролетариатом. Дальнейшее развитие рабочего вопроса в "верхах" и Думе доказало это со всей очевидностью. Следующим этапом в решении рабочего вопроса было Особое совещание (1906- 1907 гг.). Это уже была целиком эра Столыпина. На повестку сессии были вынесены 10 законопроектов, сводившихся к нескольким пунктам: страхование болезней, несчастных случае, инвалидности; сберегательные кассы обеспечения; правила найма рабочих; рабочее время; меры поощрения строительства здоровых и дешевых жилищ; и т.п. Важно отметить, что без внимания остался вопрос о рабочих организациях - считалось, что "Временные правила" о союзах на время решают проблему. На основе этих правил в годы «столыпинского» правления были закрыты сотни профорганизаций и еще сотням отказано в регистрации.

Остальные вопросы обсуждались, но встретили сильнейшее сопротивление со стороны промышленников, т.е. крупной буржуазии. К примеру, Нобель утверждал, что "если нам не будет предоставлено право некоторого противодействия влиянию массы, то мы пропали..." С передачей в июне 1908 г. законопроектов в Думу наступил их последний этап превращения в законы. Он стал самым длинным. Сопротивление было не только со стороны промышленников, но и слева: трудовики  и социал-демократы выступили с критикой страховых законопроектов с подлинно демократических позиций. Страховые законопроекты стали в конечном итоге одной из причин, обострившей отношения между правыми и октябристами, помещиками и буржуазией. Можно сказать, что «столыпинская» рабочая политика провалилась. Ответом на неё со стороны рабочего класса был новый революционный подъем. 
 
 
 
 
 

2. Государственная  Дума – первые  шаги российского  парламентаризма

       Традиции  представительства имеют в России древнюю историю. Они пришли на смену  непосредственному участию населения  в делах отечества — Псковскому, Новгородскому вече, иных древнерусских княжеств. С включением их в состав Московского царства вече остаются в прошлом, они более не собираются.

       В российских землях в качестве совещательного органа при князе имелись княжеские  думы. С конца XV в. они становятся постоянными и получают наименование Боярская дума. Боярская дума была упразднена в 1711г. в связи с созданием Петром I Сената.

       В Московской Руси в наиболее сложные  периоды ее истории, когда власти не могли самостоятельно принять  решения, и им требовалась поддержка служилого дворянства и посадского населения, созывались Земские соборы. Первый из них состоялся в 1550г. На них избирались цари, в 1598г. — Борис Годунов, в 1613г. — Михаил Романов; решались вопросы объявления войны и заключения мира; установления налогов и др. Последним был Земский собор 1653г, решивший вопрос о воссоединении Украины с Россией.

       Существование соборов охватывает сто лет, с  середины XVI до середины XVII вв. Несмотря на их совещательный характер, они  способствовали собиранию Русских земель, преодолению «смутного времени», формированию централизованного государства.

       В России после Земских соборов  в течение 250 лет отсутствовал общенациональный представительный орган власти. Формирование общероссийского представительства относится к началу XX в., драматическому времени в истории России: поражение в русско-японской войне, расстрел 9 января 1905г. в Санкт-Петербурге мирной демонстрации рабочих (кровавое воскресенье), восстание на броненосце «Потемкин», всероссийская политическая стачка, декабрьское (1905г.) вооруженное восстание в Москве. В эти дни, в разгар вооруженных столкновений 11 декабря 1905г. принимается закон о выборах первой Государственной Думы. Согласно закону образовывались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая.

Информация о работе Столыпинские преобразования в России. Зарождение парламента в стране